Познавательная экскурсия в "Казачий музей" детского сада
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте необходимо начинать развитие интереса к своему народу, его культуре, истории, зародить в детском сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Через народную культуру у детей развивается как  духовно-нравственная сфера, так и его творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_ekskursiya_v.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Казачий музей» в детском саду

Детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте необходимо начинать развитие интереса к своему народу, его культуре, истории, зародить в детском сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Через народную культуру у детей развивается как  духовно-нравственная сфера, так и его творческие способности.

Чтобы прикоснуться к народной культуре, в нашем МБДОУ ЦРР д/с № 11 «Родничок» идет регулярная, целенаправленная работа над приобщением детей к культурному наследию кубанского казачества. Для начала мы предложили  детям  казачьи игры и песни. Эти песни, о родной Кубани, сразу покорили маленькие детские сердца. Это было заметно по тому, с каким волнением они пели их на музыкальном  занятии, как напевали их в свободной деятельности, как именно казачьи песни приходили на ум в те минуты, когда на душе было спокойно и радостно.

Как когда то в старину казаки сажали маленьких сыновей на коня, давали в руки саблю – с детства готовили к охране родной земли, так и нынешние мальчики растут с пониманием того, что они будущие защитники. Оттого и игры им нравятся те, где можно показать свою ловкость, смекалку, воинскую доблесть: «Конница», «Защити курень», «Брыль», «Сними платок» и др. Девочкам же, как настоящим казачкам, по душе пришлись с пением, с хороводами: «Заря – заряница», «Горелки», «Золотые ворота», «Сан казака», «У Василки, у казаченька».

Играя в народные игры,  дети стали задавать  вопросы о жизни казаков. Чтобы ответить на них, всей группой рассматривали картинки, фотографии, читали книги по этой теме. Так дети узнавали об истории своей Малой Родины. Они узнали, что переселились казаки на Кубань для защиты южных границ, что строили свои дома вблизи степных рек, а селения называли – станицами. В станице хаты называли курени, огораживали их плетнем, а двор, где держали живность называли – баз. Узнали о внутреннем убранстве хаты, что такое красный угол, зыбка, какая была посуда, из чего её изготавливали. Что кубанская культура проявлялась и в языке. Знакомились со значением некоторых казачьих слов:  робыть – работать, кликать – звать, спивать – петь, рыготать – смеяться, гарный – красивый.  С большим интересом дети рассматривали казачью одежду.  Для себя они отметили то, у мужчин она делилась на повседневную и казачью форму, что входило в её состав, почему форма была выбрана именно такой.

Видя интерес детей к казачеству, я предложила им создать «Казачий музей» в кубанском уголке детского сада. Ребята сразу загорелись идеей музея. Ребят поддержали и родители. Они помогли пополнить музей экспонатами казачьего быта. Это старинные занавески, одежда казака, прялка, чугунки, ухват, деревянная посуда, гармошка, и т.д.

Вот настал день открытия музея. Ребята волновались, ведь они впервые выступают в такой взрослой и серьёзной роли – экскурсоводов. Им предстояло передать все свои накопленные знания об истории Малой Родины детям из младших групп. Как только появились первые посетители музея, волнение ушло и началась настоящая работа. Воспитатель, который выступал в роли директора музея, и находился рядом, чтобы поддержать юных экскурсоводов, отследить правильность и полноту подаваемой информации, скоро почувствовал, что дети успешно справляются сами. А юные посетители «Казачьего музея» были просто в восторге. Ведь в каком еще музее можно все полученные знания тут же попробовать в деле: набрать воды из колодца, покрутить прялку, примерить кубанку, взять чугунок ухватом и поставить в печь, поиграть на гармошке. Видя интерес в глазах малышей, ребята - экскурсоводы предложили маленьким посетителям поиграть в кубанские подвижные игры, самостоятельно ознакомив их с правилами. Малыши откликнулись на предложение поиграть с огромным энтузиазмом. Они с удовольствием играли во все предложенные игры.

Юные экскурсоводы были в восторге, видя как их знания о Родной Кубани, смогли увлечь ребят из младших возрастных групп.

Так в нашем детском саду прививается интерес и любовь к наследию исторического прошлого нашей Кубанской земли.

Познавательная экскурсия в  «Казачий музей» детского сада.

Экскурсоводы – дети подготовительной группы.

Посетители: - дети средней и старшей группы.

Цели мероприятия:  Ознакомление детей с жизнью, бытом казаков, с традиционной народной культурой Кубани. Приобщение детей к выполнению роли экскурсоводов.

Предварительная работа: Рассмотреть на занятии предметы быта: рушники, ложки, прялку, станы – ткацкие станки, пряхи – прялки, салатолки – ступки с пестиком, блюда, богонки, корыта, макитры – горшки для приготовления и хранения хлеба, глечики – для молочных продуктов.

Демонстрационные фотографии: Казаки, переселившиеся на кубанскую землю.  Казачья усадьба – подворье. Жилье из двух хат: "малая хата или кухня" и "великая хата или чистая половина". Рушники, фотографии. Крыша хаты – из камыша, соломы, редко из железа, хата обмазана глиной, белилась. Ограды плетня. Хозяйственные постройки В подворье колодец, летняя печь, баз.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

1. Организационный момент.

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские,

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у него богатырские.

В. С. Подкопаев

Воспитатель: Любимый уголок земли, где ты родился и живешь называется Малой Родиной. Наша Малая Родина– Кубань. Недаром в народе говорят «Кубань– родная земля!», «Кубань, наша Родина!».

-Ребята, скажите, почему наш Краснодарский край называется Кубанью?

Дети: - Потому что по нашему краю протекает река Кубань.

Воспитатель: А вы хотите узнать, как жили наши предки когда они переселились в эти края?  Тогда проходите в наш музей…

Ребенок 1: Кубанская земля- казачий край. Екатерина Вторая пожаловала черноморскому казачьему войску грамоту на кубанскую землю. Для защиты южных границ на Кубань были посланы черноморские, а потом донские казаки, стали они называться Кубанскими казаками.

 Ребенок 2: Большая часть казачьих поселений Кубани возникла при освоении новых земель. Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных рек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земельным валом. Потом эти селения стали называться станицами.

Ребенок 3: В станицах строились хаты.  Их строили из глины, камыша, соломы.

Крышу покрывали соломой или камышом.

 Стены строили из глины ведь вокруг её было очень много. Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво.

Во дворе находилась летняя печка, колодец, баня, конюшня, во дворе держали коров, свиней, коз, кур.      

Двор, где держали живность называли – баз.  

Хаты свои казаки называли курени.  

 Хаты казаки огораживали плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Ребенок  4: Хата у казаков делилась на две комнаты большую и малую.

Главное место в большой комнате  занимала печь. Она отапливала хату, в печи казачка варила еду. Возле печки находится закуток. Там стояли лопата,  ухват,  кочерга.

В малой хате располагалась кровать.

На ней лежит покрывало и подушки. Над кроватью висит ковер.

В семье казака всегда было несколько детей и новорожденного ребенка укачивали в подвесной люльке, которую вешали около кровати. Эта люлька называлась- зыбка.

Ребенок  5:  А, еще в каждой хате был красный угол. Это угол с иконами – одной или несколькими, специальный столик-уголок, на котором лежит молитвенник, библия.  Над иконой зажигали лампадку.

Стены в комнатах белили, на пол стелили коврики, дорожки, которые сами хозяйки ткали, шили. Все выглядело красиво и нарядно. Стены в комнате украшены старинными фотографиями, вышитыми рушниками, узорами на печи.

Ребенок  6:  В хате обязательно стояла этажерка, и на ней было много различной посуды.

Глиняные горшки на Кубани были самой распространенной  посудой: в них готовили пищу, замешивали тесто, держали молоко, сметану и другие жидкости (показ образца). В глиняных кувшинах хранили молоко и воду, в жару молоко или вода должны быть холодными, это означало, что кувшин «дышит», т.е. хорошего качества. Хороших гончаров очень ценили, не каждый мастер мог сделать отличный горшок или кувшин.

 Посуду так же делали из дерева. Из дерева делали ложки, черпаки, кадушки, бочки, корыта,  деревянные коромысла.

Из гибких веток казаки плели корзины, из бересты ( коры березы) делали туески.

Ребенок  7:  Казачью форму входили: черкеска из черного сукна, с нашитыми на груди, подкладками для газырей, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой – бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Позднее все казаки стали носить обычный мундир.                                                                         Основой женского костюма была - длинная рубаха с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава и подол украшались вышивкой. Костюм состоял из юбки и кофты – "кохточки". На голове красивые – красивые шелковые платки, на ногах – полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах.

Ребенок  8:  Кубанская культура проявляется в языке. "Казачий язык возник на основе соединения разговорных стилей украинского и русского языков.

Вот что означают некоторые казачьи слова:

Робыть – работать.

Придворье – подворье.

Худоба – домашнее животное.

Кучковаться – собираться вместе.

Кликать – звать.

Балакать – говорить.

Спивать – петь.

Рыготать – смеяться.

Щирый – добрый.

Гарный – красивый.

Дэбелый – здоровый.

Неслухянный – непослушный.

Ободранцы – неопрятные.

Поганцы – грязнули.

Дурноеды – дармоеды.

Казаки придумывали поговорки из своей жизни.

Що з возу упало, щитай пропало – потерянного не найдешь.

Палку ткны – дэрэво вырастэ – означает плодородие земли.

Свинья калюжу найдэ – свинья грязь найдет.

 Воспитатель: А теперь давайте поиграем в кубанские народные игры. 

Игра заря заряница

Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:

Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые, 
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!

С последними словами заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берёт ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится зарёй и игра повторяется.

Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются, пока заря выбирает, кому положить на плечо платочек.

«Сон Казака»

Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казаку» завязывают глаза, или он закрывает их сам. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «КУ-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего в середину круга. Игра продолжается:

Все коровы во дворе

Размычались на заре.

Не понятно никому,

Почему «Му-МУ, Му-Му».

Стоящий в кругу мычит, изображая корову. Казак угадывает его и забирает к себе в круг. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять!

По окончании слов дети, образующие хоровод, поднимают руки – «воротики», а казак догоняет тех детей, которых он забирал в круг.

«Горелки»

(Участники игры встают в круг и передают платочек по кругу со словами:

 «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Глянь на небо птички летят, Колокольчики звенят»

 - последний, у кого платочек окажется в руках, идет в центр круга, играющие говорят: «Раз, два не воронь, а беги как огонь! ». Дети разбегаются, горелка должен коснуться игрока и передать ему платок. Он становится горелкой, игра продолжается.)

«Золотые ворота»

Пара детей поднимает руки вверх, остальные парами проходят в ворота. Ведущие делают ворота и говорят:

В золотые ворота

Проходите господа

В первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Опускают руки, закрывают ворота. Кто не прошел, становятся воротами.

«Разбей кувшин»

Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в спицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком, картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить.

Воспитатель: В завершение экскурсии по нашему музею, ребята-экскурсоводы споют вам песню «На Кубани мы живём…», а вы подпевайте.