СОРОКИ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Лемзякова Елена Анатольевна

Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.
 

Задачи: познакомить детей с традициями и историей проведения праздника «Сороки»; развивать речь, движения ,мелкую моторику, музыкальные способности ребенка через различные формы народного фольклора;
воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклорный праздник25.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                С О Р О К И.

Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам на основе активного участия в праздниках.

Задачи: познакомить детей с традициями и историей проведения праздника «Сороки»; развивать речь, движения ,мелкую моторику, музыкальные способности ребенка через различные формы народного фольклора;
воспитывать интерес и любовь к природе, к родному краю, к его национальным традициям.

(Звучит русская народная музыка).

Хозяйка (встречает детей): Давно вас жду- поджидаю, праздник не начинаю!  Долго длится зимняя пора. Уже пронеслись веселые праздники: Рождество и Масленица, уже надоело слушать завывания вьюг да метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу лютую. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали еще один обряд – «Закликание весны». В народе так и говорили об этом дне:

 Когда вода разольется, когда лес зазеленится,

 Когда птицы прилетают, тогда и весна наступает.

        ХОРОВОД   «КАК  ЗИМА  С  ВЕСНОЮ  ПОВСТРЕЧАЛИСЯ»

 Хозяйка. Приглашаю вас в гости, к себе в горницу. Весну закликать, да птиц весенних   прославлять (дети садятся на стульчики).                  

Со светлой надеждой на  будущее  ожидаем  мы прихода весны. Наступает весна, но робки  и  не уверены  ее первые шаги: то и дело зима дает о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом.  О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья,  призывая ее  поскорее растопить зимний снег.

1. Благослови, матушка, весну закликать,

Весну закликать, зиму провожать.

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустим на порог.

2. Пускай весна придет скорей,

 Мы так соскучились по ней,

Станет солнышко добрее,

 А дни - светлее и длиннее.

3.Весна, весна проснись ото сна!

А ты, зима, ступай за моря!

Пусть зима уходит в прок!

Весну пустим на порог!

4. Нам, зима, ты надоела

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла!

5. Весна, весна, проснись ото сна!

Нам зима наскучила,

Холодом измучила!

                ЗАКЛИЧКА  «ПОДАЙ, БОЖЕ, КЛЮЧИК»

Хозяйка. А теперь давайте вместе позовем Весну.

Дети. (хором)

Приди, весна, с радостью, с великой милостью!

Со льном высоким! С корнем глубоким!

С колосом сильным!  С хлебом обильным!

Хозяйка. Не может Весна без солнышка прийти, пора и его звать- закликать.

Дети. Солнышко, солнышко, красное ведрышко,

            Высоко взойди, далеко посвети!

            На темные лесочки, на сырые  борочки,

            На речку, на поля, на синие моря,    

            На зеленый огород и на весь народ!

  (На центральной стене появляется солнышко).

Хозяйка. А вот и солнышко проснулось, засияло, улыбнулось

                  Птицы весело поют, весну - красну на крыльях несут.

Спасибо солнышко, что заглянуло к нам на праздник. Будь у нас гостем дорогим. А мы весну встречаем, птичек закликаем! Недаром в народе говорили:  «Сорок сороков птиц из заморских стран  летят, весну несут».

(Фонограмма «Пение птиц»,  входит Весна)

Весна.  Я- Весна, Весна красная! Пришла к вам с радостью,

С радостью,  с великой милостью.

Со льном высоким, с корнем глубоким, с хлебом обильным.

Здравствуйте, люди добрые! (кланяется).

А еще принесла вам здоровье: первое - коровье, второе - овечье, третье – человечье.

Хозяйка. Весна - красна, чем ты нас одаришь?

Весна. Одарю я вас ключевой водой, шелковой травой, теплым летом, лазоревым цветом.

Хозяйка. А мы тебя песней да игрой порадуем.

                        ХОРОВОД  «ВЕСНЯНКА»

Хозяйка. А теперь и за весёлую игру примемся.

                ИГРА  «ИДЁТ  МАТУШКА-ВЕСНА»

(Двое ребят берут друг друга  за обе руки и поднимают их вверх.  Это – «ворота». Остальные дети берутся за руки, как в хороводе. Все играющие проходят под воротами и говорят такие слова)

Отворяйте ворота

Идет матушка Весна!

Первым март прошел,

Всех детей провел!

А за ним апрель

Отворил нам дверь!

А за ним и май, сколько хошь гуляй,

Сколько хошь гуляй, только не зевай!

(С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Потом можно выбрать новые «ворота» и начать игру сначала).

Весна.  Солнце ласково смеется, светит ярче, горячей,

И в овраге звонко льется разговорчивый ручей.

После зимней тишины, после  стужи зимней

Из-за гор, из-за морей  прилетают птицы.

Вот и со мной пташки прилетели.

Сможете отгадать как их зовут?

                                ЗАГАДКИ. 

1.Черный, проворный, кричит «Крак!»  червякам враг.  (Грач).

2.Спереди у птички шильце, позади у птички вильце.

Сама птичка мала, а за морем была. (Ласточка).

3. Он прилетает каждый год туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,  а все же голос свой имеет. (Скворец).

4.Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

5. Гнездо свое он в поле  вьет,  где тянутся растения.

 Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)

6. Когда весенний лес весну торжественно встречает,

Колдунья серая усердно годы нам считает... (Кукушка)

7. Он тоже серенький на вид, но очень пеньем знаменит.

Он соло пел среди ветвей, певца назвали... (Соловей)

Весна. Загадки все вы отгадали, молодцы. А песни про птиц знаете?

ПЕСНЯ   «ЛАСТОЧКА»

Весна. Спасибо вам, ребята, за такую нежную и ласковую песенку.

А я  знаю игру ещё про одних  весенних птиц.

                        ИГРА   «СКВОРУШКИ»

Весна. Ребята, а давайте мы с вами превратимся в перелётных птиц, которые весной возвращаются из тёплых краёв. У меня есть маски с изображением птиц, выбирайте себе любую, одевайте  её  на голову (дети надевают маски).

Весна. Назовите, ребята, кто какую птицу себе выбрал?

(Дети называют своих  перелётных птиц и вспоминают народные приметы, связанные с их прилётом).

1.Грач на горе – весна на дворе.
2.Сколько проталин, столько и жаворонков.
3.Увидел скворца – знай, весна у крыльца.

4. Ранние ласточки - к счастливому году.
 5.Ранний прилёт журавлей-к ранней весне.

Весна. Детки, быстро  закружились,
В перелётных птиц все превратились.

(Звучит весенняя мелодия с голосами птиц, дети свободно летают, изображая птиц).

Весна. Птицы быстро закружились,
И в детей все превратились.(снимают маски и садятся).

Весна. Разных птиц я люблю, разных птиц приголублю, но дороже всех одна

пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!

Дети. Это жаворонок.

Весна.  Правильно, жаворонки могут подниматься высоко в небо, где, по древним преданиям, находилась, недосягаемая для человека, обитель духов-покровителей.

Поэтому эта птица является символом добра и счастья.

Весна. А сейчас послушайте его песню.

(Фонограмма пения жаворонка)  

Хозяйка. Сегодня на календаре 22 марта. Этот день считался у русского народа большим праздником. Согласно поверью, именно в этот день возвращаются домой перелетные птицы, которые несут на своих крыльях весну. А назывался этот день «Сороки».

По народному обычаю в этот день хозяюшки выпекали из теста вешних птичек - жаворонков. Птички были аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. 
Дети бегали по улице с испеченными птичками, подбрасывали их вверх, разбрасывали по всюду крошки и кричали: «Жаворонки прилетите, красное лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела». Мягкие булочки подвешивали к окошку на ниточках, прикрепляли к веткам деревьев, дарили своим близким.

Хозяюшка. Подумайте,  почему люди пекли именно жаворонков?

Дети. Пекли жаворонков, потому что они первые возвращались из теплых краев.

Весна. Да, жаворонки – это певчие птицы, которые первые прилетают с юга, птицы, которые выше всех остальных птиц поднимаются в воздухе и ближе всех бывают к солнцу и своими звонкими трелями возвещают о приходе весны.

                                ИГРА  «ЖАВОРОНОК»

(По считалке выбирается «жаворонок». Он берет колокольчик, входит в круг, который образуют остальные игроки, и бегает в нем.

Все игроки говорят):

 В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Тот, кто песенку найдет,

Будет весел целый год.

 (Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком»).

Весна. Ребята, найдите на этих картинках изображение жаворонка. (выбирают).

 Весна. Как вы догадались, что это жаворонок?

Дети. «Это жаворонок, потому что он маленький, серенький.

Весна. Да, жаворонки внешне неприметны: серые с темными пестринками, с маленькой круглой головкой, небольшим хвостиком.

                        ЗАКЛИЧКА « ЖАВОРОНОЧКИ»

Хозяйка. Ребята, давайте и мы сегодня будем лепить жаворонков. Пройдём к столам, где у нас приготовлено солёное тесто, краска и крупа для украшения. Разделим кусочек теста на две части. Из большой части будем лепить птичку. А маленькую оставим.  Как вы думаете для чего?

Дети: Маленькую часть оставим для украшения птички.

Хозяйка.  Из большого куска раскатаем валик.  С одной стороны сформируем пальцами голову. Кончиками пальцев  сделаем  клювик. Остальную часть расплющим в лепёшечку.  С противоположной стороны от головы сделаем один надрез. Одна часть будет хвостик, другая крылышко. Хвост и крылышко надрежем веером, крылышко приподнимем кверху и прижмём к туловищу  (сопровождает свои слова показом).

Хозяйка.  Жаворонки – птички невзрачные. Но люди любили  этих птиц, поэтому украшали их, на голове лепили хохолок, делали красивые узоры. Вместо глаз вставляли горох, гречишные зерна» (показывает варианты украшения с жаворонков).

Весна. Перед началом работы предлагаю вам разогреть пальчики.

                ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА  «ЖАВОРОНОК»

Весна. Переплетите большие пальцы и хорошо зацепите друг за друга. Для нас это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сложите вместе, сомкните. Это будут крылья. (Воспитатель сопровождает слова показом). Готовы ли ваши жаворонки? Тогда взлетаем и все вместе выполняем движения.

«Хочет – прямо полетит, 
Хочет – в воздухе висит, 
Камнем падает с высот 
И поет, поет, поет».

(Дети выполняют движения руками в соответствии с произнесенным текстом).

Хозяйка.  Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков.

(Воспитатели   предлагают приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказывают помощь, поощряют детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.

Хозяйка. Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились.

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает вылепленных птичек, обсуждает, у кого получился самый нарядный жаворонок, самый голосистый, у которого жаворонка самый оригинальный хохолок и т. д.). Давайте их подарим нашим мамам и  папам, поздравим их с наступлением  Весны!

(Дети встают около стульчиков и читают заклички)

1. Жаворонки- жавороночки,
Довольно в чужих
Краях гостевать,
Пора домой прилетать.
Прилетите к нам,
Поскорее к нам,
Зиму провожать,
Весну привечать,
У зимы рот велик,
А денёк не велик.

2. Жаворонки-жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.

3.Жаворонки-жавороночки! 
 Прилетите к нам, 
Принесите нам 
Весну теплую, 
Лето плодородное 
Весну с дождем, 
Лето с травами. 
Весну с солнышком, 
Лето с зернышком.

4. Жаворонки,  жавороночки!

Вы скорее летите, тепло принесите.        

Нам зима надоела - весь хлеб она поела.

Нет ни хлеба, ни картошки, самовар стоит на окошке.

Хозяйка. Самовар на окошке - это непорядок! Самовар должен всегда на столе стоять, да пыхтеть, к чаю приглашать.

Весна (вносит печенье-жаворонки). А вот вам, ребята, угощенье,  птички-жаворонки.

С пылу, с жару - для нашего самовара!

Хозяйка.  Жаворонушки, прилетайте!

Весну красную закликайте.

Чтобы снеги покатились,

В речке воды появились.

 Принесите весну на своем хвосту,

На сохе, на бороне, на овсяном снопе.

Весна.  Птички прилетайте!

Гнездышки свивайте

Летите, залетайте,

Весну прославляйте!

ВМЕСТЕ (и дети, и взрослые) С ПРАЗДНИКОМ!!! (Все угощаются печеньем).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фольклорного интегрированного развлечения в логопедической группе . Тема: "Сорок Сороков - встречаем птиц".

Дети вместе с педагогом встречают Весну, но Весна грустит без птиц, которые еще не вернулись. Надо создать условия для благополучного возвращения и птиц и Весны. Дети выполняю...

сценарий тематического занятия "Сорок Сороков или прилет птиц"

Сценарий   тематического занятия  (кружок  «Свет  православия»)Сорок  сороков (прилет птиц)  Программные  задачи:- познакомить детей  с календар...

Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сорок-сороков - День птиц"

Конспект  интегрированной образовательной деятельности на тему " Сорок-сороков - День птиц" .Основная образовательная область - "Музыка". Для детей старшего дошкольного возраста. Занятие с исполь...

Презентация к занятию "Сорок-сороков - День птиц"

Презентация к конспекту интегрированной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Сорок-сороков - день птиц". Может быть использована для ознакомления детей с фольк...

История праздника весны или сорок сороков.

Сороки – старинный праздник встречи перелётных птиц и весны. С этим днём в народе связано множество обрядов, примет и обычаев. На Руси праздновали возвращение птиц, в честь которых пекли сорок «жаворо...

Сорок-сороков

Праздник "Сорок-Сороков"...