Главные вкладки

    Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сорок-сороков - День птиц"
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) по теме

    Папанова Алла Владимировна

    Конспект  интегрированной образовательной деятельности на тему " Сорок-сороков - День птиц" .Основная образовательная область - "Музыка". Для детей старшего дошкольного возраста. Занятие с использованием фольклора и классической музыки, ИКТ. К занятию прилагается презентация " Сорок -сороков"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности 

    Папанова Алла Владимировна , музыкальный руководитель

    Реализуемая в МБДОУ Детский сад №14 «Ручеёк» программа:

    От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

                               

    Тема: « Сорок-сороков – День прилёта птиц»

    Интеграция образовательных областей

    1. Познание
    2. Коммуникация
    3. Социализация
    4. Музыка
    5. Художественное слово

    Виды деятельности

    1. Игровая
    2. Музыкально-художественная
    3. Коммуникативная
    4. Продуктивная

    Цель:

    1. Способствовать формированию эстетического музыкального вкуса, музыкальных способностей через знакомство детей с весенним праздником  Днем прилёта птиц  (Сорок – сороков) на основе фольклорных традиций

    Задачи:

    1. дать детям информацию о 22 марта, как о дне прилёта птиц
    2. продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий отклик на восприятие народной музыки, классической музыки
    3. развивать певческие и исполнительские умения, формировать навыки музыкально - ритмических  движений, игры на музыкальных инструментах
    4. продолжить знакомить с народными приметами
    5. учить делать выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе
    6. развивать умение работать акварельными красками
    7. показать многоцветие и разнообразие мира
    8. воспитывать музыкальный художественный вкус, доброжелательность, бережное отношение к природе

    Материал и оборудование:

    1. презентация к занятию с изображением перелётных птиц, кроссвордом
    2. круг с секторами ,конверты с загадками
    3. акварель, кисти, листы бумаги
    4. шумовые музыкальные инструменты
    5. русские костюмы

    Предварительная работа:

    1. дети имеют представления о перелётных и зимующих птицах, их повадках, приметах
    2. знают хоровод « Веснянка», знакомы с  музыкальными и  дидактическими играми :  « Мы – музыканты», « Скворцы и кошка», « Зимующие и перелётные птицы»
    3. имеют знания о  музыкальных инструментах
    4.  имеют опыт слушания музыки  произведений  П.И.Чайковского:  « Детский альбом»
    5. дети имеют представление о понятии - день равноденствия

    Литература:

    1. Арстанова Л.Г.  Занятия и развлечения со старшими дошкольниками.-Волгоград: Учитель,2009.
    2. Лободина Н.В.  Комплексные занятия по программе « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.  Волгоград: Учитель,2012.
    3. Фесюкова Л.Б., Григорьева О.О. Времена года. Комплексные занятия для детей 4-7 лет.-Х.: ЧП « АН ГРО ПЛЮС», 2008.

    Используется:

    1.  музыкальный зал
    2.  зимний сад, где расположен стол с секторами для выполнения задания
    3.  групповая комната.

    Содержание организованной деятельности детей:

    Воспитатель перед занятием приносит в группу русские народные костюмы, предлагает их одеть  и сообщает детям , что сегодня их в зале ждёт музыкальный сюрприз , а какой – они узнают в зале.

    Дети входят в зал под русские народные наигрыши.

    Музыкальный руководитель:

    Всем, кто меня видит, всем, кто меня слышит, всем кто меня знает – доброго здоровья! Так здоровались русские люди в старину, а мы поздороваемся с вами языком музыки – пением!

    Муз. руководитель поёт(звукоряд идёт вверх):Здра-вствуй-те  – ре-бя-та!

    Дети поют( звукоряд - вниз): Здра- вствуй- те!

    Музыкальный руководитель: Я пригласила вас в зал, чтобы сообщить, что день сегодня необыкновенный, праздничный день – 22 марта -  День прилёта птиц.

    \СЛАЙД 1\ В старину этот праздник  называли «Сорок –сороков». Хотите  узнать , что это за праздник и как его праздновали на Руси?(ответы детей – Да) тогда , начинаем!

    Воспитатель:    Если снег повсюду тает

    \ СЛАЙД 2\       День становится длинней.

                               Если всё зазеленело

                               И в полях звенит ручей.

                               Если солнце ярче светит

                               Если птицам не до сна,

                               Если стал теплее ветер,

                               Значит, к нам пришла весна!

    А ещё говорят, когда птицы прилетают, тогда весна и приходит. А какие же птицы прилетают из тёплых стран? Мы сейчас поиграем и узнаем.

    Проводится игра « Зимующие и перелётные птицы».

     Педагог показывает два движения: «птицы летят» и  «птицы сидят». Дети соответственно называют перелётных  и зимующих птиц.

    Музыкальный руководитель:   Земля надевает весенний наряд,

                                                              Весна собирает на праздник ребят.

    Сегодня  -  самый настоящий праздник природы - День прилёта птиц.

                                                         Всех нас музыка зовёт

                                                         Выходите в хоровод.

    Весной молодёжь водила хоровод и пела особые песни – веснянки, которыми закликали , звали весну. Пели в хороводе  - а*капелла – то есть без музыкального сопровождения. Вот такую песню, «Веснянку», и мы с вами споём.

    Хоровод « Ой, бежит ручьём вода» Музыка А.Филиппенко.

    Ой, бежит ручьём вода,

    Нету снега, нету льда.

    Ой, вода, ой, вода.

    Нету снега, нету льда.

    2.Прилетели журавли

    И соловушки малы.

    Журавли, журавли

    И соловушки малы

    3. Мы Весняночку поём,

    Весну  красную зовём.

    Ой, поём, ой, поём,

    Весну красную зовём.

    Дети садятся на места.

    Воспитатель: У природы свой календарь. Ребята, кто мне скажет: какие птицы прилетают первыми? ( Ответ грачи)

     \ СЛАЙД 3\  Какая есть примета? (ответ - если грачи не торопятся приводить в порядок свои гнёзда, то близкого тепла не жди)

    Когда грачи начинают ломать веточки деревьев для ремонта своих гнёзд, кричать и ссориться, то тёплый ветер уже назавтра принесёт дружную весну.

                                                 На этой неделе

                                                 Грачи прилетели.

                                          Хоть трудна была дорога

                                        Старший грач прикрикнул строго

                                               - За работу - дела много!

                                                  Помни сам, других учи!

                                                  Наши чёрные грачи –

                                                  Птицы работящие!

    \ СЛАЙД 4\ Постепенно прилетают и другие птицы. Например, необыкновенный концерт можно подсмотреть на глухом сером болоте. Артисты – серые журавли, любители потанцевать. Они кружатся, приседают, размахивают крыльями, раскланиваются друг перед другом. А какие ещё птицы прилетают на водоёмы?

    ( ответы детей: гуси, утки, лебеди)

     \ СЛАЙД 5 \ А в сады прилетают другие птицы. Какие?( ответ – скворцы )  Они охраняют наши сады от вредителей и поэтому люди стали ими строить специальные домики. Какие? (скворечники)

     \СЛАЙД 6 \

    Музыкальный руководитель:  Люди с нежностью и заботой относятся  к своим помощникам, скворцам, и называют их ласково  - скворушка. А сейчас я хочу вас познакомить с песней, которая так и называется – «Скворушка» ( После песни дети говорят о своих впечатлениях о песне)

    Песня «Скворушка». Муз. Ю. Слонова

    Музыкальный руководитель:  Порой на жителей скворечника идёт охота кошек и котов. А скворечник устроен так, что кошка не может достать лапой до птенцов, потому что очень узкий вход в домик. А бывают очень смелые скворцы и прогоняют кошек восвояси. Что- то мы засиделись! Не хотите ли и вы стать скворцами и поиграть?

    Музыкальная игра « Скворцы и кошка»

    Воспитатель:    22 марта, День прилёта птиц – особенный день. Называется он день равноденствия. Кто-нибудь знает, что это за день? (ответ детей - День равен ночи) Земля повернулась к Солнцу северным полушарием – значит больше не бывать зиме! И, конечно, это для всей природы радость и праздник. В народе говорили, Что к 22 марта прилетают «сорок сороков» птиц из заморских стран.

    \ СЛАЙД 7 \ Праздник так и стали называть – « Сорок-сороков». Праздник был детским.  Символом этого праздника стали жаворонки - певцы полей, особенно любимые  в народе .

     \ СЛАЙД 8 \ 

    Музыкальный руководитель:  Но не только простые люди любили пение этой пташки. Даже великие композиторы не остались равнодушными к трелям  жаворонка. Послушайте произведение композитора П.И.Чайковского «Песня  жаворонка».

    \ СЛАЙД 9 \

    Слушание музыки. П.И. Чайковский « Песня Жаворонка»

     Закройте глаза и представьте :  летний день и в вышине звучит звонкая песня.

    \СЛАЙД 10\ Каково настроение  этого произведения? На каком инструменте исполнена пьеса?

    \СЛАЙД 11\ А как выдумаете, какой музыкальный инструмент смог бы передать трели жаворонка?

    ( ответы : флейта, жалейка, дудочка, свирель)

    Воспитатель: А теперь вернёмся на детский праздник – « Сорок сороков».

     \ СЛАЙД 12 \  По обычаю, хозяйки  пекли из теста фигурки птиц  « жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. \ СЛАЙДЫ 13-15 \

       Мальчишки ватагой бегали по улице с этими птахами в руках, подбрасывали их вверх, ловили с громкими криками:        Жаворонки, жаворонки

                                                                         Прилетите к нам

                                              Принесите нам

                                              Весну - Красну

                                              Зима надоела

                                              Весь хлеб поела.

    Музыкальный руководитель:  В игру вступали и взрослые. Выходили в поле и распевали ( поёт) :     Жаворонки, жаворонки!

                                          Прилетите к нам

                                          Принесите лето нам!

                                                Летите в поле,

                                                Несите здоровье,

                                                Первое – коровье,

                                                Второе – овечье,

                                                Третье человечье.

    Пойте вместе со мной: я пою строчку песни, а вы хором за мной вторите!

    ( поют 2 раза попевку « Жаворонки»)

    А потом начиналось веселье! Все водили хороводы и играли в различные игры! Пришла и нам пора поиграть! Все мы - таланты, все мы - музыканты!

                                      Раз – два –три- четыре

                                       Встаньте в круг  вы шире!

    Игра « Мы – музыканты» ( в кругу, с  шумовыми музыкальными инструментами)

    \ СЛАЙД 16 \ Воспитатель:

    В нашем детском саду есть свой зимний сад. А в этом саду есть птицы. Какие? ( Ответы детей – попугаи). Попугай Ксюша, родственница всех маленьких пташек. И она приглашает вас в зимний сад, чтобы  вам загадать загадки. Мы с Ксюшей  проверим, хорошо ли вы знаете наших птиц.

    На нашем волшебном столе есть загадки, а вы нам скажете отгадки.

    Все молчат -  пришел « Молчок»,

    Если крутится волчок!

    Отвечать будет ( называет имя ребёнка)

    ( дети по очереди крутят волчок со стрелкой и отгадывают загадки)

    Чёрный, проворный

    Кричит: «Крак»

    Червякам враг  (грач)

    Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где тянутся растения

    Его и песни, и полёт

    Воспет стихотвореньями.

    ( Жаворонок)

    Я проворна, легкокрыла

    Хвост раздвоен, словно вилы

    Если я летаю низко

    Значит дождик близко, близко

    (ласточка)

    На шесте – весёлый дом

    С круглым маленьким окном.

    Чтоб уснули дети,

    Дом качает ветер

    На крыльце поёт отец-

    Он и лётчик, и певец.

    ( скворец)

    Кто в берете ярко-красном

    В чёрной курточке атласной

    На меня он не глядит

    Всё стучит, стучит, стучит.

    (Дятел)

    Показался клин вдали.

    Прилетели ( журавли).

     \Слайд 15 \

    Воспитатель:  Чтобы к нам птицы прилетали,

                               чтобы нам помогали,

                               мы должны пообещать

                               им защитниками стать.

    Скажите как мы должны относиться к птицам? ( ответы)

     Загадки все загаданы , отгадки все отгаданы! А сейчас возьмём в руки волшебные кисточки и превратимся в художников. И своими рисунками расскажем о птицах, о празднике « Сорок- сороков» , а потом сделаем выставку своих рисунков.

                                     (дети рисуют акварельными красками)

     Музыкальный руководитель: Подошла к концу наша встреча с птицами, и я прошу вас показать мне, с каким настроением вы сейчас пойдёте в группу. У мены есть весёлые птенчики и грустные. Возьмите подходящего птенчика и положите в гнёздышко!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка»в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья»

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Лепка» в старшей  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме «Птица счастья» ...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по тем «Зимующие птицы»

    Конспект интегрированной образовательной деятельности по разделу «Ознакомление с окружающим» и «Рисование» в подготовительной  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по ...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День Рождения на Руси"

    Создать условия для эмоционального благополучия детей в процессе совместной деятельности и общения в разных формах взаимодействия (ребенок-ребенок; ребенок-педагог);Создавать душевную атмосферу, побуж...

    Конспект.Интегрированной образовательной деятельности с детьми по теме: « Птицы — вестники весны »

    Конспект интегрированной образовательной деятельностис детьми по теме:« Птицы — вестники весны » Цели и задачи психолого-педагогической работы:Вызвать интерес детей к окружающему миру, формироват...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием ИКТ "День космонавтики"

    ИКТ презентация расскажет об истории развития космонавтики,  динамическая пауза порадут ребят и даст им возможность "полетать" на раете, а затем дети преаратятся в конструкторов и смогу...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Зимующие птицы»

    Цели:- закрепить знания и дать новые представление о зимующих птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки,);- активизировать словарь детей (перелетные, зимующие, кочевые,)- учить согласовыва...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе "День рождение снеговика"

    Данная ООД направлена на расширение знаний о традициях русского народа....