Татарский - национальный праздник "Навруз"
материал на тему

Программное содержание: закреплять представления и знания о татарском народном празднике «Навруз», о татарской национальной культуре

(праздники, устное творчество, музыкальное творчество, традиции и обычаи).

Воспитывать уважение и интерес к татарской национальной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_navruz.docx562.22 КБ

Предварительный просмотр:

Татарский  национальный праздник «Навруз»

Программное содержание: закреплять представления и знания о татарском народном празднике «Навруз», о татарской национальной культуре

(праздники, устное творчество, музыкальное творчество, традиции и обычаи).

Воспитывать уважение и интерес к татарской национальной культуре.

Ход праздника:

Җыр:”Хәерле көн” (подготов.гр.)

Ведущий: В давние времена, когда в природе устанавливалось равноденствие, все живое начинало пробуждаться от зимней спячки, когда появлялись первые лужи и ручейки, наши предки встречали Новый год- Весну «Навруз». Все поздравляли друг друга с праздником, желали здоровья, счастья в Новом году! Ходили по дворам с шутками, прибаутками, собирали для праздника угощения. Праздник продолжался целый день.

Давайте и мы устроим этот праздник.

Ведущий: Слушайте, слушайте!

Приказ природы:

Всем, всем, всем!

Идет Навруз!

(Входит Наврузбика)

Наврузбика: Здравствуйте, я - Наврузбика! Поздравляю Вас с праздником Весны! Желаю Вам счастья, пусть в каждом из нас станет больше тепла душевного, доброты, и, конечно, искренности.

Ведущий: Хуш килэсен, Нэуруз! Добро пожаловать, Навруз!(дети)

Даша: Здравствуй, милая весна,

Ты душиста и ясна

Зеленеют лес и луг

Так красиво все вокруг!

И зовет тепло лучей

На прогулку всех детей.

Ведущий: ДорогаяНаврузбикэ, наши ребятки очень хотят поиграть с тобой.

 Наурузбикэ: Слушай, славный народ!

                       Становись в хоровод.

Ведущий: Будем петь и шутить

                   И Науруз веселить.

Давайте с вами поиграем в татарскую  игру “Матур уен” (игра в кругу)

                                           

Игра в кругу парами.

(садятся)

Ведущий: Наурузбикэ, а дети о весне и о нашем празднике  стихи выучили, садись, послушай.

                                                              Стихи

Бүген – Нәүрүз бәйрәме,

Бүген җирдә тантана.

Кояш шуңа көлә бүген,

Кояш шуңа шатлана.

Нәүрүз килде, тиз килде,

Нәүрүз килде яз килде,

Яз белән муллык килде,

Яз белән көрлек килде.

Тышта яз әле

Яңа башлана:

Тамчылар тып-тып

Түбәдән тама.

 

Әйдә, кояш, сип нурыңны,
Кызганма бер дә,
Зур бәйрәм, күңелле бәйрәм
Яз бүген бездә.

Тизрэк кил безгә, жылы яз,
Тизрәк-тизрәк кил!
Куяннар тунып беткәндер,
Иссен җылы җил.

        Яз килэ, яз килэ

        Кояш нурларын сибэ.

        Тып-тып итеп тамчы тама,

        Инде кар эреп бетэ.

 Яз килэ, яз килә,

Сыерчыклар килә.

Гөрлэшеп, сайрашып

Жырчы кошлар килэ.

Ведущий: Мы в любимом Татарстане дружно, весело живем,

По- татарски и по- русски мы танцуем и поем!

 Ну –ка, ребята, покажем как мы умеем петь!

Наврузбика: Эйдэгез, җырлыйбыз!

Дети исполняют песню «Яз җитә»

Сл. Ф.Карима

Муз. Дж. Файзи

Кояш көлеп карый безгә,

Күзләр чагыла.

Елгалардан бозлар ага

Диңгез ягына.

Яз, яз, яз җитә,

Тәрәзәне ачтылар.

Тып-тып, тып-тып, тып итә

Эре-эре тамчылар.

Под музыку заходит Дед Мороз.

Дед Мороз: Что за шум, что за веселье?

Кто хочет занять мое место?

Ведущий: Дед Мороз! Ты зря злишься на нас, твои дни сочтены. Пора отдавать свои владенья Наврузбике- Весне. Посмотри в окошко: солнце ярко светит, снег тает, из теплых стран птицы прилетают - идет Весна!

Дед Мороз: Подождите, подождите, я никуда не собираюсь уходить. И свои владения не уступлю! А если не верите - померимся силами!

Наврузбика: Да правду ли ты говоришь-то? Верно, уж мой черед подошел? Тепла да цветов всем захотелось!

Кыш Бабай: А я говорю - рано пришла! Еще подожди! Мы не все зимние игры переиграли, не все песни перепели!

Наврузбика: Будто у меня ни песен, ни загадок в припасе нет! Ну-ка, ребятишки, отгадайте загадки!

1.Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнёт,

В лесу подснежник

Расцветёт. (Весна)

2.Была белая да седая,

Пришла зелёная, молодая. (Зима и весна)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник)

3. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка. (Ручеек)

4. Не пешеход, а идёт.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка (Дождь)

5. Белые горошки

На зелёной ножке. (Ландыш)

6. Новоселье у скворца

Он ликует без конца.

Чтоб у нас жил пересмешник,

Смастерили мы. (Скворечник)

Ведущий:  Загадки загадывать это одно, а вот давай померимся мы силами. Вот ложка, вот яйцо.

                           Игра: Кто быстрее перенесет яйцо в ложке?

(Наврузбика прибегает первая) (потом играют дети 2команды)

Ведущий: Рано радуешься! Это еще ничего не значит. Вот второе испытание:

                                        Игра: Перетягивание каната. (играют взрослые)

(Побеждает Кыш Бабай)

Кыш Бабай предлагает третье испытание: «Кто кого перепляшет? »

(Звучит татарская музыка, герои пляшут, Кыш Бабай падает без сил, ведущий пытается поднять его)

Кыш Бабай: Уф, устал, старый ведь я, старый. Мне стыдно перед Наврузбике.

Ведущий: Давай садись  Дед Мороз, отдохни. (садится на стул)

Наурузбике: Ребята,  посмотрите что у меня есть. Что это? Какого цвета? А как на татарском языке зелёный?

Дети: Яшел.

Наурузбике: Я знаю очень интересную татарскую игру «Яшел кул яулык». Зелёный платочек.

Татарская  игра «Зеленый платочек»

На первую часть музыки дети стоят в кругу (руки за спиной, а ребенок с платочком хороводным шагом ходит за детьми. На последнюю фразу ребенок кладет платочек в руки любого ребенка.

На вторую часть ребенок с платочком выходит на середину и пляшет, остальные дети хлопают.

Дед МОРОЗ: Спасибо вам, ребята. А мои пожелания такие: Пусть будет мир во всем мире, пусть все кругом зеленеет и расцветает. До свиданья, дети. До следующих встреч! Сау булыгыз! (уходит)

Нэурузбикэ: Ребята, я принесла вам корзиночку, а в корзиночке музыкальные инструменты. Посмотрите. (достоет по одному инструменту и дети говорят название инструмента)

Ведущий: А наши детки сейчас на этих инструментах сыграют. Выходите ребятка.

«Шома бас» (лучики)

Ведущий: стих.

                                               Стих в виде реплик.

«Весна»

Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга,

Капли падают, звеня.

Солнце землю нагревая,

Гонит с нашей горки лёд.

Тает баба снеговая

И ручьями слёзы льёт.

                                                     Песня о весне

Ведущий: Вот и завершился праздник.

 Нурузбикэ:    На прощанье всем желаем

                         Мира, счастья и добра!

                         Расставаться нам пора! (отдает корзинку с конфетами)

            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Татарский национальный весенний праздник "Нәүрүз"

Татарский народ с давних времен с 21 - 22 марта отмечал Весенний праздник Нәүрүз. Это считалось начало нового года, день равноденьствия. Так же этот праздник считается началом посевных работ. Это...

Конспект организации интегрированной НОД в средней группе «Татарские национальные головные уборы»

Вид непосредственной образовательной деятельности: ИнтегрированнаяИнтегрируемые показательные области: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», Чтение художественной литературы», «Художественн...

План недели татарской национальной культуры

Обогащение детского развития посредством приобщения к истокам татарской национальной культуры...

Проект в средней группе для русскоязычных детей "Татарский национальный костюм"

Проект в детском саду для русскоязычных детей  4-5 лет "Татарский национальный костюм"...

Украшение фартука татарским национальным орнаментом

Украшение фартука татарским национальным орнаментом (конспект занятия на татарском языке),для подготовительной группы....