Конспект развлечения на тему: «Весну встречаем. С использованием русских народных игр.» для детей логопедической подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Балакина Елена Викторовна

Развлечение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развлечение26.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №26 «Ёлочка».

Конспект развлечения

               на тему: «Весну встречаем.                   С использованием русских народных игр.»

для детей логопедической подготовительной группы

Воспитатель: Балакина Е.В.

                                                                                     

г. Елец.  Март 2015г.

Программное содержание:

Продолжать изучать с детьми сезонные изменения в природе с приходом весны.              Учить соблюдать правила игры в народных играх.                                                                                    Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством.                                                            Развивать ловкость, внимание детей во время игры.                                                                                   Воспитывать добрые чувства и стойкий интерес к народным традициям, эмоционально разгружая и повышая настроение детей.                                                                                                     Активизировать словарь детей.

Словарная работа: закличка, про-тальник, водолей, травень.

Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное, физическое, художественно- эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: венок, две веточки-искусственные, платочек, колокольчик, шапочки –солнышки и жаворонок, музыкальное сопровождение.

Хор развлечения.

Здравствуйте гости дорогие, красны девицы, добры молодцы и малы ребятушки!

Сегодня по старой традиции, мы собрались весну встречать, отдохнуть, да в игры поиграть. Праздновали встречу весны всегда.

 В старину-то мало было ученых. Зато простой народ много наблюдал, замечал, свои знания в песенках и поговорках детям передавал. Раньше верили, чтобы весна пришла скорее, надо её позвать, покликать.

Закличками называются особые детские песенки, адресованные природным стихиям. С помощью закличек дети общаются с природой, обращаются к ветру, солнцу, дождю, снегу, грому и т.д. это очень древние произведения устного народного творчества, которые использовались детьми с незапамятных времен. Распевая хором такие песенки, дети просят у природы солнечной погоды, стихания бури, дождя или исполнения других аналогичных желаний. Закличка – это не просто произнесенное вслух стихотворение. Это мелодичная песенка, которая сопровождается выражением определенных чувств, соблюдением ритма и интонации. Заклички считаются традиционными песенками. Чаще всего их поют сразу несколько детей. В закличке необязательно обращение к природным стихиям. Бывают заклички о насекомых и животных, растениях и т.д.

Дети закликали весну, забирались повыше на забор, на крышу сарая. Давайте и мы позовём весну.

Упражнение «Весна красна» (хором).

Весна, весна красна!

Приди, весна, с радостью! (ходьба по кругу)

С великой милостью: (смена направления движения)

Со льном высоким, (остановиться, руки вверх, подняться на носочки)

С корнем глубоким, (присесть, опустить руки)

С хлебами обильными. (стоя на месте, покачиваться из стороны в сторону)

Воспитатель. Весна благодатная, долгожданная.

Игра: «Матушка весна».

Выбирается Весна.  Двое детей с зелёными ветками образуют ворота.

Все дети говорят:

Идёт Матушка – весна,

Отворяйте ворота.

Первый март пришёл,

Всех детей провёл;

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь;

- А уж как пришёл май

Сколько хочешь гуляй!

Весна ведёт за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

 (Цепочку размыкать нельзя).

Воспитатель. Март – первый месяц весны.  В народе его называли март- про- тальник. Ещё лежит снег, но солнышко с каждым днём пригревает всё сильнее. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.

Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Поэтому март ещё называют  «Утром весны», «утром года», «солнечником».

Давайте солнышко позовём.

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей.

Подставьте ладошки к солнышку. Тепло вам?

Воспитатель.

Вот и солнышко проснулось,

Стало жарче припекать,

Потянулось, улыбнулось,

Всех детей зовёт гулять.

Вместе с солнышком вставай

И в игру скорей сыграй.

Русская народная игра «Солнышко – ведёрышко»

Гори солнце ярче,

Летом будет жарче.

А зима теплее, а весна милее!

На первые две строчки дети ведут хоровод, а на две другие делают поклон солнышку. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих - они просыпаются.

 В марте есть чудесное природное явление. День равен ночи. Это явление называется «весеннее равноденствие».

Двадцать второго марта - день весеннего равноденствия. Этот день считался началом весны.

Воспитатель. За мартом апрель наступает

Издавна в народе говорят: «Апрель –водолей!» Дни в апреле длиннее и теплее. Пробуждается природа, прольются первые весеннее дожди.

1-й        ребенок.                           Дождик, дождик,

Веселей!

Капай, капай,

Не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

2-й        ребенок.                                Радуга-дуга,

Пролей дождя!

Из ведра-лагуна

На леса, на луга.

3-й ребенок. 

Дождик, дождик, поливай!

Будет славный урожай!

И рябина, и калина,

И веселый хоровод

Красных девиц у ворот.

Воспитатель. А уж солнышко припекло, припекло.

И по всюду золото разлило, разлило.

Ручейки на улице всё журчат, всё журчат.

А детишки всё спешат, всё спешат.

Русская народная игра «Ручеёк».

Играющие выстраиваются парами друг за другом. Каждая пара взявшись за руки, поднимает их

вверх ( образует «ворота»). Последняя пара проходит через строй играющих и становится впереди.  И так далее. Игра проводится в быстром темпе.

Воспитатель. Ребята, а кто ещё радуется приходу весны?

(Звучит фонограмма – пение птиц)

Приглашаю вас, ребята

Я в весенний лес гулять

Будем вместе веселиться,

Прыгать, бегать и играть!

Упражнение для развития силы голоса, речевого дыхания.

- На полянку мы пришли,

И на солнышко глядим.

А на ней среди цветов

Слышно много голосов…

Птица к дереву летит,

Громко крыльями шуршит ш-ш-ш-ш.

Воспитатель.

Одними из первых возвращались из тёплых стран Жаворонки.

Русские поэты складывали о жаворонках стихи, композиторы посвящали свои сочинения жаворонкам.

Издревле на Руси люди звали жаворонка своими закличками, чтобы приблизить наступление весны. Давайте и мы споем заклички.

Жаворонки, жавороночки!

Прилетите к нам,

Принесите нам лето тёплое,

Унесите зиму холодную.

Нам зима наскучила,

Руки ноги отморозила.

 На Руси не только пели и играли, а пекли "жаворонков" из теста. Таким птичкам вставляли глазки из изюма или ягод. Любящие бабушки дарили "жаворонков" своим внучатам, а те выбегали на улицу, насаживали "жаворонков" на палочки и начинали окликать Весну.

Русская народная игра «Жаворонок».

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел,

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

Дети стоят в кругу, поют. Жаворонок – водящий ребёнок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. В конце песни останавливается и кладёт колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спиной друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год» Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый схватит колокольчик, становится жаворонком. Игра повторяется.

За апрелем – май наступает. Май в народе называют месяцем зелёной травы. Май – травень.

В мае начинаются весенние работы на полях, в огородах и садах.   А у нас ещё больше возможности в мае погулять.

Тысячи игр на празднике нашем!

Играем, шумим, поём и пляшем!

В играх не зевай – смелость, ловкость проявляй!

Я предлагаю вам поиграть в игру: «Горелки с платочком».

Русская народная игра «Горелки с платочком»

Участники игры стоят парами друг за другом. Впереди – водящий он держит над головой платочек).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

(Дети последней пары бегут в вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встаёт с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т.е. водит.)

Воспитатель. Издавна на Руси хороводы водили. Гармошка заиграет, глаза засияют, щёки запылают и в круг. И вас ребята я приглашаю в хоровод.

. Хоровод-игра «Со вьюном я хожу»

Ход игры. Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий. У него в руках – «вьюнок» (им может быть атласная лента или сплетенная косой верневочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками. Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается.

С вьюном я хожу,

С зеленым я хожу.

Я не знаю, куда

Вьюн положить

С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий.

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн,

Положи ты вьюн

На правое плечо.

На третий куплет движения повторяются.

А со правого,

А со правого,

А со правого

На левое положи.

К концу песни со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий становится ведущим, и игра повторяется.

Воспитатель. И рада бы весна на Руси вековать, да кончается май и начинается лето.  А о лете мы поговорим в следующий раз.

Весна принесла вам много подарков:

Солнышко ясное, птиц хоровод.

Травушка муравушка вас в сад позовёт,

На лужок, на простор,

Да за праздничный стол.     (Дети проходят в группу на чаепитие)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект вечера - развлечения на тему « Весну встречать! Жаворонков заклинать!» (Клуб бабушек).

Цель: познакомить с традициями русского народа.Образовательные задачи:•            развивать знания детей об окружающем.•...

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». подготовительная группа

Тема недели: «Приобщение к народным истокам» Лепка. Тема непосредственно образовательной деятельности: По мотивам русской народной сказки « По –щучьему велению». Про...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

Обучающие:активизировать словарь по лексическим темам: «Посуда», «Мебель», «Дикие животные»;отрабатывать грамматические категории (уменьшительно-ласкательные формы ...

Сценарий развлечения "Русские народные игры" в старших и подготовительных группах ДОУ.

Сценарий спортивного развлечения для старших и подготовительных групп ДОУ. Тематика: "Русские народные игры"....

Конспект на тему: чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".( В подготовительной группе.)

Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки "Три медведя" в подготовительной группе

развивать зрительное и слуховое внимание;совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;развивать общую и мелкую моторику;развивать мыслительные процессы....