Хлеб - всему голова
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Петренко Наталья Степановна

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хлеб – всему голова

Сценарий осеннего развлечения для подготовительной группы д/с № 12 2016 г.

В музыкальный зал под народную музыку входит Хозяйка с  караваем на подносе, за ней дети в русских народных костюмах. Хозяйка и три ребёнка останавливаются в центре зала, дети садятся на свои места.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Вот и снова мы с вами встретились порой осенней багряной. Осень золотистая – хлебом колосистая!

Реб: Если мы хотим кого-то

       Встретить с честью и почётом,

       Встретить щедро от души

       С уважением большим.

Реб: То гостей таких встречаем

        Круглым пышным караваем!

        Он на блюде расписном

        С белоснежным рушником.

Реб: С караваем соль подносим,

         Поклонясь, отведать просим,

        Дорогой наш гость и друг,

        Принимай хлеб-соль из рук!

Дети уходят на места.

Хозяйка с поклоном обходит детей и гостей и предлагает отведать хлеб-соль.

Реб: Этот наш обычай вечный –

        Из далёкой старины:

        Честь гостям и радость встречи –

        Словно символ доброты!

Хозяйка: Хлебом-солью встречали жениха и невесту на пороге их дома,

              дорогих и уважаемых гостей, мать с новорожденным ребёнком.

Это считалось символом благополучия и гостеприимства.

Сегодня мы с вами будем прославлять чудо земли – ХЛЕБ.

В честь хлеба слагались гимны, песни, совершались обряды, устраивались праздники, приуроченные к посевной страде и сбору урожая.

Реб: Он не падает к нам с неба,

        Появляется не вдруг.

        Чтобы вырос колос хлеба

        Нужен труд десятка рук.

Реб: Каждому знакомы мудрые слова:

       Хлеб – хозяин дома, всему он голова!

Реб: Крепкою державой

        Его звали встарь,

        Хлебушек по праву

        В государстве – царь!

Реб: У народа есть слова –

        Хлеб – всей жизни голова.

        Славится он первым на земле,

        Ставится он первым на столе!

Хозяйка: Из маленьких зёрнышек растут хлебные колоски. Чтобы был хлеб, сеют рожь и пшеницу. А когда сеют хлеб? Правильно, весной. На поля выезжают трактора, сеялки, вовсю кипит работа.

Реб: За лесами, за лугами

       Раздаётся  в поле гром,

       Это тракторы плугами

       Пашут лёгкий чернозём.

Реб: На широкие длины

       Вышли новые машины:

       Глянь в раскрытое окно –

       Сеют сеялки зерно.

Реб: Сколько в это зёрнышко

       Вложено труда

       Знают только солнышко,

       Ветер да вода.

Песня «Расти, колосок!»

Реб: Встаёт стеною золотой,

       Волнуется  пшеница.

       И каждый колос налитой

       К земле готов склониться.

Реб: Рожь наливается зерном

        Тяжёлым, урожайным,

        И солнечным погожим днём

        В поля идут комбайны.

Танцевальная композиция с колосьями

Хозяйка: Вот и созрели колосья. В наше время хлеб убирают       огромные комбайны. А в старину колосья срезали серпами, жали. Поэтому уборка хлеба называется жатвой.

Реб: Солнце поднимается,

       Заря загорается.

       А наши жницы на поле идут,

       Поют, заливаются.

Хоровод «Амурская полечка» муз. А. Филиппенко

Жница: А мы жито жали, во снопочки вязали,

             На ток возили, цепами молотили.

             На мельнице в муку смололи

             Будем тесто месить,

             Калачами  всех кормить!

Выходит Тит с большой ложкой. К нему подходят 5 девочек-жниц.

Тит: Где баранки, где калачи?

1 жница: Не колода – лодырь,

               Не пень, а лежит целый день!

2 жница: Не жнёт, не косит,

               А обедать просит!

3 жница: Тит, иди молотить!

Тит (плаксиво): Живот болит!

4 жница: Тит, иди молотить!

Тит: Спина болит!

5 жница: Тит, иди мёд пить!

Тит: Дай скорее шапку схватить!

Все жницы:Хочешь есть калачи –

                   Не сиди на печи!

Девочки и мальчики становятся в две шеренги напротив друг друга.

Дев: Что посеешь – то пожнёшь!

Мальч.: Что пожнёшь – то и смолотишь!

Дев: Что смолотишь – то и смелешь!

Мальч: Что смелешь – то и съешь!

Хозяйка: Мука на мельнице смололась, нужно её в амбар перенести!

Игра «Кто быстрее перенесёт мешки с мукой»

Играют две команды. По сигналу взять мешок на плечо, проскакать на одной ножке вокруг «мельницы», передать мешок следующему игроку.

Под русскую народную музыку выходят частушечники  (мальчики и девочки)

Частушки

Все дети: Начинаем петь частушки

                Просим не смеяться.

                Здесь народу много очень –

                Можем растеряться!

Дев: Тесто я месить пойду, -

        Отходите дале,

        Неужели вы меня

        Раньше не видали?!

Мальч: Мы в Свободном все живём,

            Сушки, пряники жуём.

            А девчонки наши – класс!

Пироги пекут для нас!

Дев: Разрешите помесить,

        Да ногою топнуть.

        Неужели в этом зале

        Половицы лопнут?!

Мальч: Ты прости меня, Варюша,

            Что тебя обидел:

            Я пирог твой откусил,

            А тебя не видел!

Дев: Помесить мне разрешите,

        Я работы не боюсь,

        Если правый бок устанет,

        Я на левый повернусь!

Мальч: Маленькое сдобное

            Колесо съедобное,

            Не один его я съем,

            Разделю ребятам всем!

Дев: Ой, кончайте вы мешать,

        Дома нечего кусать:

        Сухари да крошки,

        Не помыты ложки!

Мальч: Я мальчишка складненький,

            Тонкая фигурочка,

            Неужели не полюбит

            Танечка иль Нюрочка?!

Все дети: Ох, довольно мы напелись

               Дайте смену новую,

               Ой, спасибо музыканту

               За игру весёлую!

Хозяйка: Что нужно, чтобы замесить тесто? (ответы детей)

               Ох, захотелось пирожка,

               У нас есть масло и мука.

               Вы бы тесто замесили,

               Да гостей бы пригласили!

Инсценировка «Тесто»

Дед –

Баба –

Тесто –

Свинка –

Выходят Дед и Баба, выносят кастрюлю (ширмочку, за которой спряталось Тесто.)  Начинают месить в кастрюле тесто.

Хозяйка: Замесили бабка с дедом тесто и присели на лавочку ждать, пока тесто поднимется.

                              Было тесто бело,

                              Дулось и пыхтело,

                              Фыркало, шипело,

                              Тесто песню пело.

Тесто:(выглядывает из кастрюли): Уползу я из кастрюли,

                                                        Я не буду пирогом.

                                                        Не хочу я быть ватрушкой

                                                        И пампушкой с творогом!

Бабка:(пытается запихнуть тесто обратно в кастрюлю)

           Стой, стой, не беги, испеку я пироги

           Будешь ты с начинкой – с ягодкой малинкой,

           Будешь кулебякой и коврижкой с маком!

Тесто вываливается из кастрюли на пол, затем встаёт во весь рост.

Тесто: Мне в кастрюльке стало тесно,

           Мне в кастрюльке мало места,

           Пузырюсь я и пыхчу,

           Жить в квашне я не хочу!

           Надоела мне квашня,

           Не догоните меня!

Хозяйка: На пороге Свинка, розовая спинка.

               Свинка хрюкает, визжит, к тесту белому спешит.

Появляется Свинка, подбегает к Тесту

Тесто: Ты меня не трогай,

           Подожди немного

           Буду я с начинкой,

           С ягодкой малинкой,

           Буду кулебякой

           И коврижкой с маком!

Свинка: Мне не нужен мак, съем тебя и так!

Тесто убегает от Свинки, а она бежит за ним.

Тесто: Караул!  Спасите! Тесту помогите!

Бабка: Будешь ты с начинкой, с ягодкой малинкой?

Тесто: Буду!

Дед: Будешь кулебякой и коврижкой с маком?

Тесто: Буду! Я хочу быть пирогом, вкусным, ароматным,

                     И коврижкой, и тортом, булочками с маком!

                     С чем хотите, с тем пеките,

                     Только вы меня спасите!

Дед и Бабка уводят Тесто в дом, Свинка садится к детям

Хозяйка: Из полученного теста испечём мы пирожки.

Игра «Печём пирожки»

Дети выстраиваются в круг и выполняют движения под фоновую музыку,

 проговаривая текст хором.

Засучим рукава

Точим ножи  (трут рёбра ладоней друг о друга, произносят: вжик, вжик)

Рубим капусту (стучат ребром одной ладони по другой: тук-тук)

Просеиваем муку (выполняют движения с ситом: шик-шик)

Разбиваем яйцо (бум-чпок)

Сыплем соль и сахар (пыш-пыш)

Греем молоко (поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди:

ш-ш-ш, дуют на руки и опускают их вниз)

Выливаем молоко (буль-буль)

Дети берутся за руки, садятся на корточки.

Поднимаются волной – изображают, как тесто поднимается.

Хозяйка ходит по кругу, обминая тесто.

Хозяйка: Мы месили тесто так легко

  Поднималось тесто высоко  (дети, пружиня ногами, встают)

Пирожки лепили: раз-два-три (дети изображают как лепят пироги)

  Много получилось – посмотри!  (дети вытягивают руки вперёд)

Хозяйка: А кроме пирожков, что ещё можно сделать из муки?

(Печенье, баранки, сушки, сухари, хлеб, пряники, торты, пирожные, кексы, рулеты, пельмени, вареники, макароны, лапшу, вермишель, блины, куличи, булочки, оладьи и мн. др.)

Дети садятся на свои места.

Хозяйка: Хлеб – один из самых распространённых продуктов питания. Во многих странах существуют свои национальные рецепты его приготовления и разные названия: лаваш – на Кавказе, маца – в Израиле, пита – на Ближнем Востоке, пицца – в Италии, багет – во Франции. А в России разные виды хлеба: бородинский, пшеничный, ржаной. По всему миру известны  наши тульские пряники, куличи, блины.

                               У всех народов хлеб пользуется особым уважением. Хлеб почитали с давних пор, складывали о нём пословицы и поговорки.

Выходят дети.читают пословицы, поговорки о хлебе.

1. Не красна изба углами, а красна пирогами.

2. Хлеб – всему голова!

3. Был бы пирог – найдётся и едок.

4. Без соли невкусно, без хлеба не сытно.

5. На чужой каравай рта не разевай!

6. Горька работа, да хлеб сладок.

7. Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

8. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.

9. Каравай хлеба не свалится с неба.

10. Пот на спине – так и хлеб на столе.

Хозяйка: К хлебу нужно относиться бережно, с уважением. Не всегда так вольно хлеб лежал на столе, как сейчас. Немало труда вкладывают люди, чтобы у нас на столе всегда был хлеб.

Реб: Хлеб в России пекли с куполами.

       Чтоб хватило, как неба, на всех.

       За широкими в доме столами

       Крошку бросить считали за грех.

Реб: И хлеб-соль, этот русский обычай,

       Из далёкой пришёл старины:

       Уваженье гостям, радость встречи.

       Словно символ людской доброты.

Стихотворение о Родине, о России (по выбору воспитателя)

 

Песня «Моя Россия» муз Г. Струве

Хозяйка: Убран хлеб и тише стало,

                 Жарко дышат закрома,

                 Поле спит, оно устало,

                 Приближается зима.

                Над селом дымки плывут,

                Пироги в домах пекут.

                Подходите, не стесняйтесь,

                Пирогами угощайтесь!

Хозяйка угощает детей пирогами.

Праздник заканчивается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....