Главные вкладки

    Тематического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда «900 дней мужества»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Хадкова Елена Альбертовна

    Прошло много лет со дня снятия блокады. Посмотрите, каким красивым стал наш город. Но мы всегда должны помнить, что мы сейчас живущие своими жизнями обязаны мужеству и героизму жителям и защитникам блокадного Ленинграда.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл blokada_2017g_.docx23.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 78 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

    Тематического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда

    «900 дней мужества»

    Воспитатели:

    Бойцун Н.Г.

    Хадкова Е.А.

    Учитель – логопед:

    Астапова Ю.А.

    Музыкальный руководитель:

    Тупицина Е.М.

    2017 г.

    Цель:

    • расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;
    • расширить представление о жизни детей блокадного Ленинграда;
    • формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
    • знакомить детей с музыкальными произведениями военной тематики;
    • развивать интонационную выразительность речи при чтении стихов.

    Оборудование и материалы (оформление зала): 

    • проектор,
    • экран,
    • музыкальная аппаратура с аудиозаписями,
    • презентация "Снятию блокады Ленинграда посвящается»
    • детские рисунки, макеты, книги по теме,
    • стенд с наглядным материалом о Блокаде.

    Вход детей: парами под фонограмму «Первого концерта для фортепиано с оркестром» П. И. Чайковского. Расходятся в разные стороны, встречаются в центре зала, образуя полукруг.

    Ведущий:

    Сегодня день особенный, ребята,

    День памяти -торжественный, святой.

    73 летие со дня снятия блокады

    Отмечает город наш родной!

    Песня «Ветер балтийский нам дует в лицо так же, как в годы войны»

    (муз. и сл. С. Бойко)

    (после исполнения дети садятся на скамейки)

    Ведущий: 

    Наш город Петербург несколько раз менял свое название. Давным-давно, более 310 лет назад, царь Петр Первый заложил на пустынных берегах Невы город. Назвал он его своим именем. Так появился Петербург. Санкт-Петербург он сменил сначала на Петроград, а затем на Ленинград, затем опять на Санкт-Петербург. Но именно имя Ленинград навсегда останется в памяти людей, как символ мужества и патриотизма. Он сдержал натиск фашистов и остался непокоренным и неприступным на протяжении всей Великой Отечественной войны.

    Давайте, ребята, вернемся в то суровое время, когда наш город назывался Ленинградом.

    Было 22 июня 1941 года. Воскресное утро выдалось солнечным, теплым, тихим. Но вдруг объявили страшную весть: Германские войска напали на нашу страну. Началась Великая Отечественная война.

    Звучит песня «Священная война» (показ слайда)

    Ведущий:

    Фашистские войска захватили многие города нашей страны. И подошли близко к Ленинграду. Фашисты были уверены, что наш город после нескольких недель сдастся. После захвата города они собирались устроить банкет в гостинице «Астория» и были настолько уверены в своей победе, что даже выпустили пригласительные билеты на это торжество. И просчитались! Город остался неприступным, фашисты не смогли взять его штурмом. Началась блокада.

    Враги не просто подошли близко к Ленинграду. Им удалось окружить его. А из окруженного города нельзя было выехать ни на поезде, ни на машине. И попасть в окруженный город тоже никто не мог.

    Когда город окружен со всех сторон врагами, это и значит, что он в блокаде.

    Ведущий: Давайте вспомним о блокаде,

    О ней никак нельзя забыть:

    Тревожные те дни и ночи,

    Что довелось всем людям пережить.

    Дети:

    Напали фашисты на нашу страну,

    Шли танки, летели снаряды.

    Отцы, деды, братья ушли на войну

    Сражаться с фашистской армадой.

    Хотели враги Ленинград уничтожить,

    Стереть этот город с земли,

    Но захватить и прорвать оборону

    Фашисты никак не смогли.

    Враги окружили наш город,

    В блокадном кольце Ленинграда

    Над Лиговским, Невским проспектом

    Снаряды и пули летят.

    Рано зима в этот год наступила.

    Морозы пришли, холода.

    И в мирную жизнь ленинградцев

    Ворвалась нежданно беда.

    Ведущий: Враги так близко подошли к Ленинграду, что могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы.

    Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Полыхали пожары, падали на землю убитые люди.

    Опустели цеха заводов и фабрик. Потому что много рабочих ушло на фронт. Они стали солдатами и матросами. (показ слайда)

    Звучит марш «Прощание славянки»

    Но заводы должны работать. Идет война, солдатам нужны мины, пушки, гранаты, пулеметы. Кто же за них будет делать? Ведь у станков остались только пожилые рабочие, которых не взяли в армию. Тогда на заводы пришли женщины и подростки. Подростки сказали: «Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев. Мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов». Юные ленинградцы вместе со взрослыми рыли окопы, делали светомаскировку, дежурили в госпиталях, пушили зажигательные бомбы, собирали цветной металл.

    Звучит песня «В суровом, тревожном, военном году»

    Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, заводы, больницы. На домах появились предупреждающие надписи:

    "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!".

    Но город жил и боролся. В перерывах между обстрелами и бомбежками не замолкало Ленинградское радио: транслировались радиопередачи, выступали поэты и писатели.

    Слушание стихотворений Ольги Берггольц (в аудиозаписи)

    Радио извещало о начале и конце тревог и обстрелов, и как стучит сердце человека, звучал четкий, равномерный стук метронома, который говорил о том, что город борется и живет. Жители не выключали радио круглые сутки.

    (звучит стук метронома)

    Ведущий: Послушайте песню о ленинградском метрономе.

    Звучит песня «Ленинградский метроном»

    Каждый человек делал все, от него зависящее, чтобы ускорить победу. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович живя в блокадном городе, написал свою 7 - ую героическую симфонию, посвященную защитникам блокадного города, и эта симфония звучала в холодном осажденном городе, как символ несломленного духа города, помогая жить и бороться!

    Звучит отрывок 7 симфонии Д. Д. Шостаковича.

    Но главным врагом Ленинграда был голод. Запасы продовольствия в городе кончились. А в городе очень много людей. Люди голодали, им нечего было есть. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба. Этот кусочек был очень маленьким –всего 125 граммов на весь день. (показ слайда) Более 800 тысяч человек погибло от голода в блокадном Ленинграде.

    В своем дневнике, который дошел до нашего времени и хранится в музее на Пискаревском кладбище, одна из девочек блокадного города Таня Савичева, вела свои записи. (показ слайда)

    Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.

    Далеко, за кольцом блокады, - тысячи советских городов и деревень. Там Большая земля. Там есть мука, мясо, масло. Но как их доставить в окруженный врагами город?

    Только одна дорога связывала город с Большой землей. Эта дорога шла по воде. Восточнее Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь – по Ладожскому озеру было решено проложить дорогу, которая свяжет осажденный Ленинград с остальной страной. (показ слайда)

    Опасен путь по Ладожскому озеру. Бомбила по судам вражеская артиллерия, авиация, подстерегали немецкие суда. А в осажденном Ленинграде день и ночь работали заводы – делали снаряды, автоматы, пулеметы, ремонтировали танки.

    Но вот наступила зима. Ладога покрылась льдом. Суда по озеру ходить уже не могли. Как теперь доставлять в город хлеб и оружие? Было решено доставлять продовольствие на машинах по льду Ладожского озера. Наши бойцы с нетерпением ждали морозов. Они ударили в середине ноября и крепчали день от дня, словно сама природа торопилась помочь попавшим в беду ленинградцам.

    Сначала на лед озера вышла разведывательная группа. Самые опытные бойцы метр за метром исследовали будущую дорогу и, вернувшись, с радостью сообщили, что лед достаточно крепкий, чтобы выдержать машины. Ледовая дорога была открыта. Если бы не эта ледовая дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Дорогой жизни назвал народ путь через Ладогу.

    Больше двух лет, днем и ночью, шли Дорогую жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Забыли водители об отдыхе и сне. Под бомбами, под снарядами, днем и ночью вели свои простреленные машины. Но все равно в городе не хватало продовольствия.

    В городе был не только голод, но и холод. Зимой в домах было очень холодно. Не было угля, поэтому не действовало паровое отопление, не было дров, чтобы топить печи. Не было электричества, в комнатах темно даже днем, потому что стекол в окнах нет. Они вылетели от бомбежек и обстрелов.

    Пришлось забить окна фанерой.

    И вот январским, морозным утром по вражеским укреплениям ударили более четырех тысяч орудий и миномётов. Началась великая битва. Семь дней и ночей шел кровопролитный бой. И, наконец настал час, когда наши войска прорвали блокаду Ленинграда. Это случилось 18 января 1943 года.

    Теперь ленинградцам уже не грозил голод.

    А через год, 27 января 1944 года советские войска окончательно разбили фашистов под Ленинградом.

    Блокада была снята полностью. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа

    торжественного салюта. (показ слайда)

    Звучит голос Левитана о снятии блокады Ленинграда (аудиозапись)

    Чтобы увековечить доблесть воинов, отстоявших город на Неве, а также подвиг его жителей 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, в числе награжденных были и дети, внесшие свой вклад в оборону города. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды!

    Кто в город не пустил врага,
    Кто в смертной схватке одолел блокаду,
    Тому, как высший орден, дорога
    Медаль «За оборону Ленинграда».
    (показ слайда)

    Девятьсот дней жил город в осаде. Девятьсот дней и ночей шли на Ладоге смертельные бой. Многие и многие тысячи людей погибли в той схватке между жизнью и смертью. Но те, кто выжил, могли с гордостью за великий героический город сказать: «Мы – ленинградцы!»

    И об этом есть стихотворение:

    Ведущий:

    Нам от тебя теперь не оторваться.
    Одною небывалою борьбой,
    Одной неповторимою судьбой
    Мы все отмечены. Мы – Ленинградцы.

    Нас по улыбке узнают. Нечастой,
    Но дружелюбной, ясной и простой.
    По вере в жизнь. По страшной жажде счастья,
    По доблестной привычке трудовой.

    Да будет сердце счастьем озаряться
    У каждого, кому проговорят:
    - Ты любишь так, как любят ленинградцы. -
    Да будет мерой чести Ленинград.

    Нам от него теперь не оторваться.
    Куда бы нас не повела война –
    Его величием душа полна,
    И мы везде и всюду – ленинградцы.

    Ведущий: Мы с вами должны гордиться тем, что родились и живем в таком героическом городе, должны быть достойными памяти тех людей, которые отстояли Ленинград в суровые годы войны.

    Звучит песня «Мы-ленинградцы»

    Ведущий: Советская армия разгромила фашистов на всех фронтах. Наступил мир.

    На том месте, где были массовые захоронения ленинградцев, погибших от голода, бомбежек и обстрелов за девятьсот дней блокады, возвели мемориал – Пискаревское мемориальное кладбище. Наверное, нет ни одного коренного ленинградца, у которого здесь не был бы похоронен кто-нибудь из родни: ведь в этих братских могилах лежат почти полмиллиона человек – мужчин и женщин, стариков и детей. (показ слайда)

    В память о погибших в эти страшные дни, горит в нашем городе вечный огонь.

    Давайте встанем, помолчим,

    Почтим героев Ленинграда,

    Всех, чьи жизни унесла

    В суровый час блокада.

    Минута молчания

    За мужество, за храбрость, за самоотверженный труд в годы войны нашему городу было присвоено звание – Город-герой Ленинград.

    На том месте, где проходила Дорога жизни был воздвигнут мемориал «Дорога жизни», в память о тех людях, кто работал на этой дороге, кто помог выстоять в тяжелые дни испытаний. На памятнике строки из стихотворения Бронислава Кежуна:
    Ведущий:

    Потомок, знай: в суровые года,
    Верны народу, долгу и Отчизне,
    Через торосы ладожского льда
    Отсюда мы вели дорогу Жизни,
    Чтоб жизнь не умирала никогда.

    Дорогой жизни шел к нам хлеб,
    Дорогой дружбы многих к многим,
    Еще не знали на земле
    Страшней и радостней дороги.

    Прошло много лет со дня снятия блокады. Посмотрите, каким красивым стал наш город. Но мы всегда должны помнить, что мы сейчас живущие своими жизнями обязаны мужеству и героизму жителям и защитникам блокадного Ленинграда.

    Дети: 1. Пусть летят столетья, пусть летят года-город наш великий будет жить всегда!

    2. Ленинград, Петербург-ты наш город родной. Мы любуемся с детства твоей красотой.

    1. Ты -слава России, город герой. Расти, расцветай-мы гордимся тобой!

    Звучит песня «Родной город» (муз. Н. Я. Соломыкиной, сл. М. А. Киселевой)

    Ведущий: Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником! Желаем здоровья, мирного неба над головой! Пусть никогда не будет войны!

    (в конце тематического занятия слово предоставляется приглашенным ветеранам. Дарятся им цветы)

    Выход детей под муз. «Эх, Ладога, родная Ладога»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое занятие для детей старшего дошкольного возраста ко Дню снятия блокады Ленинграда.

    Сценарий для проведеня занятия,посвещённого памяти о снятии Блокады, в старшей группе....

    Сценарий физкультурно-спортивного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста (посвященный Олимпийским играм в Сочи ) "Быстрее! Выше! Сильнее!"

    Сценарий физкультурно - спортивного мероприятия для детей старшего дошкольного возраста (посвященный Олимпийским играм в Сочи) "Быстрее! Выше! Сильнее!"...

    Мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню матери.

    «Мама» - это слово ребенок произносит чаще всего. Оно несет в себе тепло материнских рук и материнской души. Маме – дорогому и горячо любимому человеку в нашей стране посвящен праздник -  День Ма...

    Сценарий спортивно-тематического праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященный к 70-летию Победы :«Победа будет за нами!»для детей старшего дошкольного возраста.

    Данная разработка насыщена интересным материалом, знакомством детей с историческим прошлым нашей страны (Великой Отечественной войной),формированием патриотизма через борьбу за победу между кома...

    Литературно-музыкальное тематическое мероприятие для детей старшего дошкольного возраста, посвященное Дню снятия Блокады Ленинграда « 900 дней мужества»

    Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны....

    План-конспект вечера развлечения для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый Дню снятия блокады Ленинграда.

    Данный план-конспект, с помощью музыкально-поэтических средств, видеороликов и ролевых игр, раскрывает суть тяжёлых военных блокадных дней, образно погружая детей в данное историческое пространство....

    КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Экскурсия по музею блокады Ленинграда.» (с использованием социоигровой, информационно-коммуник

    Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.    Поэтому, большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо ввести в дошкольное обра...