Праздник Покрова в чувашском детском саду
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

миронова жанна андреевна

Вот так празднуют покровский праздник - с песнями, играми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_lyubimyy.docx31.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Чувашский покров»

 Сценарий фольклорного развлечения

для старшей разновозрастной группы «Колобок»


Цель: организация веселого непринужденного общения детей; создание условий для хорошего настроения и комфорта детей, в которых каждый ребенок может проявить инициативу, самостоятельность, творческую импровизацию.

Методические приемы: игровой, наглядный, практический, художественное слово. Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: экскурсия в парк для сбора осенних листьев и наблюдения в природе, цикл бесед на тему осени и приобщения детей к истокам чувашской  народной культуры, знакомство с трудом на селе, связанным с уборкой урожая.
Разучивание стихов, песен, танцев, игр.

Ход праздника.

Под песню «Ай, юрлар» дети парами заходят с танцем «Воротца» , становятся в в круг.

На середину круга выходит Саша Леонтьев

- Пукрава уявлама эпир килтемер кунта

  Саврашкана пуханар, керкунне синчен юрлар

Песня –диалог «Что нам осень принесет?» Затем садятся, прежде снова встав парами.

Выходят Егор,  Артур В., Глеб, читают стихи

- Перремеш сентябрь кильне,

  Хайпе перле керкунне илсе кильне

- Иккемеш октябрь ситне,

  Тенчене пукравпа вал витне

  Октябрь уйахе ахаль мар,

  Керхи сетел пуша мар.

- Кайран ноябрь ситет,

  Хайпе перле хелле илсе килеть.

- Эпир паян Пукрав синчен

  Нумайрах пелесшен.

  Мен ши вал – Пукрав

  Интересленесшен.              

 Садятся, прежде встав парами.

Ведущая:  Паян эпир, ачасем, ахальтен пуханман. Темисе кунтан керкуннехи чи чапла уяв ситет – Пукрав. Тахсанах пулна ку. Сынсем  чиркуре пулна. Сасартак чиркуре сап сута пулса кайна. Сынсем сулелле пахна та теленсех кайна – Турамаш весене шура тутарпа, покрывалпа пек, витне, йыварлахсемпе хуйха суйхасенчен пытарна пек. Сав вахатра юр суса яна, керкунне хыссан хелле пусланна. Савантанпа сак куна уявлама тытанна, Пукрав тене. Кантарлаччен Пукравра керкунне, кантарла хыссан хел.

Выходят Рада, Ульяна и Артур В.

- Керкунне сере сапать

  Ылтан сулсапа.

  Пире вал саламлать

  Пысак Пукравпа.

- Ситре ылтан керкунне,

  Симес мар текех варман,

  Илтенет таста та шав –

  Ситре ске Пукрав!

-  Пукравччен анчах ене

  Сетне нумай пана.

  Кетуне кайма прахсан,

  Вал сетне чакарна.

 

Ведущая:  Сапла, хел варам, ана лайах хатерленмелле – пуртри кашни шатакне пакаламалла, сиве ан кетер тесен, пахча симесе пустарса хумалла, выльах черлех синчен те манмалла мар. Айтар ха эпир те пахчасимессемпе  улма – сырлана пухса кертер.

Эстафета «Сбор овощей и фруктов» Затем садятся.

Ведущая: Урамра аша чух, ачасем выляма тухна. Айтар ха эпир те выляса илер.

Игра «Драчливые петушки» (играют мальчики 2 – 3 раза)

Ведущая: Автансем, ситет пуле сапасса. Херачасем сире юрласа парасшан.

Песня «Ике печек сар автан»

Ведущая: Санталак сумарла, сиве пулна пулсан, пуртре, самахран, сытарсемпе сапасмалла выляна.

Игра «Сытарсемпе сапасмалла»  (2 – 3 раза)

Выходят Рада и Софья.

Ведущая:    Пукрав, батюшка,

                    Пире чирсенчен, сиверен хутеле.

                     Ыралах пукравепе хупарла.

                 -  Пукрав, батюшка,

                    Вутсар пурте ашат ха.

                 -  Пукрав, батюшка,

                    Херсене тутар сыхтар,

                    Хитрине, чечеклине.

Ведущая: Сынсем Пукрав хыссан выляна анчах мар, еслене те, пуханса селене, терлене, сыхна. Ачасем, менпе сыхассе ха? Сиппе. Сиппине менле черкесе ха? Самхана.

Игра «Клубочек» (по мотиву р. н. п. «Я по горенке шла…»)

Ведущая подводит детей к Ярмарке. – Тата Пукравра ярмарка ирттерне. Уй, кунта тементе сутна!                Пахар ха, менлерех каван,

                            Ун сине пахса эс саван!

                            Кунта пыле, варени,

                            Усалли те пылакки!  

  Дети изображают коробейников с лотками.

    Ульяна: – Ака, пылак майарсем,

                    Пыл пекех пылак весем!

                    Ака тутла панулми  

                    Шарши менле куртар и?

     Глеб: -   Ака, херсем, сире вали

                   Хитреленмелли:

                   Сипсемпеле лентасем,

                    Духисемпе шарсасем!

Заходит дед Иван с лотком с семечками: - Семечки! Семечки!

   Ведущая : Мен хак сан семечки?

  Иван мучи: Эй, уксасарах парап, ман тупмалли юмахсене пелсен.

Загадки от деда Ивана.

    Ведущая Ака весленче те пирен уяв. Хале группана кайса керхи кучченессемпе кукальпе ханаланар, Пукрава тав тавар.

 

м                                                                                                                                                                                 «КРАЙ ЛЮБИМЫЙ – КРАЙ ЧУВАШСКИЙ»

Развлечение для старших дошкольников

ЦЕЛЬ: Воспитывать патриотические чувства; любовь к родному краю; вызвать чувство восхищения и гордости.

ЗАДАЧИ:

- Формировать у ребенка мотивационно - ценностного отношения к родному краю.

- Обогащать представления детей о жителях, прославивших наш край

- Продолжать знакомить детей с чувашскими народными играми и песнями.

Развивать желание и стремление к изучению чувашского языка.

- Воспитывать любовь к родному краю через музыкальные произведения чувашских композиторов.

СЦЕНАРИЙ

Дети заходят в зал хороводом «ИЛЕМЛЕ», проходят змейкой и строятся полукругом.

ВЕД: Дорогие дети и гости. Сегодня мы собрались на праздник, чтобы выразить свое почтение и любовь нашему любимому Чувашскому краю, его трудолюбивому народу.

По луговой тропинке,

Хожу встречать зарю.

И с каждою былинкой

Я в поле говорю.

Здесь все родное с детства –

Нет радости конца.

Земля - мое наследство

От деда и отца.

Прислонишься к ромашке, -

На сердце так легко,

рнКак будто пьешь из чашки

Парное молоко.

Люблю я синедолье

Приволжские края,

А петь – одно раздолье,

Здесь Родина моя!

(А. Лукашин)

Вед: Чаваш челхи – таван челхемер,

Э сыра, сепес те йаваш

Сан юрруна пелет тенчемер                                                                                                                                                                              Эс пур чухне петместь чаваш

Реб. Эпе ыйтрам чечекрен

Чи хитри мескер?

Хуравларе вал хулен

Вал чаваш терри

Реб. Эпе ыйтрам аннерен

Чи тутли мескер?

Хуравларе вал хулен

Вал чаваш сакри

Реб. Эпе ыйтрам шанкарчран

Чи хитри мескер?

Хуравларе вал кескен

Вал чаваш юрри

Реб. Эпе ыйтрам пиччерен

Эс менле лайах пелен?

Хуравларе вал кескен:

Чавашла лайах пелетеп.

Реб. Эп вулатап чавашла

Эп ташлатап чавашла

Эп юрлатап чавашла

Юрататап чавашла

Звучит песня «Асамат кепере»

ВЕД: Наша Родина- Чувашия, наш родной язык – чувашский язык. Мы чуваши.

1. реб. Эп –чаваш ачи. Саватап

Хамаран чаваш серне.

Вал кипке те ман,сапка та,

Ана манмап емерне.

2. реб. Эп-чаваш ачи. Саватап

Чевел-чевел челхине,

Юрататап юрра-савва та,

Купаса та кеслене.

(П. Хусанкай)

Вед. Чувашский народ очень трудолюбивый. Не зря говорится в пословице: «Маленький чуваш одной ногой к колыбели, другой на пахоте». Дети, а вы знаете поговорки и пословицы о дружбе и труде, о Родине и красоте родного края, о семье и воспитании детей.

Дети – краса земли

Молотить рожь хорошо впятером, а пироги есть – вдвоем.

На работе мало рук, за столом много рук.

Увидишь старого человека – сними шапку.

Храбрый голову сложил, беглец след проложил.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Что есть - вместе, чего нет – пополам.

Сам себя не хвали, пусть тебя люди похвалят.

Труд человека прославляет.

Работа к рукам не пристает.

ВЕД: Вот спасибо, ребята, сколько поговорок и пословиц вспомнили. Да, действительно, чувашский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, пас скот, выращивал хлеб. Но самую трудную работу люди делали сообща. После трудового дня умели весело отдыхать. Пели звонкие песни. А я предлагаю послушать песню «Пукане» в исполнении группы.

Песня «Пукане»

Вед: Заводили пляски.

Танец «Чувашский»

ВЕДЛюбили играть в разные игры. Дети какие чувашские игры вы знаете?

Дети«Разойдись»«Веретено»«Путаница»«Колечко»«Сидит Миша»«А я просто сеяла»«Фанты».

ВЕД: Как вы считаете? В какую игру нам поиграть?

ИГРА «ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЕ»

Чупар, юрлар, сикер, весер, ташлар, ишер, ала супар

ВЕД: А теперь я предлагаю посмотреть сказку И. Я. Яковлева «Мышонок на прогулке».

Действующие лица: мама-мышка

мышата –

петушки –

кошки –

Декорация: домик, скамейки, забор, цветы-подсолнухи, лужайки, мягкие модули, миска с зерном.

Ход театрализованной деятельности:

Ведущий: На улице стояла ясная, солнечная, теплая погода. Выглянули мышата из своей норки, и решили погулять. Мышата бегают, играют. И вдруг они увидели петушков, сидящих на заборе.

Мышонок 1(смотрит на петушков и удивляется) Ой, кто же это такие? Кто вы?

Петушки (все вместе): Ку-ка-ре-ку!

Ведущий: Мышата испугались и убежали от петушков на другую сторону двора. Гуляют мышата, веселятся… тут они заметили кошек, лежащих на солнышке.

Мышонок 2: А вы еще кто такие? Как вас зовут? (удивленно разводит руками) .

Кошки (все вместе): Мяу-мяу-мяу!

Ведущий: Погуляли мышата во дворе, устали и вернулись домой к маме-мышке. Стали рассказывать, что с ними приключилось.

Мышонок 1: Ну, мама, мы двух зверей видели! Один-то уж больно хороший, а другой - прямо страшилище!

Мама-мышка: Что же это за звери?

Мышонок 1: Тот, который страшный, по двору расхаживал. Ноги у него черные, шапка красная, глаза того и гляди выпрыгнут, нос крючком! Прошмыгнула я мимо него, а он как закричит! У меня со страху душа в пятки ушла. (подпрыгивает со страху)

Мама-мышка: Эх, дочка, дочка… Да ведь это петух! Его бояться совсем не нужно! Мы для него что есть, что нет. (разводит руками)

Ведущий: И выходят петушки, громко кукарекают, крылышками машут, гуляют по лужайке, зернышки клюют. (петушки имитируют)

Петушок: Мы дружные петушки! Мы любим веселиться, петь песенки и играть.

Ведущий: Наступил вечер, и петушки вернулись домой (петушки возвращаются домой) .

Мышка-мама: Ну, а другой каков?

Мышонок 2: А другой на солнышке лежал, грелся. Шея у него белая, сам он гладкий-гладкий, ноги серые (показывает на себе). Себя все облизывал. Хвостом чуть помахивал, а с меня глаз не спускал.

Мама-мышка: Эх, ты, глупый, неразумный! Да это же кот! (грозит пальчиком, затем крепко обнимает мышат) .

Ведущий: Выходят кошки, мяукают. Ходят по двору и показывают, какие они красивые (кошки имитируют) .

Кошка1: Мы котята, хоть куда!

Кошка 2: Мы дружные кошки, мы любим бегать, прыгать и играть.

Кошка 3: Поиграйте, друзья, вместе с нами (зовет всех сыграть в чувашскую подвижную игру «Кошка и мышата»)

Подвижная игра «Кошка и мышата»

Все выходят, становятся в круг и говорят слова:

Мур-мур-мур мырлычет кошка,

Машет хвостиком немножко,

Хочет всех мышат поймать,

Надо дружно всем играть!

Все разбегаются, кошки ловят остальных. Кого поймали, они выходят из игры. Игра проводится 2 раза.

Игра заканчивается, и все персонажи становятся в ряд.

Ведущий: Так-то вот, не все солнышко, что блестит.

РЕБ: Не заботься о том, чтобы быть нарядным, а думай о том, чтобы быть умным.

РЕБ: Неизвестного больше, чем известного.

РЕБ: Когда добро с добром сходятся, всегда доброе получается.

Ведущий: Ребята, давайте будем жить дружно.

Реб: Какая хорошая сказка. Ее сочинил, Иван Яковлевич Яковлев.

Вед: Что вы можете рассказать об Иване Яковлевиче Яковлеве?

Реб: Иван Яковлевич Яковлев родился 150 лет тому назад в деревне Кошки-Новотембаево Татарской республики.

Реб. Он хорошо учился в школе, в гимназии, в университете.

Реб. Иван Яковлевич написал чувашский алфавит, букварь

Реб: Он открыл в городе Симбирске чувашскую школу. В этой школе учился известный чувашский поэт Константин Васильевич Иванов. Он автор поэмы «Нарспи».

Реб: Я знаю отрывок из поэмы «Нарспи». Послушайте, пожалуйста.

Лаской землю отогрела

Снова милая весна,

Снова свет смеется белый,

Пробуждаясь ото сна.

Ожил лес, стоит на воле

В пышной зелени ветвей.

Зацветает новью поле,

Красотой гордясь своей.

В небе, полная веселья,

Льется жаворонка трель,

И пастушеской свирелью

Голубой поет апрель.

Вед: Ученики Симбирской чувашской школы любили петь, играть на музыкальных инструментах. У нас тоже есть музыкальные инструменты. Вам хочется поиграть на них? Пожалуйста!

Дети исполняют на муз. инструментах чувашские народные мелодии«Линка-Линка».

РЕБ: В нашей республике живут не только чуваши, но и люди другой национальности: татары, марийцы, украинцы, русские и многие другие.

РЕБ: Все они живут в мире, в дружбе и в согласии. Вместе все работают, вместе и отдыхают, песни поют и весело танцуют.

ТАНЕЦ «ДРУЖБА»

ВЕД: Я вижу, ребята, что вы любите свой родной Чувашский край, много знаете о нем, о его народе.

И если вы, ребята, будете хорошо учиться, заниматься, стараться узнавать что-то новое, петь, рисовать и танцевать, наш край будет жить и развиваться. Ну, а наш праздник подходит к концу. Сыва пулар! До свиданья!

Ребята с песней «Илемле» выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий осеннего праздника для средней группы детского сада «Домовёнок на осеннем празднике»

Педагогически задачи.Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.Доставить детям радость от участия в общем празднике.Дей...

Сценарий праздника 8 марта в детском саду "Праздник бабушек и мам" для детей старшего возраста

Сценарий праздника 8 марта в детском саду "Праздник бабушек и мам" для детей старшего возраста...

Сценарий праздника 8 марта в детском саду. Средняя группа Праздник 8 Марта в средней и старшей группах. Сценарий

1. Создание праздничной атмосферы для детей детского сада, родителей и педагогов.2. Формировать позитивное отношение к знаниям и школе....

Сценарий летнего праздника «Праздник мыльных пузырей» в детском саду

Подходит для детей любого возраста, а также для совместной деятельности детей и взрослых....

"Встречайте праздник осени", сценарий осеннего праздника в средней группе детского сада.

В сценарий включены материалы по осенней тематике: песни, танцы, игры, сценки....

ритмодикломация в детском саду.Использование здоровьесберегающих технологий при организации праздников и развлечений в детском саду

рекомендую для ознакомления как музыкальным руковителям ДОУ, так и воспитателям.осробенно интересно и полезно ознакомитьься при подготовке к праздникам....