Художественная викторина "Мир красок"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Портянко Светлана Владимировна

Цель: Вызвать интерес, эмоциональный отклик к изобразительному искусству. 
 

Задачи:

1.      Закреплять знания детей о средствах выразительности в изобразительном искусстве, о жанрах живописи;

2.      Закреплять навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое отношение к изображаемому объекту, добиваясь выразительности образа;

3.      Развивать чувство цвета, наблюдательность, умение сравнивать, умение высказывать собственное мнение;

4.      Развивать интеллектуально – творческие способности детей. Воспитывать положительные взаимоотношения у детей, чувство дружбы и ответственности.
 

Материалы и оборудование: Наборы репродукций картин разных жанров. Наборы карточек с изображением элементов пейзажа, портрета и натюрморта. Эмблемы для каждой команды. Музыкальное сопровождение из классических произведений. Табло с изображением зелёной полянки с прорезями для вставки бумажных силуэтов цветов (ромашки). Костюм Незнайки. Рисунки для Незнайки с изображением смешных фигур Бульки, Знайки и Пилюлькина. Призы (раскраски, карандаши, краски). Художественный материал: краски, карандаши, фломастеры, кисти, листы бумаги. Художественный материал: краски, карандаши, фломастеры, кисти, листы бумаги. Письмо у Незнайки.

Предварительная работа. Беседы о жанрах живописи, о гамме цветов. Рассматривание репродукций. Проведение художественно – развивающих игр “Собери портрет (пейзаж, натюрморт)”. Занятие по смешиванию цвета.

Ход викторины.

Звучит торжественная музыка. Жюри проходит на свои места. Участники игры заходят в зал.
Ведущий. 

- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный и знаменательный день! Здесь в этом зале собрались ребята из двух групп, чтобы принять участие в художественной викторине. Это команда “Карандаши” и команда “Краски”, которые приготовили друг другу приветствия:
 

Команда “Карандаши”:
Кисточки, краски, карандаши
Детям и взрослым очень нужны!
Они помогают весь мир оживить,
Листик бумаги в мечту превратить!
 

Команда “Краски”: 
Если взять краски в руки,
То у вас не будет скуки!
 

 

Ведущий:

- Перед вами строгое и справедливое жюри (представить членов жюри). Оценкой за правильный ответ будут цветы ромашки, которые члены жюри будут сажать на полянки команд. Чья команда наберет больше карандашей, та и будет считаться победителем. А теперь послушайте правила игры
Ведущий задает вопрос по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит. 
Отвечать на вопрос может любой участник, но при этом нужно поднять руку. 
Члены команды могут посоветоваться, прежде чем отвечать. 
Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передается другой команде. 
Ответ должен быть четкий и ясный. 
- Ребята, на нашем празднике много гостей, но самого главного почему-то нет. Сейчас я вам загадаю загадку, отгадав которую вы сразу поймете, кого же нет в зале:
Любо бегать по бумажке
Остроносому Аркашке
(карандаш).
 

В зал забегает Незнайка:

- Здравствуйте, ребята! А я? Как же без меня? Игра, да ещё и без меня! Извините, что я опоздал, это детский сад «Незнайка»?

Дети: Нет, это детский сад «Синяя птица»!

Незнайка: Как «Синяя птица»? Ой, правильно! Это же я Незнайка! А искал я как раз детский сад «Синяя птица». Меня прислали к вам мои друзья-коротышки из Цветочного городка, как самого умного, самого смелого, самого…

Ведущий: Погоди, погоди, по-моему, ты хвастаешь. Правда, ребята?

Дети: Конечно, он хвастает! Незнайка ничего не умеет делать правильно, он ничего не знает, поэтому и зовут его Незнайка!

Незнайка: Ничего я не хвастаю, вот у меня и письмо от коротышек. Они узнали про вашу игру и решили послать меня, чтобы я научил вас рисовать.

Ведущий берёт письмо у Незнайки.

Ведущий: Ребята, послушайте, что пишут жители Цветочного городка: «Дорогие ребята! Посылаем к вам Незнайку учиться искусству живописи».

Незнайка: Я умею рисовать, просто всем коротышкам почему-то не нравятся мои рисунки. А мне нравятся. Вот, посмотрите.

Незнайка показывает свои рисунки с изображением Бульки, Знайки, Пилюлькина, которые нарисованы с искажением формы и пропорций. Дети смеются, высказывают своё мнение.

Ведущий: Знаете, ребята, я думаю, это очень хорошо, что Незнайка именно сегодня попал к нам на викторину. Если ты, Незнайка, будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, что будут говорить и делать дети, ты обязательно научишься рисовать так, чтобы всем нравилось. Итак, начинаем 1 тур викторины “Веселая палитра”.
Первый вопрос: 
1.На минутку в землю врос
Разноцветный чудо – мост.
(Радуга) 
Второй вопрос:
2.Назовите все цвета радуги.
(Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) 
Третий вопрос:
3.Какие цвета являются основными или главными?
(Синий, красный, желтый – с их помощью получаются все остальные цвета) 
Четвертый вопрос:
4.Как получается фиолетовый цвет?
(Смешиваем синий и красный цвет) 
Пятый вопрос:
5.А если мы желтый смешаем и красный,
Какой тогда цвет получаем?
(Оранжевый) 
 

Незнайка:

- А цвет для елки, огурчика, а цвет для травки у крылечка?
 

Ведущий:

 - Это и будет шестой вопрос. 
6.О каком цвете спрашивает Карандаш, и как его получить?
(Это зеленый цвет. Смешиваем желтый и синий цвет)
 

Ведущий:

- Все цвета делятся на две группы.
7.На какие две группы делятся все цвета?
(Теплые и холодные)
8.Какие цвета называются холодными и почему?
(Синий, голубой, фиолетовый – холодные цвета. Это цвета воды, льда, цвет ночи, тумана)
9.Какие цвета теплые? И почему они так называются?
(Желтый, красный, оранжевый – цвет огня, солнца) 
 

Ведущий:

- В радуге нет белого и черного цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет. Следующий вопрос:
10.Какой цвет получится, если смешать белый и красный?
(Розовый)
11.Какой цвет получится, если смешать белый и синий?
(Голубой)
12.А теперь самый главный вопрос обеим командам – что помогает художникам написать картины такими яркими, живыми, выразительными?
(Цвет)
13.Что случилось бы, если бы вдруг все стало бесцветным?
(Мир вокруг станет серым, нерадостным: грустная природа, некрасивая одежда на людях, вещи, игрушки, книги станут неинтересные, люди печальные) 
 

Ведущий:

- Цвет – это первый помощник художника, с помощью цвета мы можем изобразить все, что нас окружает таким, какое оно есть на самом деле; можно украсить вещи, предметы, одежду, игрушки! Пока жюри подводит итоги 1 тура я объявляю «Веселую разминку».
 

«Весёлая разминка»

Ведущий: Знаете ли вы, что рисовать можно не только красками и карандашами? Рисовать можно ещё с помощью собственной руки. Команда «Карандаши» нарисуют «дерево», команда «Краски» - лебедя. Самое главное – договориться между собой, как это сделать.

(Команды изображают фигуры «дерева», лебедя)

Ведущий: Жюри оценивает «Весёлую разминку» за дружное исполнение, а мы начинаем 2 тур викторины.
 

Ведущий:

- Итак, начинаем 2 тур викторины “Мир живописи”. Перед вами наборы репродукций картин. Вы хорошо знакомы с жанрами живописи. Перед вами наборы репродукций. Их нужно разложить по жанрам, а затем объяснить на какие группы вы их разложили. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и даст правильный ответ.
(Дети выполняют задание, отвечают на вопрос – жанры, портрет, пейзаж, натюрморт)
 

Ведущий:

- Следующее задание: разобрать по группам карточки с элементами портрета, натюрморта и пейзажа. Оценивается быстрота, правильность выполнения и дружные согласованные действия между ребятами.
(Дети получают наборы карточек с элементами жанров и распределяют их на три группы)
 

Ведущий: Объявляется последний, третий тур викторины «Мы – художники». Теперь художниками будете вы.

Незнайка: Меня нарисуйте, меня!
 

Ведущий:

- Хорошая идея, но немного нескромная! Все дети будут рисовать только тебя?
 

Незнайка:

- Но ведь все будут рисовать меня по – разному! Кто-то нарисует доброе и веселое лицо – получится портрет. Кто-то может нарисовать Чебурашку на прогулке в лесу или на речке – получится пейзаж. А кто-то, возможно, нарисует его в виде игрушки с мячом или с карандашами и красками – тогда это будет натюрморт. Вот и получится, что рисунки будут разные, но везде со мной.
 

Ведущий:

- Ну и что мы решим, ребята? Принимаем предложение Незнайки?
(Дети соглашаются)
 

Ведущий:

- Можно использовать любой материал, который вы найдете за столом: краски, цветные карандаши, фломастеры, цветные мелки.
(Дети выбирают художественный материал по желанию. Самостоятельная деятельность. Звучит спокойная, тихая музыка. Работы выставляются перед жюри. Подведение итогов.

Слово жюри. Поздравление победителей. Вручение призов.)
 

Ведущий:

- Ну, вот и закончилась наша игра.
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует!
Цветы и птицы,
Лес из сказки…
Все нарисует, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле! 
(С.Шмаков)
 

Незнайка:

- До свидания, мои дорогие друзья. Спасибо за ваши рисунки. До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому развитию."Разноцветных красок хоровод"

Проект по художественно-эстетическому развитию .Творческий,  групповой,  краткосрочный.Цель проекта: Способствовать развитию эстетического отношения к цвету, краскам,  их гармонии...

ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "МИР КРАСОК"

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Конспект занятия по художественно-продуктивной деятельности с использованием красок для лица

Театрализованная деятельность в детском саду включает в себя знакомство с многими аспектами – актерское мастерство, музыкальное развитие, знакомство с театральными костюмами, знакомство с театральными...

Конспект НОД для детей с ОНР и родителей. Образовательная область: Художественное творчество. Тема:"Путешествие в мир красок и фантазий".

Занятие предназначено для ознакомления родителей и детей с общим недоразвитием речи с нетрадиционными художественно-графическими техниками с целью совместного творчества....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству и познавательному развитию в средней группе. Форма проведения: Интегрированное занятие Тема: «Волшебная страна красок»

Данный конспект  разработан согласно фгт. Непосредственно образовательная деятелность по данному конспекту опробавана на трёх группах детей, требует  тщательной и  дополнтелной подготов...