"Веселые посиделки"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Сотникова Ирина Геннадиевна

Сценарий развлечения совместно с родителями с использованием русских народных подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.odt32.28 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ

( совместно с родителями)

« ВЕСЕЛЫЕ ПОСИДЕЛКИ»

Введение

   Подвижная игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Народные игры доносят до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

  Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества.

  Кроме того, что подвижные игры оказывают всесторонне развивающее воздействие на организм, они еще очень увлекательны и разнообразны по содержанию. Если надоедает одна игра, всегда на выбор есть еще множество других. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Игровая ситуация  увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий.

 

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, физкультура,

                                                                   чтение художественной литературы, музыка.

Цель:Воспитание любви к русской национальной культуре.

Задачи: закреплять представления детей о фольклоре и русских народных играх;

              развивать двигательную активность: ловкость,быстроту, пространственную          

              ориентировку;

               развивать творческие способности детей в играх;

              создать у детей радостное настроение.

Предварительная работа: Разучивание пословиц, поговорок, потешек, считалок.

                                            Отгадывание загадок.

                                           Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к

                                             ним. Проведение русских народных игр, хороводов.

Работа с родителями : Проведение экспресс-опрса « В какие подвижные игры вы играете с

                                       детьми ?» Консультация для родителей « Играйте с детьми в народные

                                       подвижные игры», папка- передвижка «Русские народные подвижные

                                       игры», подготовка родителями костюмов для детей в русском стиле.

                                             

Оборудование :Платок,деревянные ложки,бубны, трещотки, туесок с частушками.

Ход:

Зал украшен в русском стиле павло-посадскими платками ,разноцветными лентами, рушниками, самоварами, фигурками петушков и изображением солнца.

 Дети вместе с гостями ( родителями) входят в зал. Рассаживаются за столами.

Ведущий 1 На завалинках, в светелке

                    Иль на бревнышках каких,

                    Собирали посиделки

                    Пожилых и молодых.

Ведущий 2 При лучине ли сидели,

                    Иль под светлый небосвод-

                    Говорили, песни пели,

                    И водили хоровод.

Ведущий 1 А играли как! В горелки!

                    Ах, горелки, хороши!

                    Словом, эти посиделки

                     Были праздником души!

Ведущий 2 Мы рады видеть вас всех у себя в гостях. У нас для каждого найдется и местечко,

                    и словечко. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно?

                     Народ собирается, посиделки начинаются!

Ведущий 1 Начинаем мы без спешки и расскажем вам потешки.

1 ребенок    Как у нашего кота

                    Шубка очень хороша.

                    Как у котика усы

                    Удивительной красы.

                    Глазки смелые,

                    Зубки белые.

2 ребенок  Ваня, Ваня- простота

                   Купил лошадь без хвоста

                   Сел задом наперед

                   И поехал в огород.

3 ребенок Огуречик, огуречик,

                  Не ходи на тот конечик.

                  Там мышка живет,

                  Тебе хвостик отгрызет.

4 ребенок  Две старушки старые

                   Пироги поставили

                   Поставили на дрожжах-

                   Не удержишь на вожжах.

                   Подбавили гущи-

                   Они киснут пуще.

                   Прибавили молока-

                   Повалились на бока.

                   Подбавили маслица-

                   Они стали кваситься.

                   Пироги хорошие

                   И очень пригожие:

                   С маслом, с капустой,

                   И еще с картошечкой.

Ведущие предлагают поиграть русскую народную игру « Пирог»

После игры гости рассаживаются на места и слышат спор.

Появляются Матрешка и Петрушка.

Матрешка-Ты неправильно считаешься, я буду водить.

Петрушка-Нет, это ты не те слова говоришь, совсем не знаешь считалки1

Матрешка-Это я не знаю считалки? Вот давай я посчитаю и узнаем, кто будет водить.

Ведущий1 Здравствуйте, друзья, о чем спорите?

Петрушка- Мы хотели поиграть в игру, но никак не можем договориться, кто будет водить.

Ведущий1 А это очень просто, только надо знать считалочки. Давайте мы с ребятами вам

                   поможем.  Катится горох по блюду.

                                      Ты води, а я не буду.

Матрешка- Ух, ты, здорово! А еще знаете какие-нибудь считалки?

Ведущий- Конечно, знаем. Ребята, помогайте.

1 ребенок  Вышли мыши как-то раз

                   Посмотреть который час.

                   Раз, два, три, четыре-

                   Мыши дернули за гири.

                   Вдруг раздался страшный звон

                   Убежали мыши вон.

2 ребенок   Шел Егор через двор

                   И корзиночку нашел.

                   В этой маленькой корзинке

                   Есть рисунки и картинки

                   Раз, два, три!

                   Кому хочешь-дари!

3 ребенок  Уж как зоренька-заря

                   Русы косыньки плела.

                   Кто те косы расплетет,

                   Первый кон водить пойдет.

Проводится игра с платочком. В игре принимают участие и взрослые.

Петрушка- Балалайка заиграла

                    И пустились ноги в пляс.

                    Мы веселые частушки

                    Пропоем сейчас для вас.

Матрешка- Не хотела я плясать,

                    Стояла и стеснялася,

                    Балалайка заиграла-

                    Я не удержалася.

Петрушка- Если б не было воды,

                   Не было б и кружки.

                   Если б не было девчат,

                   Кто бы пел частушки?

Матрешка- Мы пропели вам частушки,

                    Вы скажите от души:

                    Хороши  частушки наши?

                    И мы тоже хороши!

Ведущий1  Уверена, что наши гости тоже хотят спеть частушки. У нас есть волшебный

                    туесок с частушками. Выходите, не стесняйтесь, выбирайте, запевайте.

Родители достают из туеска частушки, поют.

                    1-Начинаем петь частушки

                       Просим не смеяться.

                       Тут народу очень много,

                        Можем растеряться!

                    2-Вы послушайте, ребята

                        Нескладушки будем петь.

                        На дубу свинья пасется,

                        В бане парится медведь.

                    3- На горе верблюд пасется

                        В белых вышитых штанах

                        А за ним блоха несется

                         На высоких каблуках.

                     4-Чтобы печка разгорелась,

                         Надо жару поддавать.

                         Чтоб частушка лучше пелась,

                          Надо пляской помогать.

                     5- Ставлю ногу на носок

                         А потом на пятку.

                         Стану русского плясать,

                         А потом вприсядку!

                     6- Ой, довольно мы напелись.

                          Дайте смену новую.

                          Вот спасибо гармонисту

                          За игру веселую!

Ведущий 2 Хорошо частушки пропели. А сейчас самое время поиграть.

                    Проводится русская народная игра « Золотые ворота». Приглашаются и дети, и взрослые

                      .

Ведущий 1 А сейчас  всех позабавит наш веселый оркестр.

                    Проводится игра « Веселые музыканты».

Матрешка- Эй, народ, не зевай

                     Вместе с нами поиграй.

                     Веселись честной народ.

                     Встанем дружно в хоровод.

                     Проводится хороводная игра « Заинька»

Петрушка- « С чая лихо не бывает!»-

                    Так в народе говорят.

                     Чай- здоровье- всякий знает,

                     Пей хоть пять часов подряд.

Матрешка- Угощенье на столе-

                     Пряники да сушки.

                     Приглашаем всех гостей

                     Мы  на чай с ватрушкой!

Проводится чаепитие.

Ведущий1  Время пришло расставаться,

                    Ждут дела и заботы вас.

Ведущий2  Но верим, что будем встречаться

                    Мы с вами еще много раз!

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

Русская народная игра « Пирог»

Играющие стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник,    

изображающий « пирог»( перед игрой он выбирается по считалке). Все поют:

                                        -Да экий он высокинький,

                                          Да экий он широкинький,

                                          Да экий он мякошенький,

                                          Режь его, да ешь!

Во время пения при словах: «высокинький» играющие поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят руки в стороны, «мякошенький»- гладят себя по животу.

Сразу после слов: «режь его, да ешь» к « пирогу» бегут по одному участнику от каждой команды. Кто первым коснется «пирога», уводит его в свою команду, а оставшийся игрок изображает «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

«Платочек»- старинная русская народная игра

Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.
В игре есть и свои маленькие хитрости. Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо – это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит разиню освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга «вхолостую». Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков. 

Русская народная игра « Золотые ворота»

Двое игроков встают друг против друга и, взявшись за руки поднимают руки вверх.

Получаются «ворота». Остальные игроки встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди, либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под «воротами».

« Ворота» произносят:

  Золотые ворота

  Пропускают не всегда!

  Первой мать пройдет

  И детей проведет.

  Первый раз прощается,

  Второй раз запрещается

  А на третий раз

  Не пропустим вас!

Правила игры: После слов « не пропустим вас», « ворота» резко опускают руки, и те игроки, которые оказались внутри ворот- попались. Они тоже становятся « воротами». Постепенно количество « ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все играющие становятся « воротами».

Игра « Веселые музыканты»

Под мелодию из двух частей играющие стоят в кругу и играют на инструментах ( погремушках,колокольчиках, деревянных ложках, бубнах, трещотках).

Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С  окончанием 1-й части играющие, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит со всеми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты.

Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось. Игра продолжается.

Хороводная игра « Заинька»

Играющие становятся  в круг. Начинают двигаться по кругу и петь:

Заинька, выйди в круг, серенький выйди в круг,

Скорей, скорей выйди в круг!Скорей, скорей выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный « заинькой» выходит на середину круга.

Играющие продолжают петь:

-Заинька, ты пройдись, серенький, ты пройдись.

Туда-сюда ты пройдись, туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, то в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши.

-Заинька, умой ручки, серенький, умой ручки

Леву, праву, умой ручки, леву, праву, умой ручки.

« Заинька» показывает, как он моет руки. Те же движения повторяют играющие.

-Заинька,умой личико, серенький, умой личико.

Сверху до низу умой личико, сверху до низу умой личико.

« Заинька» показывает как он умывается, остальные повторяют его жесты.

-Заинька, пригладь шерстку, серенький пригладь шерстку.

Сзади, спереди пригладь шерстку, сзади, спереди пригладь шерстку.

« Заинька» проводит руками по одежде, одергивая ее, чистит. Все играющие повторяют за ним.

-Заинька, причешись, серенький , причешись.

Да получше причешись, да получше причешись.

« Заинька» показывает как он причесывается. Игроки повторяют.

-Заинька, под бочка, серенький, под бочка.

Пляшет, пляшет козачка. Пляшет, пляшет козачка.

« Заинька» танцует, остальные тоже танцуют.

После слов, пляшет козачка, все разбегаются, а « Заинька» их ловит. Пойманный становится « Заинькой»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

музыкальное занятие на основе руссого фольклора веселые посиделки

Цель: Создать праздничную обстановку, помочь детям научиться творчески самовырожаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Задачи: Формировать понятие о народной культуре....

Веселые посиделки

Праздник для родителей "Веселые посиделки"...

Конспект занятия на фольклорном материале в подготовительной группе " Веселые посиделки"

Задачи: уточнить и расширить знания детей об осенней поре года; активизировать словарь детей по теме занятия; совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивающие: восп...

Музыкальный спектакль "Веселые посиделки"

Развлечение в старшей группе "Веселые посиделки"...

Путешествие в прошлое России «Веселые посиделки»

Путешествие в прошлое России«Веселые посиделки»...