Главные вкладки

    Конспект музыкально – тематического занятия «В мире музыкальных инструментов» (гармонь, баян, аккордеон) (старший дошкольный возраст)
    план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему

    Портнова Татьяна Николаевна

    Цель:

    1. обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов,
    2. учить различать их тембровую окраску;
    3. формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл v_mire_muzykalnyh_instrumentov.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект музыкально - тематического занятия

    «В мире музыкальных инструментов»

    (гармонь, баян, аккордеон)

    старший дошкольный возраст

    Музыкальный руководитель

    Портнова Татьяна Николаевна

    2017 г.

    Конспект музыкально – тематического занятия

    «В мире музыкальных инструментов»

    (гармонь, баян, аккордеон)

    (старший дошкольный возраст)

    Цель:

    • обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить различать их тембровую окраску;
    • формировать способность находить общее и различное у похожих внешне инструментов.

    Задачи:

    Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;

    двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,

    Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад -  школа искусств.

    Оборудование:

    музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка, баян, аккордеон; платочки и бескозырки.                             

    Ход занятия:

    (Дети входят в зал, приветствие – распевание)

    Муз. рук. (поет): Здравствуйте, ребята!

    Дети (поют): Добрый, добрый день!

    Муз. рук. (поет): Здравствуйте, мальчики!

    Мальчики (поют): Здравствуйте!

    Муз. рук. (поет): Здравствуйте, девочки!

    Девочки (поют): Здравствуйте! 

    Муз.рук: Сегодня я познакомлю вас с музыкальными инструментами, которые внешне очень похожи друг на друга. Исполняют на них разную музыку: народную, классическую, эстрадную и  звучать они могут самостоятельно или в оркестре.  Какие это инструменты – попробуйте отгадать сами. Послушайте загадку:

    (загадывает ребенок):

    Ее песня льется и над скукою смеется,

    Так задорна, голосиста, и поет чудесно, чисто.

    Людям уж давненько служит и с частушкой крепко дружит.

    Просит: «Ну-ка, кнопки тронь!» − развеселая…
    Дети отвечают: «Гармонь». ( Показываю инструмент).

    Муз.рук: Первую гармонь сконструировал немецкий мастер Фридрих Бушман, а затем и по всей России стали мастерить гармошки. Так и стали называть их по местности, где выпускали гармошки: саратовские, орловские, вологодские, елецкие, сибирские и многие другие виды гармоней. Гармошка приспособлена для исполнения только народной музыки.

    Послушайте русские народные «Наигрыши» - (обр. и исп. Я. Табачника; музыка звучит в грамзаписи). 

    На гармошке в старину любили играть на народных гуляниях. Люди пели веселые песни, припевки, частушки. Каждый музыкант демонстрировал свое мастерство. Людей, которые играют на гармошке, называют гармонистами.

    А сейчас  мы с вами постараемся создать свой маленький оркестр, играть будут девочки под русскую народную плясовую «Яблочко»,  которая прозвучит в исполнении трио гармонистов, а мальчики исполнят матросский танец.

    (Девочки выбирают детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубенцы, треугольники, бубны; мальчики надевают бескозырки; звучит плясовая в грамзаписи).

    Вот какой замечательный оркестр у нас получился, мальчики танцевали задорно, весело, передали характер пляски, а солировали – гармошки!

    А как называется эта песня, послушайте мелодию и вспомните, пожалуйста. (Играю на фортепиано мелодию знакомой детям песни).

    Дети: «Гармошка-говорушка»!

    Муз.рук.: Давайте, исполним эту веселую, задорную песню!

    «Гармошка-говорушка» сл. муз. З. Роот.

    1. Песен на Руси немало,

    Все поют и стар и млад.

    А с гармошкой-говорушкой

    Песни радостней звучат.

    Припев:

    Ах, гармошка-говорушка,

    Всему свету госпожа.

    Только кнопки заиграют,

    Запоет моя душа.

    2. Радостно звучат оркестры,

    Все танцуют и поют.

    Стоит зазвучать гармошке, -

    Все поклон ей отдают.

    Припев:

    3. Люди добрые, прошу вас,

    Дайте мне скорей ответ:

    Без гармошки-говорушки

    Как же песню мне пропеть?

    Припев:

    Муз.рук.: Мне очень понравилось, как вы исполнили песню, молодцы!

    Сейчас мы будем говорить о другом инструменте, послушайте, пожалуйста, эту музыку и угадайте, о каком из инструментов пойдет речь?  

    (Дети слушают незнакомую пьесу – «Дунин вальс» - русская народная мелодия для баяна, в исполнении А. Беляева, грамзапись). 

    Ребенок загадывает загадку:

    У него рубашка в складку,

    Любит танцевать вприсядку.

    Он и пляшет, и поет,

    Если в руки попадет.

    Сорок пуговиц на нем,

    С перламутровым огнем.

    Весельчак, а не буян

    Голосистый мой…

    Дети отгадывают загадку: «Баян». Показываю инструмент.

    Муз.рук  Прошло много лет, после создания первой гармошки, когда музыкант Яков Орланский и мастер Петр Стерлигов создали новый инструмент. Этот инструмент получил свое название по имени древнерусского легендарного певца-сказителя Бояна. Музыкантов, которые играют на баяне, называют -  баянистами.

    (Дети рассматривают инструмент и отмечают, что у баяна больше кнопок, по размеру он больше гармошки и отличается красивым, сильным звучанием).

    Муз.рук Наши девочки исполнят хороводный танец «Реченька», под народную музыку «Узоры», которую исполнят баянисты ансамбля «Березка». (Звучит музыка в грамзаписи, в обработке В. Темнова).

    Хороводный танец «Реченька» (четное количество девочек, в русских сарафанах, в руках – платочки голубого цвета с петельками, надеты на указательный палец).

    Вступление:

    Девочки стоят друг за другом, в правой  руке платочек, левой берутся за руки.

    1 фигура:

    Идут друг за другом, хороводным шагом, держась за одну руку, за ведущей – девочкой «змейкой».

    2 фигура:

    Постепенно перестраиваются в круг, идут друг за другом, правая рука с платочком вытянута в сторону, левая опущена вниз.

    3 фигура:

    Поворачиваются лицом в круг, руки складывают в «полочку», правая рука с платочком лежит сверху левой, кружатся вокруг своей оси на «шаге с припаданием».

    4 фигура:

    Руки опущены вниз, медленно, хороводным шагом, на носочках, сужают круг, одновременно все резко поднимают платочек вверх, также медленно отходят спиной назад, постепенно опуская вниз руку с платочком.

    5 фигура:

    Девочки встают парами, поднимая правую руку с платочком перед собой вверх и соединяя руки наверху в «окошечко», кружатся на носочках.

    6 фигура:

    Хороводными шагами перестраиваются в две колонны, становятся лицом друг другу.

    7 фигура:

    Стоя на месте, выполняют легкие покачивания корпусом и рукой, в которой платочек, в конце музыкальной фразы, кланяются, стоя в колоннах.

    8 фигура:

    Две колонны двигаются навстречу друг другу, образуя одну, идут за ведущей, становятся в одну шеренгу, выполняют поворот вокруг себя на носочках, стоя перед зрителями, делают русский поклон.

    Муз. рук: Мальчики, как вы думаете, девочки передали в движениях хоровода характер музыки?

    (Мальчики отвечают, оценивая выступление девочек).

    Муз. рук: Да, красиво танцевали девочки. Давайте еще раз поаплодируем им!

    Муз. рук.: Ребята, отгадайте следующую загадку!

    Он по виду брат баяну,

    Где веселье – там и он.

    Я подсказывать не стану,

    Всем знаком….(аккордеон).

    (С аккордеоном входит мальчик, Вова Б., учащийся школы искусств, бывший воспитанник детского сада; дети рассматривают аккордеон, замечают, что он больше баяна, на нем расположены клавиши, как на фортепиано).

    Аккордеону тоже много лет, а изобрел его и дал название – венский мастер Демиан. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры, издавал не один звук, а целый аккорд!  Отсюда и название – аккордеон! Музыкантов, которые играют на этом инструменте, называют аккордеонистами.

    «Амурские волны» М. Кюсса, исполняет ученик школы искусств, дети слушают музыку, подыгрывают на колокольчиках.

    (Все аплодируют юному музыканту).

    Муз.рук.: Как красиво звучал аккордеон! И вы, ребята, старались играть на колокольчиках ритмично, слаженно! Вам понравилось? Сегодня вы узнали много нового и интересного о уже знакомых вам инструментах. В следующий раз вас ждет встреча с другими музыкальными инструментами. До скорых встреч в нашей музыкальной гостиной!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект тематического занятия из серии «История развития спорта» для детей старшего дошкольного возраста

    Конспект тематического занятия из серии "История развития спорта" для детей старшего дошкольного возраста "Первые олимпийские игры" с презентацией....

    Конспект учебно-тренировочного занятия по физической культуре «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста.

    Уважаемые коллеги!  В детском саду занимаюсь кружковой деятельностью. Веду спортивно-оздоровительный кружок «Школа мяча». И хочу немного с ним вас познакомить....

    Тематическое занятие "Нам дороги эти позабыть нельзя..." для детей старшего дошкольного возраста.

    Тематическое занятие в дню Победы для детей старшей и подготовительной к школе группы....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире сказок К.И. Чуковского» для старшего дошкольного возраста

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности «В мире сказок К.И. Чуковского» для старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Познание».Задачи: р...

    Сценарий музыкально-тематического занятия с использованием ИКТ технологий в логопедической группе старшего дошкольного возраста «Весна пришла и птицы прилетели»

    Углубить и расширить у детей представления о зимующих и перелетных птицах,воспитывать заботливое отношение к ним, желание помогать. Формировать навыки сотрудничества, инициативности; воспитывать эмоци...