ПРАЗДНИК «ХОХЛОМЫ» И «ДЫМКИ»
проект (подготовительная группа) на тему

ПРАЗДНИК «ХОХЛОМЫ» И «ДЫМКИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik_hohlomy_i_dymki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                ПРАЗДНИК «ХОХЛОМЫ» И «ДЫМКИ»

Звучит русская народная мелодия. Выходит ведущая – хозяйка, обращается к гостям.

Хозяйка. Добро пожаловать, гости дорогие,

                Веселья вам, да радости желаем.

                Давно мы вас ждем, поджидаем,

                Праздник без вас не начинаем.

А коль пришли, можно праздник начинать.

Под музыку «Ромашковая Русь» дети групп № 6 и 9 змейкой входят в зал, встают полукругом у центральной стены.

Растянитесь-ка, гармоники меха.

Расскажите-ка нам сказку или быль.

Об умельцах Дымки или Палеха,

Про узоры Гжели или Хохломы.

В каждом промысле у нас рисунок свой.

Не запутается даже детвора:

Этот золотом кроен, тот – синевой,

Там цветы, а здесь тисненая канва.

Вот сударыни заводят хоровод.

С коромыслом на плече или в руках.

Конь летит, играя гривой расписной,

У оленя звезды светятся в рогах.

На фарфоре сине-белые цветы,

А на ложках спелых ягод красота.

Посмотри вокруг, тогда увидишь ты,

Ах, какая же в России красота!

ИЛИ

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

Об искусниках-умельцах

На весь мир молва идет.

ПЕСНЯ «ГОРДИМСЯ МЫ ТОБОЙ, РОССИЯ» (после песни сели на стульчики).

Ведущая. Дорогие гости, мы продолжим знакомство с русским народным творчеством. Сегодня мы с вами поговорим о хохломе. А начну я с легенды.

   Когда-то давным-давно, от царской немилости сбежал в керженские леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетела к нему жар-птица. Он её покормил пшеном. Когда жар-птица улетела, в благодарность за доброту взмахнула она крылом, коснулась его посуды, и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, поэтому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птицы: чашки, ковши. И кроме птиц любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы, различные ягоды: землянику, смородину, рябину.  

Как волшебница жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка - мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Гостю рада от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего в них только нету:

Гроздья алые рябин,

Маки солнечного лета,

И ромашки луговин.

          ПЕСНЯ «ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ»

Либо обратить внимание детей на выставку работ, либо демонстрировать на экране.

Воспитатель. Перед вами удивительный народный промысел – хохломская роспись. В селе Хохлома Нижегородской губернии искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её. Посуда эта нравилась своей красотой, праздничностью. Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Узоры они заимствовали  у природы.

  Ребята, перечислите, пожалуйста, элементы, которые встречаются в узорах хохломы.

Дети. Травка, завиток, листья, ягоды, капельки.

Воспитатель. Какие цвета встречаются в узорах?

Дети. Красный, зеленый, черный, золотой или желтый.

Ведущий. Действительно, узоры свои русский народ взял у природы- матушки: у лесов, полей, садов. Поэтому они и получились такими веселыми, как русские частушки.

Мальчик. Эй, девчонки-хохотушки,

                  Затевайте-ка частушки.

                  Запевайте веселей,

                  Чтоб порадовать гостей.

                        ЧАСТУШКИ.

Начинаем петь припевку,

Первую, начальную.

Мы хотим развеселить

Публику печальную.

Ох, Россия, ты, Россия,

В каждом граде терема.

Всей земле на удивленье

Городец и хохлома.

Хохлома да хохлома,

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха и курицу!

Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать.

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

Я вчера такое видел-

Не расскажешь никому!

Сидит заяц на березе

И рисует хохлому.

Надою я молока

И налью котенку.

Разрисую хохломой

Милую Буренку.

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось.

Хохломой и городцом

На весь мир прославилась.

Мы пропели вам частушки

Хорошо ли плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ребенок (или взрослый)

Ну, до чего ж веселая эта хохлома.

 А ну-ка, где там наши ложкари.

 Плясовую б завели.

 Вот вам ложки золоченые-

 Узоры крученые. (группа детей выходит с ложками)

Эй, народ, не зевай,

Вместе с нами поиграй.

     ИГРА «ОРКЕСТР» - дети (ИЛИ «ансамбль ложкарей» - дети или взрослые            играют на музыкальных инструментах.

Ведущий. Пришла пора на карусели прокатиться.

   ИГРА «КАРУСЕЛЬ»

Еле, еле карусели, завертели, полетели,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом. 3 раза.

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра.

Ведущий. Ребята, много интересного мы узнали о Хохломе, а теперь давайте заглянем в село Дымково. Чем же знаменито оно?

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

 

ИЛИ

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

И радует, и нравится

В ней все до мелочей.

Прозрачные и яркие,

Веселые цвета.

В ней что-то есть от радуги –

Какая красота!

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

Дети демонстрируют игрушки из глины, или нарисованные и читают о них стихи.

Конь домчит до карусели,

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги, через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил!

Посмотри, как хороша – эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

Бока крутые, Рога золотые,

Копытка с оборкой, а на спине Егорка.

Козоньки рогатые, козоньки богатые,

Ждем вас на дорожке, разомните ножки.

Ведущий. В селе Дымково любят петь, плясать, играть. Ребята, выходите, да, гостей повеселите.

            ЧАСТУШКИ.

Заиграли музыканты, и пустились ноги в пляс!

Мы веселые частушки пропоем сейчас для вас

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские,

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

С лентами да бантами, да под ручку с франтами

Мы гуляем парами, проплываем павами.

Мы игрушки знатные, складные да ладные,

Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся!

Дымковские барыни всех на свете краше,

А гусары-баловни кавалеры наши.

(После последней частушки девочки кружатся топотушками вокруг себя. К ним подходят мальчики-гусары)

               ТАНЕЦ ГУСАРОВ И БАРЫШЕНЬ. (4 ПАРЫ)

Воспитатель. Ребята, какой рисунок используют, раскрашивая дымковские игрушки?

Дети. Круги, овалы, полоски, точки, клеточки и т.д.

Воспитатель. А какие краски используют мастера?

Дети. Дымковская роспись – это сочетание белого фона с несколькими яркими цветами: синим, зеленым, красным, малиновым, желтым, оранжевым.

Воспитатель. Вы правы, цвета используются насыщенные, яркие, без оттенков. Это создает яркий, праздничный образ.

Ведущий. На празднике нашем игр разных - тьма. В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй.

Ребенок. Ай, люли, люли. Наши руки мы сплели,

                Мы их подняли повыше – получилась красота.  ?????????

               Получились непростые- золотые ворота!

                     ИГРА «ВОРОТИКИ»

Воспитатель (или ребенок)

            Ой, ты ворон, чудо-птица,

             Расскажи-ка небылицу,

             Что ты видел вокруг?

             К нам скорей влетай ты в круг!

   ИГРА «ВОРОН»

Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с удивительными изделиями Хохломы и Дымки. Вам понравилось на нашем празднике? Мы с вами обязательно еще встретимся, чтобы познакомиться с русскими народными промыслами.

                 А сейчас настал момент прощанья,

                  Будет краткой наша речь.

                  Говорим всем: «До свиданья!

               До счастливых новых встреч!»

(Выделенные слова можно сказать всем: и детям – артистам, и взрослым)

ФОТО НА ПАМЯТЬ. Под музыку дети возвращаются в группы.

Ели спят у большака в инее седом.

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

 Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали, и село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо – сказки.

Вечера зимою длинны, и лепили там из глины,

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду. Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз, а затем пустимся в пляс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию "Веселая дымка и золотая хохлома"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной для школы группе. В ходе обучения дети закрепляют знания об истории возникновения вещей,...

Декоративные росписи народных мастеров: «Дымка. Хохлома. Гжель. Городец»

компьютерная презентация для детей старшего дошкольного возраста, направленная на закрепление знаний  по декоративно - прикладному творчеству народных мастеров....

Статья в газету "Красное Приволжье" о проведении праздника "Сказочная дымка".

Статья о проведении праздничного мероприятия "Сказочная дымка"....

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Осенний музыкальный праздник " Золотая хохлома"

Сценарий музыкального осеннего праздника для детей подготовительной группы...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...

Чудо росписи «Народные росписи: гжель, хохлома, городецкая, дымка»

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников, оно несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. Народно...