Методы обогащения воспитательных умений родителей в совместных мероприятиях с детьми
учебно-методический материал

Цымбарева Елена Олеговна

Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методы обогащения воспитательных умений родителей в совместных мероприятиях с детьми

                                                                       Подготовила:

                                                                       Цымбарева Елена Олеговна

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, уровнем развития личности, убеждениями и установками, а также всесторонними  знаниями и привычками здорового образа жизни.                                                                                                                        

   Для воспитания гармоничной и всесторонне развитой личности в нашем детском саду ведется активная работа по приобщению детей к здоровому образу жизни. Реализация данного направления происходит через образовательную область «Физическая культура»

 Средства реализации:                                                                                                                                                              

1. Организованная образовательная деятельность

2. Совместная деятельность педагога с детьми по темам предполагаемым программой. Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

3.Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей конструированию вариантов здорового образа жизни.

4. Работа с родителями. Предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья и включает разные формы работы.

5. Диагностика.

Работа с родителями по данному разделу включает в себя:

-родительские собрания (с практическим показом)

-мастер – классы - консультации (индивидуальные и групповые)

-беседы

-папки-передвижки

-памятки

-круглые столы

-совместные посещения мероприятий

Как ведется работа с родителями в нашей группе, покажем на примере подготовки и организации совместного досуга детей и родителей «Путешествие в страну здоровья».

Предварительная работа:

1.Беседы с родителями: «Как правильно организовать режим дня ребенка», «Как научить ребенка правильно ухаживать за собой».

2. Каждая семья разрабатывала свой семейный кодекс здоровья, на основании которых  был создан общий.

3. Были составлены памятки для родителей: «Безопасность дошкольника», «Правила дорожного движения», «Плоскостопие», «Закаливание», «Как предотвратить опасность».

4. Разработаны совместно с родителями правила поведения.

5. Проводились мастер-классы с показом и методикой проведения физминуток, самомассажа, тренинга эмоций, с целью научить родителей правильно доносить информацию до детей.

6. Итогом всей этой работы была организация совместного досуга детей и родителей: «Путешествие в страну здоровья». см. Приложение.

 

Семейный кодекс здоровья

*Каждый день начинаем с зарядки.

*Просыпаясь, не задерживаемся в постели.

*Берем холодную воду в друзья: она дает бодрость и закаляет.

*В детский сад, в школу и на работу – пешком и в быстром темпе.

*Лифт – наш враг.

*Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем.

*При встрече желаем друг другу здоровья («Здравствуйте!»).

*Режим – наш друг, хотим все успеть – успеем!

*Ничего не жевать, сидя у телевизора.

*В отпуск и в выходные – только вместе.

Памятка «Режим дня».

- Режим дня – это сон, пребывание на свежем воздухе, игровая деятельность, занятия, отдых, прием пищи, личная гигиена, физическая культура.

- Строго придерживайтесь режима, это упорядочивает поведение ребенка, он привыкает к определенному порядку дня и спокойно ему подчиняется. Ко всему новому ребенок часто относится отрицательно, настороженно, поэтому к режиму приучают постепенно.

- Родители должны помнить, что шумные, подвижные игры, новые игрушки возбуждают детей, ребенку трудно переключиться на другую деятельность, например: сон, еду. Для того чтобы ребенок настроился, нужно дать ему время, разъяснить требования взрослого.

- Все режимные моменты нужно организовывать так, чтобы ребенку не приходилось ждать: умылся – сел за стол; сел за стол – начал есть; разделся – лег в постель.

- Не нарушайте сами распорядок дня. Вы для ребенка – образец во всем. Подражая вам, он сам начинает делать то, что необходимо.

Памятка « Безопасность дошкольника»

Взрослые заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы они выросли здоровыми, но, к сожалению, возникают ситуации, когда ребенок остается один на один с опасностью.

Основная группа потенциально опасных для детей предметов находится дома, и именно там чаще всего, когда взрослые отсутствуют или ведут себя безответственно, с детьми происходят несчастные случаи. Эту проблему можно решить только с помощью родителей.

- Используя игрушечный или настоящий отключенный телефонный аппарат, научите ребенка набирать номера 01,02,03, следя за тем, чтобы он поворачивал диск до конца или четко нажимал кнопки. Ребенка нужно научить громко и внятно называть свою фамилию, имя, домашний адрес.

- Расскажите ребенку в доступной форме об электричестве, его значении, опасности. Предложите нарисовать знаки возле каждого электроприбора: нельзя самому прикасаться; пользоваться надо осторожно. Вместе с ребенком сформулируйте правила пользования электроприборами: не трогать утюг, розетку; никогда не дотрагиваться до электроприборов мокрыми руками.

- Объясните, что контакты с животными на улице могут быть опасными. Уличные кошки и собаки бывают, больны или агрессивны. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно.

- Запомните сами и передайте детям знание основных причин дорожно-транспортных происшествий:

            - переход улицы перед близко идущим транспортом;

            - переход улицы в неустановленном месте;

            - хождение по проезжей части улицы и дороги;

            - игра на мостовой;

            - неправильный обход транспортных средств.

- Расскажите, к кому можно обратиться за помощью, если ребенок потерялся: к милиционеру, продавцу магазина, охраннику. Если забыл домашний адрес, он должен постараться назвать, какие магазины, кинотеатры находятся недалеко от дома, какой автобус останавливается рядом, или любой ориентир, который поможет найти его дом.

- Расскажите о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, используйте игру «Съедобное – несъедобное».

- Некоторые предметы в доме можно разделить на две группы:

                -которыми детям пока нельзя пользоваться: спички, зажигалки, электроприборы;

                - предметы, которыми можно пользоваться осторожно: ножницы, нож, молоток, гвозди.

- Попросите детей помочь все опасные предметы расположить по местам, обозначив соответствующим знаком: нельзя самому прикасаться; пользоваться осторожно.

Памятка « Закаливание».

- Основные средства закаливания – солнце, воздух и вода, босо хождение, самомассаж.

- Комнату, где находится ребенок, необходимо тщательно проветривать. Оптимальная температура в помещении 19-20 С. Ребенок должен находиться в легкой рубашке или платье.

- Самый доступный вид закаливания – воздушные ванны. Г.И. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на воздухе не менее 3 часов.

- Солнечные ванны, хотя и полезны (они укрепляют защитные силы организма), должны быть строго дозированы. Во время принятия солнечных ванн голову следует прикрывать панамкой.

- Наиболее сильным средством закаливания является вода. К водным процедурам относятся: обливание, обтирание, душ, купание в открытых водоемах. Водные процедуры должны проводиться после утренней зарядки.

- Зарядка, водные процедуры, завтрак способствуют тому, что ребенок становиться бодрым, у него появляется желание активно играть, идти в детский сад, а затем и школу.

Памятка « Плоскостопие».

- При слабых мышцах и связках стопы может развиться плоскостопие. Ребенок с плоской стопой не может быстро бегать, заниматься спортом, при ходьбе размахивает руками, сильно топает, его походка становиться неуклюжей.

- Для предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста следует выполнять следующие рекомендации:

       -обувь должна быть нетесной;

       -задник жестким;

       - подошва эластичной;

       - каблук не более 8мм.;

       - дети не должны ходить дома в теплой обуви.

- Необходимо выполнять упражнения:

        -ходьба на носках;

        -на наружных краях стопы;

        -по песку, гальке, неровной поверхности;

        -массаж стоп;

        -плавание.

Тренинг эмоций.

Цели: управлять своим поведением; чувствовать эмоциональное состояние другого.

   Детям предлагается улыбнуться, как озорной ребенок, ласковое солнышко, нежная весна, веселая Баба Яга.

   Позлиться, как Змей Горыныч, Бармалей, капризный мальчишка, злая Баба Яга.

   «Ой, живот болит». Предлагается представить и показать, как бегемотики схватились за животики.

    Покажите, как старуха Шапокляк злиться, разрушает домик и смеется при этом, просит прощения за свои проступки, улыбается.

    Можно предложить детям обыграть конкретную ситуацию, придуманную воспитателем или взятую из какого-либо художественного произведения, мультфильма или личного детского опыта. Главное обговорить с детьми эмоциональное состояние, в котором они находились, уютно ли им было в той или иной роли, и предложить пути выхода из неблагоприятных агрессивных состояний.

     1.Понарошку надуть шарик злости, отпустить его и представить, как он растворяется в голубом небе.

    2.Умыться и представить, что вместе с водой смывается грусть или негативное настроение.

    3.Нарисовать агрессивное настроение, а затем смять или порвать лист на мелкие кусочки.

Самомассаж «Петушок»

Раз и два! Раз и два!                                       Тереть ладони друг о друга.

Начинается игра!

Красим крылья и живот,                               Поглаживать ладонями руки, живот,

Красим грудочку и хвост,                                          грудь, поясницу, ноги, голову

Красим спинку,

Красим ножки,

Красим гребешок немножко.

Вот какой стал петушок,                             Поставить руки на пояс, горделиво

                                                                             выпрямиться,

Ярко – красный гребешок.                                 Сделать несколько полуоборотов

                                                                             влево – вправо.

Массаж биологически активных точек «Солнышко».

Солнце утром рано встало,                               Поднять руки вверх,

Всех детишек приласкало.                                Потянуться, делая руками             

                                                                                  «фонарики».

Гладит грудку,                                                       Массировать « дорожку» на груди    

                                                                                   снизу вверх.

Гладит шейку,                                                      Поглаживать шею большими  

                                                                                  пальцами сверху вниз.

Гладит носик,                                                       Кулачками растирать крылья носа.

Гладит лоб,                                                          Проводить пальцами по лбу от  

                                                                                середины к вискам.

Гладит ушки,                                                        Растирать ладонями уши.

Гладит ручки,                                                       Растирать ладони.

Загорают дети. Вот.                                           Поднять руки вверх.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка».

Чтобы горло не болело,                                 Поглаживать ладонями шею 

Мы погладим его смело.                               мягкими движениями      

                                                                                                             сверху вниз.

Чтоб не кашлять, не чихать,                                    Указательными пальцами 

Надо носик растирать.                                  Растирать крылья носа. 

Лоб мы тоже разотрем,                                Прикладывать ко лбу  

                                                                                                           ладони  «козырьком» и        

                                                                                                          растирать

Ладошку держим козырьком.                   лоб движениями в стороны.

Вилку пальчиками сделай,                                   Разжать указательные и      

                                                                                                        средние пальцы, растирать          

                                                                                                        пальцами

Массируй ушки, ты умело.                        точки за и перед ушами.

Знаем, знаем – да-да-да!                          Потирать ладони друг о друга.

Нам простуда не страшна.

                                                         

Сценарий досуга:

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ»

В старшей группе

детского сада

Цель: Воспитывать у детей желание всегда быть здоровыми, учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, наносящих вред здоровью. Дать родителям практические знания по применению здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

-развивать образное мышление, устойчивое внимание, слуховую память, мелкую и общую моторику;

-формировать умение передавать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств (жестов, мимики, интонации), через театрализованную деятельность.

***

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Давайте расскажем им о правилах здоровья, покажем, как делать массаж, зарядку, чтобы быть всегда здоровым.

Согласны? Тогда пожелайте нашим гостям здоровья.

Дети:  Здравствуйте!

Воспитатель:  Я предлагаю отправиться в путешествие. Хотите?

Д е т и:  Да!

Воспитатель: 

За морями, за лесами

Есть чудесная страна.

Страною Здоровья зовется она!

-Как вы думаете, что значит быть здоровым?

Де т и:  Быть сильным. Не болеть. Быть крепким, выносливым.

Не кашлять, не чихать. Закаляться. Есть больше фруктов, овощей.

Воспитатель:  Молодцы! (Звучит музыка)

Ребята, слышите, к нам кто-то спешит? ( Входит Айболит)

Айболит:  С планеты Здоровья пришла радиограмма: «Помогите! Спасите! На нас напали микробы!»

Воспитатель:  Надо помочь нашим друзьям. Но планета Здоровья находится очень далеко. На чем мы можем туда отправиться?

Дети:  На шаре, ракете, самолете, дирижабле.

Воспитатель:  Летим на звездолете! Приготовились!

(дети выполняют пальчиковую гимнастику)

Начинаем колдовать,

Двери в космос открывать.

Хоть замочек очень крепкий,

Металлический и цепкий,

Мы его сперва покрутим,

А потом три раза дунем.

Покачаем — раз, два, три.

Дверь, замочек, отомкни.

Двери открываются,

Путешествие начинается.

Приготовились? Взлетаем! Наш звездолет набирает скорость.

(Дети выполняют быструю ходьбу, бег змейкой, бег по кругу, подскоки врассыпную).

-Ой, ребята, что такое? Мы, кажется, попали в невесомость. Наши тела стали легкими-легкими. Движения рук плавными, медленными. Ноги двигаются легко, но медленно. Мы как будто парим в воздухе.

-Наш звездолет приземлился. Выходите!

-Посмотрите вокруг:

(Тренинг эмоций)

-Вправо - влево, вверх-вниз.

Сначала мы испугались — планета нам не знакома.

Потом мы нахмурились. Что нас здесь ждет?

Мы удивились, какая чудесная планета.

Обрадовались — скоро встретим друзей.

Растерялись — нас никто не встречает.

Опять обрадовались — все в порядке.

Улыбнулись!

Ребята, как странно, что нас и правда никто не встречает. Наверное, все жители планеты заболели.

(Воспитатель показывает плакат с изображением закрытых глаз)

-Что это? Посмотрите.

 

Дети: Глаза.

Воспитатель:  Как вы думаете, почему они закрыты?

Дети:  Они спят. Отдыхают. Заболели. Устали от яркого света.

Воспитатель:  Ребята, наверное, это проделки хитрых и коварных микробов. Что же надо делать, чтобы глаза никогда не болели? Давайте поиграем в игру «Что полезно и что вредно для глаз».

-Молодцы, ребята вы правильно ответили на все вопросы.

А я знаю, что глаза полезно тренировать, давайте сделаем гимнастику для глаз:

Бабочку мы в руки взяли,

С ней немножко поиграем.

Вдаль на бабочку смотри,

Близко к носу поднеси.

Бабочки вправо полетели —

Дети вправо посмотрели.

Бабочки влево полетели —

Дети влево посмотрели.

Бабочки порхают,

Детки глазками моргают!

Раз, два, три глаза закрой.

Раз, два, три — глаза открой.        

 -Ой, ребята глаза не открываются, давайте попросим помочь ваших родителей.

 (Повторение гимнастики вместе с родителями по желанию (5-6 человек)

-Ребята, смотрите, а глаза-то открылись. Вы просто молодцы! Помогли советами и упражнениями избавиться от микробов.

(Раздаются звуки метронома).

-Слышите, что это?

Дети:  Удары, стук сердца.

Воспитатель: Это работает сердце — самый главный орган нашего тела. Оно очень много работает. Его еще называют «мотором». Как вы думаете, что нужно делать, чтобы сердце никогда не болело?

Дети:  Много двигаться. Ездить на велосипеде, плавать. Правильно питаться. Есть много фруктов и овощей.

Воспитатель:  А еще, ребята, полезно делать массаж. Кто делает дома массаж? Сейчас мы попросим кого- нибудь из родителей провести сеанс самомассажа:

«Лисонька».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,        

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать все лапкой стала:

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлепала немножко.

Стала гладить ручки, ножки

И бока совсем немножко.

Ну, красавица-лиса!

До чего же хороша!

Молодцы, хороший получился массаж. А чтобы сердце работало четко, ритмично, предлагаю отдохнуть. Ложитесь на ковер.

(дети отдыхают, расслабляются)

Ноги наши расслаблены, глаза закрыты.

Реснички опускаются, глаза закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают, ножки тоже отдыхают...

Отдыхают, засыпают.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Напряженье улетело и расслаблено все тело.

Вы чувствуете, как ровно и ритмично бьется ваше сердце? Тело ваше отдохнуло, вы полны энергией, силой, здоровьем, а значит, готовы путешествовать дальше. Поднимайтесь!

 (несколько детей хватаются за живот и прижимают руку к голове)

Воспитатель: Что случилось? Как вы себя чувствуете?

Дети:  Плохо мне! Тошнит! Голова болит!

Воспитатель:  Расскажите, что с вами случилось?

Дети:  Я руки не помыла вчера перед едой.

            И яблоко немытое Алешка съел со мной.

            А я чихнул! А я вдохнул!

Воспитатель (трогает лоб ребенка):

Какой горячий лоб.

Наверное, поселился в вас чудовищный микроб,

Микроб — ужасно вредное животное,

Коварное, а главное — щекотное,

Такое вот животное в живот

Залезет и спокойно, тем живет.

Залезет шалопай и где захочет, гуляет.

Он рад, что столько от него хлопот;

И насморк и чиханье,

И болит живот.

(Звучит музыка, вбегает Микроб)

Микроб:

Я хитрый - ха-ха-ха.

Быть здоровым - чепуха!

Суйте грязный палец в ротик!

Как живете, как животик?

Ну, а голова болит?

Меня это веселит!

До чего же я пригож!

Я микробушка—   хорош!

Дети:  Плохой, ужасный!

Микроб:  Да я самый прекрасный!

Дети:  Заразный!

Микроб:  Меня обижают! Бедный я бедный!

Дети:  Ты, микроб, страшно вредный!

Микроб:  Ну, теперь я от вас не отстану!

Воспитатель: 

А мы скажем: «Кро - ко - кас!

Уходи, микроб, от нас!»

Чтоб с болезнями не зваться,

Надо спортом заниматься.

1-й ребенок

Не боимся мы простуды,

Нам и насморк нипочем,

Потому что все мы дружим

Со скакалкой и мячом!

2-й ребенок

Нам лениться — не годится.

Будем помнить мы всегда:

Для здоровья пригодятся

Солнце, воздух и вода.

Воспитатель: 

Ты, микроб, не отставай,

Зарядку с нами выполняй.

-Дети, берите султанчики, разбегайтесь по залу.

(Дети выполняют ритмическую разминку.)

Микроб:

Ох, зарядку делать не могу

И сейчас я упаду.

Здоровый образ жизни не для меня,

Ой, умираю, погибаю я.

Воспитатель: 

Дети, ногами затопаем,

В ладоши захлопаем.  

Лучше ты, микроб, уйди,

Не встречайся на пути!

(Микроб убегает.)

-Ребята, вот мы и прогнали Микроба с планеты Здоровья.

Помогли нашим друзьям, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

-Закрой глаза, три раза повернись

И в детский сад скорей вернись!

-Вот мы и в детском саду.

Как у нас здесь хорошо.

Чисто и светло, дышится легко.

Посмотрите, нас встречает доктор Айболит.

Айболит:  Ребята, вы спасли планету от микробов?

Дети:  Да!

Айболит: 

А сами не заболели?

Сейчас я вас осмотрю!

Попрошу красиво встать

И команды выполнять!

Все дышите, не дышите!

Все в порядке, отдохните.

Вместе руки поднимаем,

Превосходно, опускаем.

Наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь!

Да, осмотром я доволен,

Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров,

И не надо докторов.

Хочу я у ребят спросить:

Всем известны секреты здоровья?

Дети:

-Если хочешь быть здоров, закаляйся.

-Водой холодной по утрам умывайся.

-Спорт любите с детских лет, будете здоровы.

-Чтобы не чихать, витамины надо принимать.

-Овощи и фрукты — для здоровья полезные продукты.

 -По утрам зарядкой занимайся и здоровым оставайся.

-Чтоб микробы удалить, надо руки чаще мыть.

Айболит:

Секреты здоровья сам выполняй

И другим напоминай!

 

Воспитатель: 

Умных правил не забудем,

Уважать здоровье будем!

В ходе проведенного досуга родители получили знания о проведении:

•    Пальчиковой гимнастики

•    Валеологических упражнений

•    Гимнастики для глаз

•    Самомассажа

•    Ритмических разминок

•    Физминуток, Познакомились с методикой их проведения. Родители увидели, как в игровой форме можно приобщать детей к здоровому образу жизни, какие мероприятия для  этого нужно проводить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное мероприятие с детьми и родителями "Нетрадиционные методы оздоровления детей"

"Нетрадиционные методы оздоровления детей"(совместное мероприятие с детьми и родителями)II младшая группа2011-2012 учебный год...

СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ « В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

СОВМЕСТНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ« В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»...

Совместное мероприятие с детьми и родителями

Мероприятие с детьми и родителями "В каникулы вместе" для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий совместного мероприятия с детьми 2 - 7 лет, родителями и педагогическим коллективом "Масленица".

Праздник создан для детей и их родителей с целью ознакомления русского народного творчества, а так же для отличного настроения....

Конспект совместного мероприятия с детьми и родителями в рамках клуба «Будущий первоклассник»

Конспект совместного мероприятия с детьми и родителями с психологом и учителем логопедом (с использованием интерактивной доски)...