Конспект интегрированного занятия для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет «Сказка в музыке»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Мандрик Ирина Львовна

Цель: расширение диапазона знаний  детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений на сюжет сказки

 

Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить детей с музыкальными произведениями Мусоргского М.П. «Баба-Яга», с картинами В.Гартмана, Васнецова, И. Билибина;

- закрепить  знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;

- углубить представления детей  о многогранных связях  музыки и живописи;

- формировать   ценностно-смысловую  и учебно-познавательную компетенции.

  • Развивающие:

- развивать коммуникативную и информационную  компетенции дошкольников;

- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;

 

  • Воспитательные:

- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Приложение 2

Конспект интегрированного занятия для детей группы общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет

 «Сказка в музыке»

Цель: расширение диапазона знаний  детей старшего дошкольного возраста на основе восприятия музыкальных и художественных произведений.

Задачи:

  • Образовательные:

- познакомить детей с музыкальными произведениями Мусоргского М.П. «Баба-Яга», с картинами В.Гартмана, Васнецова, И. Билибина;

- закрепить  знания о средствах выразительности в музыке, живописи, определять их роль в создании произведений искусства;

- углубить представления детей  о многогранных связях  музыки и живописи;

- формировать   ценностно-смысловую  и учебно-познавательную компетенции.

  • Развивающие:

- развивать коммуникативную и информационную  компетенции дошкольников;

- развивать умение слышать в музыке определенные музыкальные образы, сопоставлять их с литературными, художественными;

  • Воспитательные:

- воспитывать музыкальную «слушательскую» культуру через восприятие музыкальных произведений;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения музыки, живописи, поэзии различного характера.

Тип занятия: Интегрированное

Образовательные области: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Контрольный вопрос: Может ли Баба Яга научиться добру средствами музыки?

Слушая добрые сказки,        

Играя на ДМИ с ребятами,

Исполняя добрые, веселые песенки

Ситуации: Баба Яга заболела, Баба Яга приходит на праздник, Делаем прическу Бабе Яге

Методы:

  • методы системного анализа, синтеза, обобщения, сравнительный;
  • объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, исследовательский;
  • метод размышления о музыке, метод эмоциональной драматургии

Оборудование: видео, аудио-оборудование;

музыкальный материал: М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»,

П.И.Чайковский «Баба Яга»;

песня: «Добрая бабушка-Яга», игра «Бабушка Яга», игровое творчество «Превращения»

художественный материал: В. Гартман «Часы с кукушкой», В. Васнецов «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга»;  И. Билибин «Баба-Яга».

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент  Музыкальное приветствие

Слайд 1

Дети входят в зал, и садятся

М.Р.- (обращается к детям)

Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)

II.  Вступительное слово

М.Р: Любите ли вы сказки? (Да!)

Сегодня мы встретимся с самым загадочным, волшебным сказочным героем.

Но сначала, ребята, отгадайте загадку, о каком сказочном герое сегодня  пойдет разговор?

«В облаках, не по земле,

Летит баба на метле,

Страшная и злая –

Кто она такая?»

Д: Баба-Яга!

М.Р: Конечно, это Баба-Яга.

А вот и она сама…

Под фонограмму песни входит Баба-Яга

Баба-Яга: Здравствуйте, ребята. Вот, надоело одной в глуши сидеть, решила в гости к вам пожаловать.

М.Р.: И правильно сделала, Баба-Яга. Мы как раз о тебе и собираемся сегодня говорить. Может, и ты узнаешь что-то новое о себе.

Баба Яга: А я и так все о себе знаю. Ну, ладно, остаюсь. (Садится)

  1. Знакомство с творчеством М.П.Мусоргского, картинами В.Гартмана

М.Р.: Ребята, сегодня мы познакомимся с музыкальными и художественными произведениями, в которых авторы воплотили образ Бабы-Яги.

Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о Бабе-Яге?

Кто она такая? (сказочный персонаж)

Где она живет? ( в дремучем лесу, рядом с ней –её верные слуги: совы, черный ворон, дикие гуси-лебеди

Чем занимается?  (летает на метле, в ступе, колдует)

Дети: отвечают, что они узнали о Б-Я.

Слайд 2

М.Р.Пришло время познакомиться с музыкальным портретом Бабы-Яги, который воплотил в своем произведении композитор М.П. Мусоргский. Однажды он посетил выставку картин своего друга – художника и архитектора Виктора  Гартмана и в память о нем решил написать музыкальное произведение, состоящее из нескольких пьес, каждая из которых была связана с одной из картин. Так получился фортепианный цикл «Картинки с выставки».Одной из работ Гартмана на выставке была картина «Часы с кукушкой».

Слайд3

Давайте рассмотрим эту картину. (Дети рассматривают картину)

М.Р.: Какие образы приходят к вам, когда вы смотрите на эту картину?

Дети: (Представляются сказочные образы, яркая веселая избушка, настроение жизнерадостное).

М.Р: А какие средства  выразительности  использует художник, когда  создает свои картины?

Дети: Палитра, цвет.

М.Р: Правильно, ребята.

М.Р.:А какие средства выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

Дети: динамика, темп, регистр, интонация.

Слайд 4

М.Р: Молодцы, ребята!

М.Р.: Композитор М.П.Мусоргский увидел на картине целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.

Сейчас мы прослушаем это произведение, которое так и называется «Баба-Яга, или Избушка на курьих ножках».

Слушание «Избушка на курьих ножках» М.П.Мусоргского

Слайд5

М.Р: Скажите мне пожалуйста, ребята, какие музыкальные краски использовал композитор, чтобы создать фантастический образ Бабы-Яги.

Анализ средств музыкальной выразительности.

1 часть. Динамика громкая, регистр низкий, ритм упругий, интонации злые, колючие. Все это характеризует Бабу-Ягу как злую, вредную, страшную, как будто она замышляет что-то плохое.

Во 2 части музыка меняется, становится тише, темп медленнее, контраст регистров – Баба-Яга загадочная и таинственная…

Дети рассказывают, какой они «видят» Бабу-Ягу в музыке.

М.Р: М.П.Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях.

IV.Рассматривание картин В.Васнецова, И. Билибина

Ребята, давайте посмотрим, как художники представляли себе Бабу-Ягу

Слайд 6,7

М.Р: Похожи  ли образы Бабы-Яги на картинах вашим представленным образам?

(Дети сравнивают свои «словесные» портреты с изображениями Бабы-Яги художниками).

V. Знакомство музыкальным произведением П.И.Чайковского «Баба Яга»

После «Картинок с выставки» композитора М.П.Мусоргского, образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детей, запечатлел Пётр Ильич Чайковский в своей пьесе «Баба- Яга» из «Детского альбома».

Слайд 8 « портрет композитора П. Чайковского»

Прослушивание пьесы «Баба- Яга» П.И. Чайковского

М.Р: Похожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?

 Дети отвечают

Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время «прихрамывающий», динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано.

Отличие: характер Бабы-Яги М.П.Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых),

 характер Бабы-Яги П.И.Чайковского - беспокойный и тревожный (небольшой рассказ для детей на ночь). В результате образ не столь свиреп. Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес «Детский альбом» написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь «Детский альбом» - своеобразный музыкальный дневник «один день из жизни ребёнка», предназначенный для домашнего музицирования (приятное творческое времяпровождение в домашней обстановке).

VI.  Песенное,  игровое, танцевальное творчество

Баба-Яга: Ох, ну и уморили вы меня…И вообще, обиделась я на вас…Вот заладили: страшная, злая, коварная. А я ведь и доброй могу быть…иногда.

М.Р: Ребята, а может правда, Баба-Яга не всегда бывает злой и коварной? Вы что-нибудь знаете об этом?

Ответы детей.

М.Р: Правильно, ребята. Во многих  русских народных сказках, мультфильмах, кинофильмах Баба-Яга добрая, мудрая. И сегодня мы поможем  Бабе Яге стать доброй.

А для этого, сначала мы исправим её внешний вид. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать?

Дети: Мы сделаем ей  новую прическу, можем подарить ей подарок (бусы, зеркальце, платочек, разукрасим её метлу).

М.Р: Молодцы, ребята! А что мы ещё можем придумать, чтобы  Баба Яга стала доброй?

Дети: Мы научим её петь, плясать, играть с нами на музыкальных инструментах. Она сможет приходить к нам в гости на праздники.

М.Р: Ребята, давайте сначала сделаем Бабу Ягу красивой! Ну что, Баба Яга, ты согласна?

Баба Яга: Нужно попробовать,  я ведь тоже женщина!

Под музыку, ребята делают прическу Бабе Яге, надевают бусы. Баба Яга смотрит на себя в зеркало и улыбается:

Баба Яга: Совсем помолодела, теперь и в гости приходить не стыдно!(вытирает слезу) Спасибо вам, ребята!

М.Р: Бабушка Яга, а спеть песню с ребятами хочешь попробовать? И не просто спеть а и подыграть на музыкальных инструментах.

Баба Яга: А это как это? Я ведь не умею!

            М.Р: Ничего, ребята сейчас тебя научат.

Слайд 9

Бабе Яге дают музыкальный инструмент, и она с детьми подпевает и играет на ДМИ.

Исполняется песня «Добрая Бабушка Яга»

Баба Яга: Видали, слыхали? Я теперь тоже петь и  играть умею. Да я в лесу теперь всех своих друзей соберу, такой концерт получится! После игры Баба Яга в восторге начинает приплясывать под мелодию частушек, дети хлопают в ладоши.

М.Р: Ну что, ребята, посмотрите, как повеселела наша гостья, а давайте с ней  выйдем и поиграем!

Дети: (Да)!

Баба Яга: Ух и поиграю я сейчас! Всех догоню!

Проводится игра «Бабушка Яга»

После игры дети не садятся

М.Р: А сейчас, ребята, предлагаю вам изобразить Бабу Ягу. Интересно, какую вы изобразите: добрую или злую, хитрую или грустную. Попробуйте показать это в игре «Превращения»

Проводится игра-импровизация  «Превращения»

После игры все садятся на свои места.

М.Р: Ну что ж, Баба-Яга, отправляйся теперь в свой сказочный лес к своим друзьям и не забывай, что доброй быть все-таки приятней

Баба Яга: Ой-ёй-ёй, совсем засиделась я у вас, пора домой возвращаться. Теперь вы, ребята, мои друзья! А мне пора в лес возвращаться. До свидания!  (До свидания).

Баба Яга уходит.

М.Р: Вот и ушла наша гостья. И хоть в музыкальных сказках она была очень злой, но мы, ребята попытались её сегодня изменить. А у  нас это получилось? (Ответы детей).

VII.Подведение итогов:

М.Р: Давайте вспомним, с именем какого композитора мы познакомились? (М.П.Мусоргского)

 На картины какого художника он написал музыку? (Виктора Гартмана)

М.Р: Можно ли изобразительность картин передать выразительностью музыки?

/ответы детей/

Музыка способна ярко и красочно рисовать картины и передавать их настроение, но не красками, а звуками.

А как звали композитора, который создал «Детский альбом?(П.И.Чайковский)

Как называется произведение П.И.Чайковского, которое мы сегодня слушали?  («Баба Яга»)

Правильно, ребята!

Слайд 10

М.Р. – Вот и закончилось наше путешествие в сказку, и какой бы не была Баба – Яга, доброй  или злой в сказках, но мы - то знаем: «Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает…(Дети) «Добро!»

Давайте встанем поближе друг к другу, обнимем друг друга за плечи и дружно скажем эти волшебные слова:

«Хоть зло на проделки хитро, но все ж побеждает добро!»

VII.Творческая мастерская: рисование иллюстраций, украшение метлы, совместная аппликация

А  сейчас  я предлагаю  вам, ребята, проявить  творчество и создать образ Бабы Яги положительный, а не злой. Для этого вы сейчас пройдете в  другой кабинет, и будете создавать положительный образ Бабы Яги с помощью рисунков, а  затем сложите свои работы в музыкальную копилочку, которую  оформили ваши родители.

Дети под музыку покидают музыкальный зал


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказка в музыке « Добро и зло в музыкальных сказках» подготовила, музыкальный руководитель Мандрик Ирина Львовна

Слайд 2

М.П. Мусоргский «Баба-Яга или Избушка на курьих ножках»

Слайд 3

В. Гартман «Часы с кукушкой»

Слайд 4

ЛАД МЕЛОДИЯ ДИНАМИКА РИТМ ТЕМБР РЕГИСТР ТЕМП СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Слайд 6

И. Билибин «Баба-Яга в ступе», 1900

Слайд 7

В. Васнецов «Баба-Яга»1917

Слайд 8

П.И.Чайковский «Баба Яга»

Слайд 9

Песня «Добрая бабушка Яга»

Слайд 10

« ДОБРЫЕ СКАЗКИ »

Слайд 11

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема «Познаем мир в сказке»

Это занятие ориентированно на художественную литиратуру. Где ребята вспоминают забытое, закрепляют знания по содержанию сказки "Гуси - Лебеди". Поподая в сказку, ребята проживают" ее,  при этом о...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе общеразвивающей направленности на тему: «Павловопосадский платок».

Познакомить детей с историей и технологией развития производства павловопосадских платков, с их художественными особенностями....

"Славянские традиции"-интегрированное занятие для детей группы общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти лет

Интегрированное занятие "Славянские традиции" предназначено для детей группы общеразвивающей направленности о  5-ти до 6-ти лет. Дети знакомятся с традициями, обычаями славянских народов: русских...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе общеразвивающей направленности по развитию речи.

Занятие интегрированное. В интеграцию вошли "Ознакомление с окружающим" и "Развитие речи". Была проведена предварительная работа: чтение рассказов Бианки, Скребицкого, загадывание ...