Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Бариева Эльмира Эльбрусовна

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа.

Мне понравилось в этих  программах то, что они дают наиболее широкий спектр возможностей использования музыкальных инструментов и как следствие проявление музыкальных и творческих возможностей детей.

Еще мне импонирует принцип подхода Т.Э.Тютюнниковой к музыкальному обучению детей. Она утверждает – “Ребенок не испытавший радости и удовольствия от простых музыкальных переживаний, полученных в активном общении с музыкой вряд ли подойдет в своем развитии к потребности слушать классическую музыку”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с элементами мастер класса «РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ»

Дети под спокойную музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, проходите как я рада видеть вас!

(Дети встают вкруг). Давайте, поздороваемся!

  Игра – приветствие «Здравствуйте» 

Игры приветствия развивают у детей эмоциональную отзывчивость; способствуют адаптации ребёнка в коллективе через общение; развивают речевые интонации, используя изменение динамики, тембра голоса. В процессе этих игр дети используют звучащие жесты для сопровождения ритма имени; находят мелодическую интонацию имени.

Важно отметить ценность игры «Знакомство», с которой начинается встреча педагога с детьми. Дети в игре не только знакомятся друг с другом, но и учатся общению, обмениваются информацией.

Каждый ребёнок называет свое имя. Имя ребёнка повторяют все дети, к нему обращаются индивидуально, ласкательно все повторяют вариант сопровождения имени, придумывают к имени аккомпанемент из звучащих жестов, дразнилку, именную песенку или забавное движение. В процессе игры снимается психологический зажим, комплекс, ребёнок испытывает положительные эмоции, самоутверждается, верит в себя, любит себя, происходит самоосознание личности.

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня к нам в детский сад приехало очень много гостей, и мы со своим оркестром должны выступить перед нашими гостями, но придя сегодня утром, я обнаружила, что наши инструменты пропали! Ребята, как же нам быть? (ответы детей)

Мне кажется, нам необходимо срочно отправляться на поиски наших  музыкальных инструментов, наверняка их можно будет найти в Стране музыкальных инструментов, вы согласны отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей) Ну что ж, тогда в путь! А путь наш будет проходить по необычным дорогам а по музыкальным тропинкам их необходимо внимательно слушать чтоб не сбиться с пути. И так в путь!

(играет музыка,  «Хитрая тропинка» дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка).

Музыкальный руководитель: Ребята дорога нас привела к реке! Ой смотрите  да это же лягушачий хор! Поможем лягушатам, они ведь такие забавные!

    Лого ритмическое  упражнение со стаканчиками «Забавные лягушки».

В болоте лягушка сидела весь день,
В болоте лягушке сидеть не лень.
Ей нравится очень болото родное,
Не сменит лягушка его на другое.

Эти игры развивают у детей эмоциональную отзывчивость, активный образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонации голоса, чувство ритма, используя звучащие жесты для сопровождения текста; тренируют мелкую моторику пальцев и крупных рычагов руки, координацию движений, мышечные и тактильные ощущения.

Логоритмические упражнения служат основой для достижения богатства и разнообразия ритмов и интонаций; воспитания интонационного, полиритмического и полифонического слуха; подготовки голосового аппарата к пению. В речевых упражнениях восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Основой речевых упражнений служит ритмизация слов, связанных с именами, названиями цветов, животных, птиц, текстами считалок, поговорками, дразнилками и т. д. Речевые пальчиковые игры приносят детям радость, они играют словами, звуками, тембрами звуков, красками и оттенками речевых интонаций, обыгрывают музыку движениями и звучащими жестами.

Музыкальный руководитель: Вот так раз!? Лягушки исчезли, а как же нам перебраться на тот берег? (ответы детей) да, я думаю наши музыкальные палочки нам помогут!

Игры с палочками «Болгарская народная полька Кремена»

Такие игры учат детей манипулировать палочками, развивать координацию рук; менять движения по показу педагога; находить различные приёмы звукоизвлечения на палочках; ритмично передавать метр и ритм стиха; развивать у детей ритмический слух; память, реакцию, наблюдательность; способствовать развитию творческой активности у детей в изобретении ритмов.

Игры с палочками являются подготовительным этапом в игре на музыкальных инструментах. Ритмичные удары палочками подготавливают ребёнка к умению чувствовать метр и ритм музыки. Манипулируя палочками, ребёнок изобретает способ игры, прислушивается к различному звучанию элементарных деревянных инструментов. Ребёнок одновременно хорошо производит сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками, проговаривает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия в соответствии с действиями партнёра по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Идея этих упражнений заключается в том, чтобы в дальнейшей музыкальной деятельности дети не испытывали дискомфорта при исполнении каких-либо произведений. Часто приходится наблюдать, как дети неритмично играют, ускоряют темп произведения. Игра на ксилофоне, металлофоне или маракасе должна быть такой же естественной, как дыхание, шаги, хлопки, прыжки. Сначала играем своим телом (звучащими жестами), затем играем клавесами (палочками), затем переносим эту игру на пластинки ксилофонов, металлофонов, клавиши и т. д.

Музыкальный руководитель: Ой ребята посмотрите, вот и мостик получился пойдемте дальше!

(играет музыка  «Волшебная тропинка», дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка).

Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите какая красивая полянка!

И куда это мы пришли?

«Встреча с Пчелкой Маей» « Поляна ритмов»

Музыкальный руководитель: Ой как весело и интересно на  поляне ритмов! Спасибо тебе Пчелка Майя! А ты нам не подскажешь как добраться до Страны музыкальных инструментов?(ответ пчелки)Спасибо! До свидания!

Ребята ну что ж пойдемте дальше. Какая интересно дорога приведет нас в лес? ( Играет музыка «Веселая тропинка»,  дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка). Ну вот мы и в лесу. Ой какая забавная кукушка, ребята давайте споем про кукушку!

Ритмо-двигательный канон «Кукушка»

Одной из самых увлекательных форм музыцирования является ритмо-двигательный канон. Ритмо-двигательный канон – это канон, в котором есть речевой канон и канон движений. Музыкального канона нет т.к. мелодии короткие, как формулы. Впоследствии дети должны сами придумывать  движения и мелодии.

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас нас тропинка поведет сквозь чащу леса. Какая она интересно? (играет музыка «Злая тропинка», », дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка).

Музыкальный руководитель: Мне кажется нам пора подкрепиться.

Игра со звучащими жестами «Фруктовый салат»

Ребята слышите по моему, мы уже почти рядом. Какие инструменты звучат?(скрипки. виолончели) К какому семейству они относятся? ( Струнных)Ответы детей) А какие семейства инструментов вы еще знаете? (Духовые. Ударные, Клавишные.)

А вот и она, Страна музыкальных инструментов. А вот и наши инструменты! Как мы по вам соскучились. Ребята давайте возьмем инструменты и немного порепетируем. Ведь осталось совсем немного времени.

Дети берут инструменты и рассаживаются на свои места.

Музыкальный руководитель: Ребята на прошлом занятии мы с вами познакомились с новым музыкальным произведением, которое мы с вами будем разучивать и играть на музыкальных инструментах. а называется оно «Подарок маме». Сейчас мы  прослушаем маленький отрывочек. (Слушают) Давайте вспомним какой характер нашего произведения? (Спокойный,  нежный, задумчивый и т.д.) Мы с вами уже выбрали инструменты на которых будем играть. Давайте вспомнить как нужно держать инструменты (перед собой, как держим молоточек? Легко, он должен скакать как мячик.) Как помните первыми начинают играть треугольники. Прослушайте свою мелодию треугольники. ( М.Р проигрывает мелодию на фортепиано) А кто прохлопает и проговорит мелодию треугольников? (дети показывают) А сейчас я порошу разложить мелодию треугольников на «Волшебной дорожке» ( дети раскладывают мелодию, я контролирую, следующий идет по дорожке а треугольники играют получившуюся мелодию) Молодцы!

А теперь перейдем  к вам румбы! (проигрываю мелодию, румбы прохлопывают и проговаривают ритмический рисунок) а сейчас я прошу вас румбы разложить мелодию на весёлых нотках.(дети складывают мелодию с помощью больших и маленьких цветочков) Проигрывают и проговаривают.

А теперь мелодия маракасов! На вашу мелодию я предлагаю придумать маленькое стихотворение ( придумываем, проигрываем)

А теперь играют металлофоны! Давайте вспомним. Как молоточек должен двигаться по пластинкам легко как мячик. Мелодия поднимается вверх по лесенкам.

Начинаем играть с самой первой нотки. (играют).Молодцы ! А теперь давайте все вместе. И посмотрим какой букет у нас получился? Молодцы!

Я думаю нам пора возвращаться в детский сад и нам поможет наш воздушный шар!

   Имитационная игра: «Воздушный шар»

В этой игре формируются такие качества как сотрудничество, гармоничность. Дети сами могут договориться между собой, кто начнет выполнять движения первым.

Музыкальный руководитель: Вот мы и дома! Ребята вам понравилось наше путешествие? А что вы нового узнали?  (ответы детей) ну я с вами не прощаюсь а просто говорю до свидания потому что скоро мы свами опять увидимся. (уходят)

Конспект занятия с элементами мастер класса «РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗИЦИРОВАНИЯ»

Дети под спокойную музыку входят в зал.

Музыкальный руководитель: Ребята, проходите как я рада видеть вас!

(Дети встают вкруг). Давайте, поздороваемся!

  Игра – приветствие «Здравствуйте» 

Музыкальный руководитель: Ребята сегодня к нам в детский сад приехало очень много гостей, и мы со своим оркестром должны выступить перед нашими гостями, но придя сегодня утром, я обнаружила, что наши инструменты пропали! Ребята, как же нам быть? (ответы детей)

Мне кажется, нам необходимо срочно отправляться на поиски наших  музыкальных инструментов, наверняка их можно будет найти в Стране музыкальных инструментов, вы согласны отправиться со мной в путешествие? (Ответы детей) Ну что ж, тогда в путь! А путь наш будет проходить по необычным дорогам а по музыкальным тропинкам их необходимо внимательно слушать чтоб не сбиться с пути. И так в путь!

(играет музыка,  «Хитрая тропинка» дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка).

Музыкальный руководитель: Ребята дорога нас привела к реке! Ой смотрите  да это же лягушачий хор! Поможем лягушатам, они ведь такие забавные!

    Лого ритмическое  упражнение со стаканчиками «Забавные лягушки».

В болоте лягушка сидела весь день,
В болоте лягушке сидеть там не лень.
Ей нравится очень болото родное,

Музыкальный руководитель:  Вот так раз!? Лягушки исчезли, а как же нам перебраться на тот берег? (ответы детей) да, я думаю наши музыкальные палочки нам помогут!

Игры с палочками «Болгарская народная полька Кремена»

Музыкальный руководитель: Ой ребята посмотрите, вот и мостик получился пойдемте дальше!

(играет музыка  «Волшебная тропинка», дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка).

Музыкальный руководитель: Ребята посмотрите какая красивая полянка! И куда это мы пришли?

«Встреча с Пчелкой Маей» « Поляна ритмов»

Музыкальный руководитель: Ой как весело и интересно на  поляне ритмов! Спасибо тебе Пчелка Майя! А ты нам не подскажешь как добраться до Страны музыкальных инструментов?(ответ пчелки)Спасибо! До свидания!

Ребята ну что ж пойдемте дальше. Какая интересно дорога приведет нас в лес? ( Играет музыка «Веселая тропинка»,  дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка). Ну вот мы и в лесу. Ой какая забавная кукушка, ребята давайте споем про кукушку!

Ритмо-двигательный канон «Кукушка»

Музыкальный руководитель: Ребята, а сейчас нас тропинка поведет сквозь чащу леса. Какая она интересно? (играет музыка «Злая тропинка», », дети двигаются под музыку, по окончании музыки музыкальный руководитель прохлопывает определенный ритмический рисунок, дети повторяют. Что означает, остановка).

Музыкальный руководитель: Мне кажется нам пора подкрепиться.

Игра со звучащими жестами «Фруктовый салат»

Ребята слышите по моему, мы уже почти рядом. Какие инструменты звучат?(скрипки. виолончели) К какому семейству они относятся? ( Струнных)Ответы детей) А какие семейства инструментов вы еще знаете? (Духовые. Ударные, Клавишные.)

А вот и она, Страна музыкальных инструментов. А вот и наши инструменты! Как мы по вам соскучились. Ребята давайте возьмем инструменты и немного порепетируем. Ведь осталось совсем немного времени.

Дети берут инструменты и рассаживаются на свои места.

Музыкальный руководитель: Ребята на прошлом занятии мы с вами познакомились с новым музыкальным произведением, которое мы с вами будем разучивать и играть на музыкальных инструментах. а называется оно «Подарок маме». Сейчас мы  прослушаем маленький отрывочек. (Слушают) Давайте вспомним какой характер нашего произведения? (Спокойный,  нежный, задумчивый и т.д.) Мы с вами уже выбрали инструменты на которых будем играть. Давайте вспомнить как нужно держать инструменты (перед собой, как держим молоточек? Легко, он должен скакать как мячик.) Как помните первыми начинают играть треугольники. Прослушайте свою мелодию треугольники. ( М.Р проигрывает мелодию на фортепиано) А кто прохлопает и проговорит мелодию треугольников? (дети показывают) А сейчас я порошу разложить мелодию треугольников на «Волшебной дорожке» ( дети раскладывают мелодию, я контролирую, следующий идет по дорожке а треугольники играют получившуюся мелодию) Молодцы!

А теперь перейдем  к вам румбы! (проигрываю мелодию, румбы прохлопывают и проговаривают ритмический рисунок) а сейчас я прошу вас румбы разложить мелодию на весёлых нотках.(дети складывают мелодию с помощью больших и маленьких цветочков) Проигрывают и проговаривают.

А теперь мелодия маракасов! На вашу мелодию я предлагаю придумать маленькое стихотворение ( придумываем, проигрываем)

А теперь играют металлофоны! Давайте вспомним. Как молоточек должен двигаться по пластинкам легко как мячик. Мелодия поднимается вверх по лесенкам.

Начинаем играть с самой первой нотки. (играют).Молодцы ! А теперь давайте все вместе. И посмотрим какой букет у нас получился? Молодцы!

Я думаю нам пора возвращаться в детский сад и нам поможет наш воздушный шар!

   Имитационная игра: «Воздушный шар»

Музыкальный руководитель: Вот мы и дома! Ребята вам понравилось наше путешествие? А что вы нового узнали?  (ответы детей) ну я с вами не прощаюсь а просто говорю до свидания потому что скоро мы свами опять увидимся. (уходят)

1БЛОК

1)Солнечные лучики: Лия(7), Ксюша(9), Элина(7), Ралина(7), Даша(7), Карина(9)

 2) Цветы: Лиза(11), Арина(11), Самира(5), Самира(5).

3) Бабочки: Софья(10), Эльвина(10), Элона(5), Настя(5), Яна(5)

4) дюймовочки: Ралина(5), Софья (9), Снежана(13), Полина(*9)

Мальвина Буратино: Софья(11), Роман(11)

5) кузнечики: Роман Ш(13), Коля(13), Ильсур(5)

6) гномы: Дамир(11), Камиль(11), Егор(5), Богдан(10)

Белоснежка Даша(11)

Солнце: Алия Ниязовна

2 БЛОК

7) Сосульки: Альбина(13), Аня(13), Сабрина(13), Малика(13)

8)Пингвины: Рома, Дима, Богдан И, Данис (13)

9)Снежинки: Ярослава и Лиана(10)

Снежная Королева: Кристина няня

10)Олени: Кирилл(5), Арсений(9)

11) Дед Мороз и Снегурочка.

3 БЛОК

12) Балерины: Полина(11), Неля(11), Ралина(11), Юля(11_, Тая(11)

13) Малышки балерины: Самира(1), Катя, Софья, Лиза(2)

14) Черно белые: Варвара(10), Эвелина(5),  Самина (13), Полина(13)

15) Военные : Борис(11),  Богдан(13), Арсений(13)

        Девочки :Диляра(13, Полина П(10)

Народный

На занятие :   11гр-Лиза, Даша, Катя, Динара,

10гр – ПолинаБ, ПолинаП, Ярослава, Лиана, Ангелина

13гр. – Снежанна, Аня, Малика. Данил

ОРКЕСТР ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ     11гр. Лиза, Даша, Катя, Динара, Борис, Женя, Неля, Юля,

10гр – Ярослава, Лиана, ПолинаП, ПолинаБ, Софья, Эльвина, Есения, Варвара, Камилла, Ангелина  

5гр – Эвелина, Ралина, Аня, Элона, СамираБ  

13 – Софья, Аня, Снежанна, Данил, Малика, Диляра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов программы Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Суть идеи  –  познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.  Цель: доставить детям удовольствие от общения с музы...

Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"

Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"...

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки"

Программа дополнительного образования по элементарному музицированию "Веселые нотки" составлена на основе материалов последователей Карла Орфа - парциальной программы "Элементарное музи...

Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет

Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и  «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...

Программа дополнительного образования "Элементарное музицирование"

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  создана для поддержания игрового, творческого развития личностного потенциала ребенка, его природной музыкальности, ...

Рабочая программа по музицированию "Веселый оркестр"

Адаптированная дополнительная образовательная программа  по музицированию для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста  "Веселый оркестр"...

Программа кружка «Домисолька»: «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики К.Орфа

laquo;-Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок –музыкантом или врачом, учёным или рабочим,задача педагогов – воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление».Карл Орф...