Сценарий русского народного праздника "Посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.
материал (старшая группа)

Сценарий русского народного праздника "Посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий русского народного праздника

 ( для детей старшего дошкольного возраста).

«Посиделки»

Подготовили  и провели:                                                                                                                       воспитатель-                                                                                                                  Шумекова Нина Васильевна;

                                                          музыкальный руководитель -

                                                            Мошкина Зинаида Васильевна.

                                                                                                                       

с. Казанское

2018 г.

Сценарий русского народного праздника "Посиделки» для детей старшего дошкольного возраста.

    Зал оформлен под русскую избу. На полу лежат дорожки и половики. В одном углу печь, в другом – «Красный угол», стол с самоваром, иконы, лавки. Двое детей сидят у печки, играют с котом. Хозяйка сидит на лавке, прядёт.

Хозяйка. В стародавние времена был такой обычай у русских людей:  как заканчивались посевные работы, да собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – так коротали зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки». Вот и проводили время за любимым занятием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает, кто корзины плетёт, кто ложки вытачивает. Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся.  Издавна ведётся: «Веселье и труд – рядом живут». Молодые люди на этих вечерах, учились у старших мудрости жизни. Вот работа у них и спорилась.

Хозяйка:  Наша изба очень тепла.

                   Я, хозяюшка в дому

                   Что оладушек в меду.

                    И прибираю, и гостей встречаю.

Мальчик:  Можно приведу Миколеньку?

Девочка: А я подруженьку Оленьку.

Хозяйка: Идите, идите, гостей в дом зовите.

(Дети уходят, хозяйка ставит самовар и подходит к  окошечку).

   Хозяйка:  Светит, светит месяц

                     Высоко, не низко.

                      Где же гости дорогие,

                      Далеко ли близко?

(Под русскую народную песню в зал входят девочки в сарафанах).

Девочка:   Тара – ра, тара – ра,

                    Идут девки со двора.

                    Песни петь, да плясать,

                    Всех вокруг забавлять!

(За ними заходят мальчики в национальных рубахах).

Мальчик:      Я привёл гостей

                       Со всех волостей.

  (Их встречает хозяйка).

Хозяйка. Проходите люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окно глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить, да печалиться! Рады вас видеть у нас в гостях, в нашей горнице.  Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю посиделками называется.

Девочка:      На завалинках, в светёлке,

                     Иль на бревнышках каких,

                     Собирали посиделки

                     Пожилых и молодых.

Мальчик: При лучине ли сидели,

                  Иль под светлый небосвод –

                  Говорили, песни пели

                  И водили хоровод.

Девочка:  Добрым чаем угощались

                 С мёдом, явно без конфет.

                 Как и нынче мы общались,

                 Без общенья жизни нет.

Мальчик: А играли как - в горелки!

                 Ах, горелки хороши!

                 Словом, эти посиделки

                 Были праздником души.

Девочка:  Отдых – это не безделки –

                 Время игр и новостей.

                Начинаем посиделки,

                Открываем посиделки –

Все:  Для друзей и для гостей!

 

   Хозяйка.      Там, где песня льётся,

                         Там легче живётся.

                         Запевай песню шуточную –

                         Прибауточную!

 

Дети ведут хоровод под русскую народную песню «Как у наших у ворот».

1. Как у наших у ворот

     Муха песенки поет.

     Ай, люли, вот поет,

     Ай, люли, вот поет.

2. Комар музыку ведет,

    Стрекоза плясать идет.

    Ай, люли, вот идет,

    Ай, люли, вот идет.

3. Стрекоза плясать пошла,

   Муравья с собой взяла.

   Ай, люли, вот взяла,

   Ай, люли, вот взяла.

4.  "Муравейка, милый мой,

    Попляши-ка ты со мной!"

    Ай, люли, ты со мной,

    Ай, люли, ты со мной.

                                5.  "Уж я рад бы поплясать,

                                      Да уж очень я устал!"

                                      Ай, люли, я устал,

                                       Ай, люли, я устал.

Мальчик:  Под малиновым кусточком

                   Шелкова трава растёт,

                   Под рябиновым кусточком

                   Цветик розовый цветёт.

                   Под калиновым кусточком

                   Наши девки шерсть прядут

                   И сейчас своё уменье всем покажут тут!

Хоровод-игра «Прялица».

 (Слышится стук в дверь. Слышна игра на балалайке (гармошке). Появляется дед). 

Хозяйка.         Как у наших у ворот

                        Собирается народ.

                        Все с гармошками да с балалайками.

                        Просим в избу –

                        Красному гостю-

                        Красное место.

(Дед заходит, вытирает ноги, садится на красное место).

Дед:                    Я по улице гуляю

                            Хороводы выбираю

                            Здесь весёлый нард?

                            Тут мне будет хоровод!

Девочка:          Шире, шире, шире круг!

                          Каблуков раздался стук.

                          Подбодрим танцоров наших,

                          Пусть они резвее пляшут!

Мальчик:        Много танцев есть на свете,

                          Мы их любим танцевать.  

                          И на этих посиделках,

                          Мы хотели б вам сплясать.

Хоровод:  «Вдоль по улице метелица метёт».

 Дед:                       Ой, ребята, что я видел?

Дети:                    Что?

Хозяйка:                Вы послушайте ребята

                               Нескладуху буду петь,

                               На дубу свинья сидела,

                               В бане парился медведь.

 

Дед:                      На болоте, на снегу

                              Укусил комар блоху,

                              Сидит заяц на дубу,

                              Помирает со смеху.

Хозяйка:              На горе стоит телега

                              Слёзы капают с дуги.

                              Под горой стоит корова

                              Надевает сапоги.

Дед:                     По деревне Таня шла

                             И Ванюшку видела.

                             Под кустом сидел и плакал

                             Курица обидела!

Хозяйка:              Я не мамкина,

                              Я не папкина,

                              Я на улице росла,

                              Меня курица снесла!

 

 Хозяйка.            Нам песня - подруга ,

                            И шутка- сестра!

                             Кто песни поёт,

                            Того горе не берёт!

Девочка: (исполняет песню) «Ах, улица, улица широкая.»                                                                                                                                                                                                                                                    1.        Ах,улица, улица широкая,

           Травушка- муравушка зелёная.

         

            Припев: Ай, люли, люли, люли,

           Травушка-муравушка зелёная.

     2 .  Как по этой  широкой улице

           Расплясались девицы-красавицы.

     3 .  Расплясались девицы-красавицы,

           Разыгрались милые подруженьки.

4.   Ах, улица, улица широкая,

           Травушка- муравушка зелёная.

           Ай, люли, люли, люли,

           Травушка-муравушка зелёная.

           

Девочка:     Собрались мы позабавиться

                     Да потешиться,

                     Пошутить, поиграть,

                     Да посмеяться!

Мальчик:              У кого здесь хмурый вид?

                               Снова музыка зовёт

                               Поспешите все сюда,

                               Ждёт вас русская игра!

Игра « Галя по садочку ходила».

 (Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.)

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

     (Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его).

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.  

          (Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

           (Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки).

Хозяйка:     На Руси народ умел не только веселиться, но и трудиться.

               Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

Пословицы и поговорки о труде.

  • Поскорей подрастай, да к работе поспевай (Рома).
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда. (Саша).
  • Кто любит трудиться, тому без дела не сидится. (Диана).
  • Долог день до вечера, коли делать нечего. (Кирилл).
  • Что посеешь, то и пожнёшь. (Оля)
  • Была бы охота, будет и работа. ( Денис).
  • Мала пчела, да и та работает. (Тимур).
  • Терпенье и труд, всё перетрут.  ( Вероника).
  • Труд человека кормит, а лень портит. ( Полина).
  • Землю красит солнце, а человека труд. (Оля).
  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело  гож. (Кр..) 
  • Умелые руки не знают скуки. ( Катя).
  • Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест. ( Даниил).
  • Кончил дело, гуляй смело. ( Кристина).
  • Любишь с горочки кататься, люби и саночки возить. (Саша).
  • Дело мастера боится. ( Миша).

(На середину зала выезжает мальчик верхом на «лошадке»).

Девочка: - Куда, Ваня, едешь, куда погоняешь?

Ваня:          - Сено косить

                     -На что тебе сено?

                     -Корову кормить.

                     -На что тебе корова!

                     -Молоко доить, малых детушек кормить.

(На середине зала сидит мальчик с большой ложкой. По бокам стоят две девочки).

Девочка 1:  

                    «Не колода лодырь, а пень.

                      И лежит целый день».

Девочка:  

                     «Не жнёт, не косит,

                      А обедать просит».

Девочка: ( обращаясь к мальчик)у:   - Тит, иди молотить!

Мальчик:  - Живот болит!

Девочка:  - Тит, иди кашу есть!

Мальчик: - Где моя большая ложка?

Девочки вместе: 

                                -Хочешь есть калачи

                                 Не сиди на печи!

 Хозяйка: 

                   Эй, девчонки – хохотушки,

                   Не пора ли спеть частушки?

Дед:         

                   А мальчишки тоже встанут,

                   От девчонок не отстанут!

                                      Частушки

Мальчики:      

Дуйте ветры, дуйте,

 Буйные кружитесь,

 По деревне мы идём

 Все остановитесь.

Девочки:        

А вы кто такие, чьи?

Откуда появились?

У нас нет таких девчонок,

Чтобы в вас влюбились.

Мальчики:  Ну!!!

Девочки:     Да!? Вот такие вот дела!

 

Мальчики:    

 Заиграй – ка балалайка,

 Начинай гулянье.

 Пропоём мы вам частушки

 Для всего собранья!

Девочки:    

 У меня на сарафане

  Косолапы петухи.

  Я сама не косолапа

  Косолапы        женихи

.

Мальчики:   Ну!!!

Девочки:      Да!? Вот такие вот дела! 

Мальчики:  

Запрягайте кошку в дрожки,

А котенка в тарантас.

Повезу свою подружку

Всем соседям на показ!

Девочки:      

Я сижу на бочке,

Румяные щёчки.

Говорят, что навелась,

А я такая родилась!

Мальчики:  Ну!!!

Девочки:     Да!? Вот такие вот дела!

Хозяйка:      Ох, и расплясались! Ох, и разгулялись!

                       Молодо – зелено, погулять велено.

Дед:         

                      Молодёжь с вечера не укладёшь,

                      А с утра не поднимешь.

Девочка: 

                      В небе, будто от побелки,

                      Засветился млечный путь.

                      Отшумели посиделки,

                      Где пришлось нам отдохнуть.

 

  Мальчик:

                    Прощаясь с вами, мы желаем

                    В мире жить, всем дружить,

                    Родным краем дорожить,

                    А на праздниках весёлых

                    Петь, плясать и не тужить!

Девочка:

                  Мы делились новостями,

                  Мы старались вас развлечь.

                  Мы прощаемся с гостями

                  Говоря:

 Все:         ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!

Мальчик:

                Мы вас к чаю приглашаем,

                Чай горячий – наша сила,

                Украшение стола!

Хозяйка:

              «С чая лиха не бывает»-

               Так в народе говорят.

               Чай – здоровье, каждый знает,

                Пей хоть пять часов подряд!

Вместе:

            Тары – бары – растабары,

            Выпьем чай из самовара

            С сушками, ватрушками

            И с блинами вкусными!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Литературная викторина по русским народным сказкам» (итоговое НОД)Цель:Закрепить представление детей о жанре «сказка»; о многообразии литературных жанров;Уточнить и обогатить представлени...

Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе я люблю использовать народные игры. С накоторыми из них я хотела бы подлиться....

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста.  - развивать выразительность речи и пантомимики детей, чувство ритма, умение согласовывать движения со словами...

Программа «Игрушка как универсальное средство введения детей в традицию национальной культуры.Творчество детей в ритме русского народного календаря» для детей старшего дошкольного возраста

Праграмма разработана для детей старшего дошкольного возраста с целью приобщения современного ребенка к яркому миру детского творчества в традициях русской народной культуры. В программе та...

"Морозко" Сценарий новогоднего праздника по мотивам русской народной сказки для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий новогоднего праздника для детей старшего дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки "Морозко" с танцами, играми, хороводами вокруг елки....

Сценарий спортивного праздника «Волшебный цветок» по мотивам русских народных сказок для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий спортивного праздника «Волшебный цветок» по мотивам русских народных сказок для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...