«Приобщение старших дошкольников к эвенской культуре»
план-конспект занятия

Тархаева Евдокия Иннокентьевна

Приобщение детей к важной части духовной культуры эвенского народа, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям. На примерах эвенского фольклора показать значимость знания традиций и обычаев данного народа. Передача опыта  старых, поживших на земле людей -  как неоценимого  источника мудрости.

                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_starshih_doshkolnikov_k_evenskoy_kulture.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Сценарий  эвенского праздника «Эвинек».

 «Приобщение старших  дошкольников  к эвенской культуре»

                   Музыкальный руководитель :

                          Тархаева Евдокия Иннокентьевна

                                                            Консультант знаток и носитель эвенской культуры:

                       Никулина Зинаида Платоновна.

               

                                                                     

                                                                 Цель:

     

Приобщение детей к важной части духовной культуры эвенского народа, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям.

На примерах эвенского фольклора показать значимость знания традиций и обычаев данного народа. Передача опыта  старых, поживших на земле людей -  как неоценимого  источника мудрости.

                                             

                                                             

                                                                Задачи:

 

Воспитательные :

     Воспитывать у детей чувство уважения и толерантное  отношение  к культуре народов Севера, их традициям  и обычаям,  также бережное отношение к  животным, природе родного края;

      Воспитывать благоприятные эмоциональные отношения среди детей: активность, ответственность, самостоятельность, уверенность в творческой деятельности;

      Создавать дружеские отношения с детьми другой национальности.

 Развивающие :

        Посредством обрядовых традиций развивать такие нравственные качества детей как  любовь к природе, преклонение огню, окружающему и животному миру;    

Развивать умение чувствовать и понимать красоту природы; желание сохранить ее первозданность;

Развивать певческие и танцевальные способности, сценическое мастерство детей.

Образовательные :

Познакомить детей с обрядами коренных малочисленных народов Севера;

Обогатить знания о коренных жителях Севера – эвенах, о суровом климате, природе Севера.

            Активизировать словарь детей.

     

В процессе приобщения детей к эвенской культуре осуществляется интеграция экологического и этнопедагогического образования.

     Предварительная работа : разучивание песен, танцев и подвижных игр. (прыжки через нарты), бросание мамыкта, подбор материалов, рисование детьми  картин по сюжетам легенды, пейзажей и мотивов Севера, изучение специальной литературы, беседы, изготовление атрибутов для игр (нарты), подготовка используемого оборудования: чум, костер,  макет дерева, коврики, музыкальные инструменты (кокчика,  танньака,  бубен…).

      Оформление: на сцене стоят две лиственницы, между ними натянута веревка – дэлбургэ, на которой привязывают разноцветные лоскутки материи. Недалеко расположено местечко для костра. Сопки с подснежниками.

Звучит музыка. Выходят взрослый ведущий и девочка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Ребенок: Дорова! Мут hунэч эскэрэм!

Ведущая :

     Дорогие друзья! Сегодня  мы все в разноцветье красок и жанров, песен и музыки, народных костюмов – настоящее северное сияние. А помогает   создавать разноцветье –

Все: Фестиваль Дружбы Народов Севера!

Ребенок : Якуты, эвены и русские

                 Чукчи  и юкагиры,

                 Долганы и эвенки

                 Мы русые и смуглые,

                 В Якутии – на земле родной

                 Живем мы все  дружной семьей

 

 Ведущая :   Так, в конце мая – начале июня (до наступления летнего солнцестояния), сразу после отела оленей, эвены начинают готовиться к  празднику – Эвинек. Он считается праздником   Единения всех людей.

Звучит хомус  (девочка – ведущая играет на хомусе).

Все участники фестиваля выходят на сцену, привязывают лоскутки на  дэлбургэ.

Ведущая: Главный обряд – проводы старого солнца и встречи нового!

Проводится на специально подготовленном «обрядовом» поле, у двух близко «растущих лиственниц». Под каждый из них были сложены дрова для ритуального костра и ветки багульника.   Между этими, ставшими теперь священными, деревьями  натянута веревка – дэлбургэ. Перед началом праздника каждый участник – привязывает

на дэлбургэ разноцветные лоскутки материи.)

Ведущая: По представлениям эвенов, выбранные деревья означают священных птицу – мать и птицу – отца, а натянутая между ними веревка-дэлбургэ символизирует небесные врата. И смысл ритуала заключается в том, что привязывая лоскутки, каждый загадывает свои самые заветные желания с надеждой, что они исполнятся в новом году.

Старейшина праздника приглашает всех принять участие в ритуале «очищение». Для этого «разжигает» небольшой «костер»  и подкладывает  в него ветки багульника.

НА СЛАЙДЕ. РАСТЕНИЕ- БАГУЛЬНИК.

Ведущая :  Это растение по представлениям эвенов, способно изгонять болезни, злой дух, нехорошие из помыслы человека.

Старейшина подносит ветки  багульника к «костру» и ими окуривает участников праздника, под дэлбургэ снова «разжигает» « костры» бросая в них ветки багульника. Начинается шествие. Впереди идут двое , у первого в руках голова птицы ( она как бы символизирует стремление к полету через «небесные врата») У второго в руках голова жертвенного оленя, как покровителя человека, его рода. Вся процессия идет к первому костру- налево против солнца.

Ведущая : Перешагнув  через костер  люди прощаются со старым годом, с лютой зимой, оставляя в него свои невзгоды, неприятности, болезни. 

Затем по ходу солнца участники идут ко второму костру .

Ведущая :Перешагнув через второй костер люди как бы переходят к рождающему Новому году. Это означает пробуждение природы после долгой зимы, а с ней и обновление жизни человека, рождение у него надежды на лучшее.

     В этом обрядовом празднике эвены определяют свое место в природе, осознают взаимоотношения человека и природы.

Ведущая : И вот наступает самый торжественный момент. Из-за сопок начинает подниматься солнце.

Лица участников обращаются  к восходу солнца.

Ведущая : В глубоком молчании люди как бы прикасаются к великому таинству природы, они встречают первые лучи солнца.

Старейшина подходит к участникам и произносит простые, но сокровенные слова благословения.

Старейшина : «Пусть Новый год принесет тебе счастье, человек».

Ведущая : И с этого момента когда луна встречается с солнцем, для эвенов идет отсчет нового времени. С первыми  лучами восходящего солнца начинается ритуальный танец ьээдьэ.

Танец «ьээдьэ»:

Ьээдьэ, ьээдьэ

Ьанде, ьанде

Уруйа, ьуруйа

Ьидо, ьидо

Иьо-рико, иьо-рико

Иьо-ьанде, иьо-ьанде

Иьо-неба, иьо-неба

Иьо-галле, иьо-галле

Иьо-тан, иьо-тан.

     Танцующие двигаются вокруг лиственниц по ходу солнца. После танца  все участники направляются к большому костру  и садятся вокруг него. Совершается ритуал «кормления» огня самыми  лучшими кусочками мяса жертвенного оленя.                                          

 Ведущая: Но в жизни не забудет об огне:

                   Великий друг эвенов – Дух огня!

                   Дух огня – как человек живой:         

                   Он собеседник и товарищ всем,

                   Кто с ним во тьме умеет говорить

                   С открытым сердцем, где местечко есть

                   Надеждам и сомнениям земным!

 Ребенок:  Тогындя дурли, дурли

                    Окта эмыкэн ьивры

                    Бу ьинду улиттэ

                    Мутту несу эркэли!

Ведущая:    Ты, гори Огонь, согревай всех нас

                     Я кормлю тебя, чтобы ты не гас

                     Чтоб для всех был добр, чтобы всем был рад

                     Ты наш друг, Огонь, ты наш верный брат

                     Разливай вокруг свой смолистый дух

                     Я кормлю тебя, чтоб ты не потух.

  Ведущая: Вот так  наши предки поклонялись огню , матери-природе, стараясь задобрить

                     «хозяев» природы.

Ведущая: Пробуждается природа

                   Просыпаясь ото  сна…

Девочки выходят и поют песню «Миалын» «Пробуждение».

Старшие девочки превращаются в сопки с подснежниками или в Ленские столбы.

Оттуда выходят зайчики и поют песню «Мунрукан» «Зайчик».

                   

Дети «зайчики» уходят за эти сопки и меняют шапочки на птичек. Старшие девочки скидывают панораму сопки и превращаются в птичек.   Теперь исполняется песня «Чукичан» «Птичка».

Ведущая: Если песенка всюду поется

                  Если песенка всюду слышна,

                  Значит, с песенкой легче живется,

                  Значит, песенка эта нужна.

Ведущая: Дорогие друзья! В знак солидарности, дружбы народов, населяющих нашу суровую, но прекрасную северную землю, давайте возьмемся за руки, встанем в круг и станцуем старинный хороводный эвенский танец «ьээдьэ».- танец  дружбы, мира  и счастья!  Так мы проложим дорогу к возрождению национальных традиций северных народов.

Дети танцуют «ьээдьэ» в это время ведущая говорит:

В танце света

В веселом круге-

«ьээдьэ, ьээдьэ!»

Сплетаем руки

Доброго лета

Ясных дней

Ьээдьэ,ьээдьэ!

Танцуй скорей!

Ведущая: Дружба народов — не просто слова,
                 Дружба народов навеки жива.
                 Дружба народов — счастливые дети,
                  Колос на ниве и сила в расцвете.

Дети: Мир — солнышке и детям,
          Мир — природе, мир — тебе!
          Мир — былинке, мир — планете!
          Мир — всем людям на Земле!

Ведущий: Уважаемые гости и участники фестиваля, мы желаем вам мира и счастья!

                   И пусть частичка нашего сердца и тепла нашей души останется навсегда с

                   Вами.

                   Пусть каждый помнит, что …

Хором:     Якутия – наш общий дом!

Ведущая: До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему "Коммуникативное развитие всех компонентов устной речи детей посредством приобщения к русской культуре на фольклорном и естествоведческом материале».

В данной работе проанализировано влияние фольклора на развитие все компонентов устной речи детей. Структура работы представлена аннотацией, введением, основной аналитической  частью, заключением,...

Консультация для родителей "Воспитание детей через приобщение к народной культуре"

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в наци...

Приобщение к народной культуре

Материал для родителей...