Познавательно-развлекательный досуг: «Птицы наши друзья»
план-конспект занятия (средняя группа)

Сидоркова Елена Георгиевна

 Цели:

  • Уточнить представления детей  о сезонных изменениях в жизни птиц;
  • помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец); развивать умение узнавать их на картинках;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • продолжать учить правилам поведения в природе;
  • познакомить с тем, какую важную роль играют птицы в охране природы;
  • продолжать развивать образное мышление, мелкую моторику рук;
  • развивать интерес к истории нашего народа, его обычаям.                                                                             

Развивающая среда: Клубок желтых ниток, атрибуты леса. Костюмы: лесовика, грача, ласточки, скворца. Аудиозапись пения птиц, видеозаписи: «Кормление птиц», «Грачевник», «Вешаем   скворечник»; хлебобулочные изделия – птицы; бумажные голуби, модели;  дидактическая  игра: «Птицы»;  атрибуты к дидактической игре: «Сложи предмет».

Словарная работа: пернатые, грачевник, карниз, скворечник, проталины, хмурится.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-развлекательный досуг:

«Птицы наши друзья»

в средней группе «Рябинка»

Воспитатель высшей квалификационной категории: 

Сидоркова Елена Георгиевна                                                                              

 Цели:

  • Уточнить представления детей  о сезонных изменениях в жизни птиц;
  • помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец); развивать умение узнавать их на картинках;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • продолжать учить правилам поведения в природе;
  • познакомить с тем, какую важную роль играют птицы в охране природы;
  • продолжать развивать образное мышление, мелкую моторику рук;
  • развивать интерес к истории нашего народа, его обычаям.                                                                            

Развивающая среда: Клубок желтых ниток, атрибуты леса. Костюмы: лесовика, грача, ласточки, скворца. Аудиозапись пения птиц, видеозаписи: «Кормление птиц», «Грачевник», «Вешаем   скворечник»; хлебобулочные изделия – птицы; бумажные голуби, модели;  дидактическая  игра: «Птицы»;  атрибуты к дидактической игре: «Сложи предмет».

Словарная работа: пернатые, грачевник, карниз, скворечник, проталины, хмурится. 

Содержание

Дети входят в зал, здороваются с гостями.                                                                                                                                 Обращаюсь к детям с вопросом: «Ребята, какое сейчас время года?» /Ответы детей/.                                                                                        

Обобщаю высказывания детей: «Да, весна, посмотрите, как ярко светит солнце, как играют его лучи. А вот, смотрите, один лучик попал к нам в зал. Вот сейчас я его поймаю  и потяну как нитку, смотаю в клубок. Вот (показываю) какой он яркий, солнечный, теплый. Это подарок солнышка.                                                    А клубочек хочет что – то сказать. (Слушаю).                                                                                                               Он приглашает нас в путешествие.                                                                                                                                          А куда же нам идти (спрашиваю у клубка)? Клубок покатится, а мы пойдем за ним. (Бросаю клубок).                                                                                                                                                                                                – Ребята, нас ждут необыкновенные приключения, неожиданные встречи. (Идем за клубком)  Вот, наконец, мы пришли в лес. Посмотрите, какая красивая поляна, давайте отдохнем здесь, полюбуемся красотой весеннего леса.                                                                                                      

 Появляется Лесовик (родитель).                                                                                                                                           Выражаю удивление: «Ой, кто это?»                                                                                                                          Лесовик: «Это я – седой старик, называюсь Лесовик.                                                                                                    Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу!»                                                                                                                   Дети здороваются с Лесовиком. 

         Лесовик: «Здравствуйте, дети! Зачем пожаловали?»                                                                                                   - Мы, дедушка, в лес пришли погулять, отдохнуть, на лес полюбоваться.

Лесовик: «Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разбиваете, цветы топчите, в птиц стреляете, насекомых и зверей обижаете. Не пущу вас в лес!»                                                                                    

Обращаюсь к Лесовику: «Старичок – Лесовичок, наши дети лес любят и уважают. Вот послушай, какие они правила поведения в лесу знают».  (Высказывания детей с опорой на модели).                                                                              

Лесовик: «Ну, коли так, добро пожаловать в мои владения!  А мне пора дальше идти, в лесу порядки наводить, за всем следить».

Дети благодарят Лесовика и прощаются с ним.

Обращаюсь к детям с вопросом: «Ребята, а что происходит в лесу весной?»  Предположительные ответы детей: «Весной природа просыпается, распускаются цветы, почки на деревьях, появляется трава, просыпается медведь, выползают букашки, червячки, прилетают птицы».

Прослушивание грамзаписи поющих птиц.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Спрашиваю: «Что вы слышите?                                                                                                     Где и когда так поют, заливаются птицы?»  (Ответы детей).                                                                                                               – Правильно, ребята!  Осенью затихают птичьи голоса, потому что, многие пернатые, радующие нас своим пением, улетают в теплые края.                                                                                                      Вам понятно слово « Пернатые»? Кто это такие? Почему их так называют?» (Ответы детей).                                                                  

- А теперь ответьте мне, каких перелетных птиц вы знаете? Почему птицы покидают родные места? (Ответы детей).

- Правильно, давайте вспомним, как мы кормили птиц зимой.

Просмотр  видеофильма.                                                                                                                                                Обращаюсь к детям с вопросами: «Ребята, как вы думаете, куда раньше приходит весна, в поле или в лес? Где быстрее тает снег и почему? (Ответы детей).

- Как только в поле появляются первые проталины, прилетают грачи – первые посланцы весны. Они ходят важно по полю, черным клювом поблескивают, клювом ковыряют, червяков да личинок из нее потаскивают. А люди рады грачам, улыбаются,  завидев их - «Здравствуйте!» – говорят они птицам, – с прибытием  вас!»                                                                                                                                                                    - Ой, ребята, прислушайтесь, кажется, к нам летит первый гость, интересно, кто же это?  Появляется грач(родитель).                                                                                                                                                                         Грач: «Вот я – грач проворный, черный,                                                                                                          Кричу: «Крак! Крак!»                                                                                                                                                                               Всем червякам враг!                                                                                                                                                                                           Я самый первый из птиц прилетаю, зиму ломаю. Вы знаете, есть даже такая примета «Если грач на горе,  то и весна на дворе!» Ребята, а хотите поиграть со мной?  Выходите со мной на лужок, быстрей делайте кружок.

                                                                                                                                                                                                                                                      Я буду говорить, а вы слушайте меня внимательно, поднимайте руки, машите ими, да приговаривайте: «Летят, летят!» Да только, чур, не ошибаться, лететь только с теми, кто на самом деле летать может!»                                      

Подвижная игра «Грачи летят».                                                                                                                                                    (Дети становятся в круг, а «Грач» ходит внутри круга и приговаривает:                                                         - Грачи летят, на всю Русь трубят!                                                                                                                     (Дети машут руками и говорят «Летят, летят!»)                                                                                                                                - Пчелы летят, гудят, бурчат!                                                                                                                                                        (Дети машут руками и говорят «Летят,  летят!»)                                                                                                                                                                                                                                                                       - Поросята летят, полосатые визжат!                                                                                                                             (Дети стоят молча).                                                                                                                                                                                                      – Синицы летят, на всю Русь кричат!                                                                                                                                                              (Дети машут руками и говорят «Летят, летят!»)                                                                                                                                                                                                                                                                                        – Медведи летят, толстопятые рычат!                                                                                                                                      (Дети стоят, молча).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Спрашиваю: «Понравилась, Грач, твоя игра детям. Оставайся на нашем празднике!»                                  

Обращаюсь к детям: «Ребята, когда птицы прилетают домой из теплых краев, где они живут? Как называются их домики?»

 - Правильно, расскажите, где живут грачи? (Видеозапись)                                                                                      Рассказ ребенка: «Место гнездования грачей - грачевник. Грачи -  большие черные птицы, они устраивают гнезда на высоких деревьях, чтобы никто не обижал их птенцов.  Гнездо делают из сухих веток. В грачевнике  много птиц, поэтому оттуда слышен всегда громкий крик».                            

 Продолжаю рассказ ребенка: «Вслед за грачами, прилетают скворцы. Слышите, к нам летит, торопится еще один гость».                                                                                                                                                                                 (Появляется родитель в костюме скворца)                                                                                                                                      Скворец: «Я скворец! Веселая пташка, в черной в крапинку рубашке.                                                              К вам весной прилетаю, сразу домик оживляю. Вы меня узнали?»                                                                                    - Да, скворец, ребята тебя узнали. Они для тебя приготовили стихотворение. Вот послушай!                                                                                                                                                                   Ребенок:                                                                                                                                                                                               «У нас в саду жилец - бойкий маленький скворец.                                                                                                              Тихий сад повеселел, от того, что он запел.                                                                                                                                          Ест жуков, росинки пьет.                                                                                                                                                    Сдвинув шапку набекрень,                                                                                                                                            Распевает целый день!».                                                                                                                                                      Скворец: «С юга скворушки летят, в новом доме жить хотят.                                                                          Все ли здесь для нас готово?                                                                                                                                 Где бы нам сейчас присесть?                                                                                                                                 Где попить и где поесть?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Задаю вопрос детям: «Ребята,  как называется домик скворца?» /Ответы детей/.                                                                  

 А давайте вспомним, как Полина Якшина с папой  Федором Васильевичем мастерили скворечник, а потом мы вместе с детьми закрепляли его на дереве (просмотр видеозаписи).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          – Я предлагаю вам построить скворцам скворечники.  /Дидактическая игра «Сложи предмет»/.                                                                      

   Песня «Скворушки», музыка Карасева.

Обращаюсь к персонажу: «Скворушка, оставайся с нами, а нам нужно встречать следующего гостя, точнее гостью. Вслед за скворцами мчатся на Родину ласточки. Замечательный русский поэт Майков написал стихотворение, которое так и называется «Ласточка».                                                            

Ребенок:                                                                                                                                                                                     Ласточка примчалась                                                                                

Из-за Бела моря.                                                                                                                                                                        Села и запела:                                                                                                                                                                                      Как, февраль, не злися,                                                                                                                                                                  Как ты март, не хмурься,                                                                                                                                                                                                               Будь хоть снег, хоть дождик -                                                                                                                                                         Все весною пахнет,                                                                                                                                                   (Входит  Ласточка - родитель).                                                                                                                                       Ласточка:                                                                                                                                                                                             - Я ласточка, в апреле к вам лечу,                                                                                                                                      Под крышами из глины домик мастерю.                                                                                                                      Лечу как самолетик – изящна и легка,                                                                                                                                                              с выемкою хвостик, собой не велика.                                                                                                            Обращаюсь к Ласточке: «Здравствуй, милая ласточка, мы рады тебя видеть!»                                                                                                                     Ласточка: «Ребята, я, как и другие птицы, на крыльях весну несу. А вы знаете приметы весны?»                                                                                                                                                                                                                                                                                     - Конечно, Ласточка,  знают, вот послушай!                                                                                                                            1 ребенок:                                                                                                                                                                                     Пусть март стоит студеный и верба не цвела,                                                                                                                                                  Купается ворона – жди солнца и тепла .                                                                                                           2 ребенок:                                                                                                                                                                                           Грач гнездо чинить решил,                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Закричал он, заспешил.                                                                                                                                                             Значит, скоро холода                                                                                                                                                                          Нас покинут навсегда.                                                                                                                                                                3 ребенок:                                                                                                                                                                                    Птицы в гнездах не галдят,                                                                                                                                                                                                                      Пчелы в ульях не гудят.                                                                                                                                  Муравьи закрыли двери,                                                                                                                                                             Разбрелись по норкам звери,                                                                                                                                                                          Не летает стрекоза –                                                                                                                                               Надвигается гроза.                                                                                                                                             Ласточка:                                                                                                                                                                                        «Какие вы молодцы, много весенних примет знаете! А вы слышали, что весну на своих крыльях несут не все птицы, а только перелетные? Вот я сейчас и проверю, хорошо ли вы знаете этих птиц».

Игра: «Зимующие и перелетные птицы»                                                                                                                             Обращаюсь к Ласточке: «Спасибо, Ласточка, за веселую игру, оставайся и ты с нами».                                                                                                                                                                                                                                  (Грамзапись «Пение птиц»)                                                                                                                                       - Дети, отчего же весенние птицы защебетали? Солнце заиграло своими лучами? Да это же весна красна к нам спешит.                                                                                                                Входит Весна (родитель) с подносом «Жаворонков»

 Весна:  «Здравствуйте, ребята, гости дорогие!  За ваше старание, ребята,  я хочу подарить вам этих Жаворонков. В далекие времена  отмечали такой праздник – «Сороки» или по другому «Птичий праздник». В этот день в каждом доме лепили из теста вот таких птичек - Жаворонков, пекли их.  А у кого не было муки, лепили из глины, мастерили их тряпок, бумаги. В старину люди верили, что весна, потому и наступает, что ее из далеких краев приносят птицы. Детям птиц давали и приговаривали: «Жаворонки летите – весну принесите!» Я хочу вам подарить не только этих Жаворонков, но и много радостных, солнечных дней. Надеюсь, что птицы всегда будут прилетать к вашему дому, счастье приносить.  Но вы должны помнить основные правила.                                                  

Ребенок:                                                                                                                                                                                                   Что птиц, ребята, не надо ловить,                                                                                                                                                                                                        Надо птиц всегда любить.                                                                                                                                Птичьих гнезд не разорять,                                                                                                                                                       Зимой птицам помогать,                                                                                                                                                                 Их жалеть, оберегать!                                                                                                                               Обращаюсь к детям с вопросом: «Запомнили?» Подвожу итог.

По окончании отмечаю: «Наше путешествие подходит к концу и нам пора в детский сад «Лесная сказка». А нашим гостям мы подарим вот таких птичек – невеличек (показываю).  Дорогие гости, эти птички не простые, а с секретом. Кому что достанется, то и сбудется:                                                                                                                  Зернышко – сытая и веселая жизнь.                                                                                                          Денежка – богатство.                                                                                                                                                         Пуговка – обновка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                (Дети пускают бумажных голубей с секретом )                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия -досуга "Птицы - наши друзья!" подготовительная группа.

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами и их жизнью в зимнее время; развивать творческое воображение, внимание, смекалку,; обобщение и уточнение знаний  детей о зимующих птицах; расширение...

Совместный досуг для детей и родителей "Птицы- наши друзья"

Автор : Хлебникова Наталья Александровна, Данный досуг имеет познавательно-речевую направленность развития и умственного воспитания ребёнка дошкольного возраста и  интегрируется с  обра...

Конспект экологического досуга во II младшей группе "Птицы - наши друзья"

Воспитание у детей младшего дошкольного возраста экологически правильного отношения к природе...

Досуг в подготовительной группе "ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ"

Цель. Воспитывать бережное отношение к птицам, к природе через синтез искусств. Задачи.Учить эмоционально откликаться на знакомые муз. образы. Совершенствовать вокальные и танцевальные навыки. Ра...

Сценарий досуга "Птицы - наши друзья" для старшей группы

Предлагаю Вам конспект досуга, который проводился итоговым мероприятием с детьми дошкольного возраста для проекта "Поможем зимующим птицам".  Предоставленный материал будет полезен восп...

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

Конспект экологического досуга "Птицы - наши друзья"

Формирование знаний о бережном отношении к перелётным птицам нашего края у детей дошкольного возраста....