Заседание семейного клуба "Сотрудничество" на тему "Как обучать детей с ОВЗ игровой деятельности"
методическая разработка

В данном засении рассматривается как необходимо играть с детьми с ОВЗ и осуществляются  практические совместные игры родителей и детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Заседание семейного клуба «Сотрудничество» на тему:

«Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья игровой деятельности»

(семинар-практикум для родителей и детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста)

Подготовила

педагог-психолог Зубаирова А.С.

учитель-дефектолог Спирина С.В.

Цель заседания заключается в обучение родителей поэтапной игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с этапами в обучении игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Продемонстрировать процесс обучения детей (видео сюжеты);
  3. Обучить проигрыванию элементов сюжетных игр совместно родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимый материал: презентация с этапами игровой деятельности и фотографиями детей; видео сюжеты игровой деятельности детей.

Педагог-психолог:Здравствуйте, уважаемые родители мы рады Вас приветствовать на заседании семейного клуба «Сотрудничество». Заседании проводить будем мы: я – педагог-психолог и учитель-дефектолог. Сегодня мы с Вами будем рассматривать такую тему как: «Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья игровой деятельности».

Сюжетно-ролевая игра – высшая форма развития игры ребенка. Именно в процессе таких игр маленький ребенок может брать на себя разные роли и проживать разнообразные ситуации из социальной жизни. От того, насколько полноценно развивалась сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, во многом зависят возможности будущей социализации. В игровом проживании сюжетов из жизни людей ребенок учится договариваться, учитывать желания других, отстаивая в то же время свои интересы, быть гибким во взаимоотношениях и т. д. Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

Учитель-дефектолог: в начале учебного года у наших детей не было потребности в игре. Будучи включены в игру, они длительное время не проявляли интереса к ее процессу и игрушкам, действовали безразлично, не понимали инструкций взрослого. Потребность в игре возникает лишь под влиянием обучения.

Обучение игре проводится в организованно образовательной деятельности, которое стоит в расписании и в специально отведённое для свободной игры время. Обучение игре проводит педагог-психолог 2 раза в неделю,  учитель-дефектолог совместно с воспитателем 2 раза в неделю. Это игры разного направления: сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные. Темы игр зачастую соответствует лексическим темам.

Почему нужно обучать детей с ОВЗ:

  • игра не вызывает интереса;
  • игра не носит продолжительного характера;
  • в процессе игры эти дошкольники действуют с игрушками молча, лишь изредка произнося слова, обозначающие названия некоторых предметов и действий;
  • у них нет ролевого диалога, планирования своей деятельности.

Именно в сюжетно-ролевой игре приобретает ребенок очень важный и разнообразный социальный опыт.

Чтобы помочь ребенку, близкий взрослый должен объяснять смысл каждой возникающей ситуации, предлагая при этом ребенку возможные способы действия. И, конечно, следует проигрывать самые разнообразные ситуации из жизни в игре.

Развитие сюжетно-ролевой игры ребенка с ограниченными возможностями здоровья отличается рядом особенностей.

Во-первых, обычно без специальной организации такая игра не возникает. Требуется обучение и создание особых условий для игр.

Во-вторых, развивается сюжетно-ролевая игра очень постепенно, и в своем развитии должна пройти несколько последовательных этапов.

На первом этапе специального обучения с ребенком играет взрослый.

На втором этапе, после обучения элементам сюжетно-ролевой игры можно подключать ребенка к игровой деятельности.

На третьем этапе развития сюжетно-ролевой игры дети начинают проигрывать элементы сюжета совместно, самостоятельно. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть максимально комфортна для ребенка: знакомая обстановка, знакомые дети.

Педагог-психолог: на протяжении учебного года мы обучали детей элементам сюжетной игры и сегодня мы продемонстрируем  видео сюжеты, в которых дети где-то учились выполнять последовательность действий игры, которую показывал им взрослый, а где-то уже самостоятельно проигрывали знакомые сюжеты. Показ видео сюжетов.

Сейчас мы будем вместе играть с детьми. Предварительно педагоги приготовили 3 игровых зоны:

- парикмахерская;

- доктор лечит больного;

- водитель едет на заправку.

Родители проигрывают с детьми элементы сюжетно-ролевой игры. В начале игры происходит распределение ролей. В процессе игровой деятельности родитель пользуется речевым сопровождением. Родитель и ребёнок, проиграв один сюжет проходят на другую зону и т.д. Игры, представленные для проигрывания представлены ниже:

Сюжетная игра «Парикмахерская»

Перед началом игры необходимо распределить роли: парикмахера и клиента. Для первого раза взрослый должен проиграть роль, показывая, что ребёнку необходимо делать. Затем ребёнок будет повторять действия, однако необходимо речевое сопровождение взрослого.

Парикмахер начинает проигрывать свою роль, проговаривая каждое действие:

- наносим шампунь на голову (используем пустой тюбик из-под шампуня), массажными движениями рук изображаем, как моем голову(моем голову);

- после этого волосы расчесываем (расчесываем волосы);

- используя игрушечные ножницы, изображаем стрижку (подстригаем волосы);

- расчесываем волосы и одновременно сушим феном, при этом изображаем, как включаем фен, произносим звуки фена, когда он работает (сушим феном).

Далее парикмахер даёт клиенту зеркало, показывая, какую прическу он сделал.

Сюжетная игра «Доктор лечит больного»

Распределив роли: доктор, больной, можно начинать проигрывать сюжет, проговаривая каждое действие.

Сначала доктор слушает больного (слушаем), потом молоточком стучим по коленкам, локтям, произнося «Тук-тук». Далее доктор ставит укол (укол) и дает витаминку (витаминка). Больной благодарить доктора (спасибо).

Сюжетная игра «Водитель едет на заправку»

Ребёнок садится на стульчик и берет в руки руль. Далее изображает, как он заводит машину (заводим машину), произнося звуки. После этого он едет на машине (едим на машине), изображая,  как нажимает на газ, озвучивая движение.

Когда водитель подъезжает к заправке, он нажимает на тормоз и произносит, как машина останавливается (останавливаемся). Далее выходит, изображает, как он заливает бензин (заливаем бензин). Затем садиться в машину и едет обратно.

Упражнение «Аплодисменты»

Все встают в круг. Психолог вызывает одну пару, они проходят по кругу, а все им аплодируют.

Всем спасибо за участие! Играйте со своим ребенком чаще!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей средством театрально-игровой деятельности.

В данном матереале находиться , как ребёнок развивается с помощью театра....

"Социальное развитие детей в процессе игровой деятельности" Щербина В.Ю.

материал содержит отражение опыта работы с детьми по социально-личностному развитию детей в процессе сюжетно-ролевых игр: описание методов и приемы работы по организации сюжетно-ролевых игр, принципы ...

План по самообразованию на тему: « Развитие интереса у детей к театрально-игровой деятельности».

Актуальность темы:  Эта тема для меня важна, потому что театральная  игра ребёнка  является ключевым моментом в его развитии.Успехи воспитанников  в игре обеспечивают в будущем и в...

Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности.

Игра в дошкольном возрасте—ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитан...

Консультация для воспитателей: «Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности»

Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими.       Игра в ФГОС ДО выступает как форм...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: Развитие речи у детей через театрально – игровую деятельность «Теремок».

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на...