Заседание семейного клуба "Сотрудничество" на тему "Как преодолеть детскую агрессию"
методическая разработка

Заседание направлено на просвещение родителей о детской агрессии, а также подобраны совместные игры для родителей и детей для преодоления агрессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

Заседание семейного клуба «Сотрудничество» на тему:

«Как преодолеть детскую агрессию?»

(семинар-практикум для родителей и детей среднего дошкольного возраста)

Подготовили:

социальный педагог, педагог-психолог Зубаирова А.С.

учитель-логопед Юсупова Ю.В.

г. Урай

Цель: создать условия для эмоционального сближения родителей и детей, направленных на работу с агрессивным поведением.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с причинами и факторами детской агрессии;
  2. Рассказать о поведении родителей, которое может способствовать возникновению детской агрессии;
  3. Ознакомить родителей как правильно необходимо наказывать ребёнка;
  4. Обучить родителей играм, способствующим снижению агрессии.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на заседании семейного клуба «Сотрудничество». Наше заседание мы начнем с просмотра отрывка мультфильма «Драка Гуньки с Незнайкой».

Теоретическая часть с родителями:

Сегодня мы с Вами заседание семейного клуба посветим актуальной проблеме на сегодняшний день – это агрессивное поведение ребёнка.

Если Ваш ребёнок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Если у Вашего ребёнка наблюдается данные критерии, то необходимо задуматься и познакомиться с факторами и причинами проявления агрессивности и искать способы помощи ребёнку.

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

  1. Наследственно-характерологические:наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептоидное, аффективно-возбудимое конституционально обусловленное поведение родителей или родственников;
  2. Биологические факторы: агрессивное поведение связывает с установлением биохимических, гормональных механизмов, влияющих на развитие;
  3. Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга, резидуально-органические поражения: минимальная мозговая дисфункция, травма головного мозга и т. п.;
  4. Влияние социального окружения.

Для дошкольного возраста значимыми являются три фактора:

  • Семья
  • Окружающие дети
  • Средства массовой информации, которые в настоящее время приобретают все большую значимость в формировании агрессивности не только у детей, но и у всего населения в целом

Влияет ли поведение родителей на проявление агрессивности ребёнка?

На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родителям:

1. Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребёнку = вероятность проявления уребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей = ребёнок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т. п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

2. Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания = уровень агрессивности у ребёнка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям = вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявления защитной агрессивности.

3. Родители не обращают внимание на агрессивное поведение, вспыльчивость ребёнка, не контролируют его поведение = вседозволенность = проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

4. Родители не дают возможности ребёнку проявлять способность к самостоятельному выбору, не позволяет ребёнку заявить о себе, запрещают любые формы проявления детского гнева, = ребёнок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции = деструктивная агрессивность = насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапные вспышки гнева.

5.Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребёнка (например, отрицательно высказываются по поводу соседей по коммунальной квартире или по поводу педагогического стиля в детском саду и т.д.) = у ребёнка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех их бед = вероятность, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения = проявления агрессии.

6. Конфликты между родителями, развод = демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне) = формирование агрессивной модели «выяснения отношений».

Наказание может быть эффективным, если соблюдать следующие условия:

  1. Наказывать как можно реже, только в том случае, когда оно явно целесообразно.
  2. Наказание не должно восприниматься ребёнком, как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при этом особо подчеркивается, что наказывается поступок, а не личность.
  3. После наказания поступок, плохое поведение должно быть «предано забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и о самом наказании.
  4. Взрослым не следует менять стиль своего общения с ребёнком, подвергнутым наказанию. Наказание не должно усугубляться бойкотом, суровыми взглядами или постоянным ворчанием.
  1. Необходимо остерегаться, чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят ни какой пользы, только нервируют ребёнка, весь детский коллектив.
  2. Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.
  3. Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

Практическая часть с родителями и детьми:

Педагог-психолог: Сегодня мы с Вами будем играть в игры и упражнения, которые помогут Вашему малышу стать спокойнее и добрее.

Упражнение «Мелки – наперегонки» направлена на отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния.

Упражнение заключается в том, что ребенок и родитель в разном темпе, с помощью мелков, делают штрихи на листе. Выйигрывает, тот, кто быстрее закрасит лист.

Учитель-логопед: Правильное дыхание необходимо детям для здоровой деятельности и при необходимости снятия стресса или волнения, так же оно помогает при наличии патологий в речи. Снять стресс и преодолеть детскую агрессию помогают и игры с иглболом, особенно если они проводятся в паре с родителями.

Сказка о том, как Ёжик заблудился.

Жил был на свете добрый Ёжик (один из родителей берет в руки массажный мяч).

Однажды летним теплым утром ёжик решил прогулять по лесу (взрослый берет ладошку ребенка и, слегка надавливая, катает "ёжика" по ладошке).

Бегал ежик по дорожке, (катаем мячик между ладошек)

У него устали ножки.

Проходи в мои ладошки, (зажать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

А потом беги опять (взрослый и ребенок перебрасывают друг другу мячик))

Дружно весело играть.

Бегал, бегал наш Ёжик пока не заблудился. Сел он на пенек и так громко заплакал (ребенок громко произносит гласный ааааа на выдохе), что его услышал Кролик, гулявший неподалеку. Испугался Кролик таких криков и побежал к своему другу Бегемоту (предлагаем ребенку подышать как кролик). Такая техника позволит очистить дыхательные пути, а также помогает снизить уровень гнева ребенка, если он чем-то рассержен. Нужно всего лишь нюхать в три раза быстрее, а закончить длительным и продолжительным выдохом). Пришел Бегемот сильный и храбрый с большим животом  (взрослый предлагает ребенку превратиться в бегемота. Он кладет ему руки на живот и просит надуть животик, как у бегемота, произносит рифмовку:

Сел наш бегемотик, потрогал он животик.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Набрался Бегемот смелости и пошел туда, откуда плач доносился, смотрит, а там Ёжик сидит на пенечке и плачет. Расхохотался Бегемот, когда увидел что Кролик Ёжика испугался (ребенок на твердой атаке произносит слоги ха-ха-ха), узнал что Ёжик потерялся, сжалился над ним и вместе с Кроликом проводил домой. Так Ёжик себе новых друзей нашел.

Педагог-психолог: упражнение «Мыльные пузыри» способствует снятию напряжения, тактильной стимуляции, развитию воображения, гармонизации эмоционального состояния.

Необходимо в чашку набрать воды, добавить немного шампуня, и дуть через трубочку в воду.

Попросите ребёнка сначала прикоснуться к мыльным пузырям, почувствовать их.

Далее можно подуть на мыльные пузыри и посмотреть, как они поднимаются в воздух.

Этюд «Объятия». Родители и дети встают в круг.

Педагог-психолог: «Чтобы мы всегда были добрыми и спокойными, чтобы мы улыбались и радовались, нужно чаще дарить объятия ребенку. И сейчас мы предлагаем по кругу подарить объятия друг другу».

До свидание, до новых встреч!

Список используемой литературы:

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – Речь, 2007. – 336 с.
  2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб.: Речь, 2007.-186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»

Заседание семейного клуба «Вместе с мамой, вместе с папой» Тема: «Азбука семейного общения»...

Заседание семейного клуба «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Заседание семейного клуба "Организация детского экспериментирования в домашних условиях"...

заседание семейного клуба "Детский сад на ладони"

В данном материале представлено заседание семейного клуба с участием родителей и педагогов. Педагог предлагает родителям экскурс по образовательным событиям для детей старшей группы. Так же родители с...

Родительское собрание на тему-Как преодолеть детскую агрессию

Родительское собрание на тему-Как преодолеть детскую агрессию...

Заседание семейного клуба «Детский сад на ладони»

Заседание семейного клуба в старшей группе  «Детский сад на ладони»...