Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника. "Честная Масленица - Широкая Боярыня"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Лысенко Елена Николаевна

 Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку для осуществления своих целей в благом русле. Поэтому роль воспитателей, учителей и педагогов -специалистов в воспитании дошкольников крайне важна.

 

В настоящее время я стараюсь привить любовь к нашей русской народной культуре у моих воспитанников в детском саду. Мы вместе с детьми с удовольствием играем в народные игры, используем русские народные инструменты на музыкальных досугах, устраиваем масленичные гулянья. Детям больше всего нравится задорный и веселый праздник Масленница, поэтому прикладываю один из полюбившихся сценариев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_kultura_v_muz.vosp_.doshkolnika.doc41.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника»

Музыкальный руководитель

ГБДОУ детского сада  №37

Лысенко Елена Николаевна

Санкт-Петербург 2017

                       Содержание:

  1. Введение______________________________________________3
  2. Сценарий масленичного гулянья «Честная масленица — широкая боярыня»_____________________________________________4
  3. Заключение___________________________________________8

                                                                    I.             

   

      Музыкальный руководитель в детском саду — это профессия, которая требует непрерывного саморазвития, самообразования и совершенствования. Именно это и многое другое меня в ней и прельщает. Итак, напишу несколько слов о себе — меня зовут Елена Николаевна, педагогической деятельностью я занимаюсь 14 лет, из них — 3 года в общеобразовательной школе в качестве учителя музыки и 11 лет в детском саду. Так получилось, что работать с детьми я начала сразу же после моего 18-ти летия, даже не дожидаясь начала следующего учебного года — слишком велик был интерес к профессии и желание работать с детьми. Сейчас мне всего 32, но уже есть какой-то опыт в этой деятельности.

  Во время взаимодействия с детьми я пробовала разные виды совместной деятельности, использовала различные программы, находясь в поисках наиболее интересного направления для себя, и эффективного и занимательного для детей. Могу сказать одно, думаю многие со мной согласятся, что единого рецепта нет, ведь музыкальная деятельность — процесс очень творческий и переменчивый, как течение реки. Больше всего мне нравится заниматься игрой на музыкальных инструментах, народным творчеством, а так же обучением культуре классического танца через знакомство с шедеврами классической музыки.

 Любовь к народной культуре, к народным песням, играм, в сознательном возрасте у меня началась еще со студенческих времен. Почему обращаю внимание на сознательный возраст? Потому что в детстве мы все итак люим мамины потешки, дразнилки, игры, колыбельные, это идет на генном уровне, только потом в большинстве случаев забываем, что действительно любим это. Во время учебы в университете имени А.И.Герцена на кафедре музыкального образования и воспитания моя специализация была «Фольклор». Там мне удалось почувствовать всю необъятную силу народного пения, узнать обереговое значение русского костюма, а так же поучаствовать в настоящих русских народных вечёрках.

  В настоящее время я стараюсь привить любовь к нашей русской народной культуре у моих воспитанников в детском саду. Мы вместе с детьми  с удовольствием играем в народные игры, используем русские народные инструменты на музыкальных досугах, устраиваем масленичные гулянья. Детям больше всего нравится задорный и веселый праздник Масленница, поэтому прикладываю один из полюбившихся сценариев.

II.

ЧЕСТНАЯ МАСЛЕНИЦА - ШИРОКАЯ БОЯРЫНЯ

Ведущий: 

Внимание, внимание!

Веселое гуляние!

Собирайся скорее, народ!

Вас что-то интересное ждет!

Масленица! Масленица! Широкая Масленица!

Ну-ка, все повеселимся, в пляске быстрой закружимся!

Слышали ли вы, ребята, о таком празднике - масленице? Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится она на конец февраля - начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет свое название. Понедельник - встреча Масленицы.

Встречали ее закличками:

А вы, люди, Масленицу да встречайте, Да к себе - то Масленицу зазывайте!

Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных.

А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

 Вот и Масленица во двор въезжает.

 Широкая на двор выступает.

Все на кониках вороных,

Все на саночках расписных.

Масленица - один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный. Масленицу называют веселой, честной, широкой. Величали ее и боярыней - масленицей, госпожой - масленицей. Говорили ей и такие слова:

Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор,  на горах покататься, в блинах

поваляться, сердцем потешиться.

Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.

 Хоровод: «Весняночка»

Второй день - вторник - называли заигрышами. В этот день все веселились и играли.

  1. Игра «Летал, летал воробей»

Ребятишки начинали кататься с гор, строить снежные крепости и городки, защищать их или брать у «неприятеля», кататься на лошадях на тройках наперегонки.

Игра «Саночки».  

Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, веселыми песнями, озорными частушками. Послушайте частушки и подпевайте.

  1. Как на масленой неделе

 Из трубы блины летели.

Ой, блиночки мои,

Подрумяненькие!

Шила платье из капусты,

 Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

Я на Масленку катался,

Трое саней изломал.

Ворона коня замучил,

И милашку покатал.

Купи, тятя, мне коня,

Вороные ножки.

Буду девочек катать по большой дорожке.

Девки, Масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петруни на дворе

Сивка пропадает.

У меня четыре шали,

Пятая пуховая.

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые.

Ведущий: Вам понравились частушки? Какая больше всего? /поют вместе/ Нередко во время гуляния раздавались шутливые дразнилки - не для того, чтобы обидеть, а чтобы повеселиться.

Аттракцион «Дразнилки»

/Группа делится на две части, расходятся в разные стороны зала. Кричат дразнилки и бросают «снежки» в детей другой подгруппы.

Николай, Николай, сиди дома, не гуляй, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!

Ах ты, Сашка, таракашка, на сарай полезай! Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!

Маринка - корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!

А у Васьки на носу ели кошки колбасу!

 Андрей — воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из - под палочек!

А ты, Наташка - пышка, на улицу вышла,

На камушек села, три яблочка съела.

Ваши вороны кверху пузом летят!

А ваши дурачки, задравши голову, глядят!

Ведущий: Полно вам, детушки, ссориться да дразниться. Давайте лучше играть да веселиться.

Игра «Ваня – простота», «Гори, гори ясно»

Ведущий: А среда в Масленицу называется лакомки. Знаете, почему? С этого дня в домах пекли блины и другие вкуснятинки, например, пироги. Блин - это символ солнца /такой же круглый/, а солнце - символ возрождающейся жизни /придет весна, все начнет расти/. О блинах сложено много поговорок:

Без блинов не масленица, без пирогов не именины.

Блин добро не один.

Блин брюха  не портит.

На блины принято было звать гостей, а ребятишки ходили по домам, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.

Тин - тинка,

Подай блинка,

Оладышка — прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Красно солнышко!

 Вставай с печи!

Гляди в печь,

Не пора ли блины печь.

Не отставали от детей и взрослые. Они тоже ходили от дома к дому и собирали на масленицу.

Масленица — кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

С блинцами, с каравайцами, 

С вареничками!

Ведущий: Самый веселый день – широкий четверг или разгуляй – четверток. Вот когда ярмарка в самом разгаре, и блинами пахнет, и все украшено лентами и куколками – масленками, начинается все с ряженья. А затем все идут на улицу на морозец, на снежок веселиться да дурачиться.

Посмотрите, ребята, к нам ряженые идут! /Поводырь с медведем/.

Пятница и суббота – гостевые дни. Все ходят друг к другу в гости. К детям тоже заходят гости – «заезжие артисты». Показывают сказки. А какие вы знаете сказки? /показать иллюстрации из сказок/.

А в воскресенье прощание с Масленицей. Зажигают традиционный костер. А вечером просят друг у друга прощения. В этот день прощаются все обиды.

Баба Яга: /влетает в зал на помеле, танцует под русскую народную

мелодию/. Никого никуда не пущу блины собирать, пока не поиграете со

мной.

Игра «Бабка - ежка»

Бабка - ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

  1. Игра «Утки»

Ведущий: Ну, Баба Яга, теперь отпустишь за блинами?

Баба Яга: Хорошо, отпускаю.

Хоровод: «Блины».

Ведущий:

Вы давно блинов не ели?

Вы блиночков захотели?

Да какая же Масленица без блинов горячих да румяных!

  1. Напекли мы вам поесть

Сотен пять, а, может, шесть.

Угощение на славу,

А ребятам на забаву! 

/в зал вносят подносы с блинами, их дарят детям, угощение происходит в группах/

III.

  Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

  Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку для осуществления своих целей в благом русле. Поэтому, я считаю, что роль воспитателей, учителей и педагогов -специалистов в воспитании дошкольников крайне важна, особенно в наше время.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"

Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях

Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности....

Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)

Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...

Русская народная культура в музыкальной деятельности дошкольников

Что такое детский фольклор. Его значение в музыкальной деятельности ребёнка....