Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника. "Честная Масленица - Широкая Боярыня"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку для осуществления своих целей в благом русле. Поэтому роль воспитателей, учителей и педагогов -специалистов в воспитании дошкольников крайне важна.
В настоящее время я стараюсь привить любовь к нашей русской народной культуре у моих воспитанников в детском саду. Мы вместе с детьми с удовольствием играем в народные игры, используем русские народные инструменты на музыкальных досугах, устраиваем масленичные гулянья. Детям больше всего нравится задорный и веселый праздник Масленница, поэтому прикладываю один из полюбившихся сценариев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_kultura_v_muz.vosp_.doshkolnika.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Русская народная культура в музыкальном воспитании дошкольника»
Музыкальный руководитель
ГБДОУ детского сада №37
Лысенко Елена Николаевна
Санкт-Петербург 2017
Содержание:
- Введение______________________________________________3
- Сценарий масленичного гулянья «Честная масленица — широкая боярыня»_____________________________________________4
- Заключение___________________________________________8
I.
Музыкальный руководитель в детском саду — это профессия, которая требует непрерывного саморазвития, самообразования и совершенствования. Именно это и многое другое меня в ней и прельщает. Итак, напишу несколько слов о себе — меня зовут Елена Николаевна, педагогической деятельностью я занимаюсь 14 лет, из них — 3 года в общеобразовательной школе в качестве учителя музыки и 11 лет в детском саду. Так получилось, что работать с детьми я начала сразу же после моего 18-ти летия, даже не дожидаясь начала следующего учебного года — слишком велик был интерес к профессии и желание работать с детьми. Сейчас мне всего 32, но уже есть какой-то опыт в этой деятельности.
Во время взаимодействия с детьми я пробовала разные виды совместной деятельности, использовала различные программы, находясь в поисках наиболее интересного направления для себя, и эффективного и занимательного для детей. Могу сказать одно, думаю многие со мной согласятся, что единого рецепта нет, ведь музыкальная деятельность — процесс очень творческий и переменчивый, как течение реки. Больше всего мне нравится заниматься игрой на музыкальных инструментах, народным творчеством, а так же обучением культуре классического танца через знакомство с шедеврами классической музыки.
Любовь к народной культуре, к народным песням, играм, в сознательном возрасте у меня началась еще со студенческих времен. Почему обращаю внимание на сознательный возраст? Потому что в детстве мы все итак люим мамины потешки, дразнилки, игры, колыбельные, это идет на генном уровне, только потом в большинстве случаев забываем, что действительно любим это. Во время учебы в университете имени А.И.Герцена на кафедре музыкального образования и воспитания моя специализация была «Фольклор». Там мне удалось почувствовать всю необъятную силу народного пения, узнать обереговое значение русского костюма, а так же поучаствовать в настоящих русских народных вечёрках.
В настоящее время я стараюсь привить любовь к нашей русской народной культуре у моих воспитанников в детском саду. Мы вместе с детьми с удовольствием играем в народные игры, используем русские народные инструменты на музыкальных досугах, устраиваем масленичные гулянья. Детям больше всего нравится задорный и веселый праздник Масленница, поэтому прикладываю один из полюбившихся сценариев.
II.
ЧЕСТНАЯ МАСЛЕНИЦА - ШИРОКАЯ БОЯРЫНЯ
Ведущий:
Внимание, внимание!
Веселое гуляние!
Собирайся скорее, народ!
Вас что-то интересное ждет!
Масленица! Масленица! Широкая Масленица!
Ну-ка, все повеселимся, в пляске быстрой закружимся!
Слышали ли вы, ребята, о таком празднике - масленице? Иногда этот праздник называют проводами зимы и встречей весны. Приходится она на конец февраля - начало марта и длится целую неделю. Каждый день имеет свое название. Понедельник - встреча Масленицы.
Встречали ее закличками:
А вы, люди, Масленицу да встречайте, Да к себе - то Масленицу зазывайте!
Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
А мы Масленицу ожидали,
Киселя с молоком не хлебали.
Вот и Масленица во двор въезжает.
Широкая на двор выступает.
Все на кониках вороных,
Все на саночках расписных.
Масленица - один из самых любимых праздников русского народа, самый веселый, разгульный. Масленицу называют веселой, честной, широкой. Величали ее и боярыней - масленицей, госпожой - масленицей. Говорили ей и такие слова:
Душа ль ты моя, Масленица, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор, на горах покататься, в блинах
поваляться, сердцем потешиться.
Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.
Хоровод: «Весняночка»
Второй день - вторник - называли заигрышами. В этот день все веселились и играли.
- Игра «Летал, летал воробей»
Ребятишки начинали кататься с гор, строить снежные крепости и городки, защищать их или брать у «неприятеля», кататься на лошадях на тройках наперегонки.
Игра «Саночки».
Все эти развлечения на улице сопровождались шутками, веселыми песнями, озорными частушками. Послушайте частушки и подпевайте.
- Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои,
Подрумяненькие!
Шила платье из капусты,
Огурцом отделала.
Рассердилась, платье съела,
Что же я наделала?
Я на Масленку катался,
Трое саней изломал.
Ворона коня замучил,
И милашку покатал.
Купи, тятя, мне коня,
Вороные ножки.
Буду девочек катать по большой дорожке.
Девки, Масленка идет,
Кто нас покатает?
У Петруни на дворе
Сивка пропадает.
У меня четыре шали,
Пятая пуховая.
Не одна я боевая,
Все мы здесь бедовые.
Ведущий: Вам понравились частушки? Какая больше всего? /поют вместе/ Нередко во время гуляния раздавались шутливые дразнилки - не для того, чтобы обидеть, а чтобы повеселиться.
Аттракцион «Дразнилки»
/Группа делится на две части, расходятся в разные стороны зала. Кричат дразнилки и бросают «снежки» в детей другой подгруппы.
Николай, Николай, сиди дома, не гуляй, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй!
Ах ты, Сашка, таракашка, на сарай полезай! Там кошку дерут, тебе хвостик дадут!
Маринка - корзинка, прыгала, скакала, в болото упала!
А у Васьки на носу ели кошки колбасу!
Андрей — воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из - под палочек!
А ты, Наташка - пышка, на улицу вышла,
На камушек села, три яблочка съела.
Ваши вороны кверху пузом летят!
А ваши дурачки, задравши голову, глядят!
Ведущий: Полно вам, детушки, ссориться да дразниться. Давайте лучше играть да веселиться.
Игра «Ваня – простота», «Гори, гори ясно»
Ведущий: А среда в Масленицу называется лакомки. Знаете, почему? С этого дня в домах пекли блины и другие вкуснятинки, например, пироги. Блин - это символ солнца /такой же круглый/, а солнце - символ возрождающейся жизни /придет весна, все начнет расти/. О блинах сложено много поговорок:
Без блинов не масленица, без пирогов не именины.
Блин добро не один.
Блин брюха не портит.
На блины принято было звать гостей, а ребятишки ходили по домам, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.
Тин - тинка,
Подай блинка,
Оладышка — прибавышка,
Масленый кусок!
Тетушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
Красно солнышко!
Вставай с печи!
Гляди в печь,
Не пора ли блины печь.
Не отставали от детей и взрослые. Они тоже ходили от дома к дому и собирали на масленицу.
Масленица — кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько!
С блинцами, с каравайцами,
С вареничками!
Ведущий: Самый веселый день – широкий четверг или разгуляй – четверток. Вот когда ярмарка в самом разгаре, и блинами пахнет, и все украшено лентами и куколками – масленками, начинается все с ряженья. А затем все идут на улицу на морозец, на снежок веселиться да дурачиться.
Посмотрите, ребята, к нам ряженые идут! /Поводырь с медведем/.
Пятница и суббота – гостевые дни. Все ходят друг к другу в гости. К детям тоже заходят гости – «заезжие артисты». Показывают сказки. А какие вы знаете сказки? /показать иллюстрации из сказок/.
А в воскресенье прощание с Масленицей. Зажигают традиционный костер. А вечером просят друг у друга прощения. В этот день прощаются все обиды.
Баба Яга: /влетает в зал на помеле, танцует под русскую народную
мелодию/. Никого никуда не пущу блины собирать, пока не поиграете со
мной.
Игра «Бабка - ежка»
Бабка - ежка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит:
«У меня нога болит».
- Игра «Утки»
Ведущий: Ну, Баба Яга, теперь отпустишь за блинами?
Баба Яга: Хорошо, отпускаю.
Хоровод: «Блины».
Ведущий:
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Да какая же Масленица без блинов горячих да румяных!
- Напекли мы вам поесть
Сотен пять, а, может, шесть.
Угощение на славу,
А ребятам на забаву!
/в зал вносят подносы с блинами, их дарят детям, угощение происходит в группах/
III.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Дошкольное детство — очень важный период для закладки ценностных ориентиров и культурно-нравственных основ. По мере взросления ребенка они дадут ему крепкий фундамент и хорошую подпитку для осуществления своих целей в благом русле. Поэтому, я считаю, что роль воспитателей, учителей и педагогов -специалистов в воспитании дошкольников крайне важна, особенно в наше время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора"
Данная работа является самоанализом педагогической деятельности музыкального руководителя....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
Приобщение детей к музыкальной культуре русского народа является одним из основных средств формирования у них патриотических чувств, развития нравственности и духовности....
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях
Презентация опыта работы...
План работы по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре средствами музыкального фольклора» 2018 - 2019 г.
План работы по самообразованию...
Сообщение на РМО музыкальных руководителей «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей» (по программе Д.А.Рытова)
Сообщение на РМО музыкальных руководителей«Традиции народной культурыв музыкальном воспитании детей»(по программе Д.А.Рытова) Основная идея программы - воспитание ребёнка через приобщ...
Русская народная культура в музыкальной деятельности дошкольников
Что такое детский фольклор. Его значение в музыкальной деятельности ребёнка....
"ПРИОБЩЕНИЕ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ"
Мастер - класс музыкально - дидактических игр...