Литературная викторина «Наши любимые сказки К. И. Чуковского»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Мостовщикова Татьяна Валентиновна

Познакомить детей с жизнью и творчестком К. И. Чуковского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина

«Наши любимые

сказки К. И. Чуковского»

(подготовительные группы)

г. Салехард

Подготовила и провела учитель – логопед Мостовщикова Т.В.

Литературная викторина

«Наши любимые сказки К.И.Чуковского»

Цели:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.

2. Развивать мышление, речь, воображение, память.

3. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.

4. В игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К.

И. Чуковского.

5. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге.

6. Воспитывать любовь к художественной литературе, к сказкам. Развивать эмоциональную сферу детского воображения.

Предварительная работа: Чтение сказок К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Муха Цокотуха», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце», «Путаница», «Бармалей», «Крокодил», «Чудо - дерево». Рассматривание иллюстраций, выставка книг.

Материал: Портрет К. И. Чуковского; конверты с буквами; ребусы; предметы – спички, подушка, телефон, самовар, воздушный шарик, градусник, сапожки детские, блюдце, мыло, бланк телеграммы.

Ход викторины:

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий: Наконец пришла и к нам

Книжкина неделя –

Принц прекрасный на коне,

На печи Емеля.

Пушкин, Андерсен, Бажов –

Страсти закипели,

Праздник радостный пришёл

Книжкиной недели.

                         Евгений Гуткин.

Ведущий: Сегодня наша встреча посвящена замечательному детскому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому. Корней Иванович Чуковский (1882— 1969) по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, и конец всех его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.

Сколько Чуковский стихов написал!

Каждый наверно, их все прочитал.

Всё ж хорошо с ними встретиться снова,

Вы к этому, ДЕТИ, сегодня готовы?

Ведущий: А теперь будьте внимательны, слушайте вопросы. Каждый правильный ответ принесёт вашей команде два балла. По окончанию викторины жюри посчитает все баллы, и чья команда наберет большее количество баллов, та и станет победителем!

Итак, мы начинаем!

Ведущий:

А чтобы конкурс нам начать,

Надо нам жюри созвать.

Клятву с них мы не берем,

Справедливости лишь ждем!

Судить нашу викторину-соревнование будет представительное жюри в составе:

Педагог-психолог:

Зам. по ОВР:

Методист:

Инструктор по физ. культуре:

Представитель родительского комитета

Представление команд

Ведущая: Разрешите представить команды, которые будут отстаивать звание «Лучший знаток сказок К. И. Чуковского» - это «Солнышко», «Гномики», «Умка» и «Непоседы». Проведем жеребьевку (один игрок от каждой команды берет из мешочка бочонок (от 1 до 4), определяющий последовательность ответов на вопросы)

Ведущая: И мне уже не терпится проверить как вы знаете сказки Чуковского К.И.

Разминка «Вспомни сказку»

Ведущая: Ваша задача назвать сказку, и добавить недостающее слово в отрывке из этой сказки. Слушайте внимательно.

1. Веселится народ
    Муха замуж идет
    За лихого, удалого
    Молодого 
… КОМАРА («Муха - Цокотуха»)

2. И мне не надо
    Ни мармелада, ни шоколада
    А только маленьких,  

    Ну очень маленьких …  ДЕТЕЙ («Бармалей»)

3. Лечит маленьких детей,  

    Лечит птичек и зверей,  

    Сквозь очки свои глядит
    Добрый доктор …
АЙБОЛИТ («Доктор Айболит»)

4.Только вдруг из-за кусточка
    Из за синего лесочка
    Из далеких из полей
    Прилетает …
ВОРОБЕЙ («Тараканище»)

5. А посуда вперед и вперед
    По полям, по болотам идет.
    И чайник сказал утюгу
    - Я больше идти…
НЕ МОГУ («Федорино горе»)
6. А за ним – то народ
    И поет и орет:

    «Вот урод так урод!
    Что за нос, что за рот!
    И откуда такое…
ЧУДОВИЩЕ («Крокодил»)

7. Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало.
    Глянул заинька в окно
    Стало заиньке …
ТЕМНО («Краденое солнце»)

8. Я в Таврическом саду,

    Перепрыгнул чрез ограду,

    А она за мною мчится

    И кусает, как … ВОЛЧИЦА («Мойдодыр»)

Конкурс № 1. «Портреты»

Ведущая: У вас на столах лежат конверты с портретами выдающихся писателей и поэтов. Ваша задача – найти портрет, на котором изображён Корней Иванович Чуковский.

Конкурс № 2. «Биография К.И. Чуковского»

1. Когда и в каком городе родился К.И. Чуковский? В Санкт-Петербурге (19) 31 марта 1882 г.

2. Кем была и как звали мать К.И. Чуковского? Полтавская крестьянка Екатерина Осиповна Корнейчукова

3. Какое почетное звание получил в народе К.И. Чуковский еще при жизни? «Дедушка Чуковский»

4. Назовите полное имя сказочника, данное ему при рождении? Николай Васильевич Корнейчуков

5. Сколько детей было у К.И. Чуковского? Его дети — Николай, Лидия, Борис и умершая в детстве Мария (Мурочка)

6. Кем являлся К.И. Чуковский по профессии? Известный русский поэт, публицист, критик, также переводчик и литературовед, известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе.

7. Когда и где умер К.И. Чуковский? 28 октября 1969г, Москва

8. Кем стали его дети Николай Корнеевич и Лидия Корнеевна? Писателями

Конкурс № 3. «Сказка, я тебя знаю»

Команда 1.

  • В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? «Федорино горе»
  • Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? «Бармалей»
  • Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»? Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши
  • В какой сказке прославляют воробья? «Тараканище»
  • Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» «Мойдодыр»

Команда 2.

  • Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? «Муха-Цокотуха»
  • На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? Волки, кит, орлы.
  • В каких сказках героем является крокодил? «Краденое солнце», «Крокодил», «Бармалей», «Мойдодыр»
  • Как звали мальчика, который победил Крокодила? Ваня Васильчиков
  • Как звали Федору по отчеству? Егоровна

Команда 3.

  • Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? Лягушками объелись
  • Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? Шоколадом
  • Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “Да здравствует мыло душистое и…” Полотенце пушистое
  • Кто напал на муху-цокотуху? Паук
  • Кто потушил море в сказке «Путаница»? Бабочка

Команда 4.

  • Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? Лимпопо
  • Что стояло у Федоры на белой табуретке на вышитой салфетке? Самовар
  • На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? В трамвайчике
  • Кого тащили из болота в сказке «Телефон»? Бегемота
  • Куда хотели взять с собой дети Бармалея? В Ленинград

Ведущий: Предлагаю немного отдохнуть, и спеть песенку

Конкурс № 4. «Шифровальщики»

Ведущий: Сейчас каждая из команд получит конверт, в котором находятся ребусы, которые помогут вам расшифровать одну из известных сказок К.И. Чуковского.

http://kladraz.ru/images/1(242).jpghttp://kladraz.ru/images/2(150).jpghttp://kladraz.ru/images/3(148).jpg

                                        321   ,

          ,                    ,,      ЛИДА       

http://www.raskraska.com/catalog0001/4162.gif   http://s8.hostingkartinok.com/uploads/images/2015/10/a818890fe11dbf5db0c73fabfbe02375.jpg   http://deti-online.com/img/raskraska-devochka.jpg

Мойдодыр. Бармалей. Айболит. Крокодил.

Конкурс № 5. «Чей предмет?»

Ведущий: Я буду показывать вам предметы, утерянные кем - либо из сказочных героев К.И. Чуковского

 Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)

 Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)

 Телефон. («Телефон»: «У меня зазвонил телефон».)

 Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)

 Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)

 Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)

 Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)

 Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)

 Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)

 Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)

Конкурс № 6. «Поступок»
        Ведущий: В следующем задании я предлагаю вам отгадать что сделал сказочный персонаж и каким был его поступок (хороший или плохой).

Айболит                               Вылечил зверей.

Лисички                               Зажгли море.

Воробей                               Съел таракана.                        

Крокодил                             Проглотил солнце.                      

Федора                                 Помыла свою посуду.

Комар                                  Спас Муху – Цокотуху.

Медведь                              Вернул солнце в небо.                          

Бабочка                               Потушила море.                  

   

Конкурс № 7. «Кто есть кто?»

Ведущий: Отгадайте кем были эти сказочные персонажи?

Айболит - (доктор)
Бармалей -
(разбойник)
Федора -
(бабушка)
Каракула -
(акула)
Мойдодыр -
(умывальник)
Тотошка, Кокошка -
(крокодильчики)
Цокотуха
- (муха)
Рыжий, усатый великан -
(таракан)

Конкурс № 8. «Узнай сказку по отрывку»

Ведущий: Каждой команде я прочитаю по 3 отрывка из сказок К.И. Чуковского.

  • Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

«Вот вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»)

  • Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

  • Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперед. («Тараканище»)

  • А потом позвонила свинья:

— Нельзя ли прислать соловья?

Мы сегодня вдвоем с соловьем,

Чудесную песню споем.  («Телефон»)

  • Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде

Вечная слава воде!  («Мойдодыр»)

  • Повернулся,

Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху,

Проглотил.  («Бармалей»)

 

  • Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил...

А за ним-то народ

И поет и орет:

«Вот урод так урод!

Что за нос, что за рот!

И откуда такое чудовище?»   («Крокодил»)

  • А в Большой Реке

Крокодил

Лежит,

И в зубах его

Не огонь горит —

Солнце красное,

Солнце краденое.  («Краденое солнце»)

  • Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит...

Утюги бегут, покрякивают,

Через лужи,

Через лужи перескакивают.  («Федорино горе»)

  • Лапти созрели,

Валенки поспели,

Что же вы зеваете,

Их не обрываете? («Чудо-дерево»)

  • И сказала Таня Ване:

«Посмотри в аэроплане

Кто-то по небу летит.

Это доктор Айболит,

Добрый доктор Айболит!» («Бармалей»)

  • Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму?» («Федорино горе»)

Конкурс № 9. «Конкурс капитанов»

Ведущая: Предоставляется слово капитанам команд. Они по очереди прочитают наизусть отрывки из любимых произведений Чуковского К.И.

Ведущая: Пока жюри подводит итоги нашей викторине по сказкам К.И. Чуковского, предлагаю поиграть в игру «Музыкальная шкатулка». Вы услышите отрывки из сказок, которые читает сам автор и другие профессиональные актеры, а вы, ребята, должны назвать эту сказку.

Ведущая: Наша викторина подошла к концу. Мне хочется закончить её шутливым стихотворением Валентина Берестова, которое он посвятил «старому сказочнику» К. И. Чуковскому.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Крокодила» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник.

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?

А теперь предоставляем слово жюри.

Жюри: Подведение итогов, награждение команд.

Ведущая: Мы прощаемся с вами но, а «старый сказочник» с вами не прощается, с вами остаются его замечательные стихи-сказки, которые учат нас быть добрыми, отважными, преданными, смешными, учат любить близких нам людей.

Спасибо за участие! Читайте больше сказок! До свидания!

Ведущая: Нам пора прощаться с вами,

         Чтобы снова через год,

         Слыша звон капели,

         Встретить с радостью опять

         Книжкину неделю.

Дети под музыку выходят из зала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина "Наши любимые сказки»

Педагог проводит занимательные конкурсы с детьми по сказкам...

Литературная викторина "Наши любимые сказки"

Литературная викторина для детей старшей и группы и их родителейЦель: Способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, тв...

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Цели: 1. Закрепить знания по сказкам.           2. Развивать память, мышление, наблюдательность, речь....

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение.Задачи:- Учить детей узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т.е...

Литературная викторина "Наши любимые сказки" для детей старшей группы

Конспект занятия по развитию речи. Закрепления знаний о героях сказок....

Викторина "Наши любимые сказки К.И.Чуковского"

Обобщение знаний детей о писателе К. И. Чуковском и его произведениях....