Тематическое музыкальное занятие «А я люблю язык родной»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Адвахова Анастасия Константиновна

Тематическое музыкальное занятие "Знакомство с обычаями и традициями народов Севера", подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yazyk_hantov.docx22.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное занятие «А я люблю язык родной»

Обучающие задачи: систематизировать знания детей о традициях

Севера, особенностях жизни коренных народов; учить детей уважать обычаи и традиции

народов Севера, любить свою малую родину; расширять познавательный интерес детей;

продолжать знакомить с народно - прикладным искусством народа ханты.

Развивающие задачи: совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;

развивать умение детей использовать в речи простые и сложные предложения; продолжать

активизировать и обогащать словарь детей. Развивать устойчивый интерес к подвижным играм

коренных народов. В играх развивать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость.

Воспитательные задачи: воспитывать патриотические чувства: уважение к коренным жителям

народов Севера (ханты, манси), любовь к Родине; учить детей договариваться и работать в

паре.

Обогащение словаря: Вороний день, саламат, нарты, каюр, хул, чум, земляной дом,

поселение, чувал, арашкан, береста, стойбище, хорей.

Ход занятия. Ведет логопед или музыкальный руководитель

1.Организационный момент. Звучит песня - Родина моя. Стихи Р. Рождественского , музыка Д.

Тухманова

Дети стают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом.

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове «мы» - сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Черных, рыжих и льняных,

Грустных и веселых

В городах и селах!

Над тобою солнце светит,

Родина моя,

Ты прекрасней всех на свете,

Родина моя!

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Припев:

Будут на тебя звезды удивленно

смотреть,

Будут над тобой добрые рассветы

гореть в полнеба.

В синей вышине птицы будут радостно

петь,

И будет песня звенеть над тобой в

облаках

На крылатых твоих языках!

- Ребята, о чем эта песня? (О Родине, о нас с вами)

- А, скажите, чем мы с вами отличаемся друг от друга. (Цветом волос, кожи, глаз, характером)

- Как называется наша Родина. (Россия). Тогда мы с вами кто? (Россияне)

- Страна наша очень большая, как вы думаете, здесь только русские живут? (Нет)

- Марад, ты какой национальности? (Я узбек). Поздоровайся с нами на своем языке. (Ассалэуме

алайкум )

- Ислам, а ты? (Азербайджанец). Скажи, здравствуйте на своем языке. (Салам)

- Оксана? (Я украинка). Как звучит приветствие на твоем языке. (Добрый дэнь).

- Руслан? (Татарин). Поздоровайся ты. (Исэнмесез)

- Ребята, в нашей стране живет много народов разной национальности. Значит, страна наша

какая? (Многонациональная)

- Правильно, Россия – многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая

культура, история, традиции и, конечно же язык. Более 130 языков звучат в нашей стране –

азербайджанский, киргизский, украинский, татарский. 21 февраля наша страна отмечает

праздник – международный день родного языка. Этот праздник очень важный и нужный. Без

языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может

существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. Каждый язык самобытен, он

отражает обычаи народа. Подобно нашему имени мы обретаем родной язык от нашей матери в

детстве. Он формирует наше сознание, пропитывает заложенной в нем культурой. В языке

передаются все особенности образа жизни народа. Я думаю, что каждому из вас свой родной

язык дорог и интересен. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным

языком, но средством межнационального общения является русский язык. Почему? (Потому

что, если бы мы общались каждый на своем языке, то не понимали друг друга. Русский язык

должны все знать).

- Поэтому русский язык называют великим. Русский язык в школе – очень важный предмет, это

показатель грамотности и культуры человека. Об этом вы должны помнить.

Стихотворение рассказывает ребенок.

Есть у каждого язык,

Что родной навеки,

Без родного языка

Нету человека!

Мы поем им, говорим,

С самого рожденья,

И к родному языку

Есть большое рвенье!

С Днем родного языка

Мы вас поздравляем,

Констатируем тот факт,

Что язык мы знаем!

- Каждый народ восхвалял свой язык. На родном языке написаны стихи, песни, сказки.

Окунемся в мир всем известных сказок и выясним, все ли вы помните.

Литературная викторина.

Я буду задавать вопросы и 3 предполагаемых ответа, а вы должны

будете выбрать правильный ответ.

 Во что превратилась карета Золушки в полночь?

В помидор.

В тыкву.

В яблоко.

 Как мышка разбила золотое яичко?

Махнула лапкой.

Махнула хвостиком.

Махнула ушком.

 Что попросил старик у золотой рыбки?

Корыто.

Тазик.

Ведро.

 Кто пришел в дом к трем медведям?

Иван – дурачок.

Емеля.

Машенька.

 Кем на самом деле был гадкий утенок?

Лебедем.

Курицей.

Уткой.

 Что тащили и не могли вытащить дед,

бабка, внучка, жучка и кошка?

Свеклу.

Репку.

Картошку.

 Кто раздавил теремок?

Заяц.

Лиса.

Медведь.

 Кто съел семеро козлят?

Тигр.

Волк.

Лев.

- Молодцы, хорошо справились с заданием. А сейчас мы поиграем в русскую народную игру

«Горелки с платочком»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до

водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший

“горит”, т. е. водит.

- У русского народа очень много пословиц и поговорок о языке. Давайте их вспомним.

Поиграем в игру «Продолжи пословицу».

Язык острее… (бритвы).

Язык до Киева …( доведет).

Слово не воробей…(вылетит - не поймаешь).

Слово – серебро, а молчание…(золото).

Умные речи и слушать…(приятно).

Языком не спеши - …(спеши делом).

Слушай больше, а…(говори меньше).

Язык мой - …(враг мой).

- Богат и красив наш русский язык. В нем столько слов, с помощью которых мы можем

составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой

народ!

 Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель». Рассказывает ребенок.

Журу- жура-журавель,

Облетел ты сто морей,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

- Ребята, как называется наш родной край? (Ханты-Мансийский Автономный Округ).

- А в каком городе мы живем? (В Покачах)

- В нашем городе живут люди разных национальностей, а назовите коренных жителей. (Ханты

и манси)

- Ребята, садитесь на стульчики, мы поговорим о жизни коренных народов.

Показ презентации.

- У народов ханты и манси есть свой язык, традиции, свой быт, как и у других народов. Народ

ханты и манси кочевой, они часто переезжают с места на место. А скажите, как называется их

поселение? (Стойбище) - Правильно. С раннего утра женщины на священном месте в

стойбище - арашкан (место костра), готовят традиционное национальное угощение – саламат

(каша из молотой крупы на бульоне с олениной. Повторите, пожалуйста. (Арашкан, саламат).

Женщины еще собирают грибы и ягоды, шьют одежду, которая называется малица. сумочки,

украшают их красивыми узорами - орнаментами. Есть орнаменты, обозначающие животных,

рыб, растения. Символы солнца, луны, Звезды и многое другое. Самые главные — это оленьи

рожки, символ медведя, беличьи и заячьи ушки, голова щуки и налима. Послушайте, как об

этом писал хантыйский поэт М. Шульгина.

Хантыйские орнаменты красивы,

В них все предметы Родины моей,

Ты больше не найдешь во всей России

Таких цветов и сказочных зверей.

- Как же называется дом, в котором живут ханты и манси? (Чум)

Физминутка «Чум». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Чум, чум, круглый дом, (дети идут по кругу)

Побывайте в чуме том! (руками делают домик над головой)

Гости явятся едва – (руками показывают в середину круга)

В печку прыгают дрова. (прыгают)

Печка жарко топится, (топают)

Угостить торопится. (Дети стают в пару).

Ладушки, ладушки, (играют в ладушки)

Круглые оладушки. (кружатся в паре)

- Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, и ставится по кругу. Чум бывает

зимний и летний. У летнего чума покрытие из бересты, а зимний чум покрывается оленьей

шкурой.

- Как вы думаете, почему ханты живут в чумах, а не в избе, квартире? (Они часто

переезжают с места на место, а чум удобнее и его легко собрать и разобрать).

- Чум собирают и разбирают женщины — это женская работа. Летом и зимой чум перевозят

на санях. Отгадайте загадку и узнаете их название.

Олень от них убегает,

А они не отстают. (Нарты)

- Это - нарты. У нарт, как и у санок, есть полозья. С помощью полозьев они передвигаются.

Есть место для сиденья и груза. Нарты делаются из дерева без единого гвоздя, поэтому они

легкие и удобные в обращении. Между санками и нартами есть большое различие. На санках

летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом. Еще у ханты и манси есть

деревянные и земляные домики. Там есть крыша, стены, в середине очаг — по- хантыйски —

чувал. В середине висит крюк, на который вешают котел или чайник и готовят пищу.

Повторите. (Чувал)

- Ребята, какими традиционными промыслами занимаются северные народы (Оленеводством,

рыболовством, охотой)

- Правильно, они пасут большие стада северных оленей. Олени дают ханты и манси мясо,

шкуры для одежды и обуви, жилы для ниток и удочек. Оленей запрягают в нарты, а человека,

управляющего оленями, называют Каюр, повторите. (Каюр). Он управляет оленями с помощью

длинной палки, которая называется – хорей. Повторите. (Хорей)

- Ханты и манси — удачливые и хитрые охотники, рыбаки, самые меткие стрелки. Как и все

дети на свете, маленькие жители Югры любят играть в игры. Мы сейчас с вами поиграем в игру

народов ханты «Рыба». По —хантыйски рыба — «хул».

Игра малой подвижности «Хул» под звуки шаманского бубна (грамзапись).

- Вставайте в круг и будем передавать рыбу под звуки шаманского бубна. Как только бубен

замолчит — нужно громко сказать по-хантыйски «хул» (рыба). Потом игра идет дальше.

- Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Особенно народы ханты и манси любят

праздники. И один из них весенний. Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц.

По мнению северных народов, птица пробуждает природу после долгой зимы. А какая, вы

узнаете, если отгадаете загадку.

 Черная птица

 Меня не боится,

 Моргнет удивленно

 И каркнет ... (ворона)

- Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит

саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей, с нею приходит тепло и солнце. А

называется этот праздник "Вороний день". Мы сейчас с вами послушаем песню северных

народов, которую поют на празднике. Звучит песня.

- А на память о народах севера я дарю вам орнамент ханты, манси «Солнышко», которое

принесла на крыльях ворона. Пусть оно вас радует и согревает. Дома вы его можете

разукрасить.

Итог.

- Что нового и интересного вы узнали? (Сегодня мы узнали много новых слов, которые

употребляют в своей речи коренные жители нашего края. Поиграли в русские игры и

познакомились с играми народов ханты, манси)

- Мне хотелось бы, ребята, чтобы вы всегда испытывали уважения к любому народу и его

языку. Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей. Действительно,

все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык,

берегите его, гордитесь им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок", Тематическое занятие "Мишкина малина"

Содержание:1) Тематическое музыкальное занятие с элементами логоритмики "Домок-теремок"2) Тематическое занятие "Мишкина малина"...

тематического музыкального занятия «Люблю тебя, моя Россия» подготовительная группа

Дети входят в зал и встают около стульчиков. Музыкальный руководитель с детьми поют музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята», «Здравствуйте, гости». Звучит благовест. В центр зала выходит ведуща...

Итоговое тематическое музыкальное занятие "Осень музыкальная" с родителями

Конспект содержит пройденный материал по теме осень, музыкальные номера, стихи, танцы, песни......

"Край родной" итоговое тематическое музыкальное занятие с использованием показа слайдов

Материал включает в себя познавательный материал по теме "Моя Родина", песни, танцы, стихи, презентацию....

Тематическое музыкальное занятие "Магазин музыкальных инструментов"

  Не секрет, что подготовке детей к элементарному музицированию уделяется не так много времени. Слишком  часто мы готовили детей к утренникам, развлечениям, разным выступлениям…...

Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"

Календарный  план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ наша армия родная

ТЕМАТИЧЕСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ НАША АРМИЯ РОДНАЯ...