Сценарий фольклорного развлечения «Мой край родной, Мордовия моя!»
материал

Грацилева Жанна Германовна

Данный сценарий фольклорного развлечения способствует возрождению забытых традиций, песен, танцев, познанию родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного развлечения  «Мой край родной, Мордовия моя!»

                              в дежурной разновозрастной группе.  

Действующие лица: Ведущая, Алдуня, дети (в мордовских костюмах)

Дети под мордовскую музыку входят в зал.

Ведущая: 

Добрый день, гости званные желанные! Рада вас видеть в добром здравии да в хорошем настроении! Сегодня мы с вами будем знакомиться с нашей республикой. Красота в людях, живущих в ней, их языке, костюме, обычаях и традициях, в песнях, танцах, нашей истории! Поэтому мы должны знать историю своего края! А начнем мы с вами с разминки.

- В какой стране мы живем?  (Россия)

- Назовите столицу нашей Родины?  (Москва)

- В какой республике живем мы? (Республика Мордовия)

- Назовите столицу нашей республики?  (Саранск)

- Назовите город, в котором мы живем?  (Рузаевка)

- Люди, какой национальности проживают в нашей республике?

                                                                     (Мордва, русские, татары)

- На каких языках разговаривают жители нашей республики?

                                                      (Русском, мордовском, татарском и других)

- Назовите улицу, на которой находится наш детский сад? (Гагарина)

Ведущая: 

О нашем крае немало написано стихов.

1-й ребенок: 

Шумбрат! Шумбрат, Мордовия!
Павазу эряфсь катк тонь эрь кудозт сувай!
2-й ребенок: 

Ульхть шумбра, ульхть шумбра,
Кода сонць Сияжарсь, ульхть шумбра!

3-й ребенок: 

В России средь берёзовых просторов

Полянка есть – Мордовия моя.

Она как песня матери, с которой,

За горы уходили, за моря!

4-й ребенок: 

Милый край! Мордовия родная!

Здесь раздолье рек, лесов, полей.

Для меня нет лучше в мире края

Он мне всех дороже и милей.

5-й ребенок: 

Ты – моя Родина, край наш Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба!

Мокша и эрьзя, татары и русские

Мы, твои дети, славим тебя!
Раздается стук в дверь.

Ведущая: 

Ой, ребята, кажется, к нам в гости кто-то идет.

Под мордовскую музыку входит Алдуня, с корзинкой в руках.

Алдуня:

Здравствуйте, ребята, Шумбрат!

Ведущая: 

Ребята, давайте поздороваемся на мордовском языке.

Дети: Шумбратада!

Алдуня:

Ребята, а вы знаете, как меня зовут? (Ответ детей: Нет)

Я Алдуня – покровительница добра, справедливости, чистоты и мудрости.

Ребенок:  А что интересного ты нам принесла?

Алдуня:

Всего лишь вот эту корзину. (Показывает корзину)

Но она не простая, а волшебная. Называется она корзина-копилка. Я, ребята, весной и летом на завалинке сижу, а осенью и зимой в горнице посиживаю, и на народ гляжу. Все всегда запоминаю и в копилку собираю.  Что в ней интересного для вас, вы узнаете сейчас.

Ведущая: 

Подожди Алдуня. Давай-ка, мы тебя хорошенько разглядим. Да на костюм твой поглядим. А ты расскажешь нам о нем.

Алдуня:

На мне одета рубаха – панар. Рубаха опоясана набедренным украшением поясом – карспить, который украшен колокольчиками и бисером. На шее у меня бусы – кърганят. На голове – большой цветастый платок и украшение ашкотф. На ногах сапожки – кямот.

Ведущая: 

Ребята, а теперь посмотрите на себя. Как вы думаете, какие костюмы одеты на вас? (Ответ детей: мордовские)

Ведущая: 

Правильно, вы тоже все в мордовских костюмах. Но они у вас немного другие, ни как на Алдуне. Мордовские костюмы, как и русские, тоже бывают разные.

Давайте встанем полукругом, покажем, какие у нас красивые костюмы и споем песню.

Дети встают полукругом, поют, Алдуня танцует.

Песня «Мордовочка моя!»

Ведущая: 

А теперь, Алдуня, расскажи, что ты нам принесла в своей корзинке.

Алдуня:

А давайте, посмотрим. (достает клубочки)

Давно это было! Раньше, много-много лет назад, в домах не было ни радио, ни телевизоров, ни компьютеров. Зимние вечера были тёмные и долгие. Чтобы скоротать время, собирались мордовские парни и девушки на посиделки. И не просто сидели, а проводили время за работой: кто за прялкой,  из шерсти ниточку прядет, кто узор на полотенце вышивает, кто рубаху или платье шьет, а кто из дерева ложки да плошки вытачивает. А гармонист да балалаечник то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот работа и спорилась. Дружно все жили и весело. Я предлагаю немного поиграть с моими клубочками.

Ведущая: 

Сейчас мы будем разматывать и сматывать клубочки. Есть такая поговорка: с детства не научишься, всю жизнь намучишься.

Подготовка к игре.

Игра «Веселый клубочек».

Ведущая: 

Молодцы, ребята. 

Мордва – трудолюбивый народ, занимавшийся земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством, различными ремёслами. Не зря говорится в пословице: «Маленький мордвин одной ногой в колыбели, другой на пахоте».

Алдуня, а ты знаешь мордовские пословицы и поговорки о труде?

Алдуня:

Конечно, знаю, они тоже в моей корзине собраны. (достает листочки с пословицами) Вот послушайте:
 Труд человека прославляет.
 Умелые руки не знают скуки.
 Кто не боится работы, тот станет мастером.
 Работа к рукам не пристаёт.
 Забота, что работа – человека не портит.

– День без труда – потерянный день.

– Уменье везде найдёт примененье.

Ведущая: 

Вот спасибо, сколько новых пословиц и поговорок о труде мы узнали. Да, действительно, мордовский народ издавна выполнял разную работу: строил дома, выращивал хлеб, пас скот. Но самую трудную работу люди делали сообща. После рабочего дня умели весело отдыхать. Пели звонкие песни и танцевали задорные танцы. Давайте посмотрим танец под мордовскую песню  «Кафта цёрат» - «Два парня» 

Алдуня:

Ну–ка быстро встанем в пары,

Время пляски огневой!

Каблучками в пол ударим,

Вот как пляшем мы с тобой!

Пары выходят за кулисы.

Танец «Кафта цёрат» 

Ведущая: 

Алдуня, что еще интересного есть в твоей корзинке?

Алдуня:

В моей корзине много чего интересного есть. (достает красивый листочек)

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей погляжу.

Отгадайте-ка, ребятки,

Про кого я вам скажу?

Загадки мои о животных, мне хочется услышать, знаете ли вы, как зовутся они на мордовском языке?

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.  (Петух - Атякш)

Ведущая: 

Ребята, давайте, повторим:  Атякш.

Алдуня:

Не зверь, не птица,

Всего боится.

Ловит мух

И в воду – плюх!  (Лягушка – Ватракш)

Ведущая: 

Повторяем – Ватракш

Алдуня:

Зимой спит,

Летом – ульи ворошит.  (Медведь – Овту)

Ведущая: 

Давайте, повторим Овту.

Алдуня:

Голодная мычит,

Сытая – жует.

Всем ребятам

Молочко дает.  (Корова - Скал)

Ведущая: 

Повторяем Корова – Скал.

Алдуня:

Слушайте дальше:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается.  (Кошка - Ката)

Ведущая: 

Как будет Кошка на мордовском языке? Ката.

Алдуня:

Слушайте, следующую загадку:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живет под крылечком,

А хвост колечком.  (Собака - Пине)

Ведущая: 

Ребята, давайте, повторим:  Пине.  Правильно, молодцы.

Алдуня, наши дети, знают стихотворение про собачку. Сейчас они тебе его расскажут.

«Пиненя» (про собачку)

6-й ребенок: 

 Эй, ёмла пиненя

Эй, оржа пиленя

Азка коста тяфта ардат

7-й ребенок: 

 Азка мезе курксот кандат.

Няйсак вирьста сай киня

Кандан серай нумолня.

Ведущая: 

Молодцы, ребята. Алдуня, поищи-ка еще, что нибудь в своей корзинке.

Алдуня: (достает из корзинки деревянные ложки)

Эти ложки не для каши,

Не для супа, не для щей.

В руки дети их возьмут,

Веселить гостей начнут!    

Ведущая: 

Ребята, действительно деревянные ложки – это  самый популярный инструмент как у русских, так и у мордвы.

Раздача ложек.

«Ансамбль ложкарей» Кладут инструменты садятся на места.

Ведущая: 

Молодцы, хороший у вас ансамбль получился. А сейчас давайте  поиграем в веселую игру.

Игра «Карусель»

Дети садятся.

Алдуня:

Вот, молодцы, весело поиграли.

Ведущая: 

Ни один праздник, ни одно веселье не обходилось у мордовского народа без застолья. Пища наших предков была естественная. Её нужно было добывать или выращивать своими руками. Излюбленным угощением во время свадьбы, крестин и других праздников была пшённая каша. По мордовскому поверью, пшённая каша служила символом долголетия. Поэтому, начиная строительство нового дома, хозяин обходил сруб с пшённой кашей. Для того, чтобы новый дом служил многим поколениям его обитателей.

Алдуня:

Порадовали вы меня сегодня. По – мордовскому обычаю после праздника всегда следует угощение.

Я мордовскими блинами
Угощу честной народ.
Пусть удача будет с вами
Счастье в дом ваш пусть придет.
(Берет тарелку с блинами, показывает их)

Ведущая: 

Ребята, давайте поблагодарим Алдуню за угощение.

Дети: Спасибо

Алдуня:

Угощайтесь на здоровье.

Угощает блинами.

Алдуня:

А мне пора возвращаться домой. Вастомазонок! До свидания!

Алдуня уходит.

8-й ребенок:

На просторах республики нашей
Вместе с русскими дружно живем.
Вместе с ними и сеем и пашем
Вместе пляшем и песни поем.

9-й ребенок:

Милая Родина, вместе с Мордовией
В жизни опора, любовь и судьба.
Мокша и эрзя, русские братья
Мы, твои дети, славим тебя.

Ведущая: 

Вот и закончился наш праздник. До свиданья, гости званые, желанные.

Приходите к нам почаще. Уледа, шумбрат! Будьте здоровы!

Дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание дошкольников. Интегрированное занятие для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"

Интегрированная НООД по патриотическому воспитанию для детей старшей группы "Край родной - Мордовия моя!"Цель: расширять знания детей о республике Мордовия; продолжать знакомить с культурой мордовског...

Сценарий фольклорного праздника, посвященного дню родного языка "Край мой, Мордовия!"

Материал празника позволяет формировать музыкально-слуховые представления, навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев, вызывает интерес детей к прошлому, истории сво...

Сценарий досуга-развлечения "Мордовский край родной"

Сценарий досуга-развлечения в тематической неделе "Мой родной край" (фестиваль "Шумбрат, Мордовия")....

Мой край родной – Мордовия моя

Наша Родина – Россия. Россия – огромная страна, где проживают многие народы: русские, татары, чуваши, башкиры, армяне и многие другие......

Конспект занятия по реализации регионального компонента «Мой край родной - Мордовия» (подготовительная к школе группа)

Данный материал предназначен для ознакомления  детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов, проживающих в Республике Мордовия, с малой родиной, с мордовским национальным ...

МОЙ КРАЙ РОДНОЙ - МОРДОВИЯ МОЯ! НОД для детей старшей-подготовительной группы

Старинная мудрость напоминает: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Сегодня одна из наиболее актуальных проблем подрастающего поколения – это проблема патриотического воспитани...

Открытое занятие по реализации регионального компонента "Мой край родной - Мордовия"

Открытое занятие проводилось с воспитанниками старшей и подготовительной группы (разновозрастная группа №2). В ходе занятия были выяснены и дополнены знания детей о своей малой Родине. Дети узнали мно...