Главные вкладки

    конспект игрового занятия в средней группе "Волшебный сундук"
    план-конспект занятия (средняя группа)

    шушкова

    занятие с использованием фольклора

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon volshebnyy_sunduk_-_konspekt.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ

    Конспект

    Фольклорно-игрового занятия  в средней группе

    Тема: «Волшебный сундук»

                                                                                                     Составил и провёл

                                                                                                     воспитатель Шушкова Е.Н                        

    Татарстан

    г. Нижнекамск

    Конспект

    Фольклорно-игрового занятия  в средней группе

    Тема: «Волшебный сундук»

    ТЕМА: «Волшебный сундук»

    Дата: 10 марта 2020 года

    Время: 9.15-9.45

    Количество детей: 20

    ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

    1. Продолжать учить детей различать занятия (какое занятие по оформлению, по содержанию).
    2. Продолжать учить детей употреблять в речи слова из народного русского фольклора.
    3. Учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста русской народной сказки и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, при помощи которых озвучивается сказка: темп, динамику, регистр и тембр звучания.
    4. Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.
    5. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов (зайчик, медведь, дударь).
    6. Развивать у детей фантазию, воображение, инициативность.
    7. Воспитывать у детей культуру поведения, умение вести себя «в гостях».
    8. Воспитывать аккуратность в самостоятельной деятельности детей, желание порадовать своей работой гостей.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

    Активный словарь: Марья-искусница, деревянные, глиняные, поделки, чудеса, волшебные, лакомства, сундук, барышни, медвежонок, заинька.

    Пассивный словарь: мастеровая, изба, ярмарка, рукоделие, дымковские, филимоновские, семеновские, богородские игрушки, пословица, поговорка, загадка, берестяной туесок, старинные, хоровод, дудка-самогудка, частушки, балаганщики, занятие-игровое, фольклорное, музыкальное, комплексное.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Столик с самоваром, скатерть, печь, скамейки, изделия народно-прикладного искусства: расписные глиняные игрушки, деревянные игрушки и посуда, русские платки, ширма, куклы- Бибабо: дед, бабка, курочка, мышка, музыкальные инструменты, костюм зайца, медведя, Феди, сундук с мягкими игрушками: заяц, медвежонок, туесок, пяльцы с вышитыми салфетками, «спицы» с клубками ниток, деревянные доски для изготовления поделок, корзинки для плетения.

    МАТЕРИАЛ:

     раздаточный: русские народные костюмы на каждого ребенка, силуэты барышень, готовые вырезанные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, кисточки на подставках, клеенки, салфетки, клейстер, столы для аппликации.

    ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    влажная уборка и проветривание музыкального зала, подготовка оборудования и материала к занятию.

    ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

     составление конспекта, подготовка участников: роль Феди, воспитателя, детские роли Зайца и Медведя, детей за ширмой с куклами, игре на музыкальных инструментах, разучивание пословиц, поговорок, частушек, хороводных и подвижных игр, изготовление с детьми геометрических фигур для аппликации, силуэтов барышень.

    СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

    1 часть – вводная – дети пришли в гости к Марье-искуснице.

    11 часть – основная: совместная работа и отдых с Марьей-искусницей.

    111 часть – заключительная: изготовление аппликации для Марьи-искусницы.

    1У часть – оценка Марьей-искусницей аппликаций и угощение детей.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

    1 часть – Элла, Настя, Ангелина, Давид, Алия.

    2 часть – Ксения,  Амир, Ясмина Х, Асель, Айдар, Тамирлан, Эмир, Арсений, Мирон.

    3 часть – Артем, Тимур, Вова, Райана.

    4 часть – Камиль, Ясмина Н.

    ХОД ЗАНЯТИЯ: (изба-мастерская. Зал оформлен в стиле интерьера русской избы: печь, стол, накрытый вышитой скатертью, деревянная посуда, самовар, скамьи).

    На фоне звучания русской народной мелодии гостей встречает хозяйка избы-мастерской.

    Марья-искусница: - Здравствуйте, люди добрые, гости званные, гости  

    желанные!  Проходите, садитесь, друг дружке улыбнитесь. Небось хотите знать, кто я такая?

    Зовусь Марьей-искусницей, а изба моя – мастерская.

    Ярмарка у ворот, а дел еще невпроворот. Одними руками мне не поспеть. Позову-ка я соседей на подмогу.

    (Под русскую народную мелодию входят дети в русских костюмах).

    Дети (по очереди): - Принимайте гостей из всех сел, волостей!

                              - Двери шире распахните, да гостей к себе впустите!

                      - Мы пришли к вам не с помехою, а с весельем да с

                         потехою!

    Дети (вместе):           - Здравствуй, хозяюшка!

    Марья –искусница: - Здравствуйте, детушки-малолетушки, красные девицы  

                                    добры молодцы!

    Дети (по очереди):  - Уж дай Бог тому, кто в этом дому!

                                - Сколько в лесу пеньков, столько вам светлых деньков!

                                - Сколько в лемму осинок – столько вам и свинок!

                                - Сто бы вам коров, полторасто быков!

                                - По ведру бы вам доили, да все сметаною.

    Марья-искусница:   - Вот спасибо! Низкий поклон вам, соседи дорогие,         

    люди мастеровые. Да вы присаживайтесь, добрым гостям я всегда рада!

    Марья-искусница:    - Ой, ой! Как много вас. Да все румяны, улыбчивы!

    А вот звать-то вас как? И не знаю? А ну-ка, представтесь!

    (Все дети называют свое имя)  

    Воспитатель:         - Марья-искусница! Пришли мы к тебе не от дела лытать, а дело пытать! Прослышали мы о том, что изба у

            тебя большая, да не простая. И правда, красиво тут, дети? (обратить внимание на поделки, изделия народно-прикладного искусства, глиняные игрушки, расшитые скатерть и салфетки, деревянную посуду и сладкие лакомства).

    Марья-искусница:    -Да уж! Изба у меня не простая. Блинами оббита  да пирогами покрыта.

    Воспитатель:        - То-то мы глядим, мимо твоей избы никто не пройдет, всяк на огонек завернет.

    Марья-искусница:        - А позвала я вас, соседи дорогие, чтобы вы мне помогли к сроку управиться с поделками, которые мы на ярмарку повезем. Да заодно и поучиться у Марьи-искусницы рукоделию. Не даром говорится: «Оживает все вокруг от тепла искусных рук!»

            Ну, что? Готовы работать с огоньком?

    Дети:        -Готовы!

    Марья –искусница:        - За работу добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется!

    Марья-искусница разводит детей по «рабочим местам». Дети «вышивают»,

    «мастерят» корзины, деревянные дощечки, поделки, «вяжут» спицами.

    В народе говорят: «Бойся-перебойся пустого времени».

    -А еще что говорят о труде.

    Дети (по очереди):        - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

            - Труд человека кормит, а лень портит.

            -Мала пчела, да и та работает.

            - Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

    Воспитатель:        - А правда ли Марья-искусница, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и волшебные вещи имеются?

    Марья –искусница:        - Как им не быть! Вон в углу сундук стоит, много он добра хранит. Этот сундук оставила мне на память моя бабушка. Там лежат старинные вещи, они имеют волшебную силу.

    Воспитатель:        - Ну так покажи их нам.

    Марья –искусница:        - Есть у меня дудка, дудка-самогудка. Сама поет, играет, плясать всех заставляет. (Достает из сундука дудку).

            - Эту дудочку мою, вам ребята, я даю. Если даже плясать не хотите – ноги сами в пляс пойдут. Не верите? Проверьте!

    ХОРОВОД «Дудочка-дуда».

    Марья –искусница:        - Заглянем еще в сундук? (Достает туесок.)

            - Там где в травах ветер сладкий, где за полем лес стеной, собираю я загадки в туесок берестяной.

    - Загадаю вам загадки из туеска.

    ЗАГАДКИ:

    - Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (курица)

    - Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода. (самовар)

    - Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна его не съем, подарю ребятам всем. (бублик)

    Марья-искусница:        - Еще у меня в бабушкином сундуке живут старинные

                                    игрушки. Стоит мне открыть сундук, как игрушки

                                    оживают. (открывает сундук и загадывает загадку).

                                    - Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко,

                                    любит морковку. (заяц)

                                    - Зайка-зайка, покружись, в нашем доме появись.

                                    (Появляется ребенок в костюме зайца).

                                    - Вот и ожил мой зайчик. Ай да зайка – серый         

                            горностайка, с тобой кругом пойдем, хоровод

                            заведем.

    ХОРОВОД «Заинька, походи»

    Марья-искусница:        - Давайте посмотрим, что еще есть в сундуке?

    (достает игрушечного медвежонка и отдает его ребенку, который читает про него стихотворение)

    Ребенок:                        - Медвежонок плюшевый

                                    Ничего не кушает

                                    Ни конфет, ни шоколада,

                                    Ничего ему не надо

                                    Целый день в углу сидит-

                                    У него живот болит.

    Марья-искусница:        - Посмотрите, а вот и Федя ведет медведя.

    (Медведь-ребенок в костюме. Федя – ребенок из подготовительной группы).

    Федя:                                -А ну, народ подходи! На диковинку погляди!

                                    - Я по улицам гуляю, больших и малых забавляю!

                                    -А покажи-ка нам, Мишенька, как летом маленькие

                            детки горошек воровали: где сухо – там брюхом

                            (ползет), где мокро – там не коленочках (на коленках)

                            - Ну-ка, Мишенька, покажи нам, как красны девки на                         работу идут?

     (медведь идет медленно, согнувшись, покряхтывая)

    - А как с работы на гулянье спешат?

    (медведь распрямляется, идет бодро)

    Медведь:                        - Если б не было воды – не было бы кружки

                                    Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

    Марья-искусница:        - Как известно всем, девчушки-мастерицы петь частушки.

            - А вы, парнишки, не зевайте – девчатам тоже помогайте.

    ЧАСТУШКИ (поют 3 девочки и 3 мальчика)

    Марья-искусница:        - Ну-ка, Мишенька, не гнись дугой, как мешок тугой.

            Повесели- ка нас игрой вместе с заинькой.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Чей кружок быстрее соберется?»

    (Дети образуют два круга: в середине Медведь и Заяц. Дети хороводным шагом идут вокруг них. Дети хлопают – ведущие пляшут. Дети разбегаются по залу, приседают и закрывают глаза. Ведущие перебегают в другое место. Дети бегут к своему ведущему, становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который собрался первым.)

    Марья-искусница:        - Ребятушки, а есть ли среди вас артисты-

                                    балаганщики?

    Балаганщики (дети):        - Мы артисты-балаганщики. Ходим по свету,

     рассказываем сказки.

    Марья-искусница:        - Ой, как я люблю, когда сказки рассказывают,

                                    спектакли разыгрывают. Покажите скорее что-нибудь

                                    мне и моим гостям.

    КУКОЛЬНЫЙ СПКТАКЛЬ «Курочка Ряба». (с музыкальным сопровождением оркестром).

    Марья-искусница:        - Спасибо вам, артисты-балаганщики, очень уж нам всем понравилась ваша сказка. В народе говорят у нас: «Делу время, потехе час». Довольно развлекаться, пора за дело браться. (заглядывает в сундук и достает плоскостные силуэты разных барышень).

    Марья-искусница:        - До ярмарки осталось совсем немного. Надо скорее нарядить этих барышень в нарядную одежду, украсить их платья. Поможете мне?

    Воспитатель:        - Наши дети уже научились вырезать разные геометрические фигуры и конечно же они без труда нарядят барышень в красивые платья.

    АППЛИКАЦИЯ (дети приклеивают на силуэты уже готовые и вырезанные ими геометрические фигуры. По окончании работы все дети держат перед собой своих барышень, показывая гостям.)

    Воспитатель:        - Смотри, хозяюшка, какие красивые барышни у нас с ребятами получились.

    Марья-искусница:        - Вот здорово! Будет, что на ярмарке показать.

            (Дети отдают силуэты барышень Марье-искуснице).

    Воспитатель:        - Спасибо тебе, Марья-искусница за доброту, за ласку, за веселье. Надолго мы запомним волшебный сундук и его обитателей.

    Марья-искусница:        - Да и вам спасибо, что на огонек зашли. Вот и подошло наше занятие к концу. Как вы думаете, какое оно было, как его можно назвать? (игровое, фольклорное, музыкальное, комплексное).

            - Не красна изба углами, а красна пирогами. А вот вам от меня и угощение – всем на удивление!

    (Марья- искусница дарит пирог, дети уходят в группу на чаепитие.)

                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Сундук добра"

    Цель занятия: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи: Познакомить детей с последовательностью изготовления матрешки, видами росписи и многообразием матрешек. Приобщать детей к восприя...

    Конспект открытого занятия нод "Куклы бабушкиного сундука"

    Программное содержание:- воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;- развивать фантазию, вкус, творческое воображение;- п...

    Конспект зимнего развлечения для средней группы "Сундук кота Базилио и лисы Алисы"

    Создание  условий  для  развития  у  ребёнка  интереса  к  активной подвижной деятельности зимой на улице. Вызвать у детей положительные эмоции, жизнерадостное ...

    Конспект игрового занятия в средней группе «Медведица и медвежонок»

    Игра – занятие для детей 3-5 лет. Мама-медведица и медвежата...