Развлечение "День науки"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Тугушева Наиля Измаиловна

Развлечение "День науки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_nauki.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Дня науки

 в подготовительной группе Детского сада

Цели мероприятия: расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; воспитывать интерес к познавательной и исследовательской деятельности.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Ребята, что вы понимаете под словом наука?

(ответы детей)

Воспитатель: Наука – это то, что поучает, даёт нам получить  опыт, урок. Наука нужна обществу для того, чтобы объяснить сложные, порой загадочные явления. Благодаря науке человек  способен лучше понимать мир, в котором живет.

День науки в России отмечают 8 февраля, а Всемирный день науки за мир и развитие, отмечают во всем мире ежегодно 10 ноября. Эти Дни подчеркивают важность и актуальность науки для повседневной жизни.

Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного с помощью различных опытов. А начать наше научное путешествие я предлагаю с написания волшебного письма.

Опыт 1. ТАЙНЫ ТАЙНОПИСИ

Для демонстрации нам понадобятся:

молоко;

спичка или палочка;

блюдце;

несколько листов бумаги.

Ход опыта:

наливаем в блюдце молоко;

слегка расщепляем конец спички;

используя спичку как перо, а молоко как чернила, пишем на бумаге слово "Наука" и рисуем простой рисунок, смайлик;

Даем высохнуть и убеждаемся, что ничего не видно;

Ребята, а то, что написано в нашем волшебном письме мы с вами узнаем в конце нашего увлекательного путешествия.

Опыт 2. ВОЛШЕБНЫЕ ЖИРНЫЕ ПЯТНА

Раз уж у нас в руках появилась бумага, то я предлагаю вашему вниманию еще один опыт, связанный с ней. Всем известно, что если сало, жир или масло попадет на одежду, появляется хорошо заметное пятно. Почему так происходит и можно ли от этого пятна избавиться, пояснит простой эксперимент, который не составит труда провести в домашних условиях и у нас в Детском саду.

Для демонстрации нам понадобятся:

подсолнечное масло;

ненужный рисунок ли фотография из журнала;

чистый лист бумаги.

Ход опыта:

Накрываем страницу журнала или газеты чистым листом и убеждаемся, что увидеть текст через бумагу невозможно. Промасливаем лист обычным подсолнечным маслом, получив пятно диаметром хотя бы 2-3 сантиметра. Снова кладём бумагу на страницу и видим, что теперь через неё можно легко увидеть рисунок.

Объяснение:

Обычная непрозрачная бумага (это может быть даже тетрадный лист) стала прозрачной, как стекло — разве это не маленькое чудо! Конечно, нет! С помощью законов физики (это наука, которая помогает нам узнать о свойствах и строении материи) это чудо легко объяснить: бумага имеет волокнистую структуру, а масло обладает способностью растекаться между волокнами. Заполняя пространство между волокнами бумаги, жир повышает однородность среды и обеспечивает более равномерное распространение света.

Аналогичным образом физика объясняет процесс стирки.

Точно также, распространяясь по капиллярам ткани, жирное вещество меняет её оптические свойства — и наш глаз сразу же подмечает место, которое по-другому отражает свет. Что же надо сделать, чтобы освободить капилляры ткани от этого непрошенного заполнителя (грязи)? Найти вещество, которое обладает ещё лучшей способностью просачиваться между волокон, а потому вытеснит масло или жир, растворив их! Такие свойства есть в частности, у мыла и стирального порошка.

ОПЫТ 3. Извержение вулкана.

Для демонстрации нам понадобятся:

- Основа для вулкана (можно сделать из  пластилина или слоеного теста);

тёплая вода;

сода;

уксус;

столовая ложка средства для мытья посуды.

Ход опыта:

Наливаем в жерло "вулкана" тёплую воду и растворяем там несколько столовых ложек соды. Также можно добавить туда немного оранжевой или красной краски. Наливаем уксус. Чем больше уксуса вы добавите, тем больше будет извержение.

Чтобы продлить процесс извержения лавы, необходимо в воду с содой добавить немного средства для мытья посуды.

Объяснение:

Этот опыт поможет нам объяснить наука химия (наука, изучающая внутренний состав, внутреннее строение веществ, материи). Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу. Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества ведут себя по-разному в разных состояниях.

ОПЫТ 4. Подводная лодка.

Для демонстрации нам понадобятся:

две пол-литровые банки и одна литровая;

два яйца;

соль;

вода.

Ход опыта:

Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Объяснение:

Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

ОПЫТ 5. Перевернутый стакан

Для демонстрации нам понадобятся:

стакан;

вода (для наглядности лучше подкрасить краской);

лист картона.

Ход опыта:

Что будет, если перевернуть стакан с водой? Конечно, вы думаете, что она выльется? Давайте с вами сейчас это проверим.

Накрываем стакан картоном и аккуратно переворачиваем. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

Объяснение:

Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) — воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает.

Опыт 6. ВОДА В РЕШЕТЕ

Для демонстрации нам понадобятся:

стакан;

вода (для наглядности лучше подкрасить краской);

бинт.

Ход опыта:

Давайте с вами продолжим изучать магические свойства воды и окружающих предметов.

Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

Отрежьте кусок бинта.  Оберните бинтом стакан. Переворачивайте стакан – вода не выливается.

Объяснение:

Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!

А теперь пора вернуться к нашему загадочному письму.

Тщательно проглаживаем лист с тайнописью хорошо разогретым утюгом (или держим письмо над зажженной свечкой) и наблюдаем, как проступает желтоватая вполне читабельная надпись.

Объяснение:

Невидимые при обычной температуре молоко при нагревании темнеют, раскрывая тайной письмо. Дома вы можете повторить этот опыт с родителями, вместо молока можно взять сок картофеля или лука. Вместо утюга можно подержать письмо над пламенем свечи. Но помните, опыты со спичками и утюгом можно проводить только в присутствии взрослых

Воспитатель: Ребята, наше удивительное путешествие в страну науки подошло к концу. Сегодня мы с вами узнали, что многие явления, которые  нам кажутся чудесами или волшебством очень легко можно объяснить с помощью науки. О каких науках мы с вами сегодня говорили? (физика, химия). Если вам понравилось наше научное путешествие, то дома вы с родителями можете повторить сегодняшние опыты, а, может быть, родители покажут вам еще новые чудеса, о которых мы с ребятами с удовольствием послушаем на нашей новой научной встрече.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ «Юность в науке» Направление: Естественные науки и современный мир Тема проекта: ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ

Конкурсучебно-исследовательских и творческих работ«Юность в науке»Направление:Естественные науки и современный мир Тема проекта:ДОРОГА В КОСМОС ОТКРЫТА ВСЕМ...

ФОТООТЧЁТ ОБ УЧАСТИИ В КОНКУРСЕ ДЕТСКОГО РИСУНКА «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» В РАМКАХ VI ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ

Воспитанники нашего детского сада, (МАДОУ МО «СГО» д/с № 10 «Чайка») города Светлого,  Калининградской области,  приняли участие в конкурсе детского рисунка «Мир науки глазами детей», которы...

Конспект мероприятия «Посвящение в Академию наук» для старших групп. Наука « Экология» Автор : Воспитатель ГБОУ школы г. Москвы №2051 дошкольного отделения №5 Аксентий Анастасия Алексеевна

Пояснительная записка. Экология – одна из самых актуальных тем сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления. Именно с дошкольного возраста необхо...

Состояние системы дошкольного образования в России: социологические аспекты. Аналитический доклад. Новикова С.Е., Тищенко А.С., канд.экон.наук., Комарова И.И., канд.пед.наук. .

В ходе исследования были собраны данные относительно широкого круга проблем и аспектов функционирования ДОО: переполненность групп, недостаточная профессиональная подготовка для надлежащей работ...

Тематический день «Путешествие в страну Науки» посвященный «Дню российской науки»

В России ежегодно отмечается День Российской науки. День Российской науки отмечается 8 февраля. Цель проведения Дня Российской науки — способствовать развитию у детей познавательной активности, любозн...