Конспект летнего развлечения " Обрядовые традиции Ивана Купала" для старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Kузнeцовa Галина Александровна

Конспект обрядового праздника Ивана Купала носит цель познакомить и приобщить подрастающее поколение к знанию русских народных традиций, воспитывать нравственно-патриотические чувства. Знание народных обычай поможет понять ценность и духовность русского народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

                 «Детский сад общеразвивающего вида № 155»

               Сценарий развлечения для дошкольников

                   старших и подготовительных групп

           «Обрядовый народный праздник Иван Купала»

                   

                                                   Подготовила и провела:

                                                          Кузнецова Г.А.

                                         Воронеж

                                            2021г.

Цели: 

Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками;

Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневном жизни.

Задачи:  

Познакомить детей с русским  праздником – Иван Купала.

 Вызывать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством, а также музыкальным фольклором.

 Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами быта, обычаями, играми и песнями, относящейся к периоду празднования летнего праздника на Ивана Купала.

 Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Оборудование:

Микрофоны, колонки, подбор музыки и песен на электронном носителе. Русские костюмы для всех участников (рубахи, сарафаны, маски), корзины с атрибутами для ряжения (костюм Козлика, Русалочки, Лешего), имитация цветка папоротника, веночки, канат, картинки с изображением лечебных трав, русские народные музыкальные шумовые инструменты и т.п.), музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: 

Заучивание песни «У меня квашня», стихи для детей, рассказы воспитателя детям о народных праздниках летнего календарного цикла, о обрядах, гадание на венках, русские народные игры и т.д.

                       

Ведущая 1: Давным - давно на Руси с 6 на 7 июля отмечали русский народный праздник Ивана Купалы.

      Считается, что в эту ночь вода в реках и озёрах обретала целебную силу, ещё в народе этот праздник называют Иван – травник. Именно в этот день собранные травы, приобретали особую целебную силу.

А сейчас мы с вами тоже попробуем собрать целебные травы.

  Игра «Кто быстрее соберёт лечебные травы»

Ход игры: Две команды по 5 детей (У каждой команды по корзине) по очереди подбегают к обручу, в котором лежат картинки лечебных трав, кладут 1 картинку в корзинку, подбегают к другому игроку и передают корзину. Игра продолжается. Победит та команда, кто быстрее соберёт травы в корзину.  

(Вбегает грустный козлик)

Ведущая 2: Дети, смотрите кто к нам пришел?

                     (Дети: «Козлик»)

                     Почему ты такой невесёлый? Что случилось?

Козлик: Я козлик молодой,

Я козлик с бородой.

У меня плохой аппетит,

У меня животик болит.

Ведущая 2: Дети, как же можно ему помочь? Кто знает?

Ребёнок 1:   Я знаю.

   Целебные травы, собранные в этот день,

   Силушкой целебной обладают,

   От недугов и болезней исцеляют

   Вылечат скотинку

   И всякую животинку.

(Дети дают козлику травку)

Козлик: И действительно, травка исцелила мою хворь. У меня ничего не болит, хочется прыгать, скакать и веселиться.

Ведущая 2: Оставайся с нами на нашем празднике.

 Ребёнок 2

На Ивана, на Купала,

В ночь на берегу реки.

Все усердно заплетают

Из цветков и трав венки.

Ведущая 1: Давайте, девочки и мы с вами сплетём веночек. Кто каким будет цветочком? (Девочки называют по очереди кто каким будет цветочком.

Все цветочки берутся за руки и в конце образуют круг).

Ведущая 1: А, сейчас мы с вами поиграем с веночками.

                        Игра «Венок»

По кругу девочки под музыку передают друг другу несколько веночков. Музыка останавливается и у кого в руках остались веночки, танцуют с ними в центре круга. Игра продолжается несколько раз.

Ведущий 2:

А сейчас мы предлагаем вам игру –

Мерить силу, как бывало в старину.

Самых сильных приглашаем мы ребят,

Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.

(Игра «Кто сильнее?»).

 Мальчики делятся на две команды и становятся вдоль разложенного каната по обе стороны. Выбирают себе противоположного соперника и стараются перетянуть на свою сторону. Выигрывает та команда кто больше перетянет соперников на свою сторону.

Ведущая 2: Хорошо поиграли, а сейчас для вас прозвучит хороводная шуточная песня «У меня квашня»

(Поёт фолькл. ансамбль «Золотое зёрнышко»)

Ведущая 1: Настало время для загадок.

  1. Оно за весною к нам в гости идёт.

С собою приносит немало забот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.  (ЛЕТО)

  1. Золотое яблоко по небу катается,

     С утра до вечера всем улыбается.   (СОЛНЦЕ)

  1. Утром падает всегда.

Ни дождинка, ни звезда,

А сверкает на лугах, на деревьях и кустах.  (РОСА)

  1. Разноцветное коромысло

Над рекой повисло.  (РАДУГА)

Ведущая 2:

             Жар донимает, пот выступает

Не пора ли нам к водице? Где у нас ручеёк?

Сейчас мы его с вами сделаем.

Давайте встанем парами друг за другом и поиграем в ручеёк.

(Играют в ручеёк под музыку)

(Вбегает «Леший» распугивает всех игроков)

Леший: А вы знаете, что в этот день выходила нечистая сила и заманивала к себе.

Ведущая 1: Да знаем. А ещё мы знаем, что именно этот день является последним днём пребывания этой нечистой силы в лесах и болотах, и именно в этот день её изгоняли прочь. И сейчас мы с вами поймаем Лешего. Окружайте его, возьмитесь за руки и не выпускайте!

                             Игра «Бода-болобода»

        Ход игры:

Дети становятся в круг, смыкая руки и поднимая их вверх, образуют «воротца». Леший в кругу пытаются выбежать из круга. Все поют:

Бода-бода, болободаD:\Наши документы\Роман\Роман\Тексты\untitled 6\untitled 6.jpg

Живёт леший у болота.

Уходи навсегда

С амбара, со двора.

А если не уйдёшь

Тот в плен попадёшь.

Лешие: Ой, я боюсь, больше не буду, выпустите меня, пожалуйста!

(Дети выпускают Лешего, и он убегает)

Ведущая 1: Именно в этот день Русалочки выходили из воды, перевоплощались в красивых девушек и тоже заманивали народ к себе.

А вот и Русалочка к нам идёт. Мы всё про тебя знаем и никуда с тобой не пойдём. А, вот поиграть, поиграем, как в старину.

                                                  «Игра «Русалочка»

Дети идут по кругу, в середине Русалочка. Все поют:

Мы у реченьки гуляла

И Русалку увидали.

К нам Русалка подбежала

Всех детей околдовала.

Кто рукой пошевельнёт,

Тот к Русалке попадёт.

Раз-Два-Три: Замри!!!

Кто пошевелится, того Русалка сажала в круг. Откупиться можно, если исполнить песню, рассказать стих, отгадать загадку, станцевать…

Ведущая 2: Дети, мы вновь продолжаем знакомить вас с обрядами этого чудесного праздника «Ивана Купала».

 Символом этого праздника являлся цветок папоротника, который цветёт один раз в год, именно в этот праздник и именно ночью. Если, кому-то удастся найти и сорвать этот цветок, станет сильным, сможет понимать язык птиц и зверей.

Ребёнок 3

Вот летний праздник наступил,

Его народ весь любит

Иван Купала подарил

Надежду тем, кто весел будет.

Ребёнок 4

Всех с Купалой поздравляем,

Тот цветок найти желаем,

Что лишь раз в году цветёт.

Счастлив будет, кто найдёт.

Пусть в подтверждение волхвам

Плохое всё уходит прочь.

Цветущий папоротник вам

Найти желаем в эту ночь.

Ведущая 2: Сейчас мы с вами попробует найти цветок папоротника. Может и нам повезёт?

                       Игра «Найди цветок папоротника»

    На подставку крепят папоротник с цветком. Приглашаются 2 игрока. Им завязывают глаза, немного раскручивают и они пытаются найти его. Кому удастся найти цветок, тот выигрывает, а кому не удастся, тот выполняет какое-либо поручение: спеть, сплясать, поиграть на музыкальном инструменте…  Затем выбирают ещё 2-х детей, и игра продолжается.

Ведущая 2: А, сейчас мы все превратимся в музыкантов.

(Оркестр народных инструментов)

Ведущая 1: 

В конце праздника наши предки зажигали костры и прыгали через него. Этот обряд совершали для того, чтобы изгнать нечистую силу. А ещё, кто выше прыгнет, того ждала удача и исполнение желания.

Ребёнок 5

Июль, жара дневная спала

Венки на девушках пестры

Иванов день, Иван Купала

Зажег над речкою костры.

Разожгут огонь до неба,

Пусть сгорает зло до тла.

Это праздник солнца, лета,

Праздник радости, добра.

Ведущая 1: 

И мы с вами загадаем желания выстроимся в ряд и будем прыгать через костёр со словами:

«Гори, гори ясно,

 Что бы не погасло

 Гори, не затухай

 И желанья исполняй!»

( Дети загадывают желания и прыгаю по очереди через костёр со словами)

Ведущая 2: Вот и заканчивается наш праздник, и сейчас мы все встанем в большой круг и попляшем, как плясали наши предки. Пляска по повтору Ведущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летнее развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с солнышком»

Летнее развлечение в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с солнышком»...

Конспект занятия - развлечения с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста тема "Весна красная пришла"

Обобщение знаний у детей по теме "Весна" через народные игры. Знакомство с русским фольклором....

Конспект интегрированного развлечения "В гостях у Хозяюшки" дети старшего дошкольного возраста и родители

Дети в интересной, увлекательной форме занятия - развлечения, в совместной деятельности с родителями, приобщаются к истокам русской культуры, знакомятся с различными жанрами устного народного творчест...

Сценарий летнего развлечения "День России" для среднего и старшего дошкольного возраста.

Сценарий проведения летнего развлечения ко Дню России "Символы России" разработан для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста....

Сценарий летнего развлечения ко Дню защиты детей для старшего дошкольного возраста.

Сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен педагогам и родителям для организации и проведения мероприятия на свежем воздухе....

Конспект зимнего развлечения в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Масленичные забавы»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям и обычаям. Задачи: создать настроение торжества и веселья;- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;- доставлять...