Викторина о русских традициях «Где добро, там тепло»
план-конспект занятия (старшая группа)

Доброквашина Наталья Геннадьевна

Цель и задачи:

Углубление представлений детей о русской культуре семейных традициях через симво-лические и образные средства.

Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Продолжать обогащать представления о мире предметов.

Развивать фонематический слух.

Систематизировать знания о декоративно - прикладном искусстве, развивать внимание.

Материалы и оборудование: бутафорский столб с указателями, предметные картинки: каравай, кошка, стол, хоровод и праздник; предметы для сервировки стола: скатерть, самовар, чайный сервиз, баранки; сундук; разделочная доска, расписанная городецкой росписью; дидактическая игра «Собери узор»; деревянные ложки, по две на каждого ребёнка; запись мелодии «Калинка - малинка»; семейные фотографии; альбом «Наши семейные традиции».

Ход викторины:

Посередине зала стоит столб.

Дети в русских народных костюмах входят в зал и обнаруживают столб с надписями.

Воспитатель: Ребята, столб – не простой, на нём что-то написано. Вам интересно, что написано?

Дети: Да.

Воспитатель: Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдёшь - русские традиции найдёшь.

Прямо пойдёшь – со сказками уйдёшь.

Направо пойдёшь - в семью попадёшь.

Так по какой дороге мы отправимся в путь?

У вас возникли разногласия. Как же нам решить, по какой дороге идти? Чем мы можем воспользоваться?

Ответ детей: Считалочкой.

Воспитатель: Конечно, можно воспользоваться считалкой. Посчитаем, по какой первой дороге мы пойдём.

«Катилось яблоко по огороду и упало прямо в воду. Буль».

Считалка нам указала на дорогу, ведущую налево – русские традиции. Пройдём по ней. Воспитатель приглашает детей к столу с предметными картинками.

Воспитатель: А что нас здесь ожидает (на столе стоит терем, а вокруг него картинки). Чтобы терем принял нас в гости, нужно рассказать о русских традициях, используя картинки. (Воспитатель просит ребёнка взять одну картинку. На ней изображена «Кошка»).

А какая была на Руси традиция, связанная с кошкой, кто-нибудь догадался?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно, есть такая старинная традиция: при переезде в новый дом первой в жилище пускать кошку. Люди верили, что кошка оберегала и защищала дом. Положим эту картинку поближе к терему.

(Воспитатель просит ребёнка взять вторую картинку. На ней изображён «Каравай»).

Воспитатель: Какая традиция, связанная с хлебом и солью, существовала на Руси?

Ответ ребёнка: «Гостей встречали хлебом- солью, кланялись в пояс, показывая своё уважение. Гость отламывал небольшой кусочек каравая, макал в соль и ел.».

Воспитатель: Правильно, кладём картинку поближе к терему.

(Воспитатель просит ребёнка взять ещё одну картинку. На ней изображён «Стол»).

Воспитатель: Что же это за русская традиция, связанная со столом? Кто о ней расска-жет?

Ответ вызвавшегося ребёнка: «Стол накрывали скатертью, ставили самовар и чайные приборы с угощениями».

Воспитатель: Давайте покажем, как правильно сервировать стол.

Проводится дидактическая игра «Сервируем стол для гостей».

Воспитатель: Мы накрыли стол для гостей. Так мы узнали ещё одну русскую тради-цию - гостеприимство. Кладём картинку поближе к терему.

(Воспитатель показывает последнюю картинку с изображением «Хоровода. Праздника»).

Воспитатель: Думаю, эту традицию вы сразу узнаете.

Ответы детей.

Воспитатель: Праздников на Руси проводилось много. А какие русские народные праздники вы знаете? (Коляда, Масленица, Пасха, Покров день, Медовый спас, Ильин день, Красная горка). Что делали на праздниках? (Пели, играли, плясали, хороводы водили).

И мы будем водить хоровод «Русские традиции».

Мы с вами прошли первую дорогу и узнали о русских традициях.

Воспитатель: На столбе есть ещё интересные задания. Хотите узнать какие?

Давайте выберем следующее задание считалочкой:

Ехал Прошка на тележке,

Продавал он всем орешки.

Кому два, кому три,

Выходи из круга ты!

Вторая дорога ведёт нас прямо к сказкам. А в ваших семьях любят рассказывать сказки? На столе лежат иллюстрации к русским народным сказкам. Нужно взять иллюстрацию и кратко рассказать о содержание этой сказки.

Молодцы. Мы рассказали о русских народных сказках. Сейчас отправляемся обратно к столбу.

Вспомните сколько было на столбе заданий?

Дети: Три.

Воспитатель: А мы все выполнили?

Ответы детей.

Воспитатель: Готовы к выполнению третьего задания?

Ответы детей.

На столе стоит сундук.

Воспитатель: В каждой русской семье был сундук, в который клали дорогие для них вещи. Вам интересно что в нём?

Дети открывают сундук и достают разделочную доску, расписанную городецкой росписью.

Воспитатель: Что это?

Дети: Это разделочная доска.

Воспитатель: А для чего она использовалась?

Дети: На ней резали продукты.

Следующий ребёнок достаёт предмет из сундука. (Поднос расписанный хохломской росписью).

Воспитатель: Что это за предмет и для чего он использовался в быту?

Какой это вид росписи?

Следующий ребёнок достаёт дидактическую игру «Собери узор».

Ребята, давайте попробуем собрать узоры (Выходят несколько человек и собирают узоры).

Посмотрите, что ещё есть в сундуке.

Дети: Деревянные ложки.

Воспитатель: Что это? Для чего они?

Ответы детей.

Воспитатель: Как ещё использовали деревянные ложки?

Дети: На них играли.

Подходите, берите ложки, сейчас мы устроим оркестр ложкарей.

Дети встают полукругом. Под музыку «Калинка- малинка» исполняют игру на ложках. (После игры складывают ложки в сундук).

Воспитатель: Ребята, скажите, что такое семья.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть её дороже

На этой сказочной земле.

Молодцы, ребята, давайте вернёмся к столбу и посмотрим есть ли у него ещё задания. (Все дети возвращаются обратно к столбу). Вместо столба на столе лежит альбом «Наши семейные традиции».

Столб с указателями исчез. Как вы думаете почему?

Ответы детей.

Воспитатель: За выполненные задания он нам оставил вот такой альбом «Наши семейные традиции», но он пустой, давайте вместе заполним этот альбом вашими семейными фотографиями. (Воспитатель вместе с детьми заполняет альбом семейными фотографиями).

Воспитатель: И помните, ребята, и дома скажите: «Хорошая семья – традициями крепка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Любовь, добро и тепло наших мам»

Интегрированное занятие, посвященное "Дню матери" в подготовительной группе....

Викторина – развлечение по экологии «Все обо всем и немного, о русских традициях»

Воспитание любви к родному краю, к русскому народу, к  его традициям и фольклору; к природе, желание охранять и оберегать ее....

Интегрированное занятие по развитию речи, рисованию и музыкальному развитию в средней группе Тема: "У доброго человека-теплая душа, у злого- холодная"

"У доброго человека- теплая душа, у злого холодная" Занятие- развлечение в средней группе.Интеграция образовательных  областей: Речевое развитие, художественно- эстетическое....

"Пасхальные чудеса" Познакомить детей с традицией празднования Пасхи; расширять представления о народной культуре; привлечь внимание детей к истории русского народа; воспитывать любовь к русским традициям.

Познакомить с обычаями, играми, песнями, малыми жанрами русского фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций русского народа. Создать радостное настроение, вызвать желание выполнить все задания...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в первой младшей группе на тему «Добрые овечки, теплые колечки»

Познакомить детей с предметами рукотворного мира. Показать, как шерстяной клубок превращается в красивый шарфик. Воспитывать уважение к труду своих близких....

Краткосрочный проект:"Добро твори,тепло дари"

Краткосрочный проект:"Добро твори,тепло твори",в подготовительной групппе....

Викторина "Знатоки русской народной культуры и традиций"

Викторина посвящена быту, культуре, традициям русского народа....