Экологическое развлечение "Синичкин день"
материал (старшая группа)

Фёдорова Наталья Николаевна

Цель: формирование  основ экологической культуры детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_sinichkin_den.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Степановская  средняя общеобразовательная школа имени Н.К.Иванова

Галичского муниципального района Костромской области

структурное подразделение детский сад

Конспект

Экологического развлечения «Синичкин день»

 с детьми старшего дошкольного возраста

группы общеразвивающей направленности

Воспитатель:

Фёдорова Наталья Николаевна

Цель: формирование  основ экологической культуры  детей.

Задачи:

обучающие.

  • Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день».
  • Расширить представление о зимующих и перелётных птицах.
  • Закрепить знания о внешнем виде и образе жизни синички.
  • Приобщать детей к традициям народного календаря.

развивающие.

  • Развивать интерес к фольклору.
  • Развивать познавательный интерес, внимание,

воспитательные.

  • Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года.

Предварительная работа:

  • Презентации "Зимующие птицы", «Перелётные птицы осенью»
  • Смотр иллюстраций.
  • Чтение произведений : В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Мастера без топора», «Лесная газета»; Г.Снегирёв «Про птиц», Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок», Д.Мамин- Сибиряк «Серая шейка», Н.Сладков «»Синичкина кладовая».
  • Наблюдение в природе за птицами.
  •  Рисование, аппликация зимующих птиц.

Материал и оборудование.

  • Ноутбук.
  • Иллюстрации с изображением перелётных и зимующих птиц.
  • Фотоиллюстрации с изображением синиц.
  • Атрибуты для игр.
  • Костюмы для героев.
  • Сюрприз от Лесовичка (Календарь природы, кормушка и корм)

Ход мероприятия:

Ведущая: Дорогие ребята Осень близится к своему завершению. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь,встретил нас первыми морозами ноябрь.

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. 

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

 В  народе существуют приметы, связанные с Синичкиным праздником . 

  • Свистит синица - на ясный день.
  • Синицы утром пищат - на ночной мороз.
  • Синица запела – тепло ворошит.

Звучит музыка, в зал входит Лесовичок, Белка и Синица.

 Лесовичок: Ох, как долго мы шёл, я уже притомился. Весь лес обошел, все осмотрел все проверил. Вот только не видел, где же мои маленькие птички? Куда они подевались? Ребята, а вы не видели?

Ведущая: А что за птички?

Лесовичок: Отгадайте мою загадку, тогда и узнаете:

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день

Суетится, суетится

Целый день звенит «тень- тень»!

Угадайте что за птица?

То весёлая …..(синица) 

Правильно синица…

Ведущая: я вижу Лесовичок пришёл не один , а с друзьями.


Белка: Никак не пойму, почему вас называют синицами: на вас смотрю, а синих перьев так и не увидела.
Синица: А ты лучше послушай, как я разговариваю, и сразу догадаешься: си-си-си.
Белка: Теперь понятно, за что вас синицами назвали.
Синица: А ты почему Белка из гнезда не выходишь?
Белка: А я тепло берегу. Холодно стало. Я вход в гнездо мхом закрыла. Боюсь наружу нос выставить.
Синица: А чем ты кормишься?
Белка: А у меня сухие грибы есть, орехи и желуди. Не пропаду.
Синица: А нам в лесу в мороз очень плохо: холодно и голодно. Поэтому мы летимпоближе к человеку, чтобы подкормиться.
Лесовичок: Ах, вот почему я не нашел птичек в лесу, потому что они уже здесь.

Физминутка « Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) 
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) 
Вот присела на минутку, (Присели.) 
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) 
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) 
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) 
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) 
(А. Барто) 

Ведущая: Дорогой Лесовичок, послушай, что ребята знают про синиц.


1 ребёнок: Я хочу вам описать портрет синички. У этой птички жёлтая грудь, через всю грудь проходит широкая чёрная полоса, спинка зелёная. Шапочка на голове сизо-зелёная, с металлическим отливом, щечки белые, глаза чёрные. Она ни минуты не сидит спокойно, вечно в движении – с утра и до ночи.

2 ребёнок: Летом синички живут в лесах. Это оседлая птица. А к зиме они из леса перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе. 

3 ребёнок: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в норах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или походящих закрытых постройках.

4 ребёнок: Самка в это гнездо откладывает 10–15 белых яичек с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.


5ребёнок: Синицы очень полезные птицы. Круглый год они очищают леса и сады от вредных насекомых. За сутки поедает столько корма, сколько весит сама. Живут они стайками по 10 – 15 штук.


Ведущая:  Видишь лесовичок, как много ребята  знают о синицах.


Лесовичок: Я, ребята хочу вас познакомить с  некоторыми видами синиц.

- Хохлатая синица. Очень редко, но все же можно увидеть симпатичную птичку с хохолком. За наличие хохолка птичку называют гренадеркой. Когда-то в 18 веке головные уборы гренадеров были с похожими хохолками. У гренадерки есть и обыкновенное название – хохлатая синица.

- Синица- гаичка. Спинка у неё серо-бурая, брюшко светлое, на голове черное пятнышко, такое же под клювом. Черноголовую гаичку можно найти у поймы водоема.

- Лазоревка. Отличается окрасом оперенья. У неё голубая  шапочка и нет черной полосы на груди и брюшке. Из-за малого веса лазоревка может  примоститься на самый кончик тоненькой веточки. Нельзя сказать, что характер у неё скромный. Лазоревки в обиду себя не дают, шумят на кормушках, отгоняют других птиц.

- Родственником лазоревкам приходится князек. Князек действительно необычен. Он «одет» в полосатый бело-голубой фрак. Эта птица редкая, и сведения о ней записаны в Красную книгу.

-Кроме синиц с нами зимуют и другие  птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

 1. В серой шубке перовой.

 И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

2 .Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым-

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

 3. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

4.Верещунья, белобока, а зовут её …..(Сорока)

5.На окне дремала птица: “Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: “Я не галка, я ….(Ворона)

6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит.

 ( голубь)

7.Стойкий, стужам не подвластный

 Песней славит он зарю,

Знать не  даром, галстук красный

 Дан с рожденья… ( снегирю)

Ведущая: Ребята, мне Синичка по секрету сказала, что была в городе, там на площади птичий бунт, и птиц видимо-невидимо: и перелётных и зимующих. Но ведь перелётные птицы должны давно улететь в теплые края. Давайте им поможем улететь.

Игра “Зимующие и перелётные птицы”
Ход игры: каждому ребёнку даётся  картинка с изображением птиц: кому перелётной, кому зимующий. По команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.


Ведущая: Итак, у нас все перелётные птицы собрались в стаю и готовы к отлёту. (Она считает их по головам)

Ребята, я что-то не вижу ласточки. Где же она? Давайте её поищем.

 Игра “Найди птицу”

Картинка ласточки спрятана на стене между синичками. Дети ищут. Молодцы! Теперь перелётные птицы могут отправляться на юг.

Ведущая:  Хоть зимой и холодно, но наши птицы радуются каждому солнечному деньку и с удовольствием поют песни.

Игра “Птичий хор”

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

  1. Пропеть как ворона (Кар-кар)
  2. Пропеть как воробей (Чик-чирик, чив-чив)
  3. Пропеть как синица (Синь, синь, синь)

Ведущая: Славный у нас получился концерт

Вот забавная задача ожидает смельчаков
Пожелаем им удачи, отвечайте, кто готов!
Вам задачка такова
Сосчитайте сколько птичек прилетело к нам друзья?
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок


Кто самый внимательный? Ответьте на вопросы: 
1. Какие птицы прилетали на кормушку?   

2. В какой день недели прилетали вороны? 

3. Сколько ворон прилетало?  
4. Чем лакомился голубь на кормушке? 
5. Чем угощались сороки
6. Сколько было сорок на кормушке

Молодцы, и с этим заданием справились!

Ребята, будем помнить, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам.

Ребёнок:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.
Не богаты их корма: горсть зерна нужна
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать улететь могли
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Лесовичок: А как вы помогаете птичкам – синичкам?

Дети: Подкармливаем их.

Ведущая: А чем вы подкармливаете птичек?

Дети: крошками, семечками, салом, пшеном и т.д.

Лесовичок: Молодцы, ребята!

Игра «Подбери корм для птицы»

У Лесовичка в корзине различный корм(семечки, сало, крупа, крошки, ягоды рябины). Дети должны ответить кому подходит данный корм.

 Лесовичок: Спасибо, ребята. Расскажу я о вас своим лесным друзьям. Вместе с ними буду ждать вас в гости. Для вас я приготовил подарки: кормушку и корм.

Дорожи каждым деревцем, каждой травинкой,

Каждой птичкой и зверьком.

Будьте верными и заботливыми друзьями нашей природы.

Ведущая:  А мы ребята вместе с Лесовичком и лесными друзьями отправимся на прогулку, повесим новую  кормушку, насыплем корма. Когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: «Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенний экологический праздник «День Земли»

В апреле мы проводим экологический праздник "День Земли"...

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологический праздник « День птиц »

Через экологическое развлечение расширить представление детей об окружающей среде и воспитывать у них заботливое отношение ко всему живому....

Сценарий детского экологического праздника "День земли"

Предлагаемый сценарий может быть использован в работе с детьми старшего возраста детского сада, при организации утренников посвящённых международному дню защиты Земли....

Экологический праздник "День птиц" (старший возраст)

Развивать познавательный интерес к объектам природы, закреплять правила экологического поведения в природе....

Конспект экологического праздника "День Земли"

В конспекте представлены стихи, песни, игры, картотека добрых дел, акция "Украсим Землю цветами". Материал предназначен для посвящения в "Юные экологи" детей подготовительной группы....

Экологический праздник "День Земли" (в рамках музыкально-экологического проекта)

Экологический праздник с элементами итгеграции (коллективная апликация),с использованием кукольного театра....