Методическая разработка проекта" КРАЙ ЧУВАШСКИЙ МИЛЫЙ, РАСЦВЕТАЙ!"
методическая разработка (подготовительная группа)
«В краю ста тысяч слов, ста тысяч вышивок и ста тысяч песен..."
Методическая разработка , направленная на формирование у дошкольников мотивационно- ценностного отношения к национальной культуре чувашского края, на расширение знаний о родном городе Чебоксары, столице Чувашии, развитие социально- коммуникативных навыков в общении, исполнении стихов и песен, воспитание чувства принадлежности к этнографической культуре Чувашии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
29.11_kulturnoe_nasledie_chuvashii.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики
ПРОЕКТ
«МИЛЫЙ ЧУВАШСКИЙ КРАЙ РАСЦВЕТАЙ!»
Тип проекта: информационный
Продолжительность: долгосрочный
(на 2022-2023 учебный год)
Выполнили:
воспитатель высшей квалификационной
категории Федорова Л.А.
педагог- психолог первой
квалификационной категории
Волкова С.В.
учитель- логопед первой
квалификационной категории
Иванова А.П.
Чебоксары, 2022
АННОТАЦИЯ
Тип проекта: информационный
Продолжительность: долгосрочный (на 2021-2022 учебный год)
Участники проекта: дети подготовительной группы «Облачко», воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время важное значение в рассмотрении актуальности процесса гуманного отношения к окружающему миру нашего современного нестабильного многоконфессионального и многонационального общества приобретает вопрос необходимости воспитания подрастающего поколения на этнокультурной основе, толерантности, определяющей уровень образованности и этнического самосовершенствования человека. В дошкольном возрасте ребенок легко усваивает и непосредственно воспринимает первые представления о своей принадлежности, формирующей его национальное самосознание.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурная основа, этническое самосовершенствование, толерантность, многонациональная.
Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с детьми 6 – 7 летнего возраста.
Методическая разработка содержит конспект плана мероприятий с детьми, рекомендации по работе с родителями.
Проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями.
Ознакомление дошкольников с культурным наследием чувашского народа осуществляется в процессе социализации личности при формировании положительного, эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, ее истокам и языковым особенностям разговорной речи и литературного повествования. «Нет будущего у народа, который забывает свое прошлое!»- гласит чувашская пословица. Вот почему приобщение дошкольников к культурному наследию своих предков становится актуальным направлением в работе, способствующей восприятию уникальной культуры Чувашии.
Реализация проектной деятельности по ознакомлению детей с национальным наследием малой родины воспитывает в сердцах и умах дошкольников уважение, гордость за землю, на которой они родились, живут и будут продолжать жить, творя добрые дела. Для маленького жителя солнечной Чувашии истоки родины начинаются с семьи, городской улицы, многоэтажки, деревенской улочки, родного милого родительского дома… Осознав себя частью республики, ребенок постепенно расширяет представления о чувашском языке, поэзии, музыке, декоративно- прикладному искусству, а, значит, на наших глазах начинает «расти» будущий гражданин своего Отечества.
Россия – страна великая и многонациональная. Мы, представители разных национальностей, являемся частью этой огромной и дружной семьи. Народ Чувашии, живущий в уникальном «краю ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок» имеет древнюю историю, обладает богатой культурой. Чуваши бережно хранят память о своем прошлом, прославляют свои традиции и обычаи, поддерживают интерес к музыкальной культуре, декоративно – прикладному искусству, искусно владеют родным языком, имеющим свои корни, уходящие в глубину веков.
В настоящее время важной частью духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является ознакомление и приобщение детей к народному фольклору, народным ремеслам с самого раннего детства. Высококультурным, эрудированным, высоконравственным человеком, истинным патриотом своей родины считается тот, кто знает, приумножает и ценит культуру своего родного края, чтит историю своего народа, проявляет неподдельный интерес к другим культурам, имеющим возможные сходства и непременные различия.
Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием Чувашии является способом формирования духовности, толерантности, одухотворенной личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание детей – одна из основных на сегодня задач дошкольного образовательного учреждения, где важным условием является взаимодействие с родителями, семьей, хранительницей национальных традиций. Образовательная работа по приобщению старших дошкольников к народным культурным истокам осуществляется в тесном сотрудничестве с родительской общественностью, дошкольным учреждением и социальными культурными объектами. Взаимодействие с родителями по этому вопросу способствует развитию эмоционально- бережного отношения к традициям и культуре своего народа, проявлении чувства любви к Родине, позволяет раскрыться ребенку с лучшей стороны и проявить желание обогащать свои знания о культурном наследии предков.
Для организации образовательной деятельности, направленной на ознакомление с культурными ценностями чувашского народа, а также для воспитания чувства гордости за родной народ, поддержания интереса к историческому прошлому и проявлении уважения к истокам чувашской культуры, нами был разработан педагогический национальный проект «Край чувашский милый, нет тебя родней!»
В разработке проектного содержания приняли участие воспитатель, дети, родители, педагог- психолог и учитель- логопед.
Проведя анализ работы, хотим отметить, что, знакомя старших дошкольников с культурой родного края, мы не только обогащаем культурный уровень детей, но и способствуем развитию самосознания, духовности подрастающего поколения, воспитываем толерантность и доброжелательное отношение к людям других народов и национальностей, прививаем любовь к народному культурному наследию, созданному умелыми руками мастеров и мастериц- вышивальщиц, формируем устойчивый интерес к народному искусству, совершенствуем эмоциональную сферу дошкольников, способствуем лучшему пониманию родного языка и развиваем творческие способности, инициативу, ответственность за право выбора и самостоятельность в ходе художественно- эстетической деятельности.
Цель проекта: приобщение старших дошкольников к культурному наследию чувашского народа, знакомство с обычаями, традициями, обрядами и характерными особенностями литературного и музыкального искусств Чувашии.
Задачи:
Образовательные:
1.знакомить с культурным наследием чувашского народа;
2.формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному и декоративно-прикладному искусству чувашского народа;
Развивающие задачи;
1.развивать умения анализировать, сравнивать и синтезировать;
2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
1.формировать чувства патриотизма, нравственности, духовности;
2.Воспитывать воспитывать чувства любви и уважение к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю;
Ожидаемый результат.
В рамках реализации проекта «Край чувашский милый, нет тебя родней!» у детей старшего дошкольного возраста должны:
-сформироваться познавательные интересы к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа;
-повысится эмоционально-положительное отношение к традициям своего народа, культурным ценностям, родному краю.
Стратегия достижения
Для реализации педагогического проекта «Край чувашский, расцветай!» был составлен план мероприятий. Работа строилась в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
В ходе реализации проекта «Край чувашский милый, нет тебя родней!» было налажено взаимодействие с социальными институтами:
- Национальная Чувашская библиотека,
-Чувашский национальный музей,
- детская библиотека им. В. Сухомлинского,
- юношеская библиотека им. И. Тургенева,
- библиотека им. В. Маяковского,
- Институт культуры ЧР,
- МБОУ «СОШ 50»,
- МБОУ « СОШ 60»,
- КВЦ «Радуга»,
- ДК «Ровесник».
1 этап – подготовительный этап (15.07.2019- 31.07.2019)
Сбор информации. Обозначение задач проектной деятельности для всех ее участников: детей старшей группы «Облачко», воспитателей, родителей, специалистов.
Выбор тем, методов, материально- технического оснащения для организации совместной деятельности по проекту.
2 этап – теоретический (19.08.2019г. – 30.09.2019г.)
Сбор информации: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет.
3 этап – практический (1.09.20219г. –31.05.2019г.)
Рассматривание открыток из серии города-«Чебоксары», иллюстраций «Чебоксары – столица Чувашии», виртуальная экскурсия «Мой край родной, любимый! Чувашия моя!»
Создание онлайн- открытки «С любовью, Чувашия» (ЦРДО, конкурс открыток).
«Конкурс стихов на русском языке. Чтение стихов на русском и чувашском языке. (П .Хузангай, Л. , А. Асламас, В. Чаплина, Л. Новоселовой)
«Республиканский конкурс чтецов «Хунав»
Виртуальное ознакомление детей. Создание презентации:
- «Чебоксары- культурная столица»,
-«Чувашская вышивка»,
-«Ими гордиться страна!»,
- «Назад в прошлое».
Ознакомление с особенностями чувашского национального костюма. Рассматривание «Элементы чувашского орнамента и их значение».
Мастер- классы «Чудо- масмак», «Изготовление народной куклы Нарспи» для детей силами студентов колледжа им. Н.В. Никольского, проходящих практику на базе нашего ДОУ.
Виртуальная экскурсия «Театры нашей Республики»
Институт культуры. «Этно- фестиваль «Золотая колыбель»
- «Великая балерина Н. Павлова»
Чтение чувашских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций.
Конкурс «Книжки- малышки»
Постановки сказок «Лиса- плясунья», «Мост Азамата».
Знакомство с национальными праздниками. Разучивание и обыгрывание чувашских народных подвижных игр.
Знакомство с известными людьми Чувашии. Приглашение.
Неделя чувашской культуры. Галерея юных художников «Город, где живут мои друзья»
Встреча с экскурсоводом из семейного чтения им. В.И. Чапаева.
Выставка рисунков «Любимый герой. Всадник, скачущий впереди»
Физкультурный досуг «Чувашские подвижные игры».
Мастер- класс «Тухья» силами студентов колледжа им. Н.В. Никольского
Конкурс сочинений в стихах и прозе. «Сочиняем о Чувашии».
Психологический тренинг «Дружба крепкая»
Посещение выставочного зала «Радуга»
Экскурсия в музей чувашской вышивки.
Экскурсия к памятнику П.Хузангая
4 этап - заключительный
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
Презентация проекта.
Отчет реализации проекта на родительском собрании. Создание лэпбука «Чувашия моя, край ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок»
Предоставление материалов проекта для воспитателей.
Сентябрь
Рассматривание открыток «Чебоксары», альбома «Чебоксары – столица моя», виртуальная экскурсия «Мой край родной, любимый!»
Консультация «Знай от края и до края культуру родного чувашского края»
Октябрь
Виртуальное ознакомление детей
«Назад в прошлое»
Экскурсия в музей краеведения СОШ № 60.
Ноябрь
Ознакомление с особенностями чувашского национального костюма. «Элементы чувашского орнамента и их значение».
Мастер-класс «Изготовление народной куклы»
Экскурсия в музей краеведения СОШ №50
Декабрь
Виртуальная экскурсия «Театры нашей Республики»
Посещение Этно- фестиваля «Золотая колыбель». Институт культуры
Посещение КВЦ "Радуга"
Январь
Чтение чувашских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций
Драматизация сказки «Лиса Плясунья»
Выставка детской литературы чувашских авторов – детских поэтов и писателей чуваши «Прочитайте с детьми»
Февраль
Знакомство с национальными праздниками. Разучивание и обыгрывание чувашских народных подвижных игр».
Март
Знакомство с известными людьми Чувашии
Физкультурный досуг «Чувашские подвижные игры»
Апрель
Неделя чувашской культуры. Галерея юных художников «Город, где я живУ2
Встреча с экскурсоводом из семейного чтения им. В.И. Чапаева. Выставка рисунков « Любимый герой .Всадник, скачущий впереди»
Май
Конкурс стихов «Чувашия моя!»
Экскурсии к памятнику П. Хузангая.
Национальная культура, живущая в сердцах тех, кто предан ей и бережно хранит своеобразие традиционного культурного наследия, дает возможность жить в ладу с самим собой, глубоко понимать и осознавать изменения, происходящие в жизни общества, т.е. осознает необходимость сохранить историю и культуру чувашского края, его традиции и обычаи, обряды и национальный колорит для будущих поколений.
Ознакомление детей с культурным наследием должно проводиться с раннего возраста, когда они начинают эмоционально откликаться на звучание родного языка, выражают свои эмоции при виде предметов декоративно- прикладного искусства, проявляя искренний интерес к народным песенкам, потешкам, игрушкам, книгам, иллюстрациям, картинам, ассоциируя себя как неотъемлемая часть целого народного культурного наследия, оставленного нам для будущих ценителей уникальной старины и народного традиционного искусства. Осознавая необходимость сохранения истории и культуры, мы должны приложить усилия для сохранения самобытности и исторической правды национального искусства чувашского народа!
Литература
1.Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно- методическое пособие. Чебоксары.ЧРИО,2002.
2. Матвеева, Ю.Г. О малой Родине: патриотическое воспитание дошкольников/Ю.Г.Матвеева//Народная школа, 2012- №1.-с.78
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по развитию речи "Милая мамочка"
Воспитание чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме....
Методическая разработка."Мамочка, милая моя".
Сценарий праздника для детей средней группы....
Методическая разработка Проект "Моя милая мама"(средняя группа)
Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме....
Методическая разработка на чувашском языке "Необычное путешествие" для детей средней группы
Дети отправляются в небычаное путешествие. На пути они встречают зайца, котрый очень скучал, а дети его развеселили. Потом дети встретились с куклой Пинерпи. Она детям рассказала о чувашских нац...
Методическая разработка логопедического мероприятия "Милая мамочка"
В методической разработке представлен сценарий логопедического праздника для детей подготовительной группы с нарушением речи....
Методическая разработка «День чувашского языка»
День чувашского языка в подготовительной к школе группе.Мероприятие с детьми....
Методическая разработка по двигательной деятельности в средней группе «Чувашская подвижная игра «Иголка, нитка, узелок»
Задачи:Образовательная: Познакомить детей чувашской подвижной игрой «Иголка, нитка, узелок»Речевая:Активизировать речь детейПознакомить чувашскими словами: Ыра кун, сыва пул, тавтапусВоспи...