Методическая разработка проекта" КРАЙ ЧУВАШСКИЙ МИЛЫЙ, РАСЦВЕТАЙ!"
методическая разработка (подготовительная группа)

 

«В краю ста тысяч слов, ста тысяч вышивок и ста тысяч песен..."

Методическая разработка , направленная на   формирование у дошкольников мотивационно- ценностного отношения к национальной культуре чувашского края, на расширение знаний о родном городе Чебоксары, столице Чувашии, развитие социально- коммуникативных навыков в общении, исполнении стихов и песен,  воспитание чувства принадлежности к этнографической культуре Чувашии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.11_kulturnoe_nasledie_chuvashii.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 160 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

ПРОЕКТ

«МИЛЫЙ  ЧУВАШСКИЙ КРАЙ  РАСЦВЕТАЙ!»

                 Тип проекта: информационный

                 Продолжительность: долгосрочный  

(на 2022-2023 учебный год)

        

                              Выполнили:

                                                                воспитатель высшей квалификационной                

                                      категории Федорова Л.А.

                                       педагог- психолог первой

                                              квалификационной категории

                 Волкова С.В.

                                      учитель- логопед первой

                                               квалификационной категории  

                  Иванова А.П.

Чебоксары, 2022

АННОТАЦИЯ

Тип проекта: информационный

Продолжительность: долгосрочный (на 2021-2022 учебный год)

Участники проекта: дети подготовительной группы «Облачко», воспитатели, родители, специалисты ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

    В настоящее время важное значение в рассмотрении актуальности процесса гуманного отношения к окружающему миру нашего современного нестабильного многоконфессионального и многонационального общества приобретает вопрос необходимости воспитания подрастающего поколения на этнокультурной основе, толерантности, определяющей уровень образованности и этнического самосовершенствования человека. В дошкольном возрасте ребенок легко усваивает и непосредственно воспринимает первые представления о своей принадлежности, формирующей его национальное самосознание.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: этнокультурная основа, этническое самосовершенствование, толерантность, многонациональная.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Данная методическая разработка предназначена для организации проектной деятельности с детьми 6 – 7 летнего возраста.

Методическая разработка содержит конспект плана мероприятий с детьми, рекомендации по работе с родителями.

Проект может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями.

        Ознакомление дошкольников с культурным наследием чувашского народа осуществляется в процессе социализации личности при формировании положительного, эмоционально-ценностного отношения к культуре родного края, ее истокам и языковым особенностям разговорной речи и литературного повествования. «Нет будущего у народа, который забывает свое прошлое!»- гласит чувашская пословица. Вот почему приобщение дошкольников к культурному наследию своих предков становится актуальным направлением в работе, способствующей восприятию уникальной культуры Чувашии.

    Реализация проектной деятельности по ознакомлению детей с национальным наследием малой родины воспитывает в сердцах и умах дошкольников уважение, гордость за землю, на которой они родились, живут и будут продолжать жить, творя добрые дела. Для маленького жителя солнечной Чувашии истоки родины начинаются с семьи, городской улицы, многоэтажки, деревенской улочки, родного милого родительского дома… Осознав себя частью республики, ребенок постепенно расширяет представления о чувашском языке, поэзии, музыке, декоративно- прикладному искусству, а, значит, на наших глазах начинает «расти» будущий гражданин своего Отечества.

  Россия – страна великая и многонациональная. Мы, представители разных национальностей, являемся частью этой огромной и дружной семьи. Народ Чувашии, живущий в уникальном «краю ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок» имеет древнюю историю, обладает богатой культурой.  Чуваши бережно хранят память о своем прошлом, прославляют свои традиции и обычаи, поддерживают интерес к музыкальной культуре, декоративно – прикладному искусству, искусно владеют родным языком, имеющим свои корни, уходящие в глубину веков.

      В настоящее время важной частью духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения является ознакомление и приобщение детей к народному фольклору, народным ремеслам с самого раннего детства. Высококультурным, эрудированным, высоконравственным человеком, истинным патриотом своей родины считается тот, кто знает, приумножает и ценит культуру своего родного края, чтит историю своего народа, проявляет неподдельный интерес к другим культурам, имеющим возможные сходства и непременные различия.

       Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием Чувашии является способом формирования духовности, толерантности, одухотворенной личности ребенка. Духовно-нравственное воспитание детей – одна из основных на сегодня задач дошкольного образовательного учреждения, где важным условием является взаимодействие с родителями, семьей, хранительницей национальных традиций. Образовательная работа по приобщению старших дошкольников к народным культурным истокам осуществляется в тесном сотрудничестве с родительской общественностью, дошкольным учреждением и социальными культурными объектами.  Взаимодействие с родителями по этому вопросу способствует развитию эмоционально- бережного отношения к традициям и культуре своего народа, проявлении чувства любви к Родине, позволяет раскрыться ребенку с лучшей стороны и проявить желание обогащать свои знания о культурном наследии предков.

        Для организации образовательной деятельности, направленной на ознакомление с культурными ценностями чувашского народа, а также для воспитания чувства гордости за родной народ, поддержания интереса к историческому прошлому и проявлении уважения к истокам чувашской культуры, нами был разработан педагогический национальный проект «Край чувашский милый, нет тебя родней!» 

         В разработке проектного содержания приняли участие воспитатель, дети, родители, педагог- психолог и учитель- логопед.    

        Проведя анализ работы, хотим отметить, что, знакомя старших дошкольников    с культурой родного края, мы не только обогащаем культурный уровень детей, но и способствуем развитию   самосознания, духовности подрастающего поколения, воспитываем толерантность и доброжелательное отношение к людям других народов  и национальностей, прививаем любовь   к народному культурному наследию, созданному умелыми руками мастеров и мастериц-  вышивальщиц, формируем устойчивый интерес к народному искусству, совершенствуем эмоциональную сферу дошкольников, способствуем лучшему пониманию родного  языка и развиваем творческие способности, инициативу, ответственность за право выбора    и самостоятельность  в ходе   художественно- эстетической деятельности.

                                                                                                     

      Цель проекта: приобщение старших дошкольников к культурному наследию чувашского народа, знакомство с обычаями, традициями, обрядами и характерными особенностями литературного и музыкального искусств Чувашии.

     Задачи:

Образовательные:

1.знакомить с культурным наследием чувашского народа;

2.формировать познавательный интерес к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному и декоративно-прикладному искусству чувашского народа;

Развивающие задачи;

1.развивать умения анализировать, сравнивать и синтезировать;

2. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные:  

1.формировать чувства патриотизма, нравственности, духовности;

2.Воспитывать воспитывать чувства любви и уважение к традициям своего народа, к культурным ценностям, к родному краю;

 Ожидаемый результат.

В рамках реализации проекта «Край чувашский милый, нет тебя родней!»   у детей старшего дошкольного возраста должны:

-сформироваться познавательные интересы к языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству чувашского народа;

-повысится эмоционально-положительное отношение к традициям своего народа, культурным ценностям, родному краю.

Стратегия достижения

     Для реализации педагогического проекта «Край чувашский, расцветай!» был составлен план мероприятий. Работа строилась в трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

      В ходе реализации проекта «Край чувашский милый, нет тебя родней!»  было налажено взаимодействие с социальными институтами:

- Национальная Чувашская библиотека,

-Чувашский национальный музей,

- детская библиотека им. В. Сухомлинского,

- юношеская библиотека им. И. Тургенева,

- библиотека им. В. Маяковского,

 - Институт культуры ЧР,  

- МБОУ «СОШ 50»,

- МБОУ « СОШ 60»,

-  КВЦ «Радуга»,

- ДК «Ровесник».

1 этап – подготовительный этап (15.07.2019- 31.07.2019)

Сбор информации. Обозначение задач проектной деятельности для всех ее участников: детей старшей группы «Облачко», воспитателей, родителей, специалистов.

Выбор тем, методов, материально- технического оснащения для организации совместной деятельности по проекту.

2 этап – теоретический (19.08.2019г. – 30.09.2019г.)

Сбор информации: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет.

3 этап – практический (1.09.20219г. –31.05.2019г.)

Рассматривание открыток из серии города-«Чебоксары», иллюстраций «Чебоксары – столица Чувашии», виртуальная экскурсия «Мой край родной, любимый! Чувашия моя!»

Создание онлайн- открытки «С любовью, Чувашия» (ЦРДО, конкурс открыток).

«Конкурс стихов на русском языке. Чтение стихов на русском и чувашском языке. (П .Хузангай, Л. , А. Асламас, В. Чаплина, Л. Новоселовой)

«Республиканский конкурс чтецов «Хунав»

Виртуальное ознакомление детей. Создание презентации:

- «Чебоксары- культурная столица»,

-«Чувашская вышивка»,

-«Ими гордиться страна!»,

- «Назад в прошлое».

Ознакомление с особенностями чувашского национального костюма. Рассматривание «Элементы чувашского орнамента и их значение».

Мастер- классы «Чудо- масмак», «Изготовление народной куклы Нарспи» для детей силами студентов колледжа им. Н.В. Никольского, проходящих практику на базе нашего ДОУ.

Виртуальная экскурсия «Театры нашей Республики»

Институт культуры. «Этно- фестиваль «Золотая колыбель»  

- «Великая балерина Н. Павлова»

Чтение чувашских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций.

Конкурс «Книжки- малышки»

Постановки сказок «Лиса- плясунья», «Мост Азамата».

Знакомство с национальными праздниками. Разучивание и обыгрывание чувашских народных подвижных игр.

Знакомство с известными людьми Чувашии. Приглашение.

Неделя чувашской культуры. Галерея юных художников «Город, где живут мои друзья»

Встреча с экскурсоводом из семейного чтения им. В.И. Чапаева.

Выставка рисунков «Любимый герой. Всадник, скачущий впереди»

Физкультурный досуг «Чувашские подвижные игры».

Мастер- класс «Тухья» силами студентов колледжа им. Н.В. Никольского

Конкурс сочинений в стихах и прозе. «Сочиняем о Чувашии».

Психологический тренинг «Дружба крепкая»

Посещение выставочного зала «Радуга»

Экскурсия в музей чувашской вышивки.

Экскурсия к памятнику П.Хузангая

4 этап - заключительный

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

Презентация проекта.

Отчет реализации проекта на родительском собрании. Создание лэпбука «Чувашия моя, край ста тысяч слов, ста тысяч песен и ста тысяч вышивок»

Предоставление материалов проекта для воспитателей.

Сентябрь

Рассматривание открыток «Чебоксары», альбома «Чебоксары – столица моя», виртуальная экскурсия «Мой край родной, любимый!»

Консультация «Знай от края и до края культуру родного чувашского края»

Октябрь

Виртуальное ознакомление детей

 «Назад в прошлое»

Экскурсия в музей краеведения СОШ № 60.

Ноябрь

Ознакомление с особенностями чувашского национального костюма. «Элементы чувашского орнамента и их значение».

Мастер-класс «Изготовление народной куклы»

Экскурсия в музей краеведения СОШ №50

Декабрь

Виртуальная экскурсия «Театры  нашей Республики»

Посещение Этно- фестиваля «Золотая колыбель». Институт культуры

Посещение КВЦ "Радуга"

Январь

Чтение чувашских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций

Драматизация сказки «Лиса Плясунья»

Выставка детской литературы чувашских авторов – детских поэтов и писателей чуваши «Прочитайте с детьми»

Февраль

Знакомство с национальными праздниками. Разучивание и обыгрывание чувашских народных  подвижных игр».

Март

Знакомство с известными людьми Чувашии

Физкультурный досуг «Чувашские подвижные игры»

Апрель

Неделя чувашской культуры. Галерея юных художников «Город, где я живУ2

 Встреча с экскурсоводом из семейного чтения им. В.И. Чапаева. Выставка рисунков « Любимый герой .Всадник, скачущий впереди»

Май

Конкурс стихов «Чувашия моя!»

Экскурсии к памятнику П. Хузангая.                  

       Национальная культура, живущая в сердцах тех, кто предан ей и бережно хранит своеобразие традиционного культурного наследия, дает возможность жить в ладу с самим собой, глубоко понимать и осознавать изменения, происходящие в жизни общества, т.е. осознает необходимость сохранить историю и культуру чувашского края, его традиции и обычаи, обряды и национальный колорит для будущих поколений.

       Ознакомление детей с культурным наследием должно проводиться с раннего возраста, когда они начинают эмоционально откликаться на звучание родного языка, выражают свои эмоции при виде предметов декоративно- прикладного искусства, проявляя искренний интерес к народным песенкам, потешкам, игрушкам, книгам, иллюстрациям, картинам, ассоциируя   себя как неотъемлемая часть целого народного культурного наследия, оставленного нам для будущих ценителей уникальной старины и народного традиционного  искусства. Осознавая необходимость сохранения истории и культуры, мы должны приложить усилия для сохранения самобытности и исторической правды национального искусства чувашского народа!

Литература

1.Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно- методическое пособие. Чебоксары.ЧРИО,2002.

2. Матвеева, Ю.Г. О малой Родине: патриотическое воспитание дошкольников/Ю.Г.Матвеева//Народная школа, 2012- №1.-с.78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по развитию речи "Милая мамочка"

Воспитание чувство глубокой любви и привязанности к самому  близкому и родному человеку – маме....

Методическая разработка."Мамочка, милая моя".

Сценарий праздника для детей средней группы....

Методическая разработка Проект "Моя милая мама"(средняя группа)

Данный проект направлен на развитие положительного отношения ребенка к окружающему миру, приобщению детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме....

Методическая разработка на чувашском языке "Необычное путешествие" для детей средней группы

Дети отправляются  в небычаное путешествие. На пути они встречают зайца, котрый очень скучал, а дети его развеселили. Потом дети встретились с куклой Пинерпи. Она детям рассказала о чувашских нац...

Методическая разработка логопедического мероприятия "Милая мамочка"

В методической разработке представлен сценарий логопедического праздника для детей подготовительной группы с нарушением речи....

Методическая разработка «День чувашского языка»

День чувашского языка в подготовительной к школе группе.Мероприятие с детьми....

Методическая разработка по двигательной деятельности в средней группе «Чувашская подвижная игра «Иголка, нитка, узелок»

Задачи:Образовательная: Познакомить детей чувашской подвижной игрой «Иголка, нитка, узелок»Речевая:Активизировать речь детейПознакомить чувашскими словами: Ыра кун, сыва пул, тавтапусВоспи...