Фольклорный праздник «Старинные посиделки» в рамках защиты проекта на тему «Русское народное творчество» Старшая группа
материал (старшая группа)

Алексахина Зоя Вячеславовна

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, хороводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik.docx346.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи

 Республики Крым «Детский сад №14 «Кораблик»


Фольклорный праздник

«Старинные посиделки»

в рамках защиты проекта на тему

«Русское народное творчество»

Старшая группа

https://phonoteka.org/uploads/posts/2021-04/1619751268_25-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-russkie-narodnie-igr-30.jpg

Подготовила:

Музыкальный руководитель МБДОУ г.Керчи РК «Детский сад №14 «Кораблик»  

Тимофеева С.А.,

Высшая  квалификационная категория

педагогический стаж – 31 год

-2021-

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,  «Физическое развитие».

Цель: формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, хороводы.

Образовательные задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь;
  • Учить детей слушать товарищей, не перебивать друг друга;
  • Создать эмоциональный комфорт у детей в процессе общения друг с другом.
  • Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
  • Воспитывать любовь и уважение к предкам, к истории своей страны.
  • Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа.

Познавательное развитие:

  • Продолжить знакомить детей с фольклорными произведениями. Передавать яркие, светлые чувства при встрече с любимыми персонажами.
  • Закрепить знания детей о том, как жили на Руси, чем питались, на чём готовили еду. Чем занимались в свободное от работы время.
  • Рассказать детям о происхождении посиделок, их назначении, связи с фольклором (сочинялись небылицы, сказки, загадки, считалки). Расширить словарный запас детей. Познакомить с предметами старины.

Речевое развитие:

  • Формировать элементы культуры речи: говорить четко, правильно, выразительно;
  • Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников;
  • Формировать у детей эмоционально-чувственное, осознанное восприятие образов устного народного творчества (потешки,  заклички, пословицы, считалки, колыбельные песни и т.д.). 

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, художественный вкус;
  • формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, хороводы.

Физическое развитие:

  • Способствовать развитию двигательной активности детей;
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать координацию движений во взаимосвязи с речью;
  • Создание условий для  двигательной активности детей на основе народных подвижных игр.
  • Создавать психологический комфорт путем рационального  сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.

Оборудование:

Лавки, печь, сундук, прялка, кухонная утварь, предметы быта народной избы, костюмы в народном стиле, платки,

ХОД   МЕРОПРИЯТИЯ:

Хоровод  « Русские дорожки»

Воспитатель: Дорогие ребята. Сегодня мы с вами попробуем побывать в прошлом. Ведь сейчас, в это время, мы с вами стали смотреть на многие вещи, по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего народа.

Мы, мало уделяем внимания народной культуре. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало и что тревожило? Как они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?

И вот сейчас, мы с вами, перенесёмся, туда в то время, вы готовы? Ну, тогда вперёд.

Ведущий:

На завалинках, в светелке,

Иль на брёвнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине мы сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили, песни пели,

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши

Словом, эти посиделки,

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Посмеялся старый мир.

Нынче все мы «по сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Выходят девочка и мальчик в русских костюмах. В руках у них поднос с хлебом.

Мальчик:

 Собрались мы позабавиться да потешиться.

Пошутить, поиграть, посмеяться.

Смех вам да веселье!

Девочка:

Просим на избу:

Красному гостю

Красное место.

Милости просим,

А хлеб-соль по-старинному,

За хлебом, солью

Всякая шутка хороша

Где потеснее, там и веселее.

Игра  «Закличка»

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что такое закличка?

Ответы детей. Небольшая песенка или стихотворное обращение к явлениям природы.

Воспитатель:

Надоела нам зима,

Покличьте ребята,

Весну - красну.

Дети: Весна! Весна красная!

Приди, весна с радостью,

С великою милостью!

С львом высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными,

С весенними ливнями.

Воспитатель: Входи, Весна,

Тебе, Весна, все рады!

Вход весны

Весна: Я - Весна – красна!

Вам в подарок принесла

Листья на дубочек

Шелковый платочек,

Много-много вешних вод,

Да веселый хоровод.

Это только присказка

А что будет впереди,

Приготовься и гляди.

Хоровод: «Веснянка»

Воспитатель: Вдоль улицы, во конец,

Шел удалый молодец,

Не товар продавать

Себя людям показать.

Входит мужчина "коробейник" (кланяется),

Коробейник:

К нам сюда скорей мы просим, подходи честной народ.

Веселиться начинайте, всех нас музыка зовет.

Приходите граждане, угостим мы каждого.

раздает девочкам платочки, кланяется и уходит.

Танец с платками «Калинка малинка…»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое пословицы?

Ответы детей: Пословица – это краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Воспитатель: А какие пословицы вы знаете?

Дети:

  1. Без веретена пряжу не спрядешь.
  2. Всякой вещи свое место.
  3. Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Воспитатель:

Под малиновым кусточком

Шелка травушка растет,

Под рябиновым кусточком

Цветник розовый цветет,

Под калиновым кусточком,

Наша Катя платье шьет.

Девочка:

Иголка, иголка

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик

Шей сарафанчик.

Танец «Прялица»

Воспитатель: Посылали молодицу,

Под горушку по водицу,

А водица далеко

А ведерко велико.

Инсценировка песни «Аннушка»

Воспитатель: Как Аннушка для Демьяна,

Наварила, напекла

92 блина, 2 корыта киселя

50 пирогов, не найти едаков.

Не красна изба углами,

А красна пирогами

Аннушка и Демьян пьют чай.

Демьян: Эх, возьму я в руки балалайку,

Да потешу я свою хозяйку.

Эй, Тимоха и Тальян

Николай, Семен, Иван.

Сядем, братцы, все рядком,

Да частушки пропоем.

Воспитатель: Красны девицы, да добры молодцы

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Аннушка: Станем девицы рядком

Да частушки пропоем.

Демьян: Да и мы, пожалуй, встанем

От подружек не отстанем.

Все: Мы частушек много знаем

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает ни каких.

Частушки (девочки и мальчики встают напротив друг-друга)

Мальчики: Девочки - беляночки

Где вы набелилися?

Девочки: Мы вчера коров доили

Молоком умылися.

Мальчики: Вы, послушайте, девчата

Нескладуху буду петь,

На дубу свинья посётся

В бане парится медведь.

Девочки: А у нас на сарафанах

Косолапы петухи,

Сами мы не косолапы,

Косолапы женихи.

Мальчики: Запрягу я, кошку в дрожки

А котенка в тарантас

Поведу свою подружку

Всем соседям напоказ.

Девочки: Мы с Егорушкой сидели,

У куста малинова

Сверху ягода упала,

Придавило милого.

Мальчики: На горе стоит телега

Слезы капают с дуги,

Под горой стоит корова

Надевает сапоги.

Девочки: По деревне я пошла

Димочку увидела,

Под кустом сидел и плакал,

Курица обидела.

Все: Мы ребята Крымские

Мы нигде не пропадем

Если надо мы станцуем,

Если надо пропоем.

Воспитатель:

Ай да молодцы! Славно у вас получается.

Я для вас, ребятки,

Загадаю загадку.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят в друг дружке,

А всего одна игрушка.

Ответы детей: Матрешка.

Выходит матрешка

Матрешка.:

У кого тут хмурый вид,

Снова музыка звучит,

Собирайся детвора

Ждет вас русская игра.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота,

Проходите господа.

Первой матрешка пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише-тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два

Вот и кончилась игра.

Матрешка:

Вот как славно поиграли

И немножечко устали.

Вы ребята посидите

Т меня все проводите.

Воспитатель:

Спасибо тебе матрешка, за то, что пришла к нам на праздник…

Выходит коробейник

Коробейник:

Праздник наш к концу подходит

Кто был весел – молодец.

Приходите снова к нам

Рады мы всегда гостям!

Восп.: Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радует кого-то,

Наших прадедов работа.

Ребенок:  Стихотворение

Родина

Т. Бокова

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Песня «Край родной».

В конце занятия Коробейник раздает угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему «Русское народное творчество, как средство формирования патриотических и общечеловеческих ценностей дошкольников».

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей патриотические чувства и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражда...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

Сценарий итогового мероприятия в рамках проекта на тему: «Русские народные традиции и фольклор»

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Русские народные традиции и фольклор» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми...

Проект на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)

Проектная деятельность на тему: «Русская матрёшка» (для подготовительной логопедической группы)Вид проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: 2 недели.Возрастная группа: старшая ...

Фольклорный праздник «Старинные посиделки» в рамках защиты проекта на тему «Русское народное творчество» Старшая группа

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развит...