Сценарно- режиссерская разработка интегрированного развлечения «Путешествие по Волге» для старших и подготовительных групп с нарушениями речи
методическая разработка

Рангаева Александра Анатольевна

Материал интересен для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_integrirovannogo_razvlecheniya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарно- режиссерская разработка

интегрированного развлечения

 «Путешествие по Волге»

для старших и подготовительных групп

 с нарушениями речи

        

Цель: приобщать к общекультурным ценностям как условию духовно-нравственного и патриотического развития ребёнка. Воспитывать любовь к «малой Родине» и гордость за ее достижения.

Интеграция образовательных

областей

Задачи

«Художественно – эстетическое развитие»

  • Способствовать  развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности;
  • приобщать детей к музыкальной народной культуре;
  • формировать музыкальный вкус;
  • прививать любовь к песням, танцам, хороводам, играм, фольклору;
  • закреплять опыт деятельности в пении индивидуально, коллективно;
  • развивать детское творчество;
  •  приобщать к различным видам искусства;
  •  использовать художественные произведения для обогащения содержания представлений детей.

«Социально-коммуникативное развитие»

  • развивать дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
  •  развивать игровую деятельность детей;
  • формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей малой Родине, представлений о социокультурных ценностях  традиций и праздников  народностей края.

«Познавательное развитие»

  • Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре;
  • формировать представления о народных традициях, обычаях;
  • Воспитывать любовь и уважение к своему городу;
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

«Речевое развитие»

  • Совершенствовать речь как средство общения;
  • развивать все компоненты устной речи;
  • обогащать обществоведческий словарь детей (монастырь, воевода, паломники, источник, салажата, легенда, излучина, залив, бурлаки, губерния);
  • совершенствовать опыт деятельности выразительно рассказывать стихи.

Предварительная работа

  • Оформление географического, фольклорного уголков в группе.
  • Рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, презентаций о родном крае, народных традициях и обычаях, о реке Волге.
  • Беседы с детьми о прошлом и настоящем родного края. Рассказать, что праздники, игры, народные песни, сказания, танцы отражают быт и жизнь людей.
  • Разучивание песен, танцев, частушек.
  •  Повторение изученных народных подвижных игр,  хороводов.
  • Собирание фольклорного материала о родном крае (потешки, прибаутки, календарные песни, приговорки, игры, изделия народных умельцев).
  • Индивидуальная работа с ведущими, персонажами. Подготовка музыкальных инструментов, фонограмм.

Разучивание песен: «Город Сызрань» р. н. п., «Как пойду я на быстрою речку» р.н.п. песня «Сызрань» муз. В. Лисейчева, частушки о Волжском крае.

Разучивание танцев и хороводов: русский народный хоровод «Край ты мой любимый»

(из репертуара ансамбля «Золотое кольцо»), танец со швабрами  «Салажата» (фонограмма), танец «Чаек» (фонограмма), танец «Бурлаков» (под песню Ф. И. Шаляпина «Эх, дубинушка»), «Танец реченька» (под песню «Реченька» из репертуара М Девятовой), танец «Дружат дети на планете» (муз. Любаши).

Оборудование:

Интерактивное оборудование,  пароход, осенние деревья,  коробы с товарами, канат, изделия народных промыслов

Аудиозаписи русских народных и современных песен.

Герои:

Взрослые – Ведущий, Дед, Помидор

Дети – капитан, коробейники,  Даниловна и Гавриловна

Оборудование:

  • Атрибуты русской избы: резной домик, коврики, русские платки, печка, народная кухонная утварь, строительный материал для парохода;
  • осенние деревья;
  • балалайки, швабры, канат;
  • костюмы народные для детей.

Ход праздника

Дети под русскую народную мелодию заходят в зал.

 Исполняется русский народный хоровод

«Край ты мой любимый»

(из репертуара ансамбля «Золотое кольцо»).

Слышится колокольный звон (звучит фонограмма).

Ребенок

Колокольный перезвон

Слышен он со всех сторон.

Что  случилось? Не пойму!

Может это не к добру?

Ребенок:

Что вы, что вы – это звон

Нам напомнит об одном,

В Сызрань праздник вновь идет

Весь народ к себе зовет.

Ведущий:

В 1683году воеводой Григорием Козловским был основан наш город Сызрань. И вот мы сегодня собрались, чтобы отметить день рождение нашего славного города. Исполняется песня «Город Сызрань»

            (Песня сопровождается показом слайдов родного города Сызрань)

Ведущий:

Ребята, вы видели, как красив наш город Сызрань, который стоит на  реке Волге.

Во все времена эту великую реку называют  кормилицей. И пока Волга не подернулась льдом, в день рождение города мы совершим путешествие по ней, по нашему родному краю.

Под песню «Волга»  в исполнении Н. Расторгуева  ведущий предлагает пройти на пароход

Ребенок:

На Волге живу, не в столице,

Но право гордиться могу,

Что вот довелось поселиться

На этом святом берегу.

Одни над планетою звезды

Но каждый  волжанин поймет

Над Волгой особенный воздух

На Волге особый народ.

Ведущий представляет капитана судна  (ребенок).

Капитан

Отдать швартовые! Полный вперед!

Ведущий:

А вот и наша команда матросов и юнг. Они нам будут обеспечивать безопасное путешествие. Сейчас они исполнят веселый танец.

Мальчики исполняют танец со швабрами  «Салажата» (фонограмма).

Ведущий:

Ребята, наш капитан взял курс по реке вдоль нашего города (показ слайдов презентации).

Ведущий:

И так, проплывая,  мы видим  Благовещенский монастырь, который располагается недалеко от Сызрани. А чуть выше по течению расположился Вознесенский мужской монастырь. Он знаменит своим источником Феодоровской Иконы Божией Матери, к которому съезжаются паломники со всей России. Напротив нашего города,  посередине Волги на острове, находится башня - "гостиница" для чаек. Смотрите, вот и они кружат за кормой.

Исполняется танец «Чаек»

Плывем дальше, проплываем мимо старейшего моста России - Сызранского железнодорожного моста через Волгу. Ему больше130 лет. Ребята, а чем еще знаменит наш город? (ответы детей)

Сразу после Сызрани начинается скалистый берег - это подножие Жигулевских гор.

Дальше проплываем мимо Самарской Луки, излучины реки Волги, одно из самых уникальных природных образований. Вся ее территория объявлена заповедной зоной.

В народе существует легенда про нашу красавицу реку.

Инсценировка

Ведущий

Давным-давно жили-были два неразлучных брата: Сокол (левый берег Волги) и Жигуль (правый). Каждый из них слыл отважным и мужественным воином. Всякая девушка почла бы за честь стать женой любому из них, но им обоим нравилась Волга. Кружила им головы красой и нежным голосом, а сама думала лишь о Каспии. Мудр и хорош собой был Каспий, обещая любовь и богатства, и задумала она сбежать к нему.
Прознали о том Жигуль и Сокол — разгневались на обманщицу. Заперли они колдунью, а чтобы пленница не сбежала, усадил Сокол своего пса охранять темницу.
Опечалилась Волга, а когда наступила ночь, запела грустно.

Исполняется русская народная песня «Как пойду я на быстрою речку»

Стало клонить братьев в сон, и только верный сторожевой пес не смыкал глаз. К утру же одолела колдовская дремота и сторожевого пса. Но лишь ступила Волга один шаг, как поднял голову сторожевой пес и успел залаять: «Тип-Тяв!» Бросилась тогда молодая колдунья между проснувшимися братьями. Превратилась она в реку широкую, Жигуль и Сокол и стали они горами высокими, а собака Сокола стала кручей у подножья своего окаменевшего хозяина. Никто теперь не мог помешать красавице. И встретилась Волга с Каспием. Ведь ради возлюбленной стал он глубоким морем.
С тех пор так и стоят братья-богатыри, разлученные рекой Волгой, и лежит у ног Сокола его верная собака, которую до сих пор зовут Тип-Тяв (показ слайдов).

Капитан.

А сейчас сделаем остановку в районе села Переволоки.

Дети выходят с корабля и их встречает дед рыбак.

Дед

Здравствуйте, гости дорогие,  рад видеть вас на моей земле. Мое село называется Переволоки,  здесь можно сократить время движения по Волге и обойти излучину реки по Усинскому заливу. Отсюда и пошло название села Переволоки. Ох, помню рассказ моего деда, как в этом месте бурлаки перетаскивали корабли, идущие по Волге, чтобы сократить расстояние аж,  на 150 км! Раньше это весьма экономило время и силы. Но тяжела была работа.

Исполняется танец «Бурлаков» (под песню Ф. И. Шаляпина «Эх, дубинушка»)

Дед.

А теперь хочу проверить, а вы растете такими же сильными?

Игра «Перетяни канат»

Капитан

Свистать всех наверх, продолжаем наше плавание.

Дед

Ну, прощайте детушки, хорошего путешествия, а вот и подарок вам от меня (угощает рыбой)

Ведущий

А теперь перед нами распахнулись Жигулевские Ворота (это самое узкое место на средней Волге), Жигулевские горы, которые славятся своей красотой и молодостью, они растут, каждые 100 лет на 1 сантиметр, Жигулевское море, на котором построена ГЭС. Рядом расположился город Тольятти, который славен  машиностроением.

А вот  и доплыли до сердца губернии – города Самары.

Давайте здесь сделаем остановку. Смотрите, кто - то нас встречает.

Идут Даниловна и Гавриловна (дети).

Даниловна  

Мы веселые старушки

Неразлучные подружки.

Гавриловна –

 К вам на встречу мы пришли,

И веселье принесли.

Даниловна

Плохо ты кланяешься Гавриловна.

Гавриловна –

По причине полноты, Даниловна.

Даниловна

Одинокие старушки,

Мы живем в одной избушке.

Гавриловна  

Блинами обитая,

Оладьями крытая.

Даниловна

Веселее хлопни-ка, Гавриловна.

Гавриловна

А ты ножкой топни, Даниловна.

Даниловна и  Гавриловна

Что за славный денек,

Собирайся народ,

Будем петь да шутить,

И гостей веселить.

Дети исполняют частушки о Волжском крае

Ведущий

Между волжскими городами издавна велась торговля. Вот и сейчас мы с вами попали на ярмарку,  посмотрите на прилавки, смотрите  сколько здесь товару всякого!

А вот и коробейники сюда идут

Коробейники

  1. коробейник

Здравствуй, честной народ,

Коробейник к вам идет.

  1. коробейник –

 Не проходите мимо, загляните,                                  

На наши товары посмотрите.

  1. продавец -    

Покупайте игрушки,  

Водоноски, зверюшки,  

Посмотрите  как живой,

Есть и конь здесь удалой.

2        продавец -    

А у меня товары,  

Продаются самовары,

И конфеты, и баранки.

Покупайте сушки, дивные ватрушки

.

  1. продавец -  

Две глиняные барышни

Стоят тихонько в ряд.

Веселые и стройные,                    

Прекрасен их наряд.

  1. продавец -    

Подходите, подходите,

На игрушки посмотрите,

Свистят свистульки - ушки,

Свистит петух - проказник,

Не зря у нас здесь праздник.

  1. продавец -    

Расписные доски,

Вологодские кружева,

Золотая хохлома –

Хороший товар.

Чудесная ярмарка!

5        продавец  -  

А вот ниточки, иголочки,

         Для вас, девочки - красоточки,

         А вот платки, помада,

         Выбирай, что надо.

Ведущий

Ну, что, ребята, нам пора продолжать плавание. Дети, вам понравилась ярмарка?

Ведущий

Вот платки - то нам нужны нашим девицам, которые сейчас хоровод заведут.

Девочки исполняют «Танец реченька»

(под песню «Реченька» из репертуара М Девятовой)

Ведущий  -  

Каких бы не было красивых городов на свете, но наш город самый лучший. Соскучились по дому?

Дети

Да.

ребенок -

Там, где Волга, родная красавица,

Рвется к югу от гор Жигулей.

Город Сызрань растет, разрастается

На глазах у наших детей.

ребенок

Славен город наших дедов

В жизни многое изведав.

Он стоит из года в год

Наша гордость и оплот.

Ведущий

А вот и наш город. Смотрите, ребята, а нас встречает Синьор-Помидор

Помидор.

А вот и я – помидор зовут меня!

В красном ярком сюртуке

И с корзинкою в руке,

Всем подарки раздаём

Песню звонкую споём.

 

Песня «Сызрань» (автор Лисейчев В.Н.)

Помидор

А я славный помидор

Не люблю вражду и спор

Дружбой с братьями  горжусь

И ни с кем я не дерусь!

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём-то похожи.

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

Танец «Дружат дети на планете» (муз. Любаши)

Ведущий

Вот и закончилось наше путешествие по родному краю.

Помидор

Приглашаем всех гостей на чаепитие.

Используемая литература:

1. З.Ф. Аксенова Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. -М. ТЦ Сфера, 2003.

2. Ю. Г. Круглов Хрестоматия Русское народное поэтическое творчество Отд-ние изд-ва "Просвещение" 1993

3. О.Л. Князева, М.Д Маханёва  Приобщение детей к истокам русской народной культуры - Изд-во С.-Петербург 1998

4. Л. И., Мельникова Л. И., 5. Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г

 

5. Г. А.  Остроух Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей  Дошкольное воспитание, №9 1994

6. Интернет - источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарно – режиссерская разработка спортивного досуга «Путешествие по королевству «Спортландия»

Цель: способствовать развитию двигательной активности, закреплению физических умений и навыков.Интеграция: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физичес...

Сценарно-режиссерская разработка физкультурного развлечения для детей 5-6 лет и их родителей "Весенний цветок здоровья"

Сценарный планЭкспозиция: зал празднично украшен надувными шарами, спортивной символикой, рисунками о здоровье и спорте, на центральной стене проектор с изображением  картинки о здоровье и назван...

Сценарно-режиссерская разработка праздника, посвященного Дню Знаний в средней, старших и подготовительных группах «Незнайка в гостях у ребят»

Интересный, веселый сценарий Дня Знаний для средней, старших и подготовительных групп. К ребятам в гости приходит веселый Незнайка и говорит, что не хочет идти в школу, говоря, что и так умный. Дети п...

Сценарно-режиссерская разработка физкультурного развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние гуляния, огородные состязания».

Методическая разработка физкультурного развлечения разработана для детей средней группы. Цель данного сценария: закрепить осенние признаки природы, способствовать развитию познавательного интерес...

Сценарно-режиссерская разработка. Спортивное развлечение «День здоровья» с детьми старшего дошкольного возраста.

Сценарно-режиссерская разработка для детей старшего  дошкольного возраста, включающая в себя различные игры и эстафеты с музыкальным сопровождением....