"Волшебный мир театра"
методическая разработка

Манухина Елена Анатольевна

Кружок театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhokteatralizovannoy_deyatelnosti.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА «ТЕРЕМОК» НА 2019–2020 ГОД

(СРЕДНЯЯ ГРУППА)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрально- игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, разговорную речь, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребёнка. Программа описывает подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Образовательные: Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.). Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов. Учить импровизировать игры- драматизации на темы знакомых сказок;

2. Развивающие: Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях; Развивать память, внимание, воображение, фантазию; Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски; Развивать речь у детей и корректировать ее нарушения через театрализованную деятельность; Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей. Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации. Развивать желание выступать перед родителями. Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей;

3. Воспитательные: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества. Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала; Воспитание аккуратности старательности. Воспитание коммуникативных способностей детей.

Занятия проводятся по следующей схеме:

- введение в тему;

- создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (используются методы и приемы: чтение, рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказ детей, показ воспитателем способа действия, театрализованные игры, игры – импровизации).

Режим занятий:

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Длительность занятий составляет: - 1 год обучения (4-5 лет) – не более 20 мин.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Психологическая комфортность, раскрепощенность, стимулирующие развитие духовного потенциала и творческой активности. Сформированность умений находить средства выразительности и эмоциональности состояния. Расширение импровизационных способностей детей: мимика, жест, пантомимика. Развитие нравственно - коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело до конца); произвольных познавательных процессов (внимание, память, восприятие, любознательность). Развитие всех сторон речи. Привлечение внимания родителей к новым формам работы группы по всестороннему развитию личности ребенка.

К концу реализации программы предполагается овладение детьми следующими знаниями, умениями и навыками:

1. Ребенок должен знать: - виды театров;: музыкальный, кукольный, театр зверей, теневой- знать 5—8 артикуляционных упражнений;

2. Ребенок должен уметь:

- передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи;

- понимать и эмоционально выражать различные состояния персонажа с помощью интонации;

- принимать позы в соответствии с настроением и характером изображаемого героя;

- изменять свои переживания, выражение лица, походку, движения в соответствии с эмоциональным состоянием.

3. Ребенок должен владеть навыками:

- культурного поведения в театре;

- подбора собственных выразительных жестов;

- психологического настроя на выполнение предстоящего действия;

- произнесения развернутых диалогов в соответствии с сюжетом инсценировки.

Программа составлена с учетом  реализации межпредметных связей по образовательным областям: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Здоровье».

Познание

        

Ознакомление с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями.

Социализация

Развитие игровой деятельности.

Здоровье

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Художественное творчество

Ознакомление с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля.

Музыка

Учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

Коммуникация

Развитие четкой, ясной дикции, работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

Чтение художественной литературы

Дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности.

Педагогический анализ  знаний и умений детей проводится 2 раза в год: промежуточный - в сентябре, итоговый - в мае.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в работе кружка:

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- пальчиковые игры со словами;

- гимнастика для глаз;

- физкультминутка, динамические паузы.

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

Зеркальный уголок для работы над мимикой и артикуляционным аппаратом, костюмы маски, элементы грима; декорации; театральный уголок в группе; куклы для разных видов театров.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- Занятия;

- Игры- занятия;

- Игры- загадки;

- Занятия- путешествия;

- Игры- драматизации;

- Занятия- путешествия;

- Игры- драматизации;

- Совместная деятельность педагога и воспитанников;

- Самостоятельная деятельность воспитанников;

- Игры, упражнения, этюды.

Работа с детьми: индивидуальная парная, подгрупповая.

Работа с родителями: участие в концертах, показ драматизаций для родителей; консультации, папки- раскладушки.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

Тема

Цель

Месяц

1.

1. Викторина по сказкам.

2. Загадки о сказочных героях

Вспомнить с детьми знакомые сказки. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Сентябрь

2.

1. Игра «Волшебные превращения»

2. Чтение стихотворения «Веселый оркестр»

3. Игра на имитацию движений «Представьте себе» Т. игра ст33

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

3.

1. Чтение сказки: «Пузырь соломинка и лапоть»

2. Подвижная игра «Пузырь»

3. «Подумай и ответь» Новиковская ст. 9-10

Формировать умение внимательно слушать сказку. Развивать двигательную активность детей.

4.

1. Рассказывание воспитателем сказки «Пузырь соломинка и лапоть»

2. Игра «Запомни и повтори»

3. Т. игра «Мыльные пузыри» Новиковская ст. 12

Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая, отвечать на вопросы воспитателя. Развивать слуховую и зрительную память.

1.

1. Рассказывание воспитателем совместно с детьми сказки «Пузырь соломинка и лапоть»

2. Игра «Есть или нет» Новиковская ст. 12

Учить коллективному пересказу знакомой сказки. Развивать зрительную и слуховую внимательность детей.

Октябрь

2.

1. Показ сказки воспитателем сказки (настольный театр)

2. Беседа о правилах передвижения фигурок на столе.

3. Пантомима Новиковская ст. 14

Воспитывать интерес к сказке. Дать знания детям о правилах в показе настольного театра.

3.

1. Показ сказки совместно с детьми.

2. Игры «Сосчитай», «Узнай по контуру» Новиковская ст. 14

Совершенствовать общую и мелкую моторику. Цифры 1-3.

4.

1. Экскурсия- имитация «В осенний лес»

2. Игра с движениями «Художница осень»

3. Мини-сценка «Еж- чистюля» Т. игра ст. 40

Развивать воображение, пантомимические навыки

1.

1. Чтение сказки: Лиса и кувшин»

2. Беседа «Подумай и ответь»

3. Сказочные загадки» Новиковская ст 26

Формировать умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Ноябрь

2.

1. Чтение сказки «Лиса и кувшин» и совместный пересказ сказки.

2. П. игра «Сноп»

3. Игра «Всем поможем» Новиковская ст. 26- 28

Совершенствовать общую моторику. Развивать способность осмыслять события сказки.

3.

1. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» детьми

2. Задание «Узнай по звуку»

3. «Назови части» Новиковская ст. 29

Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, расширять словарный запас детей.

4.

1. Показ сказки воспитателем и детьми совместно.

2. Артикуляционная гимнастика

3. «Дорисуй узор», Новиковская ст 33- 34

Воспитание коммуникативных навыков.

1.

1. Рисуем сказку

2. П. игра «Лиса и кувшин»

3. «Найди лишний предмет» Новиковская ст 33

Развивать дыхание, вырабатывать длительный направленный выдох.

Декабрь

2.

1. Игра «Снежинки»

2. Дыхательные упражнения

3. Игра на память физических действий Т. Игра ст. 49

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков «у», «ф», «х», «ш»

3.

1. Игра с движениями

2. Игра «Продолжи фразу»

3. Ролевой театр «Кошкин дом» Т. Игра ст. 45

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой

4.

1. Театр рук «Кораблик»

2. Игра с движениями «Пингвины на льду»

3. Игра «Море волнуется» Т. Игра ст 53

Учить сочетать движения и речь, расширять голосовой диапозон.

1.

1. Знакомство с театром теней. Показ воспитателем сказки «Маша и медведь»

2. Рассматривание оборудования и силуэтов к сказке, показ правильного вождения

Познакомить детей с новым театром, воспитывать интерес к театру.

Январь

2.

1. Чтение стихотворения «Кто пришел ко мне с утра»

2. Упражнение на развитие интонационной выразительности. Т. Игра ст. 54

3. Показ сказки «Маша и медведь» воспитателем с помощью детей (по желанию)

Воспитывать любовь и уважение к матери, семье. Воспитывать интерес к теневому театру.

3.

1. Потешка «Вороны»

2. Игра с движениями «Летает – не летает» Т. Игра ст. 43

3.»Показ сказки «Маша и медведь» детьми.

Закрепить знание о теневом театре, учить произносить тексты с различной силой голоса

1.

1. Знакомство со сказкой «Заяц- хваста»

2. Игра «Оркестр», «Сосчитай» Т. Игра ст. 47

Познакомить детей с новой сказкой. Развивать коммуникативные качества детей.

Февраль

2.

1. Чтение сказки «Заяц- хваста»

2. «Подумай и ответь» Беседа по сказке.

3. Игра «Будь внимателен» Новиковская ст. 60

Формировать умение внимательно слушать взрослого, соблюдать правило в играх.

3.

1. Совместный пересказ сказки воспитателя с детьми

2. Игра «Найди ошибку» Загадки.

3. Игра «Цепочки слов» Новиковская ст 60- 61

Развивать у детей слуховое внимание, осмыслять события сказки.

4.

1. Показ сказки «Заяц- хваста» воспитателем (куклы на палочках)

2. Конструирование из счетных палочек Новиковская ст 68- 69

3. Игра «Продолжи фразу» Т. Игра ст45

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой

1.

1. Организационный момент. «Инсценировка сказки»

2. Артикуляционная гимнастика

3. «Чьи следы» -дедуктивная игра Новиковская ст. 64

Учить детей согласовывать мелкую и артикуляционную моторику

Март

2.

1. Инсценировка сказки на ширме «Заяц- хваста» на ширме. Воспитатель+ дети

2. Игра «Волшебный барабанчик» Новиковская ст. 68

Развивать слуховое и зрительное восприятие детей, память, дыхание.

3.

1. Рисуем сказку «Заяц- хваста»

2. Игра П. игра «Зайки на лужайке»

3. Конструирование из счетных палочек. Новиковская ст. 68- 69

Совершенствовать мелкую и общую моторику. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

4.

1. Организационный момент. Игра «Пчелки и жук»

2. Игра на пальцах Т. Игра 58

Уточнить знание детей о весне. Развивать мелкую моторику рук.

1.

1. Игра на пальцах

2. Стихотворение «Кто пришел?»

3. Игра с движениями «Мама спит» Т. Игра ст. 54

Развивать мелкую моторику, умение сочетать движение и речь.

Апрель

2.

1. Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит»

2. Игра- пантомима

3. Куклы из театра Т. Игра ст 59

Развивать пантомические навыки, развивать речь.

3.

1. Чтение сказки «Смоляной бочок»

2. «Подумай и ответь» Новиковская ст76- 77

Формировать желание детей слушать сказку.

4.

1. Игра «Мы знаем много названий животных»

2. Игра «Волк и коровы» Новиковская ст. 77

3. Чтение сказки «Смоляной бычок» Беседа о героях сказки»

Закреплять и расширять знание о домашних животных.

1.

1. Игра «Из чего бычок?»

2. «Найди ошибку» Новиковская ст 77

3. Рассказываем сказку «Смоляной бычок» Воспитатель+ дети.

Формировать умение соблюдать очередность в коллективном пересказе.

Май

2.

1. Инсценировка сказки. Беседа после инсценировки.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Игра «Урок коровьего языка» Новиковская ст 81

Воспитывать подражательность. Учить согласовывать свои действия при проведении инсценировки.

3.

1. Показ сказки на ширме. Воспитатель + дети

2. Игра «Сосчитай» Новиковская ст 82

Воспитывать умение сочетать движение и речь. Воспитание коммуникативных навыков.

4.

1. Показ сказок на разного вида оборудовании, по желанию детей.

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. О. А. Новиковская. Санкт-Петербург «Паритет» 2007г.

2. Театральные игры в детском саду Г. Н. Петрова

3. Кукольный театр дошкольникам Т. Н. Караманенко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебный мир театра»

Развивающая образовательная деятельность по театрализации в подготовительной группе....

Проект "Волшебный мир театра"

Проект разработан для работы с детьми 2 младшей группы. Цель проекта: способствовать развитию творческих  и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста....

Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра".

Конспект развлечения по театральной деятельности.Тема: "Путешествие в волшебный мир театра"....

"Волшебный мир театра"

консультация для родителей о необходимости приобщения детей к искусству театра...

Опыт работы по театральной деятельности "Тылсымлы театр дөньясы"("Волшебный мир театра")

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации ...

Городской 14 фестиваль детского творчества «Солнечный лучик» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, посвященного году театра («Волшебный мир театра»).

Четырнадцатый раз на сцене  ДДТ город  Донской проходит детский фестиваль  «Солнечный лучик». В этот раз все увидели  инсценировку, музыкальной сказки  «Дюйм...

Конспект по развитию речи приобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра» Средняя группа

Конспект по развитию речиприобщению к художественной литературе посредством пальчикового театра Тема: «Знакомство с волшебным миром театра»Ср...