Народное творчество
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Манушкина Светлана Станиславовна

Закрепление знаний о русском народном творчестве, обогащение соварного запаса, знакомство с избой, народными инструментами, горницей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo.docx29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

Тема: «Музыкальное путешествие в русскую народную культуру»

Группа общеразвивающей направленности для детей

от 6 до 7лет

Цель: воспитание у детей интереса к русской народной культуре, посредством всех видов музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, четко произносить слова песен;

-закреплять знания о разновидностях русских народных инструментах;

- закреплять знания о русских народных играх;

- формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах;

- закреплять знания детей о культуре и быте русского народа в доступной для детей форме.

Развивающие:

-способствовать развитию воображения, памяти, внимания, творческих способностей;

- обеспечивать двигательную активность в ходе проведения народных игр;

- развивать интерес к культуре русского народа;

-обогащать словарный запас, развивать память;

- развить интерес к устному народному творчеству русского народа на примере изучения фольклорных жанров.

Воспитательные:

-воспитывать уважение к традициям и к музыкальной культуре русского народа;

-воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.

Расширять и активизировать словарный запас: фольклор, красный угол, убранство, чугунок, посиделки, частушки.

Создание среды для организации и проведения занятия: детские музыкальные инструменты (деревянные ложки, колокольчики,  треугольники, бубенцы, бубны, картинки для игры «Загадки», презентация, музыкальный центр, фортепиано, сундук, кокошник.

                                                               Ход занятия.

Дети с воспитателем входят в зал под русскую народную музыку, встают перед гостями. Их встречает музыкальный руководитель в русском народном костюме.

М. Р. : 

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.

Звонкие соловушки, умные головушки!

Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло.

Давайте мы поздороваемся.

М. Р:    Ребята, мне сегодня почтальон принес письмо и просил передать его вам. Пишет Вам письмо Алеша Попович

«Здравствуйте ребята. Моя жена, Любава собиралась идти к подругам на посиделки, да вот случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала все сундуки и теперь они не открываются. У Любавы в сундуке лежал ее любимый и самый красивый кокошник, теперь она сидит и горько плачет у окна. А я не могу Любаве помочь, далеко от дома я, а ни то бы проучил бы я Бабу Ягу. Ребята, помогите развеять чары Бабы Яги и достать любимый кокошник Любавы»

М. Р.             Ребята, поможем мы Любаве и Алеше Поповичу?

М. Р.             Значит, что нам надо сделать?

Дети:            Отправится в гости к Любаве расколдовать сундук.

М.Р.              А что в сундучке лежит? (Кокошник)

                А что такое кокошник? (ответы детей)

М. Р.            Все верно, нам надо достать кокошник Любавы из сундука, а для этого надо отправится в путешествие в сказку. Давайте закроем глаза и медленно-медленно повернемся вокруг себя, остановитесь и откройте глаза.

М. Р.              Ребята, посмотрите, а вот и изба Алёши Поповича и Любавы.

                 Давайте мы зайдем в дом и присядем

                                 (Под музыку дети садятся на скамейки) 

М.Р             Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? А из чего строили дом?  ДЕТИ:         Это дом, построенный из дерева. Избы на Руси строили из сосны или ели.

М.Р              Еще на Руси были такие мастера, которые могли строить избу без единого гвоздя).

         Посмотрите, в горнице все деревянное: стол, лавки, посуда показывает горницу.

М.Р.             А кто знает, что такое горница?

      Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т.к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.

     Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины,  звучали песни, частушки, сказки, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, скороговорки, небылицы. Такие вечера назывались посиделками. 

М.Р.   Ребята, а это что? (показывает на печь). Печь являлась важнейшим элементом русского быта. Она была источником тепла, на ней готовили еду в больших чугунках, потому что семьи в деревнях были большие. Про нее говорили: «Без печи, и изба не изба». А давайте вспомним, в каких русских народных сказках упоминается о печи?

ДЕТИ:    «По-щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка».

М. Р.         Правильно, а еще что мы видим в избе?

Дети:        Музыкальные инструменты.

М. Р.         Давайте их назовем.

Дети:        Бубен, ложки, свистульки, колокольчик, бубенцы,

Дети:        В каждой избе всегда была прялка и веретено. Зимними долгими вечерами хозяйка на ней         пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

М.Р.      В каждом доме обязательно был сундук, раньше там хранили одежду. Может быть кокошник Любавы в этом сундуке. Я сейчас посмотрю. Эх, не открывается сундук, сильные чары у Бабы Яги.                                                  

                                                    На экране появляется Баба

 Голос Бабы-Яги:

          «Что, касатики, сундук открыть захотели? Деловые какие! А вот не угадали!  Не видать Вам никаких нарядов и не быть посиделок. Ишь, чего удумали, посиделки устраивают, а меня, Бабулечку Ягулечку и не позвали. Теперь если хотите наряды вернуть, то для этого вам надо меня развеселить и позабавить.

М. Р.       Ребята, чем недовольна Баба Яга?

Дети:      Тем, что ее не позвали на посиделки.

М. Р.       Правильно. Ребята, что нам надо сделать, что бы Баба Яга расколдовала сундук?

Дети:      Развеселить ее.

М. Р.       А как мы можем ее развеселить?

Дети:      Спеть песню, станцевать, поиграть, сказку почитать.

М. Р.       Ребята, а музыка может поднять настроение?

Дети:      Да!

М. Р.       А давайте мы вместе с Бабой Ягой послушаем русскую Народную музыку.

                                  Слушание «Ах вы, сени мои сени»

М. Р.       Какой характер этой песни?

Дети:      Это - веселая, задорная, радостная. Плясовая песня!

М. р.       Молодцы! А как вы догадались об этом?

Дети:      Она звучала в быстром темпе, отрывисто, игриво, весело.

М. р.       А вы узнали, что за инструмент звучал?

Дети:      Балалайка.

      М.Р:       Это русский народный инструмент, у которой 3 струны.

               Как думаете Бабе Яге стало весело? Давайте у нее спросим: «Баба Яга, стало тебе       веселее?»

      Баба Яга: Нет, не понравилась мне ваша музыка, еще и одна балалайка звучала. Другое дело,       когда целый народный оркестр звучит, вот это я люблю слушать. Поэтому, мои касатики, хочу, чтобы вы выполнили мои задания. Я ведь ключ-то от сундука на части разломала и по ветру развеяла, а где эти части – запамятовала, стара стала. Так вот, касатики – выполните задания, будет вам ключ от сундука.

На экране появляется дорога со стрелками направо, налево. В одной стороне музыкальные инструменты, в другой стороне загадки с вопросами.

М.Р.      Ребята смотрите, Баба Яга устроила нам испытания. Давайте разделимся на две команды:         одни берут любые карточки, другие любые музыкальные инструменты.

Дети сами разделяются на две команды. Одна команда берут инструменты и исполняют

Р.Н.М. «КАЛИНКА»

Другие дети берут карточки с отгадками и по очереди загадывают загадки.

ЗАГАДКИ

Мне в частушках подыграет,

Хоть и не гармошка.

За обедом в суп ныряет

Расписная…..(Ложка)

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на палати,

У печи оставят  …(Лапти)

Без нее в деревне скучно,

Вместе с ней поют частушки.

Пляшут Маша и Антошка

 Под веселую …(Гармошку)

Целый час избу мела

Чистоплотная …..(Метла)

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки,

К уголочку уголок

Сложен красочный …(Платок)

Черный конь

 Скачет в огонь. (Кочерга)

Новая посуда,

А вся в дырах (Решето)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем пить чай велит.

Носит шляпу,

Длинный нос

И пыхтит,

Как паровоз.

М.Р.    Молодцы, я думаю задания Бабы Яги выполнили. А вот и первые части ключа.Пошли дальше.

                                            На экране появляется Хоровод

М.Р.    Дети, как вы думаете, какое задание приготовила для нас Баба Яга? А какой хоровод вы знаете?

Эй! Вставай, народ!

Заводи хоровод!

Заводи поскорей,

Чтобы стало веселей!

ХОРОВОД «Как на тоненький ледок»

М.Р.    Молодцы! Надо посмотреть: если понравился хоровод Бабе Яге, должна появиться еще одна часть волшебного ключа (находит и показывает детям).

                            На экране появляется картинка играющих детей.

М.Р.    Ребята, а это что мы должны делать? Поиграть в русскую народную игру! В какую хотите?

Дети предлагают :  «Плетень», «Тетера», сами выбирают по желанию. Затем дети находят последнюю часть ключа.

                              На экране появляется Баба Яга:

Баба Яга:   Ох, спасибо вам, удружили бабушке.

М. Р.           Бабушка, а ты обещала нам сундук расколдовать, поди запамятовала!

Баба Яга:   А вы нашли все части ключа? А теперь попробуйте его сложить. Если правильно сложите, сундук тот час откроется. А я засиделась тут с вами, полечу-ка я в свою избу на курьих ножках.

                             Дети складывают ключ на полу, сундук под музыку открывается

М. Р.      Ребята, посмотрите, вот и кокошник Любавы лежит. Я уверена, Любава очень ему обрадуется. А нам ребята, пора возвращаться домой. Для этого давайте закроем глаза и медленно покружимся. Открываем глазки.

М. Р.       Ну вот мы с вами и вернулись в садик. А помните ли вы где мы были?

Дети:      В гостях у Алеши и Любавы

М. Р.       Зачем мы туда ходили?

Дети:      Расколдовать сундук и достать кокошник для Любавы.

М. Р.       А кто заколдовал сундук? Как мы задобрили Бабу Ягу?

М. Р.       Справились ли мы с нашей задачей?

М.Р.        Ребята, а вот сказки, песни, хороводы, загадки, потешки как можно назвать одним совом.

Дети:      Фольклор!

М.Р.        А фольклор это что?

Дети:      Устное народное творчество.

 М.Р.       Умнички! Все рассказали правильно! А сейчас давайте прощаться! До свидания! 

Литература:

1.  Журнал «Музыкальный руководитель»

2.  «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях» Н.В.Еремина

3. «На золотом крыльце сидели» Г.П. Федорова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

ПРОЕКТ «Развитие творчества детей посредством приобщения к народному творчеству» (Взаимодействие детей, педагогов и родителей по знакомству с народным творчеством.) младшая группа «Солнышко»

Цель проекта: Формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление с народными промыслами, организация художественно-продуктивной и творческой деятельности.Задачи проек...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...