"Сандугачтай моңлы Тукай теле"
методическая разработка (подготовительная группа)

Сценарий мероприятия посвященный ко дню рождения великого татарского писатекля Г.Тукая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Сандугачтай моңлы Тукай теле”

Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Г. Тукая;

Задачи:

- вспомнить знакомые произведения великого поэта;

- воспитывать любовь и интерес к творчеству татарского поэта Г. Тукая;

- создать эмоционально-положительное настроение и отношение к произведениям великого поэта.

Оборудование: зал красиво оформлен цветами и портретом Г. Тукая, организована выставка рисунков воспитанников на тему «Балачак әкиятләре”

Предварительная работа: знакомство с писателем и его творчеством, чтение, инсценирование, разучивание произведений поэта.

Ход: под музыку песни «Бәйрәм бүген» дети входят в зал.

Денисова Екатерина Васильевна «Ласточка»

Ведущий:

Бар күңеллелек бөтен дөньяда, бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм, бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!

Показ презентации. Ребята, мы сегодня собрались отмечать День рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч (Арского района РТ) в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец, а через несколько лет он становится круглой сиротой. Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. Апушу (так называли Габдуллу в детстве) было 6 лет, когда его привозят в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания. Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе с хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тётка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник. И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую семью. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Габдулле в эти годы посчастливилось посещать русский класс при медресе. Здесь он впервые прочитал стихи Пушкина, Лермонтова. Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.

Инсценировка стихотворения «Кызыклы шәкерт» (“Забавный ученик”) с воспитанниками средний группы.

Ведущий: Ребята, как называется стихотворение, инсценировку которой мы с вами увидели?

Дети: «Забавный ученик»

(под музыку в зал вбегает Шурале и танцует).

Шурале: Сколько здесь детишек, красивых ребятишек. Сейчас я вас пощекочу.

Ведущий: Погоди - ка, не спеши. Ты пришел к нам в гости, а поздороваться забыл.

Шурале: Ой, простите. Исәнмесез! Здравствуйте! А для чего вы все здесь собрались, если не секрет.

Ведущий: Мы собрались отмечать День рождение великого поэта Габдуллы Тукая.

Шурале: А-а, я его знаю. Это он послал Батыра, чтобы тот прищемил мне пальчики.

Ведущий: Ну что ты, не расстраивайся. Давай вместе веселиться.

Шурале: Веселиться я люблю. Ребята, вставайте в круг, поиграем.

Игра “Түбәтәй”. Воспитанники старшей группы и Шурале.

Песня «Матур булсын» исполняют дети старшей группы.

Ведущий: Ребята, посмотрите, кто к нам идёт. Вы её узнали? Кто это?

Дети: Су анасы!

(Су анасы под музыку заходит в зал, в руках держит золотой гребень).

Шурале: Исәнме, Су анасы! Айда с ребятами поиграем.

Су анасы: Давай. Я знаю одну игру. Называется “Су анасы”

Игра “Су анасы” с воспитанниками средней группы. (дети встают в круг, Су анасы в кругу с завязанными глазами и делает движения, имитирующие плавание).

Дети:

Су анасы, Су анасы,

Су астында ниләр бар?

Әйдә бире чык әле,

Безгә сөйләп бир әле. (после слов детей Су анасы на ощупь узнаёт ребёнка. Ребёнок встаёт вместо Су анасы и игра продолжается).

А сейчас дети средней группы расскажут стихи –загадки Г. Тукая, «Ел фасыллары» а вы отгадаете

Кончилось время

Снега и льда.

Берег реки

Затопляет вода.

День удлиняется,

Ночь убывает.

Как это время,

Скажи, называют? (Весенние дни)

Поля опустели,

А ливни – рекою.

А это, скажи мне,

Время какое? (Осенние дни)

Тучные нивы,

Солнце печёт.

Пот по усталым

Лицам течёт.

В поле – жнецы,

В поле – косцы.

Прошу, объясни,

Что это за дни? (Летние дни)

Река подо льдом,

Всё бело кругом,

Метелица вьётся…

Как время зовётся? (Зимние дни)

Входит Су анасы. Вся тресется от холода

Шурале: Что с тобой Су анасы? Ты почему так оделась? Тебе не жарко?

Су анасы: Нет, Шурале. Я замерзла очень. Как будто зима возвращается.

Ведущий: Су анасы, сними ты эту одежду.

Су анасы: Рәхмәт, Данир. Спасибо большое. Мне тепло стало.

Я тоже выучила стихотворение, Можно расскажу.

Совместное исполнение песни “Туган тел”.

Просмотр мультфильма “Су анасы”

Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по творчеству Габдуллы Тукая: «Знатоки Тукая».

Интеллектуальная игра  для  проведения  с  педагогамипо  творчеству  Габдуллы Тукая:   «Знатоки  Тукая»....

Тукай теле-туган тел

Сценарий праздника к дню рождения Габдуллы Тукая....

"Тукай телем - Туган телем"

Сценарий праздника...

Тукай теле- туган тел.

милли тэрбия...

Сценарий праздника посвященного творчеству Габдуллы Тукая “САНДУГАЧТАЙ МОҢЛЫ ТУКАЙ ТЕЛЕ”

Ц ЕЛЬ: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.Задачи:Познакомить детей с жизнью и творчеством ГАБДУЛЛЫ ТУКАЯ.Воспитывать любовь и бережное отношение к произведе...

Сандугачтай моңлы ТУКАЙ теле

Сандугачтай моңлы ТУКАЙ теле...

Әдәби-музыкаль кичә "Тукай теле-туган телем"

Бөек татар шагыйребез Габдулла Тукайның тормыш юлы һәм иҗатына багышланган шигырь бәйгесе...