Конспект развлечения "Люблю березку русскую"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Конспект развлечения, целью которого является приобщение детей к духовным ценностям природной культуры, обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dodina_n.v._prazdnik_russkoy_berezki.docx77.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 30»

Конспект развлечения

для детей старшего дошкольного возраста

на тему:

«Люблю березку русскую»

;n=13

Додина Н.В.,

воспитатель

высшей. категории,

г. Арзамас, 2023 г.


Сценарий развлечения

«Ай, да берёзка»

Цель: Познакомить детей с символом России – берёзой. Приобщение детей к духовным ценностям природной культуры, обогащение жизненного опыта дошкольников знакомством с традициями и обычаями русского народа.

Праздник проводится на полянке с берёзкой.

Звучит фонограмма русской народной песни «Разбросала косы русые береза», воспитатель с детьми подходят к берёзе и встают в круг

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки. Берёзка пригласила нас на праздник, который с давних времён встречали на Руси. В старину, когда на полях заканчивалась посевная работа, наступало время весёлого русского праздника – Зелёных святок. Это был любимый народный праздник, посвящённый Богине Весны, которая победила злых зимних демонов. В этот день берёза была в особенном почёте.

На праздник Троицу, который празднуется летом, гибкими пахучими ветками берёз украшали дома. В лесу берёзу украшали лентами и цветами. Вокруг дерева устраивали хороводы, игры.

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей. (И. Агеева)

Разбежались по лужайке

Беззаботной, лёгкой стайкой,

Словно девочки-подростки,

Белоствольные берёзки.

За руки взялись, и вот –

Закружился хоровод!

Ведущий. Давайте, ребята, и мы поводим вокруг берёзки хоровод.

Исполняется хоровод вокруг березы «Во поле береза стояла»

Берёзы белоногие,

Колготки со штрихами,

Кудрявые, высокие

Серёжки с янтарями.

Сверкают, как монетками

Лощёными листочками,

И машут они ветками,

Как девушки платочками.

Их освещает вечером

Закат от солнца розовый,

Поёт им ветер песенки

Об их красе берёзовой. (Ф. Соколова)

Белая берёза –

Машина сестричка.

У берёзы белой

Тоже есть косичка.

Машенька к берёзе

Белой подойдёт,

Ленточку берёзе

В косы заплетёт.

Ведущий: Ребята, давайте по старинному обычаю украсим берёзку, «заплетём ей косы».

Ведущий достаёт корзину с лентами и вместе с детьми украшает дерево. Звучит музыка хоровода «Берёзки русские»

Вот какая красивая берёзка у нас стала! Немало стихов, песен и загадок сложено про деревья. Есть такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье и людям некопаный колодец». Что это? (берёза.)

Правильно, ребята, дерево это, конечно, берёза.

В старину в деревнях тёмными долгими вечерами при свете берёзовой лучины женщины занимались рукоделием: пряли, ткали, шили и вышивали. Разбитые вещи крестьяне связывали гибкой и прочной берестой. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовыми веничками парились в банях – хворь выгоняли. Некопаный колодец – это сладкий и целебный берёзовый сок, которым весной дерево угощает и людей, и лесных обитателей.

Ведущий: Ребята, кто знает, какую пользу приносит людям берёза?

Берёза – щедрое и доброе дерево! С давних времён из бересты плели лукошки и туески для ягод и грибов, делали берестяные рожки, на которых играли пастухи, уводя стадо коров с пастбища в деревню. Из внутренней части коры берёзы – лыка – плели лапти, корзины. Когда люди ещё не умели делать бумагу, на бересте писали. Берёза и в наши дни приносит пользу. Из её древесины изготавливают мебель. Берёзовые почки обладают целебными свойствами, их используют для приготовления лекарств.

Воспитатель: Ребята, а какую пользу приносит береза нам с вами?

  • Берёза не только красива. Это дерево находит и практическое применение в быту. Древесина у неё достаточно плотная. Она годится для изготовления шпона, фанеры, паркета.
  • Берёза – и самое обычное и необычное дерево. Белоствольная красавица – символ добра и красоты, символ родной земли.
  • Берёзу часто используют в народной медицине, поэтому ее надо беречь, охранять, любить и ухаживать.
  • Береза лекарственное дерево. Она дает людям настой из молодых березовых листьев, дегтярное масло, почки для лечения болезней.
  • С березовым веником люди ходят в баню.
  • Из березовой коры плетут туески и короба.
  • В апреле собирают березовый сок. Раньше народ его так и называл – березозол.
  • Дровами отапливали избы.
  • В старину люди писали палочками на бересте. Некоторые письмена и рисунки сохранились до наших дней.

Вот такая она, наша березонька. А еще на праздник Троицы у березки устраивали игры. И сейчас мы поиграем в одну из этих игр.

Проводится подвижная игра «Заря – заряница»

Ведущий: Русская берёза красива в любое время года!

Каждый день я вижу

Берёзу из окна –

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

Зелёной лёгкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер невидимка

Колышет лист резной.

А летним днём струится

Она живым шатром,

В листве щебечут птицы,

Порхая за окном.

Лишь осень золотая

Лист опалит огнём,

Берёзка облетает,

Тоскует под дождём.

Укрытая снегами,

Стоит она зимой.

В расшитой жемчугами

Накидке кружевной.

Ведущий: Ребята, кто еще знает стихотворение о берёзе?

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую. ( А. Прокофьев)

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Исполняется хоровод вокруг березы «Ай, да береза»

Ведущий: Ребята, вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

1. Зеленеют луга,

В небе радуга-дуга.

Солнцем озеро согрето.

Всех зовёт купаться … (лето)

2. Ты весь мир обогреваешь,

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (солнце)

3. Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малиной,

А Васю – хворостиной. (лес)

4. Плачет по весне слезами,

В почках растворяет камень

И бумага для письма,

И – резные терема.

Белая сорочка – царя лесного дочка,

В бане – хозяйка

А ну-ка, угадай-ка! (берёза)

5. Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети. (земля-кормилица)

Ведущий: На Зелёные Святки девушки плели из берёзы зелёные венки. Давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Проводится подвижная игра «Веночек».

Ведущий: Береза – очень необычное дерево. Оно забрало в свое одеяние два главных цвета русской природы: зелень лугов и белизну заснеженных полей. И как цвета эти ей к лицу! Береза - это символ Родины, образ русской деревни, воспоминания детства, самое почитаемое дерево на Руси. Ребята, а давайте поиграем, скажем – какая же береза.

Проводится дидактическая игра «Подбери слово».

Воспитатель объясняет, что необходимо подобрать определение (слово, отвечающее на вопрос какая).

Например: Березка – какая? – стройная,

Березка – какая? – белая,

Березка – какая? – добрая и т.д.

Ведущий: Какие вы молодцы, сколько слов красивых про березку сказали….. А не заскучала ли наша березка? Пора нам поиграть рядом с ней.

Проводится подвижная игра «Передай платочек».

Дети строятся в две команды, под музыку передают платочек друг другу. Побеждает та команда, чей платочек быстрее доберётся до конца колонны.

Ведущий: Вот и праздник наш подошел к концу

Будем берёзку любить, охранять,

Будем природе во всём помогать.

Реки, поля и леса сбережём,

Помним о том, что природа - наш дом.


Игра «Заря – заряница»

Дети стоят по кругу. Воспитатель ходит по кругу и говорит:

Заря-заряница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца завитые …

С последними словами осторожно кладёт руки на плечи одному из игроков. После этого игрок убегает по кругу и становится на своё место. Она его ловит, если поймала, то игрок становится Зоренькой. Игра повторяет несколько раз

Песня «Ай, да береза»

1. Мы вокруг берёзки

Встанем в хоровод,

Радостно и звонко

Каждый запоёт

Припев: Ай да берёзка,

Белый ствол.

Зеленей, зеленей

Ты листвой.

2. Яркие платочки

В руки мы возьмём.

У берёзки стройной

Песни заведём.

Припев: тот же.

3. К вечеру берёзке

Скажем мы: «Прощай.

Ты без нас, березка,

В поле не скучай».

Припев: тот же.

Подвижная игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8-10 метров от детей, подходя к ним, он произносит:

- Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети-«цветы» отвечают:

- Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становится водящим.

Подвижная игра «Ручеёк»

Игроки встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Люблю березку русскую!"

Фольклорно – экологический праздник с детьми старшей – подготовительной группы.Цель: Создание радостного весеннего настроения.Воспитание  бережного, заботливого отношения к природе....

конспект совместной образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста "Березка русская."

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 41 общеразвивающего видаКалининского района Санкт – Петербурга...

план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"

Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...

Конспект НОД в подготовительной группе "Люблю березку русскую".

Конспект НОД предназначен для детей подготовительного к школе возраста  ( с использованием презентации )....

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...

Конспект занятия в старшей группе «Люблю березку русскую…»

Конспект занятия с использование интерактивной доски...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...