Театрализованно - игровое развлечение "Кудеса - чудеса" в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Девятова Ольга Васильевна

 

10 февраля по народному календарю отмечается день домового, а по другому - Кудесы. В старину этим существам придавали огромное значение, к ним проявляли глубокое почтение. Считалось. что домовой защищает дом от злых духов, следит за порядком в доме, умеет менять свой образ и превращаться в кого - либо. С этим забавным сказочным персонажем дети знакомы, симпатизируют ему и не боятся его вовсе.  В нашей подготовительной группе "Брусничка" прошло увлекательное театрализованно - игровое мероприятие "Кудеса - чудеса" с участием домового, с русскими народными играми и закличками. 

Цель:  развитие познавательного интереса и творческих способностей детей;

- воспитание уважительного и бережного отношения к истории, культуре и национальным традициям русского народа.

Задачи: Приобщать детей к русской культуре.

Воспитывать любовь, интерес к народным играм.

Развивать музыкальность детей.

Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.


    Действующие лица:
    1-я рассказчица (бабушка)
    2-я рассказчица (Матренушка)
    Кудеська
    Котенок 
    Все участники одеты в русские народные костюмы.
    Материал к мероприятию: Матренушка – кукла средних размеров с подвижной головой и мягкими руками и ногами.
    Кудеська – домовенок, чумазый, выполненный так же, как и Матренушка.
    Котенок – меховая игрушка с подвижными конечностями и головой.
    Музыка П. И. Чайковского (в грамзаписи).
    Оформление: на центральной сцене – внутреннее убранство крестьянской избы: печь, стол, прялка, перед стеной – кровать или кушетка. Через окно в центральной стене видна зимняя деревня. Ночь.
    Ход развлечения:
    Звучит в записи пьеса П. И. Чайковского «У камелька» из «Времен года».
    1-я рассказчица: Расскажу я вам, ребятки, сказку необычную, февральскую. Старые люди говорят, что в каждом доме живет свой добрый дух – домовой, Кудеса. Сейчас его все больше Барабашкой называют, да я привыкла постарому: Кудеса – да и все. Стоял на самом краю деревни дом, старенький да убогий. Весь набок накренился, чуть совсем не завалился. Окошки в землю вросли, бревна мохом поросли. А жили в нем бабушка, старая-престарая, глухая-преглухая, да девочка-сиротка Матренушка (берет в руки куклу). Мать да отец у нее от болезни померли, осталась она на свете одна-одинешенька. Вот и пригрела ее у себя одинокая старуха. Жили вдвоем, сладко не пили, досыта не спали, а радости и вовсе не видали (садится за прялку). Вот однажды, в феврале это было, под самый вечер, сидела бабка, кудель пряла. А Матренушка пальцем ледок на стекле отогрела, да сквозь проталинку ту на улицу глядела.
    2-я рассказчица: А на улице – темным-темно, вьюга воет. Целыми пригоршнями снег в стекло бросает. «Бабушка, – говорит Матренушка, – а почему люди февраль зовут «бокогреем»? Вон в феврале как холодно да люто…»
    1-я рассказчица: А ты, Матренушка, не гляди, что на улице студено. А как выглянет днем солнышко, да как в лицо тебе посветит – как ласковой ладошкой по лицу погладит.
    2-я рассказчица: Только редко пока греет-то солнышко, бабушка…
    1-я рассказчица: Так день зима не пускает. Вьюгой солнце застилает. Еще полютовать хочется, вот и куражится. А февраль люди не только «бокогреем» зовут, есть у него и другие имена.
    2-я рассказчица: А какие, бабушка?
    1-я рассказчица: А вот… лютень, снежень, вьюговей. А еще дразнят – «февраль – враль». То солнышком поблазнит, а то вьюгой наградит. Да все в один день. Вот он и враль. Рассказывает это бабушка, а Матренушка внимательно слушает. Интересно ей про февраль все узнать.
    2-я рассказчица: Вдруг под печкой в темноте кто-то как заворочался, зашевелился. «Бабушка! Кто это?» – испугалась сиротка.
    1-я рассказчица: Да где, милая?
    2-я рассказчица: Да вон там, под печкой шевелится…
    1-я рассказчица: А… это, наверное, Кудеса – наш домовой.
    2-я рассказчица: Ой, бабушка, боюсь!
    1-я рассказчица: Да кого, девонька?
    2-я рассказчица: Домового этого. Кудесу.
    1-я рассказчица: А чего его сейчас бояться? Он сейчас тихий. Вот через недельку – другую, в середине февраля, у него именины будут. Вот тогда начнет кудесить! То, слышь, кошкою обернется, то собакою, а то и лягушкою зеленой. Вот тогда – держись! То посудой загремит, то по полю поскачет, а то начнет колобки каменные катать. Забавляется да хозяев предостерегает.
    2-я рассказчица: А от чего хозяев-то предостерегает, бабушка?
    1-я рассказчица: Как от чего? Чтоб с огнем поосторожней были. Иные хозяева от февральской стужи целый день печку топят-топят, дров подбрасываютподбрасывают. А сами от тепла-то и задремлют. Так чтоб пожара не было, Кудеса их и предупреждает – посудой гремит, дескать, не спите, не зевайте, пламя из печи не выпускайте… И то сказать: сгорит дом – и домовой без жилья останется. А какой он домовой, коль без дома-то?
    2-я рассказчица: Слушает девочка, а сама в окошко поглядывает – право, чудеса!
    1-я рассказчица: Ну, девонька, пора спать ложиться! Убери кудель-то! (Бабушка на лучину дунула, погасила свечу.)
    2-я рассказчица: Легла Матренушка спать (укладывает куклу в постель). А сама все про Кудесу думает. Интересно ей: какой он, Кудеса? «Ой, – вдруг вспомнила девочка, – Что же это я про кудель-то забыла, ведь бабушка убрать велела. Завтра утречком уберу… Кудель – кудель, примани Кудесу! Одиноко мне, сиротинушке». Вот уж было засыпать стала, как вдруг ее кто-то за одеяло подергал. Подергает-подергает так, да и успокоится. Потом снова… Сиротка на кровати села, пригляделась, а в темноте возле ее ног вроде что-то шевелится… «Ой», – жалобно так Матренушка вскрикнула. Испугалась девочка.
    1-я рассказчица: – Ты чего ойкаешь? – спросил ее голосок.
    2-я рассказчица: – А ты зачем меня за одеяло дергаешь? – спрашивает Матренушка.
    1-я рассказчица: Все спать легли, а мне одному скучно…
    2-я рассказчица: А ты кто?
    1-я рассказчица: Я Кудеса, ваш домовенок.
    2-я рассказчица: Ты что, маленький?
    1-я рассказчица: Какой я маленький? Я – самостоятельный! – обиделся домовенок.
    2-я рассказчица: Смотрит Матренушка, а по кудели, по тоненькой ниточке мальчишечка маленький, лохматенький взбирается. Да такой он маленький и не страшный вовсе, только чумазый очень. Да и то сказать: под печкой жить – да не испачкаться?
    1-я рассказчица: Я, говорит, давно за тобою смотрю, примечаю: моя хозяйка-то тебе не родня. А ты что, сиротка?
    2-я рассказчица: – Сиротка! – вздохнула Матренушка.
    1-я рассказчица: – Вот и я сиротка! – говорит Кудеська. – Некому меня жалеть, любить. Один я на свете…
    2-я рассказчица: – А давай я тебя жалеть – любить буду, – говорит ему Матренушка.
    1-я рассказчица: – Давай! – обрадовался домовенок. – А я тебя беречь, охранять стану!
    2-я рассказчица: Только ты грязный какой… Все лицо черное. И зола с волос сыплется. Хоть и темно в избе, а видно: руки-то у тебя совсем черные стали. Пойдем, умою!.. Только ты тихо иди, бабушку не разбуди!
    2-я рассказчица: Взяла Матренушка Кудеську, к ведру поднесла, умыла, утерла, волосы его лохматые своим гребнем причесала. (Все выполняет по тексту)
    1-я рассказчица: А домовенок пищит, вырывается – не привык, видно. (Меняет на постели домовенка на котенка)
    2-я рассказчица: Глядит Матренушка, а рядом с ней не домовенок, а маленький серенький котенок. Хотела девочка испугаться, да вспомнила, как бабушка ей говорила.
    1-я рассказчица: Может домовой и в кошку, и в собаку, и в зеленую лягушку обернуться.
    2-я рассказчица: Хорошо – думает Матренушка, – хоть не лягушка, а котеночек. Все приятнее…(Укладывает куклу, меняет вставку в окошке. Вместо ночи – день за окном.) Просыпается утром Матренушка, а котенка рядом нет. Смотрит, а его бабушка возле печи молочком поит. (Наливает в блюдце из кружки, гладит, ласкает.) Гладит да приговаривает:
    1-я рассказчица: Ай да котик! Ай да молодец! Сам пришел да козу с собой привел. Теперь мы с тобой, Матренушка, молочком сыты будем… Котенок молоко слизал, на лавку сел, облизывается, а сам на Матренушку поглядывает, ей одним глазком подмигивает: мол, видишь, как я славно все придумал?
    2-я рассказчица: А как мы его звать-то будем, бабушка?
    1-я рассказчица: А как хочешь, так и зови! Хочешь – Васька, а хочешь – Мурзик!
    2-я рассказчица: Нет, бабушка! Давай его Кудеськой звать!
    1-я рассказчица: А котенок от удовольствия жмурится, мяукает. Бабушке слышится: «мяу-мяу». А Матренушке кажется: «сам-сам».
    Обе рассказчицы вместе: И вправду – самостоятельный домовенок оказался. Вон как славно все придумал.

1-я рассказчица: Не заскучали, ребятки? Не хотите ли поиграть да порезвиться? Уж мы много игр да прибауток русских народных знаем. А вы? Игру «Золотые ворота» знаете? Играть в нее умеете? Выходи, народ. Становись в хоровод!

Считалкой выбирают «ворота».

- Ехал Ваня на тележке,

 Раздавал он всем орешки,

 Кому два, кому три,

 Выходи из круга ты!

  • Игра «Золотые ворота»

 

2-я рассказчица:

Мороз, мороз,
Через тын перерос,
Бабу снежную принёс.
Баба, баба,
Нос крючком,
Получайка снега ком!

  • Музыкальная игра «Мы руками снег катаем..»

1-я рассказчица:

- Приглашаю детвору.

На веселую игру,

А кого не примем

За уши поднимем.

Уши будут красные

До того прекрасные.

 Игра «У Миланьи, у старушки..»

Считалка « Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.» 

 

2-я рассказчица:

Дружно с вами поиграли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД Игра "Поле чудес" Подготовительная группа

Непосредственно образовательная деятельность  в подготовительной группеТема: игра «Поле чудес»Интеграция ОО: коммуникация, познаниеЦель: развивать детскую любознательность, познавательную мотивац...

Сценарий праздника 8 марта «Поле чудес» (подготовительная группа)

Сценарий праздника 8 марта «Поле чудес» (подготовительная группа)...

НОД "Пасхальные чудеса" подготовительная группа

Особенность НОД "Пасхальные чудеса" в том, что на занятии присутствуют мамы и бабушки воспитанников, которые  рассказывают о семейных традициях празднования Пасхи не только в настоящее ...

Конспект игрового занятия в подготовительной группе Тема: «Чудеса природы»

Конспект игрового занятия в подготовительной группеТема: «Чудеса природы»...

Новогодняя театрализованная игровая программа для подготовительной группы детей "Винни-Пух, Тигра и все-все в поисках новогоднего настроения"

Дети под музыку входят в зал, становятся вокруг елки.Ведущий:К нам пришел веселый праздник –Фантазер, шутник, проказник!В хоровод он нас зовет,Этот праздник – Новый год!С Новым годом поздр...

Сценарий выпускного "Алиса в стране чудес" подготовительная группа

Приготовьтесь отправится в страну чудес с Алисой и встретить Чеширского кота, который проверит, готовы вы ди в школе....