Развлечение
материал (подготовительная группа)

Панова Татьяна Николаевна

Путешествие по датам народногокалендаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_v_gostyah_u_matreny.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник «В гостях у Матрены»

(Путешествие с детьми по датам народного календаря)

        Цель: Знакомить детей с праздниками народного календаря.

        Образовательные:

- Знакомить детей с элементами русского народного быта.

- Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- Систематизировать знания детей о домашних животных и их детенышах.

- Развивать воображение, память.

        Развивающие:

- Обогащать словарный запас детей за счет слов: оттепель, изба, горшок, ухват, коровник, конюшня, курятник.

- Учить детей объяснять приметы и пословицы.

- Учить объяснять значения сложных слов: «листогной», «ледень», «полузимник».

- Развивать грамматический строй речи детей за счет образования прилагательных от существительных (греча - гречневая каша; малина –малиновый пирог и т.д.)

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Совершенствовать темп речи, интонационную выразительность.

        Воспитательные:

- Приобщать детей к русскому фольклору.

- Воспитывать бережное отношение к родной природе и животным.

Ход мероприятия:

        Воспитатель: Вот и заканчивается осень. Видны уже первые признаки зимы. Давайте вспомним, как называется последний месяц осени?

        Дети: Ноябрь.

        Воспитатель: Вспомните, как в народе называли ноябрь?

        Дети: Листогной.

        Воспитатель: Что значит это слово?

        Дети: Деревья уже сбросили листву, идут дожди. Опавшие листья гниют.

        Воспитатель: А еще как называют ноябрь?

        Дети: «Ледень».

        Воспитатель: Почему так называют?

        Дети: Водоемы льдом сковывает.

        Воспитатель: Еще одно название есть у Ноября – Полузимник. Как вы думаете почему такое название?

        Дети: Зима еще не вошла в полную силу, но уже дает о себе знать.

        Воспитатель: Расскажите, какая погода стоит в ноябре? А помогут вам в этом волшебные картины. Посмотрите на картину, и расскажите, что вы видите?

        Дети:

1. Облетели последние листья на деревьях.

2. Небо серое, холодное. Тучи. Пасмурно. Лужи покрываются тонкой корочкой льда.

3. Перелетные птицы уже улетели. А на зимовку прилетели синицы и снегири.

4. Заяц, белка меняют окраску. Медведь впадает в спячку.

        Воспитатель: На Руси в ноябре много было народных праздников. И один из таких праздников мы сейчас с вами вспомним.

        В старые времена жила в далекой от России стране женщина, звали ее Матруна. Матруна обладала даром целительства, умела лечить людей прикосновением руки. Делала очень много добрых дел. Россияне на русской манер зовут Матруну Матрена. И хоть и жила он очень давно 5 веков назад, на Руси до сих пор ее вспоминают.

        В конце ноября, а именно 22 числа, на Руси есть такой праздник Матрена Зимняя или Матренин день.

        В этот день на Руси молились перед иконой «Скоропослушница» о прозрении очей, хромоте, за детей, о желании иметь здорового ребёнка, о спасении из плена и при караблекрушениях.

        В это день говорили, что с «Матрены Зимней зима встает на ноги, и морозы прилетают от железных гор».

        Воспитатель: Как вы думаете, что такое «железные горы»?

        Дети: Это небо, тучи.

        Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас, ребята, отправиться в гости к Матрене. Мы побываем в ее избе, будем играть в игры и веселиться. Готовы?         А для того, чтобы отправиться в путешествие мы немного разомнёмся.

Физкультминутка «Осень»

По утрам морозы.                    (Дети медленно встают на носочки и                                                         поднимают руки вверх,)

В рощах желтый листопад.     (Плавные движения над головой влево-                                                         вправо)

Листья около березы                (Медленно приседают,)

Золотым ковром лежат.            (делают плавные движения руками перед                                                   собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий.  (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней.         (Поднимаются на носочки, руки вверх)

Ребята отправляются в путешествие

        Воспитатель: Кажется, мы пришли. Вон виднеется уже изба Матрены. Что такое изба?

        Дети: Это дом в деревне.

        Воспитатель: Из чего его строили?

        Дети: Из дерева, из бревен.

Выходит Матрена.

        Матрена: Здравствуйте, здравствуйте мои дорогие. Я рада с вами познакомиться. Меня зовут Матрена. Слыхали вы про меня? Я Матрена Зимняя зову-зазываю Морозы. Сковываю реки льдом. Приглашаю в гости Зимушку Русскую. Давайте ребята пригласим зиму в гости!

(дети рассказывают стихотворение И. Никитина)

1 реб.

Здравствуй гостья Зима!

Просим милости к нам

Песни Севера петь

По лесам и степям.

2 реб.

Есть раздолье у нас

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

3 реб.

Нам не стать привыкать,

Пусть мороз твой трещит:

Наша Русская кровь

На морозе горит!

        

        Матрена: Ну что ж, проходите в мою избу, рассаживайтесь поудобней.

Дети садятся на лавки

        Я вам расскажу по секрету, по погоде сегодняшнего дня можно предсказать погоду на несколько дней вперед и даже предположить, какой будет зима.

приметы и поверья

  1. Утром иней видно – следующий год будет богатым на урожай овса.
  2. Если пошел дождь, то пшеница уродится.
  3. Если в этот день снегопад, то май будет холодным и ненастным.
  4. Утром на деревьях появился иней – скоро ударят сильные морозы.
  5. Туман – к оттепели.
  6. Если утки по сей день плавают в водоемах и не улетели в тёплые края, то тепло продержится ещё долго.
  7. Гуси на лёд вышли – к потеплению.
  8. Если облачно и снег идёт, то май дождливым будет.
  9. Сон, приснившийся на 22 ноября, обязательно сбудется в ближайшее время.

        Воспитатель: Мы сегодня на прогулке обязательно все отметим.

        Матрена: И не забудьте – если на Матрёну стоит хорошая погода, то стоять ей целых три недели.

        Про это день сложили пословицы: «Зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит». Что означает эта пословица?

        Дети: С Матрениного дня зима начинается.

        Матрена: Молодцы, а загадки зимние знаете?

загадывает загадки:

- Снег от холода стал синий,

На деревьях — белый иней.

Даже Бобик прячет нос,

Ведь на улице (мороз)

- Кто все ночи напролет

Песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга,

Наметет сугробы (вьюга)

- Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние (метели)

- Заметает в парке тропы,

Собирает снег в сугробы.

Кто же эта незнакомка,

Догадались вы? (Поземка)

- Жарким летом на плоту

По волнам я проплыву.

А зимой не нужен плот —

Превратились волны в (лед).

- Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки:

Для игры нужны (снежки).

- Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется (кормушка).

        Матрена: Какие вы ребята молодцы. Порадовали меня. Тепло ли вам ребятки в моей избе?

        Дети: Да.

        Матрена: А это Печка-Матушка мне помогает.

Ребенок рассказывает стихотворение.

Ой ты печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Ты свари, напеки

Обогрей, освети.

Полечи и спаси,

В дом богатство неси!

        Матрена: Печка всем в доме правит. Если холодно, то обогреет, а коли голоден угостит щами да пирогами. Посмотрите, что лежит у меня на столе (капуста, яблоки, вишня, малина). Какие пироги получаются с этой начинкой?

Матрена раздает продукты детям

У тебя что (капуста) значит пирог какой? – капустный.

        Дети:

Пирог с капустой – капустный пирог; а еще можно сказать пирог с капустой.

А с малиной – малиновый пирог; пирог с малиной.

А с яблоками – яблочный пирог; пирог с яблоками.

А с вишней – вишневый пирог; пирог с вишней.

А со сливой -  сливовый пирог; пирог со сливой.

         Матрена: А какая вкусная каша получается в русской печи! Вы любите кашу есть? А я вот сейчас проверю, знаете ли вы как называются каши: у меня есть разная крупа, посмотрите и потрогайте ребята.

(Матрена показывает детям крупу в тарелках)

        Какая у тебя крупа?

        Дети: Греча.

        Матрена: Значит какая получится каша из этой крупы?

        Дети: Гречневая каша.

        - Каша из гречи – гречневая каша, каша из риса – рисовая каша, каша из пшена – пшенная каша, каша из перловки – перловая каша.

        Матрена: Молодцы! А в чем кашу готовят?

        Дети: В горшке. (детям показывают горшок)

        Матрена: А чем достают горшок из печи?

        Дети: Ухватом

Матрена показывает ухват.

        Матрена: А играть вы любите? А уж как я люблю, наиграемся сейчас, вас зову на веселую игру, а называется она «Горшки».

(Дети играют в игру)

        Матрена: А сейчас я вам расскажу о традициях и народных обрядах в день праздника Матрены зимней.

          Празднование дня Матрены зимней не обходилось без ароматных чаев, заваренных на целебных травах, собранных задолго до этого торжества период летней жары. В этот день хозяйки перебирали свои запасы лечебных кореньев и трав, сортировали их, чтоб в случае болезни было проще сориентироваться и найти нужное лекарство. Народ верил в то, что любые травы собранные руками человека знающего в этом толк, будут приносить лишь пользу. Обычно этим занимались знахари.

        Народ в старину занимался своего рода благотворительностью 22 ноября в день Матрены зимней, отдавая свои старые вещи тем, кто в них нуждается. Люди тщательно осматривали одежду на предмет дырок или пятен, а также примеряли ее, чтоб понять не стала ли она мала. Хорошие вещи не по размеру отдавали нищим, а вот одежду с дефектами было принято выбрасывать. Данный обряд помогал очистить дом от лишней энергетики, которая только засоряет его.

        В скором времени должен наступить рождественский пост, а потому люди начинали подготовку к нему. Для этого начинали печь постный хлеб для будущих сухарей, ставили бродить домашний квас. Для того, чтоб не остаться без еды, хозяева тщательно осматривали, как свежие, так и засоленные овощи в погребах, дабы те не испортились. Вместе с тем, чтоб защитить припасы от проворных мышей, в погребе и подвале обязательно ставили мышеловку.

        Воспитатель: Не скучно тебе, Матрёна жить одной?

        Матрена: Со мной живут мои друзья, а какие вы сейчас узнаете.

Звучание голосов домашних животных в грамзаписи

        Дети: баран блеет, собака лает, петух кукарекает…..

        Матрена: Ребята всех этих животных я очень люблю, о них я забочусь, их я кормлю. Ребята, это все какие животные.

        Дети: это домашние животные.

        Матрена: Какие вы знаете жилища домашних животных?

Где живут курицы – курицы живут в курятнике, птичнике.

А свиньи – свиньи живут в свинарнике,

А корова – коровы живут в коровнике,

А где живет собака – собака живет в будке, в конуре.

А где живут лошади – лошади живут на конюшне.

        Матрена: А сейчас давайте вспомним названия детенышей этих животных и назовем всю семью:

Бык-корова-теленок,

Жеребец - Кобыла - жеребенок,

Баран-овца-ягненок

Боров-свинья-поросенок

Петух-курица-цыпленок

Кот-кошка-котенок

 

        Воспитатель: Считалось в народе, что 22 ноября Матрена объезжала всю Русь на санях, запряженных белой лошадью (именно в образе белой лошади русские крестьяне представляли себе зиму). А когда белая лошадь устает, Матрена запрягает в сани пегую (начинается оттепель, снег буреет, появляются пегие проталины) – и так до самой весны.

        Матрена: А что, ребята удалые, готовы ли вы оседлать моих белую и пегую лошадей?

        Дети: Готовы!

Под веселую музыку 2 команды соревнуются в «скачках» на лошадях

        Матрена: Ох и наигрались мы, да делу – время, а потехе – час.

        Я хочу вас ещё кое с кем познакомить…. Как мое имя можно произнести ласково? (Матрешка) Правильно, это моя лучшая подруга, я с ней никогда не расстаюсь. (достает матрешку и показывает детям) 

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Матрешка»

(дети встают в круг и под веселую музыку передают деревянную матрешку из рук в руки. Когда музыка замолкает - то тот ребенок, в чьих руках игрушка, выходит в центр круга и танцует)

        Матрена: Какие вы молодцы, ребята! Порадовали вы меня сегодня.  Я вам за это вкусные гостинцы собрала.

        Воспитатель: Матрена, спасибо тебе большое за угощение, за игры и веселье. Нам у тебя очень понравилось. Нам у тебя очень понравилось. Ребята тоже тебе подарки приготовили, - они сделали тебе вот таких красивых матрешек. 

(дети вручают матрешек Матрене)

        Матрена: До свиданья, ребята. Встречайте Зимушку Русскую и меня Матренушку Зимнюю не забывайте!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "В гости к солнышку" для детей старшей группы. Экологическое развлечение, посвящённое празднованию Дня Земли..

Цели: Способствовать формированию личности ребёнка, воспитывать чувство ответственности за общее дело. Помочь детям понять, насколько серьёзна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что с...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"

Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...

Сценарий зимнего детско-родительского развлечения «В сказочном лесу» (из цикла развлечений по ИЗО «Времена года")

Данный сценарий мероприятия может быть полезен педагогам и родителям. Мероприятие рекомендуется провести зимой, совместно с детьми старшего дошкольного возраста и  их родителями....

Конспект физкультурного развлечения "В стране зимних игр и развлечений" с использованием ИКТ

В развлечении я попыталась показать взаимодействие со всеми специалистами нашего детского сада. И как задачи образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» интегрируются с другими о...

сценарий тематического развлечения "Осеннее развлечение"

Праздник осени, сбор урожая, стихи и песни об  осени...