Сценарий проведения Русской народной игры «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия (старшая группа)

Светлана Юрьевна Галкина

Тема занятия: «Русские народные подвижные игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Калейдоскоп народных игр»23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения НОД

Сценарий проведения Русской народной игры «Гуси-лебеди»

в старшей группе

                                               

Подготовила: Галкина Светлана Юрьевна

                                                 

2021-2022 учебный год

НОД в рамках реализации программного содержания темы

«Калейдоскоп народных игр»

Сценарий проведения Русской народной игры «Гуси-лебеди»

Тема занятия: «Русские народные подвижные игры»

Задачи.

Образовательные: задачи привить любовь к Родине, к традициям русского народа.

Развивающие: задачи создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными играми и традициями.

Воспитательные: задачи продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством.

Образовательные области:

формирование, познание и изучение целостной картины окружающего мира, рисование.


Цель:

- средствами виртуального путешествия продолжать знакомить детей с народными играми и историей русского народа;
- формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей;
- создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Формы организации образовательной деятельности совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей (рисование).

Методы и приёмы: игровые, наглядные, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, использование художественной литературы, словарная работа или активизация словаря.

Развивающая предметно-пространственная среда: группа украшена ветками березы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.

Ход образовательной деятельности

Мотивационно - ориентировочный этап.

Дети собираются в гости. Детей встречает Забава. Она предлагает им окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, в какие русские народные игры играли. Желание принять участие определяет цель предстоящей работы.

Забава встречает детей в русском народном костюме. Играет музыка, дети рассаживаются на места. И что бы попасть в мир прошлого дети отгадывают загадки.

Забава загадывает загадки о русских народных играх:

1. 

Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,

Называется она… (Жмурки).

2. 

Ай, люли, ай люли,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота…. (Ручеек).

3. 

Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).

4. 

Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

Да и нет - не говорите!  (Фанты).

5.

 Под вражеским обстрелом

Стоят солдаты смело.

А если их собьют.

Они опять встают. (Городки).

6. 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят… (Горелки)

Забава: Дорогие ребята, сегодня необычный день. Мы с вами, как будто отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли, наши предки даже поиграем в некоторые из них сами, вспомним, какую одежду носили, какую музыку слушали.

Забава: Русская народная игра - это забава и учение для детей. Эти игры придумал простой народ для развлечения в редкую свободную минуту, такие игры передавались из поколения в поколение и таким образом дошли и до наших времен.

Забава: Ведь игры и не только для развлечения придумывались, а еще и для случайного знакомства молодых людей. Ведь на Руси не знакомились на улицах или в автобусе, тогда все было строго и принято было сначала свататься, а потом общаться, а игры давали возможность сначала присмотреться и пообщаться молодым.

Забава: Да и не только поэтому, еще игры давали возможность помериться силами или выяснить без драки, кто прав, а кто виноват. Ведь были и такие игры, где, например, мерились силами.

Забава: я еще могу добавить, что народ придумывал игры еще и для того, чтобы передать образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

-Ребята, а в какие игры вы играете сами или с родителями? (Ответы детей)

Забава: Да, это только малая часть игр нашего народа. Все игры и не вспомнишь. А давайте вспомним народные игры, в которые мы играли .

Забава: Давайте поиграем в русскую народную игру «Гуси-лебеди».

Описание.

На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую "гусятник", на другой стороне - линию, за которой находится "пастбище". Из играющих выбирают "пастуха" и "волка". Остальные - "гуси" и "лебеди". Они становятся в ряд в "гусятнике". "Пастух" располагается сбоку от "гусей", "волк" - посередине площадки.

"Пастух" говорит:

-Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!

Все "гуси" и "лебеди" "летят на пастбище", подражая птицам.

Как только "пастух" скажет громко:

-"Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!".

Они убегают с "пастбища" в "гусятник", а "волк" ловит их до линии их "гусятника". Пойманных подсчитывают и отпускают в их "стадо" или они идут в "логово волка" и остаются там до его замены. Играют с одним "волком" 2-3 раза, затем выбирают нового "волка" и "пастуха" из непойманных. В заключение отмечаются лучшие "гуси" (ни разу не пойманные "волком") и лучший "волк" (сумевший поймать больше "гусей"). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все "гуси".

Правила.

1. "Гусям" разрешается выбегать и возвращаться в "гусятник" только после слов, сказанных "пастухом". Кто убежит раньше, тот считается пойманным.

2. "Волк" может ловить только после слов "под горой" и только до линии "гусятника". Дети любят в этой игре вести разговор между "пастухом" и "гусями": после слов "серый волк за горой" "гуси" спрашивают:

- А что он там делает?

"Пастух" отвечает:

-"Гусей щиплет!"

- Каких?

- Серых да белых.

После последних слов "гуси" бегут домой в "гусятник".

3. Водящий имеет право ловить убегающих только до линии "дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго "волка", установив на пути передвижения "гусей" и "лебедей" препятствия в виде скамеек ("дорога"), по которым надо пробежать или перепрыгнуть.

Рефлексивно-оценочный этап

Забава спрашивает детей, понравилось ли им слушать, отгадывать загадки, играть в игру. Забава предлагает поделиться впечатлениями.

Практический этап (рисование)

Забава: Ну вот, ребята, мы вспомнили и узнали с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Но таких игр очень много, и мы с вами обязательно еще поиграем в них. А сейчас давайте попробуем нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии.

Дети рисовали некоторые эпизоды понравившихся игр, атрибуты к играм, костюмы русского народа, головные уборы.

Похвала детей.

Забава: Спасибо вам, за прекрасный момент воспоминаний о временах наших бабушек. Вы были все активными и позитивными. Надеюсь, эта встреча вам понравилась, и мы ее когда-нибудь еще повторим. Есть еще множество игр для совместного время провождения. А теперь пройдемте на нашу выставку рисунков и полюбуемся ими еще раз.

Последующий этап

Играет музыка, дети рассматривают и комментируют рисунки, хвалят детей за старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного в ДОУ по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"

Цель;   организовать совместно-образовательную деятельность  воспитателей и детей;Задачи:внедрить театрализацию, как основной способ развития музыкальных и творческих способностей ...

Сценарий спектакля русской народной сказки "Гуси-лебеди"

В сказке раскрывается тема отзывчивости и благодарности. Учит детей любви к родным и близким, также учит уважиительному отношению к просьбам родных людей....

Сценарий Игры по станциям по мотивам русской народной сказки «Гуси –лебеди», посвященной Дню России

Предлагаем  Вашему вниманию сценарий летнего праздника, посвящённого Дню России, 12 июня.Игра по станциям проходит в виде путешествия по мотивам сказки "Гуси-Лебеди" и рассчитана на дет...

Конспект проведения режимного момента «Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди»»

Конспект проведения режимного момента«Чтение русской народной сказки «Гуси-Лебеди»»...

Дидактическая игра-путаница для рассказывания русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Как коварные гуси-лебеди «сломали» сказку».

Дидактическая игра-путаницадля рассказывания русской народной сказки «Гуси-лебеди» «Как коварные гуси-лебеди «сломали» сказку».Как можно прочитать сказку?Можно прос...

Сценарий инсценировки сказки у детей с задержкой психического развития второй год обучения «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Сценарий инсценировки сказки у детей с задержкой психического развития второй год обучения «Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» (подготовительная к шк...