Конспект занятия "Этикет с малых лет"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данное занятие предназначено для педагогов детских садов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в общеобразовательной группе старшего дошкольного возраста от 6-7 лет «Этикет с малых лет»
Цель: продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения.
Задачи: закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей различными формами слов – приветствий.
Образовательные - развивать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки; создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.
Развивающие - развивать творческие способности детей, выразительности речи. Умение активно участвовать в обсуждении, отвечать полными ответами.
Воспитательные - воспитывать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным. - активизировать словарь: этикет, эмоции, привычки, культура, аккуратность, вежливость, доброжелательность. - расширять и обобщать знания о правилах и нормах поведения
Предварительная работа: раздать детям стихи и загадки по теме, чтение сказок, на утреннем приеме игра: «Назови противоположное слово, ласковые слова».
Оборудование: Телефон, ворота, смайлики: желтый, зеленый, красный цвета, музыка, картина «Волшебного города», конверт с лепестками с заданиями,
Ситуации на экране, Дерево, разноцветная бумага, ножницы, фломастеры.
Организационный этап.
Ребята, сегодня к нам в детский сад пришли гости – наши родители, давайте поздороваемся с ними.
Звонит телефон, воспитатель отвечает.
Ребята, только что мне позвонили жители страны Хороших манер. В ее стране злой колдун спрятал все вежливые слова, а хорошие поступки перепутал с плохими. Они просят помощи от нас.
Поможем? Я надеюсь, наши гости с большим удовольствием нам в этом помогут.
Но добраться туда не легко, нужно выполнить несколько заданий. Наш путь начнется вот с этих волшебных ворот. Но чтобы через ворота пройти , нам нужно назвать свои имена ласково, а взамен можно будет получить смайлик.
Ну вот, у всех есть смайлики. (даётся ребёнку и родителю).
Закройте глаза и скажем волшебные слова: «Сим-силабим. бумс!»
Звучит загадочная музыка, и на доске появляется картинка с изображением Волшебного города.
Вот мы и оказались в стране Хороших манер.
Жители сказали, что если мы хотим помочь, то необходимо выполнить задания злого колдуна.
Нам надо разделиться на 3 команды.
Участники со смайликами желтого цвета – 1-ая команда, со смайликами зеленого цвета – 2-ая команда, красного цвета - 3 – ая команда.
Также вы должны придумать название своей команды, которое будет соответствовать теме нашей встречи (родители предлагают названия своих команд).
2.Основной этап. Если мы их выполним, то из лепестков, на которых написаны задания получится цветок.
А вот и конверт с лепестками- заданиями.
Первое задание.
Читает задание по очереди каждой команде.
1.Ребята, а вы знаете, что означает слово «здравствуйте»? «Здравствуйте» - очень древнее слово, русские люди в старину при встрече снимали шапку, кланялись в пояс, желали доброго здоровья.
2.Что еще означает слово «здравствуйте» означает «будь здоров». Приветствовать можно по-разному.
3. Как выдумаете, слово «привет»
можно всем говорить?
А как можно приветствовать взрослых?
Молодцы, с этим заданием мы справились.
Второе задание.
Отгадываем загадки.
1.Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
2.До чего ж оно красиво
Слово доброе…
(Спасибо)
3.Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-
(Извините)
2.Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…
(Добрый день)
2.Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…
(Здравствуй)
3.Когда нас бранят за шалости,
Говорим…
(Простите, пожалуйста)
1.И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…
(До свидания)
2.Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «привет», а…
(Здравствуйте)
3.Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»
(Так добры)
1.Толстая корова Лула ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова, мы ей скажем: …Будь здорова!
2.Муха Жу, хоть не хотела, в скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти скажут: …Доброго пути!
3.Бык ромашек накосил и барана пригласил.
Тот один съел угощенье, но сказал …Прошу прощенья!
И с этим заданием мы справились. Молодцы.
Третье задание. « Доскажи пословицу»
А сейчас мы предлагаем каждой команде прочитать пословицы и вспомнить окончание пословицы. Найти для нее соответствующую картинку.
- «Доброе слово лечит, а злое…..( калечит».)
- «Ласковым словом и мед……( растопишь».)
- «Вежливости открываются все …..( двери».)
Четвертое задание. «Хорошие манеры».
1 команде: РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ
- здороваться с родными утром, желать спокойной ночи перед отходом ко сну;
- здороваться со знакомыми на улице и в гостях, а после – прощаться с ними;
- здороваться с соседями, даже если вы лично не знакомы;
- употреблять слова «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините»;
- к чужим людям обращаться на «Вы»;
- не оскорблять, не дразнить других детей, не ябедничать, не провоцировать;
- извиняться, если сделал плохо;
- говорить «разрешите вас перебить», если нужно обратиться к одному из говорящих.
2 команде: Во время еды необходимо соблюдать столовый этикет:
- кушать нужно только в отведенном для этого месте (кухне или столовой);
- во время еды пользоваться столовыми приборами, это касается и маленьких детей (пресекать размазывание еды пальцами по тарелке);
- кушать нужно из своей тарелки, не комментировать содержимое чужой;
- не набрасываться на еду, если собрались не все члены семьи;
- не болтать с набитым ртом, помнить правило «когда я ем, я глух и нем»;
жевать с закрытым ртом;
- не играть с едой, не баловаться напитком (не расплескивать чай, воду, не пить громко сок через трубочку);
- неприлично высказывать свое негативное мнение о еде («фу, ну и гадость», «я не буду это есть»);
- неприлично класть локти на стол, толкаться;
- некрасиво тянуться через весь стол, нужно попросить рядом сидящего человека передать что-то;
- нельзя ковыряться во рту за столом;
- нужно пользоваться салфеткой или полотенцем, уметь попросить чистую салфетку;
- брать с тарелки тот кусок хлеба (кусок пирога, бутерброд, фрукт), который ближе, а не выбирать тот, что больше или красивее;
- тем более неприлично взять кусок с общей тарелки, подержать и положить обратно;
- перед тем как выйти из-за стола, нужно подождать, пока все члены семьи закончат трапезу, либо попросить разрешения выйти у взрослых;
- нельзя взять тарелку с едой и пойти к телевизору или в другую комнату.
3 команде: ГОСТЕВОЙ ЭТИКЕТ
- В гостях нужно вести себя спокойно, проявлять уважение к хозяевам дома и соблюдать правила:
- не приходить с пустыми руками (принести какое-то угощение, даже символическое);
-не напрашиваться на чай без приглашения;
- всегда здороваться с хозяевами дома;
- нельзя ходить по комнатам без разрешения и трогать чужие вещи на полках, внутри шкафов;
- категорически запрещается прыгать по кроватям, дивану, креслам, даже если хозяйский ребенок это делает;
- не устраивать истерики, не требовать чего-то от хозяев квартиры;
- соблюдать чистоту, выбрасывать за собой мусор (обертки от конфет, пачку из-под сока), собирать после себя игрушки;
- спокойно собираться и уходить, когда придет время, не требовать играть еще;
- обязательно сказать «спасибо» за гостеприимство и угощение, попрощаться с хозяевами дома.
Игра-разминка
А сейчас всех приглашаем в круг. Если ведущий называет слово, подходящее к понятию вежливый, то все участники идут по кругу (под музыку), если называется слово, подходящее к понятию невежливый, то хлопают в ладоши и поворачиваются в другую сторону.
Слова: вежливый, дерзкий, воспитанный, грубый, тактичный, деликатный, циничный, корректный, галантный, некультурный, внимательный, наглый, обходительный, невоспитанный, уважительный, неприветливый, заботливый.
Пятое задание
В стране Хороших манер все перепуталось и невозможно отличить хорошие поступки от плохих. Надо нам помочь
На экране появляются картинки.
Воспитатель просит объяснить детям, как нужно поступать в ситуациях, изображенных на экране.
Дети и родители переходят к экрану.
Садятся на стульчики.
Объясняют, где на картинках поступки хорошие. А где плохие и почему.
А сейчас нам дети покажут , как гости прощаются, вот например:
(кукольный театр)
Приезжала девочка Оля в гости. Когда наступила пора прощаться, сказала:
Оля :- К сожалению, мне пора домой. Мне у вас очень понравилось
- Хозяйка Света : До свидания, Оля! Всего тебе доброго.
-Гостья Оля : До встречи, Света! Береги себя!
-Хозяйка Света: Доброго тебе пути,
-Гостья Оля: Счастливо оставаться!
Инсценировка сказки «Петушок и Птичка».
Воспитатель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему : «Здравствуй! », а он не ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «здравствуй».
Петушок. Ну и что, у меня ещё вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для нее «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты! »
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой!
Воспитатель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь.
Наше путешествие подходит к концу. Оно завершается на главной площади города – площади Добра. И в память о нашем путешествии давайте подарим жителям дерево «Добра и Вежлисти», которое сделаем сами (музыка). (ладошки разноцветные с надписями вежливых слов)
Ну, что с заданиями мы справились, теперь давайте, приделаем лепестки к цветку. Ну вот мы и помогли жителям страны Хороших манер.
Пора возвращаться в детский сад. (дети и гости проходят через ворота и снова оказались в детском саду)
Рефлексия.
Вот мы и вернулись в детский сад.
Ребята, как вы думаете, помогли мы жителям Страны Хороших манер?
Чем мы помогли. Конечно, мы с вами совершили благородное дело.
Тем, что нашли и назвали вежливые слова. Рассказали, какие поступки хорошие, а какие плохие.
Известная поэтесса Агния Барто в одном из стихотворений писала: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала». Каждой команде предлагается назвать слова-комплименты для команды (музыка»). «Ваша жизнерадостность меня восхищает», «Здесь собрались весёлые и энергичные ребята», «Слушая вас, я в восторге от вашего умения, как вы говорите и рассказываете».
Прекрасно! На этой доброй нотке наша встреча заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника "Малые олимпийские игры в детском саду". Подготовительная группа."
Праздник – это всегда положительные эмоции. Игры и игровые задания стимулируют детей к занятиям спортом. При этом учим дошкольников ставить перед собой цель и достигать ее, проявляя психические ...

Конспект НОД "Моя малая родина"
Конспект посвящен республике Хакасия. В ходя занятия дети знакомятся с флагом, гербом столицей республики. У детей воспитываются чувства патриотизма и любви к малой родине....

Конспект занятия "Моя малая Родина"
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА – г. АЛЕЙСКЦель: пробудить интерес к истории родного города, используя различные средства (музыка, чтение, беседа, рассказ); закрепить знания о названии улиц, природе, предприятиях; р...

Конспект НОД "Наша Малая Родина- поселок Сухобезводное"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения- одна из самых актуальных задач нашего времени.Любовь к Отечеству начинается с любви к Малой Родине....

Конспект НОД "Моя малая Родина"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе«Моя малая Родина» Цель: Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине – гор...
Конспект занятия: "Моя малая Родина- село Кунашак".
Патриотическое воспитание к своей малой Родине- селе Кунашак....

