Методическая разработка учебного занятия Квест-игра в старшей группе «Волшебный оркестр»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 223
Методическая разработка учебного занятия
Квест-игра в старшей группе
«Волшебный оркестр»
Автор:
Сайфуллина Лилия Рафиковна,
музыкальный руководитель,
высшая квалификационная категория.
г.Ульяновск, 2025 г.
Цель - формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуры в процессе элементарного музицирования в ходе квест-игры.
Задачи:
Обучающие:
- Закрепить и систематизировать знания о звуках, о музыке .
- Закрепить умение самостоятельно воспроизводить заданный ритмический рисунок.
- Закрепить навык пения без напряжения, начинать петь самостоятельно после вступления, передавать характер песни.
- Закрепить навык игры на шумовых инструментах.
- Упражнять в ориентировке в пространстве.
Развивающие:
- Развивать слуховое внимание, чувство ритма, эмоциональную отзывчивость.
- Расширять представления детей об окружающем их мире.
- Способствовать развитию связной речи, умению аргументировать свои высказывания и основных психических процессов (память, внимание, мышление).
- Создать условия для развития логического мышления, смекалки.
- Развивать умение работать в коллективе.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру слушания, любовь и интерес к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью.
- Воспитывать активность, доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.-
Предварительная работа с детьми: слушание музыки композитора П.И.Чайковского, рассматривание музыкальных инструментов, беседы, игра на музыкальных инструментах.
Материалы и оборудование: ТСО (ноутбук, интерактивная доска, презентация, фортепиано, музыкальный центр, флеш-носители.); подборка музыкальных произведений; дуб с волшебными желудями и сундуком; нотки с заданиями; конверты с заданиями; разрезные картинки скрипичных ключей; музыкальные нотки-указатели; подручные средства (кастрюля, кусок пенопласта, связка ключей, деревянные палочки, отрез материи и др.); музыкальные инструменты для оркестра (бубны, колокольчики, ложки); имитация «домиков» различных животных, в которых спрятаны инструменты для оркестра (нора, дупло, гнездо,куст,); деревья, с развешанными на них нотками; медали «За успехи в музыке». Сладкие призы.
Ход квест-игры
Выйдя из группы дети замечают на полу дорожку, выложенную из цветных музыкальных ноток и вместе с педагогом строят предположения, что это за нотная дорожка и куда она может их привести. Двигаясь в указанном направлении попадают в музыкальных лес.
На экране заставка музыкального леса (1 СЛАЙД)
Воспитатель: Ребята, кажется, мы с вами попали в музыкальный лес!
Музыкальный руководитель: Совершенно верно, вы попали в совершенно необычный лес.
Давайте сейчас постоим в тишине,
Так тихо, как будто бы это во сне.
Услышим тогда, как звучит тишина,
Хоть кажется нам, что она не слышна.
Прислушайтесь…
Что вы услышали?
Звучит мелодичная музыка
Дети: Мы услышали музыку (звуки музыки)
Музыкальный руководитель: Звуками наполнен весь окружающий мир. Они бывают разные: звонкие, глухие, мягкие, звенящие, свистящие, шуршащие и даже скрипящие. Одни – мелодичные, другие – похожие на шум.
А на чем же держится музыка?
Дети: На 3-х китах:( марш, песня, танец.)
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, чтобы было, если бы все звуки на земле исчезли, и наш мир вдруг стал беззвучным?
Дети: Стало бы скучно и не интересно жить. Мы не смогли бы петь и танцевать.
Музыкальный руководитель:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной…
Как прекрасно слышать Звук:
Шум дождя и сердца стук!
Да, мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и невкусный.
Звуки можно воспроизводить голосом или с помощью музыкальных инструментов. Благодаря им, музыканты и композиторы передают в своих произведениях характеры персонажей.
Слышите, эта волшебная музыка приглашает вас в сказочный музыкальный лес. Он знает, что каждый из вас умеет играть на разных музыкальных инструментах и поэтому просит на музыкальной полянке сыграть вас веселый оркестр! Согласны!?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь! С собой предлагаю взять нашу дружбу и таланты! А так как лес музыкальный, то пройти на его музыкальную полянку мы сможем только в том случае, если отправимся в путь по этой нотной дорожке приставным шагом с приседанием.
Идя по нотной дорожке дети подходят к полянке.
Музыкальный руководитель: Ребята, а давайте поздороваемся с лесом, споем хором « Доброе утро»
И вдруг раздается страшный свист и голос Соловья-разбойника
Соловей - разбойник (СЛАЙД 2): «Ха-Ха-Ха! Ишь чего захотели, оркестр собрать! Не будет вам музыки!!! Я все инструменты забрал и спрятал, а без инструментов никакого оркестра быть не может!»
Воспитатель: Ребята, как же нам быть? Что нам теперь делать ??
Дети: Нам нужно найти музыкальные инструменты!
Воспитатель: Но как, же мы их сможем с вами найти, если мы не знаем где Соловей-разбойник их спрятал?
Раздается голос векового дуба (СЛАЙД 3)
Дуб: Здравствуйте, мои маленькие друзья, не огорчайтесь, я помогу вам найти музыкальные инструменты! Я очень старый многое повидал на своём веку и знаю все уловки Соловья-разбойника! Но вам будет очень нелегко. Чтобы вам найти инструменты, необходимо будет проявить смекалку и находчивость, а также показать свои музыкальные таланты. Вы готовы? Справитесь?
Дети: Да, готовы! Справимся!
Дуб: Ну, тогда слушайте! Помогут вам в вашем не лёгком пути мои волшебные радужные плоды, которые вам необходимо будет срывать в том порядке, в каком расположены цвета на радуге. На каждом жёлуде вы найдёте задание - правильно выполнив которое, вы получите подсказку где искать музыкальный инструмент. Удачи вам, мои юные друзья!
Воспитатель: Ребята, так что же мы должны с вами сделать, чтобы найти наши музыкальные инструменты?
Дети: Сорвать желуди и правильно выполнить задание.
Воспитатель: Какой желудь мы должны сорвать первым и почему?
Дети: Красный! Потому что он первый в радуге.
На экране появляется радуга и загорается первый цвет – красный (СЛАЙД 4)
Дети бегут к дубу и срывают красный желудь.
Воспитатель читает задание
(5 СЛАЙД)
Воспитатель: Ребята, красная нотка не желает открыть нам тайну, где же спрятан музыкальные инструменты и просит выполнить задание. Она просит нас прослушать нас три музыкальных фрагмента и определить, названия и композитора.
Дети прослушивают 3 музыкальных фрагмента марш оловянных солдатиков, баба яга, болезнь куклы. П.И.Чайковского)
Музыкальный руководитель: Ребята, в каких жанрах звучала музыка?
1.Марш оловянных солдатиков – мажор (веселое исполнение)
2.Баба – Яга – мажор ( веселое исполнение)
3. Болезнь куклы – минор (грустное исполнение)
( Показ смайликов минор и мажор; показ портрет композитора П.И. Чайковского).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы с достоинством справились с таким сложным заданием. И за это красная нотка сейчас покажет нам где же нам следует искать первый музыкальный инструмент.
Дети открывают красную нотку и находят в ней картинку с изображением норки.
Дети вместе с воспитателем находят в волшебном музыкальном лесу норку и находят в ней ложки.
Воспитатель: Ну что ж ребята, вы готовы продолжить наши поиски?
Дети: Да! Готовы!
Воспитатель: Ну, тогда идем и сорвем второй желудь. Какой?
На экране появляется радуга и загорается второй цвет – оранжевый
(6 СЛАЙД)
Дети: Оранжевый!
Воспитатель: Оранжевая нотка желает, чтобы вы порадовали ее веселым ритмическим рисунком попевки, которую вы видите на экране.
Дети находят оранжевую нотку.
На экране появляется ритмический рисунок попевки «Петушок, петушок» (7 СЛАЙД), который дети вместе с воспитателем озвучивают сначала ладошками, а затем распеваются этой попевкой. Музыкальный руководитель исполняет ее на фортепиано.
За правильно выполненное задание нотка дает им подсказку, что следующий музыкальный инструмент им следует искать в дупле.
Дети находят дупло и достают с помощью воспитателя из него деревянные ложки и относят их на отведенное для них в оркестре место.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше?
Дети: Да!
На экране появляется радуга и загорается третий цвет – желтый
(8 СЛАЙД)
Дети бегут к дубу и срывают желтый желудь.
Воспитатель: Желтая нотка, знает что мы с вами знаем красивую песню и просит нас ее исполнить, но для правильного исполнения мы должны подготовить свой голос. Споем с вами распевку: «Я шагаю вверх – я шагаю вниз». Пропоем гамму.
Что такое соло?
Что такое дуэт?
Что такое трио?
Что такое хор?
Дети подходят к нотке желтого цвета и исполняют песню
«Песенка чудесенка» (9 СЛАЙД)
Музыкальный руководитель: Умнички! Желтой нотке очень понравилось как вы все пели и за это она вам дарит следующую подсказку.
Дети находят в нотке картинку с изображением гнезда.
Затем находят в лесу дерево с гнездом и с помощью музыкального руководителя находят в нем колокольчики.
На экране появляется радуга и загорается четвертый цвет – зеленый
(10 СЛАЙД)
Воспитатель срывает зеленый желудь и читает задание
Воспитатель: Зеленая нотка желает услышать в вашем исполнении танец игру « Я от тебя убегу»
За красивый танец, зеленая нотка дает детям подсказку, что следующий музыкальный инструмент следует искать в логове.
Дети находят логово и достают из него бубны.
Воспитатель: Какие вы у меня талантливые! Со всеми заданиями справляетесь!
На экране появляется радуга и загорается голубой цвет (12 СЛАЙД)
Дети подходят к дубу и срывают голубой желудь.
Воспитатель: Голубая нотка просит нас не много поиграть с ней и помочь ей собрать картинку с изображением музыкального знака, который помогает нам войти в мир музыки.
Музыкальный руководитель: Что это за знак такой?
Дети: Скрипичный ключ.
Команда мальчиков и девочек собирают свои скрипичный клюю. (13 СЛАЙД)
Музыкальный руководитель: Какие вы сообразительные! И это задание вам оказалось под силу. Имея скрипичный ключ, мы теперь точно создадим свой оркестр.
Голубая нотка подсказывает, что следующий сюрприз спрятан под кустом, где дети находят смайлик – «Хорошее настроение».
Музыкальный руководитель: Ребята, какие вы молодцы! Вы уже нашли все музыкальные инструменты. Вот теперь мы можем сыграть наш оркестр « Добрый мастер»
Дети: Да!
На экране появляется радуга и загораются все цвета радуги(14 СЛАЙД)
Дети занимают свои места и исполняют оркестр « Добрый мастер»
С последними звуками лес озаряется цветные огоньками и вновь раздается голос дуба ( СЛАЙД)
Дуб: Спасибо вам, мои юные друзья! Вы с честью справились со всеми заданиями, нашли музыкальные инструменты и вернули в наш волшебный лес музыку! И за это я хочу вас наградить и преподнести вам подарок!
Дети подходят к дубу, находят на нем привязанный на цепях сундук, снимают его и находят в нем медали для каждого участника «За успехи в музыке», и сладкие сюрпризы.
Музыкальный руководитель: Спасибо, вам ребята! Вы мне сегодня очень помогли! Но прежде чем вы покинете музыкальный лес, скажите, пожалуйста, что для вас было во время нашего путешествия самым сложным? А что самым интересным? Что нового вы сегодня узнали и чему научились?
Выслушивает ответы детей
Воспитатель: Ребята, я очень горжусь вами! Но нам уже пора возвращаться назад в детский сад!
Приставным шагом с приседанием дети выходят из музыкального леса и отправляются к себе в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка - Конспект открытого занятия в старшей группе для детей с ОНР по Ф.Ц.К.М. по теме «Моя страна»
Учебно-методическая разработка по теме "Моя страна": знакомство со своей страной, ее символами, гимном, изображением на карте нашей Родины географических объектов....

Методическая разработка логоритмического занятия с детьми логопедической группы «Лесной оркестр» (модификация арт-терапевтической работы в русле музыкотерапии)
Цель: раскрытие творческого потенциала дошкольников подготовительной группы.Программные задачи:Коррекционно-образовательные:- расширение представлений об использовании музыкальных инструментов;- обога...

Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»
Методическая разработка тренинга «Игровой тренинг для старших дошкольников «Волшебные шкатулки»...

Квест- игра в старшей группе «Волшебный оркестр»
Формирование у детей старшего дошкольного возраста музыкальной культуры в процессе элементарного музицирования в ходе квест-игры....

Методическая разработка для экологического праздника в старшей группе «Путешествие в волшебный лес».
Данный материал предназначен для детей старшей группы по познавательному развитию. Будет полезен педагогам ДОО, родителям.Цели:Образовательные:— закрепить представление о лесе, его богатстве и ж...


