Конспект занятия "Аленкины забавы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Авторская разработка конспекта занятия по музыкальному экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по художественно-эстетическому развитию
на тему: «Аленкины забавы»
для детей старшего дошкольного возраста
Степанова Н.Г.
музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова
Цель: Формирование интереса к народной культуре, музыкальному экспериментированию.
Задачи
1.Обучающие:
- уточнить представления детей о малых формах фольклора (загадки, заклички, заманилки);
- поощрять проявление активности детей в музыкальном экспериментировании;
- обогащать речь детей за счет включения в словарный запас новых слов.
2. Развивающие:
-развивать чувство ритма, слуховое внимание;
- совершенствовать рече - двигательные навыки;
- развивать творческую активность детей, коммуникативные навыки.
3. Воспитывающие:
- воспитывать любовь к народному творчеству, музыкальной культуре;
- воспитывать чувство сопереживания, культуру общения.
Оборудование:
- Мультимедийный комплект, фортепиано, музыкальный центр, сундучок с мнемотаблицами (карточками), колокольчики, зонтик, игрушки (Божья Коровка, Улитка), стаканы с водой, палочки, трубочки для коктейля, лужи (шаблоны), музыкальные инструменты
Ход НОД:
Дети под музыку свободно входят в зал (Приложение 1) Их приветствует музыкальный руководитель. На экране девочка Аленка (Приложение 2, слайд 1)
М.Р.: Утро доброе, входите, не стесняйтесь, проходите,
Мы с Аленкой вас давно в гости ждем, глядим в окно.
Аленка: Все глаза уж проглядели, ждем вас целую неделю,
(на экране) Я – Аленка, мы с сестричкой загадаем по привычке
Вам загадки, а потом поиграем и споем.
Вот вам первая загадка, слушайте скорей, ребятки:
По небу она гуляла, с легким ветерком играла,
Загремел вдруг гром могучий – и расплакалась, кто?
Дети: Туча!
(вместе) На экране появляется маленькая тучка.
Аленка: Угадали, угадали, а еще и увидали!
(на экране)
М.Р.: Только что-то наша тучка очень уж сердитая,
Словно пухом или ватой, будто вся набита…
Аленка: Если вы хотите знать, загадку надо отгадать.
(на экране) Слушайте внимательно, отгадать желательно!
Он бывает самый разный, он тихоня и проказник,
Летний, теплый, проливной, может быть еще грибной.
Может громко бить по крыше, что бояться даже мыши.
По асфальту барабанить, как мальчишка хулиганить.
Грустным иногда бывает, как его мы называем?
Дети: Дождик! (На экране большая тучка, она дрожит) (Приложение 2, слайд 2).
М.Р.: Тучка наша задрожала, еще больше она стала,
И, по-моему, не может дождь пролиться, мы поможем?
Дети: Да! (Предлагает детям присесть на коврик)
М.Р.: В давней русской старине чтобы веселиться,
Надо было всем, ребята, в поле потрудиться.
Чтобы урожай поспел, фрукты созревали –
Солнце кликали и птиц, дождик зазывали.
- Заклички, ребята, – это такие закликательные, зазывательные песенки, которые отражают интересы и представления людей о хозяйстве, семье, природе. Например, люди просили себе здоровья, счастья, богатства.
-А вы знаете заклички? (ответы детей, если дети затрудняются, уточняет)
- Чаще всего в закличках обращались к солнцу, птицам, дождику. Попробуйте, ребята придумать такие заклички (заклички детей, предлагает свои варианты:
«-Солнышко, посвети!» или «-Не грей солнце жарко!»; «-Жаворонушки, прилетите к нам…» или «-Не летай, соловей до чужих полей!»; дождю: «-Дождик, дождик, пуще лей, чтобы было веселей…» или «-Дождик, дождик, полно лить, малых детушек мочить!»).
(Приложение 2, слайд 3)
Аленка: Тучка, мы тебе поможем, ссориться друзьям негоже.
(на экране) Мы закличку сочиним, вместе громко прокричим,
Чтобы дождик смог пролиться на детей, на наши лица.
На траву и на цветы, чтоб росли и я, и ты.
М.Р.: Как мы будем дождик звать, чтоб пошел с нами гулять?
Посмотрите сундучок – он поможет, дайте срок…
Тук-тук-тук, чок-чок-чок, открывайся, сундучок.
(Сундучок открывается. Там карточки (мнемотаблицы) желтого и зеленого цвета (можно любого другого). Предлагает детям взять любую, таким образом разделиться на две подгруппы).
Работа в группах
(М.р. помогает, направляет деятельность детей, рассматривает вместе с детьми картинки, проговаривает то, что на них изображено, добавляет к словам движения) (Предлагает одному из детей, показать движения)
М.р.: Хочет первым, кто начать, и закличку прочитать?
1-ая закличка: (произносит вместе с детьми)
Дождик – дождик, кап-кап-кап, (стучат кулачками)
Без тебя нам, ну ни как! (грозят пальчиком)
Дождик – дождик, лей-лей-лей, (топают)
Будет травка зеленей! (приседают, гладят травку)
Будут пышные кусты, и деревья, и цветы, (разводят руками пред собой, вправо, влево)
Будет славный урожай, пироги и каравай! (хлопают, протягивают руки вперед ладошками вверх, делают поклон)
(Предлагает детям второй подгруппы поаплодировать)
2-ая закличка (произносит вместе с детьми)
Тучка-тучка, не прячь дождик, (грозят пальчиком)
Пусть польется, очень просим! (хлопают в ладоши)
Дождик-дождик, выходи, (топают)
Дай цветочкам расцвести! (собрать ладошки, открыть пальчики)
Дождик-дождик, выходи, (топают)
Дай ребятам подрасти! (хлопают, в конце поднимают руки вверх)
(Приложение 2, слайд 4)
Звучит музыка дождя, раскаты грома, на экране из тучки начинает лить дождик. Ребята прячутся под зонтик.
(Приложение 2, слайд 5)
Аленка: Дождик льется на траву, на цветочки на лугу,
(на экране) Поливает все вокруг, дождик – дождик, ты ж нам друг!
Не сердись, лить прекрати, нас с ребятами пусти,
Мы хотим играть с тобой, с твоей теплою водой.
(Приложение 2, слайд 6)
Дождик: Хорошо, лить прекращаю, не мешать вам, обещаю.
(на экране) Я ведь дождик уникальный, я ведь дождик – музыкальный,
Предлагаю всей гурьбой поиграть с моей водой.
М.р.: Поспешим, скорей за мной, становитесь-ка все в строй,
Руки в бок, ровнее спину, побежим по серпантину.
Дети под музыку двигаются за М.р. поскоками (Приложение 3). Замечают стеклянную банку, в ней божьи коровки (2-3)
М.р.: Что же это, посмотрите, кто такое сделать мог?
Поймал в банку насекомых и оставил меж дорог…
(Предлагается подумать, что делать с божьими коровками)
М.р.: В давней русской старине берегли жуков вдвойне,
Им заклички посвящали, потому что они знали:
Даже маленький жучок много пользы принесет.
-А вы знаете, заклички про насекомых? (Дети предлагают свои варианты)
Вы откуда их узнали, мамы бабушки сказали?
Вы их с ними разучили – значит, память сохранили
О родной своей земле, о родной своей семье.
- Можно, расскажу свою? Только я ее спою.
(Приложение 4)
М.р.: Божья Коровка, полети на небо,
(поет) Принеси ребятам теплого хлеба,
Принеси нам молока, теплого парного,
Принеси нам творога, маслица густого.
- Мне, ребята, подпевайте, а Коровки улетайте!
Распевание. Дети пропевают слова и «отпускают» Божьих Коровок. Двигаются дальше под музыку на носочках. (Приложение 5)
Замечают Улитку (игрушка) (Приложение 6)
М.р.: Посмотрите-ка, Улитка, тянет на спине пожитки.
(поет) Ты, улитка, нас не бойся, мы тебя не тронем,
А кто будет хулиганить, мы его прогоним.
Покажи нам свои рожки, очень тебя просим,
Дадим хлеба, пирога, пригласим к нам в гости.
-А вы, ребята, какие знаете заклички про улитку?
(Дети предлагают свои варианты, вместе пропевают любой из них (распевание). Продолжают двигаться дальше шагом под веселую музыку. (Приложение 7) Останавливаются около столика, на котором стоят стаканы с водой, лежат палочки и трубочки для коктейля (по количеству детей).
М.Р.: Что вы видите, друзья? Вот стаканы, в них вода.
Ну-ка, вместе мне скажите, дайте правильный ответ,
Воды в них поровну? Да или …Нет! (ответ детей)
Это дождик нашалил, воды по-разному налил,
Но мы с вами не скучаем, и с водичкой поиграем.
В руки палочку возьмем, и стучать сейчас начнем,
Мы послушаем, друзья, как звучит у нас вода…
(Дети экспериментируют с водой в стаканах: стучат палочкой по краю стакана, меняя их местами, отвечают, делают выводы. М.р. предлагает выстроить стаканы по порядку (от самого меньшего количества воды до большего (или наоборот) и поиграть, как на металлофоне) Звучит музыка, дети «музицируют» (Приложение 8)
Музицирование
М.р.: Как водичка заиграла, заискрилась, зазвучала!
Нежно, тонко и прозрачно, дождик воду влил удачно!
Но, скажу вам, не всегда может так звучать вода,
Быть бурлящей и кипучей, словно водопад могучий,
Догадался, кто из вас, сделать нужно, что сейчас?
(Дети предлагают разные варианты)
М.р.: Трубочку в стакан опустим, воздух в ротик наберем,
И подуем сильно очень, забурлит водичка в нем.
Звучит музыка, дети бурлят – «музицируют» (Приложение 9)
М.р.: Есть заклички про водицу, ведь вода – всему царица,
Кто из вас, ребята, знает, нам расскажет, прочитает?
(М.р. вместе с детьми вспоминает заклички про воду, дети стараются произносить слова нараспев, иллюстрируя движениями)
Варианты упражнений на основе фольклорного материала Курской области:
1.Знаем, знаем, да-да-да, где ты прячешься, вода! (кивки головой вверх-вниз, влево-вправо)
Выходи, водица, мы пришли умыться, (топают ногами)
Лейся на ладошку, только понемножку (грозят пальчиком)
Лучше сильно, посмелей – умываться веселей! (хлопают в ладоши)
2. Кто-то будет – куп, куп, по водичке – хлюп, хлюп, (поднимают и опускают плечи, хлопают в ладоши)
В ванну быстро – прыг, прыг, в ванной ножкой – дрыг, дрыг, (прыгают поочередно на ногах)
Будет мыло пениться, и грязь куда-то денется (круговые движения руками, раскрыть руки в стороны и поднять плечи вверх)
(М.р. бращает внимание на экран)
М.р.: Дождик капал, дождик лил, что-то дождик загрустил,
Колокольчики возьмем, дождик мы играть зовем
(М.р. предлагает взять колокольчики из сундучка) (Приложение 10)
Игра «Дождик и колокольчик» (авторская)
Игра на различие 2-х частной формы музыки
1часть музыки: Дети играют на колокольчиках и приговаривают:
Дождик, дождик, хватит спать, выходи с нами играть.
2 часть музыки: Дети проговаривают слова и прячутся под зонтик
Дождиком умоемся, под зонтиком укроемся.
(М.р. раскладывает лужи на полу, обращает внимание детей на них)
М.р.: Дождик, дождик - шалунишка, луж оставил много слишком.
На траве и на земле, лужи здесь, и здесь, везде!
Подходите, выбирайте, возле луж скорей вставайте.
Не страшны нам лужи, с ними мы подружим.
(Приложение 11)
«Танец в лужицах» сл. Л.Кирилловой, муз. Е.Плаховой
(по показу музыкального руководителя)
М.р.: Вот какие молодцы!
Лужи больше не страшны, с ними мы теперь дружны,
Соберем их и положим, мы в ведро большое сложим (собирают лужи и складывают в ведерко)
М.р.: - Ребята, вспомните, что мы сегодня с вами делали, а поможет нам интересная игра - поддевка, которую любили наши бабушки и дедушки
Игра – поддевка (авторская)
Вспомним, дождик вызывали? Да! Тучку плакать заставляли? Да!
Насекомых повстречали? Да! Мы с водичкою играли? Да!
Веселились, танцевали? Да! В окно камешки бросали? (по инерции дети говорят «да»)
А теперь, ребята, вместе, мы придумаем все песню,
Мы узнали про природу, и про дождик, и про воду,
Про улитку и про тучку, пусть немножко и плакучку (Предлагает детям присесть)
Сочинение песни по_мнемотаблицам_(авторская)
М.р.: - Ребята, из каких частей состоит песня? (напоминает детям, что в песенке есть куплет и припев, может быть проигрыш, во время которого можно будет поиграть на инструментах.). Показывает (из сундучка) мнемотаблицы, с детьми проговаривает словами то, что видят. Предлагает детям придумать название песенке (свой вариант: «Наша песенка»)
- Тучка по небу ходила, землю дождиком мочила,
С ним потом играли вместе, все расскажем в нашей песне.
Припев: А Коровку Божию мы с детьми не трогали,
Мы ее не обижали, мы на небо провожали.
- Мы с улиткой подружились, рожкам длинным удивились,
А потом играли вместе, все расскажем в нашей песне.
М.р.: А теперь, ребята, вместе ищем ритм для нашей песни.
( М.р. предлагает прохлопать ритм со словами (на примере 1 куплета и припева)
М.р: - Ребята, а чего еще не хватает нашей песенке? (ответы детей: мелодия, м.р. предлагает напеть свою мелодию)
М.р.: Мелодия песенке очень нужна, можно ее подарю вам, друзья.
(М.р. пропевает мелодию, предлагает детям ее повторить)
М.р.: Чтобы зазвучала песня, чтобы стало интересней,
Мы возьмем все инструменты и исполним нашу песню.
Дети поют, на проигрыш играют на выбранных инструментах (Приложение 12) После исполнения складывают инструменты и подходят к экрану.
(Приложение 2, слайд 9)
Аленка: Что я слышу? Как красиво! Песня ваша – просто диво!
(на экране) Мамам, бабушкам, друзьям - каждый пусть исполнит сам.
М.Р.: И я тоже поделюсь, всем друзьям я похвалюсь,
Жалко только, что пора, с вами расставаться,
Что ж, время наступило, нам пора прощаться.
-До свидания, Аленка!
Рефлексия «Наполним сундучок» (М.р. обращает внимание на сундучок)
М.р.: Опустел наш сундучок, он нам много раз помог.
А давайте вместе с вами его наполним мы словами,
Вашими наблюдениями и впечатлениями.
Предлагает детям ответить на следующие вопросы: «-Мне интересно…», «-Я научился…», «-Я запомнила…», «Расскажу маме…», «-Было трудно…», «-Научу своих друзей…».
М.р.: Сундучок наполнился словами – расстаемся с вами мы друзьями,
Пусть отсюда каждый, выходя, расскажет всем из уст в уста.
- До новых встреч! (Дети под музыку выходят из зала) (Приложение 13)
* Весь стихотворный материал является авторским.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игра-забава "Зайчата"
С помощью этого занятия вы сможете развить у детей 4-5 лет диалогическую речь, умение рассказывать по картинке....
Конспект "Зимние забавы"
Закрепление представление о зиме и её приметах...
Конспект развлечения "Забавы матушки Зимы"
Цель: повышать эффективность взаимодействия воспитателей с родителями в процессе физического и нравственного воспитания детей. Задачи: развивать ловкость и выносливость, закреплять двигательные у...

Конспект «Зимние забавы»
Конспект Непосредственной образовательной деятельностиПо художественно – эстетическому развитиюво второй младшей группе«Зимние забавы»...

Конспект игры-забавы в средней группе на тему: «Мы играем-не скучаем».
Укреплять здоровье детей, совершенствовать физические качества, создать у детей бодрое, радостное настроение. Закрепить представления детей о признаках зимы. Совершенствовать двигательные умения и нав...

Конспект "Зимние забавы"
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по развитию осязания и мелкой моторики. Тема: «Зимние забавы&r...
Конспект развлечения "Забава- праздник мыльных пузырей"
Методическая разработка по культурно-досуговой деятельности для детей 3-4 лет...
- Мне нравится (1)
