Сценарий совместной досуговой деятельности "Мы идём колядовать"
методическая разработка (подготовительная группа)
Цель: формировать желание активно участвовать в народных играх; пробуждать интерес к изучению культуры и исторических традиций родного края, к русским национальным праздникам (обрядам); воспитывать культуру общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий совместной досуговой деятельности «Мы идём колядовать»
детей подготовительной к школе группы и детей старшей группы.
Воспитатель подготовительной к школе группы «Ягодка»: Самойлова Е.В.
Цель: формировать желание активно участвовать в народных играх; пробуждать интерес к изучению культуры и исторических традиций родного края, к русским национальным праздникам (обрядам); воспитывать культуру общения.
Материал: костюмы для ряженых (10штук), «звезда», мешок под угощение, угощение, зерно, музыкальные шумовые инструменты, лента со снежинкой, магнитофон, запись «Метелица», «Старушка-завидушка» - шарик, разрисованный в платочке, иголка, горшочек для гадания с предметами.
Колядующие – дети подготовительной к школе группы «Ягодка».
(Колядующие стучат в дверь группы)
Ведущий: Пришла коляда – отворяй ворота.
Колядующие (дети подготовительной к школе группы):
Эй, дома ли хозяева?
На улице мороз подмораживает,
не велит он стоять, замораживает.
Хозяйка (воспитатель): Кто там?
Колядующие (дети подготовительной к школе группы):
Пустите в дом, колядовщики пришли!
Хозяйка: Милости прошу, проходите!
Колядующие заходят в группу, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки).
Хозяйка: А почему вы такие ряженые, ведь новогодние утренники уже закончились?
Ведущий: Как говорили на Руси в старину, «Зима за морозы, а мы за праздники!». Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки, а название такое, потому что, народные гуляния попадают на святые дни – священные праздники— Рождество и Крещение. Длится он две недели, с 7 по 19 января.
1 ребёнок: Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный,
Наши дедушки и бабушки
Веселились две недели,
От Рождества и до Крещения
Приготовив угощение.
2 ребёнок: Пели разные колядки,
По дворам ходили в святки,
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Ведущий: На святках было принято рядиться. Ряженые, ряженье – это наш древний обычай. Рядились, обходили соседние дворы, шутили, пугали прохожих. Ряжеными были молодые люди, дети. В кого же рядились? Коза, баран, медведь, цыганка, разбойник. Надевали маски, выворачивали шубы наизнанку. Старались, чтобы другие их не узнали. Колядование - это ещё один обычай. Несколько человек собирались вместе, выбирали того, кто несёт мешок (мехоноша), ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, пели специальные коротенькие песенки-колядки, в них желали богатого урожая, здоровья, согласия в семье, шутили, выпрашивали угощение. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики, это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и сладостями.
3 ребёнок: Мы пришли вас прославлять да хозяев величать!
Ой, коляда, коляда, всем здоровья принесла!
4 ребёнок: Коляда – коляда, уродилась молода.
Кто подаст пирога, тому двор живота.
А мелкой скотинки числа бы вам не знать!
5 ребёнок: Колядин, колядин, я у мамки один,
По колено кожушок, подай, тетя, пирожок!
Открывай сундуки, подавай пятаки!
Что есть в печи – в мешок мечи!
Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления (угощает конфетами, пряниками, а колядующие складывают в мешок).
Дети хвалят хозяйку.
6 ребёнок: Кто нам дал пирога – тому рожь густа
7 ребёнок: Кто нам дал мяска – тому двор живота.
8 ребенок: А хозяйке дорогой – наш поклон земной!
Ведущий: Во время Святок все любили веселиться и играть в разные игры. И мы давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Пирог».
Игра «Пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокенький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Ведущий: Есть такое поверье: Когда коза в дом пришла, она хозяевам жизненные силы придала, считалось, что появление козы принесет в наступающем году удачу.
Коза (ребёнок): (говорит и пляшет)
-Ой, скачу, скачу, скачу
Я капусты хочу,
Раз имеешь сына, дай головку сыра.
Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.
Я скачу, скачу, серебра хочу! (пляшет, спотыкается и падает)
Хозяйка: Что случилось, почему коза упала? Может ей помочь подняться.
Колядующие (дети подготовительной группы):
Эта коза - особенная. Она встанет только тогда, если ей подарок подарят или угостят на славу.
Хозяйка: А что же она любит?
Колядующие (дети подготовительной к школе группы):
Нашей козе немного надо:
Ведерко гречки, да горшок овса,
Поверх него - колбаса, да три кусочка сала.
Хозяйка: Чтобы коза встала? Ещё и сала! Ну и коза! Ты здесь Ваньку не валяй, поскорей давай вставай и лучше с нами поиграй!
Ведущая: А коли пожадничают хозяева, и не дадут вкусного угощения, тогда поют колядку грозную.
9 ребёнок: (нарочито страшным голосом)
Кто не даст ватрушки — завалим окошки,
Кто не даст пирога – сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба – уведем деда,
Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!
10 ребёнок:
Ой, спасибо тебе хозяюшка на плохом подаянии,
дай тебе бог подольше прожить,
да побольше нажить - вшей, мышей и тараканов из ушей. (Все смеются)
Ведущий: Ох и грозные обещания, даже мороз по коже. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме. Поселится в нем Старушка – завидушка. Посмотрите, какое лицо злое, того и гляди лопнет от зависти. Дети, поиграйте с ней, перебрасывайте друг другу, пока она не лопнет.
Игра «Старушка-завидушка».
На воздушном шарике изображено хмурое лицо в платочке. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце ведущая незаметно протыкает шарик иглой.
Ведущий: Ой, Старушка – завидушка от жадности лопнула! Вот что с жадными людьми бывает.
Хозяйка: Прости коза, прими угощение, да поиграй с детьми.
Игра «Шалунишки»
Дети встают в два круга, под русскую народную мелодию «Ой вы сени мои сени»‖ двигаются в хороводе. Коза перебегает из круга в круг, приплясывая. По окончании музыки дети, стоящие в кругу, в котором окажется Коза, придумывают и выполняют задания: пищалки, кричалки, хохоталки, обнималки, поскакалки.
Хозяйка: Молодец, Коза! А чем вы нас еще потешите?
Ведущий: Ещё один обычай был – гадание. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в группе.
Гадание на горшочке.
Ведущий внутри круга с горшочком в руках. Девочки идут по кругу и поют:
Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек:
Что сбудется, станется?
Плохое пусть останется.
Девочки по очереди достают из горшочка вещицы (ведущий комментирует).
- Колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.
- Пуговица. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!
- Лента - к долгой счастливой жизни;
-Колокольчик - к хорошим новостям;
-Картошина - ждет большое счастье;
-Монета - к богатству;
-Гвоздь - на пороге гость;
-Зеркальце - быть красивой;
-Карандаш - к хорошим успехам в школе;
-Погремушка - к веселой жизни;
-Две сцепленные скрепки - к появлению новых друзей;
-Бусы – к подаркам;
-Конфета – весь год сладости есть будешь;
-Нитки – чему-то полезному научишься;
-Свечка – работящая будешь, до поздна работать будешь;
- Картошина - ждет большое счастье;
-Монета - к богатству;
-Гвоздь - на пороге гость;
-Зеркальце - быть красивой;
-Карандаш - к хорошим успехам в школе;
-Погремушка - к веселой жизни;
-Две сцепленные скрепки - к появлению новых друзей;
-Бусы – к подаркам;
-Конфета – весь год сладости есть будешь;
-Нитки – чему-то полезному научишься;
-Свечка – работящая будешь, до поздна работать будешь.
Ведущий: А теперь игра - не развлеченье, а с большим, большим значеньем. На Руси считалось: чем выше прыгнешь, тем больше доход и богатство, тем лучше будет урожай. Засиделись наши мальчики, выходите, свою ловкость покажите. Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.
Игра с лентой и снежинкой.
Взрослый раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривая:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лес высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела.
Ведущий: Заводи, честной народ, развесёлый хоровод.
Хоровод: песня «Вдоль по улице метелица метёт».
1.Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)
Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
Скоро все она дороги заметёт.
2. Запряжём-ка, мы в сани лошадей—
- В лес поедем за дровами поскорей---(друг за другом - за плечи)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
В лес поедем за дровами поскорей.
3.Рысью, рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до лесу докатим.
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
И скорехонько до лесу докатим.
4. Топорами мы ударим дружно в лад---(две ладошки – от плеча)
Только щепочки по лесу полетят---(фонарики)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит
Только щепочки по лесу полетят---(хлопать в ладоши)
5. А из леса мы тихонечко пойдём---(хоровод)
А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)
6. Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)
Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
Скоро все она дороги заметёт. (2 раза)
Хозяйка: Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье!
Ведущий всех осыпая: Сеем, веем посеваем
На Новый год на ново счастье,
Пусть у вас уродится и пшеничка и картошечка
На поле копнами, на столе пирогами.
Колядовщики вместе: Мир и счастье вашему дому,
А мы пойдем к другому.
Приложение:
«Коляда пришла, всем веселья принесла!»
Задачи:
1. Закреплять представления о народных обрядах и обычаях Руси, зимних праздниках;
2. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;
3. Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, дружеские отношения между детьми.
У обряда колядования две цели:
1. Отогнать злые силы.
2. Обеспечить плодородие, процветание рода.
А вот теперь мы с вами погадаем. Сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на огонь, вспомните про себя, кого вы обидели, кому слово плохое сказали. (Хозяюшка зажигает свечу, стоящую на столе).
Смотрите, ребята на огонь, и пусть все плохое, все ваши неприятности сгорят в этом огне и больше никогда не вернутся.
На столе стоит заранее подготовленное блюдо, и под ним различные мелкие предметы. Каждый из детей вытаскивает наугад любой предмет. Перед каждым гаданием повторяются слова:
Кому вынется,
Тому сбудется.
Скоро сбудется
Не минуется.
Все: Коляда - колядки!
Собрались ребятки! (идут)
По улице пошли, коляду нашли
Коляда – коляда, по дорожке шла
По дорожке шла, топорик нашла
Дубок секла (секут дубок в паре)
Пирожок пекла (пекут)
На пенек села (присели)
Пирожок съела (съели)
И дальше пошла (расходятся)
(и начинают сначала)
Игра «Карусели».
Продолжаем мы веселье,
Вес бегом на карусели.
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два,
Вот и началась игра.
Хоровод: песня «Вдоль по улице метелица метёт».
1.Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)
Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
Скоро все она дороги заметёт.
2. Запряжём-ка, мы в сани лошадей—
- В лес поедем за дровами поскорей---(друг за другом - за плечи)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
В лес поедем за дровами поскорей.
3.Рысью, рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до лесу докатим.
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
И скорехонько до лесу докатим.
4. Топорами мы ударим дружно в лад---(две ладошки – от плеча)
Только щепочки по лесу полетят---(фонарики)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит
Только щепочки по лесу полетят---(хлопать в ладоши)
5. А из леса мы тихонечко пойдём---(хоровод)
А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)
6. Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)
Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)
Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)
Скоро все она дороги заметёт. (2 раза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ Совместной досуговой образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы
Прививать детям интерес к творчеству А.С. Пушкина по средствам сказок...

Сценарий совместной досуговой образовательной деятельности с детьми средней группы «Покормите птиц зимой» с использованием презентации
Цель и задачи данного мероприятия:Расширить и закрепить представления детей о зимующих птицах;Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;Развивать слуховое ...

Сценарий совместной досуговой деятельности для детей и родителей "КВН "Скоро сказка сказывается"
Данный сценарий был представлен на Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Сценарий праздников и мероприятий» и предназначен для организации совместной досуговой деятельности детей...

Сценарий совместного развлечения с родителями: «Пришла коляда – отворяй ворота».
Сценарий совместного развлечения с родителями: «Пришла коляда – отворяй ворота». Цели и задачи:...

Сценарий совместной досуговой деятельности для детей младшей группы совместно с родителями «Режим дня».
Цель: укреплять здоровье детей в режиме дня. Задачи по пяти образовательным областям:Познавательное развитие:Воспитание чувства времени.Художественно-эстетическое развитие:Развитие слу...

Сценарий совместного досугового мероприятия «Осенняя ярмарка» для воспитанников средней группы в возрасте 4-5 лет
Сценарий досугового мероприятия "Осенняя ярмарка", направленного на активизацию и актуализацию знаний по теме "Осень", а также на приобщение родителей воспитанников к жизни детског...
Сценарий праздника в первой младшей группе «1,2,3,4,5 – мы идём колядовать»
Знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование, гадание, народные игры.)...
