Сценарий совместной досуговой деятельности "Мы идём колядовать"
методическая разработка (подготовительная группа)

Самойлова Елена Владимировна

 Цель: формировать желание активно участвовать в народных играх; пробуждать интерес к изучению культуры и исторических традиций родного края, к русским национальным праздникам (обрядам); воспитывать культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_idyom_kolyadovat.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий совместной досуговой деятельности «Мы идём колядовать»  

детей подготовительной к школе группы и детей старшей группы.

Воспитатель подготовительной к школе группы «Ягодка»: Самойлова Е.В.

 Цель: формировать желание активно участвовать в народных играх; пробуждать интерес к изучению культуры и исторических традиций родного края, к русским национальным праздникам (обрядам); воспитывать культуру общения.

 Материал: костюмы для ряженых (10штук), «звезда», мешок под угощение, угощение, зерно, музыкальные шумовые инструменты, лента со снежинкой, магнитофон, запись «Метелица», «Старушка-завидушка» - шарик, разрисованный в платочке, иголка, горшочек для гадания с предметами.

Колядующие – дети подготовительной к школе группы «Ягодка».

(Колядующие стучат в дверь группы)

Ведущий: Пришла коляда – отворяй ворота.

Колядующие (дети подготовительной к школе группы):

Эй, дома ли хозяева?

 На улице мороз подмораживает,

не велит он стоять, замораживает.

 Хозяйка (воспитатель): Кто там?

Колядующие (дети подготовительной к школе группы):

Пустите в дом, колядовщики пришли!

Хозяйка: Милости прошу, проходите!

Колядующие заходят в группу, играя на шумовых инструментах (трещотки, бубны, ложки, свистульки).

Хозяйка: А почему вы такие ряженые, ведь новогодние утренники уже закончились?

Ведущий: Как говорили на Руси в старину, «Зима за морозы, а мы за праздники!». Наступил самый веселый и светлый зимний, народный праздник – Святки, а название такое, потому что, народные гуляния попадают на святые дни – священные праздники—   Рождество и Крещение. Длится он две недели, с 7 по 19 января.

1 ребёнок: Праздник этот самый длинный,

 Он веселый и старинный,

Наши дедушки и бабушки

Веселились две недели,

От Рождества и до Крещения

Приготовив угощение.

2 ребёнок: Пели разные колядки,

По дворам ходили в святки,

Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили.

Ведущий: На святках было принято рядиться. Ряженые, ряженье – это наш древний обычай. Рядились, обходили соседние дворы, шутили, пугали прохожих. Ряжеными были молодые люди, дети. В кого же рядились? Коза, баран, медведь, цыганка, разбойник. Надевали маски, выворачивали шубы наизнанку. Старались, чтобы другие их не узнали. Колядование - это ещё один обычай. Несколько человек собирались вместе, выбирали того, кто несёт мешок (мехоноша), ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили хозяев, пели специальные коротенькие песенки-колядки, в них желали богатого урожая, здоровья, согласия в семье, шутили, выпрашивали угощение. Люди радовались, если к ним приходили колядовщики, это считалось доброй приметой, поэтому гостей старались угостить пряниками и сладостями.

3 ребёнок: Мы пришли вас прославлять да хозяев величать!

Ой, коляда, коляда, всем здоровья принесла!

4 ребёнок: Коляда – коляда, уродилась молода.

Кто подаст пирога, тому двор живота.

А мелкой скотинки числа бы вам не знать!

5 ребёнок: Колядин, колядин, я у мамки один,

По колено кожушок, подай, тетя, пирожок!

Открывай сундуки, подавай пятаки!

Что есть в печи – в мешок мечи!

Хозяйка: Спасибо вам, милые колядовщики, за ваши добрые слова и поздравления (угощает конфетами, пряниками, а колядующие складывают в мешок).

Дети хвалят хозяйку.

  6 ребёнок: Кто нам дал пирога – тому рожь густа

  7 ребёнок: Кто нам дал мяска – тому двор живота.

  8 ребенок: А хозяйке дорогой – наш поклон земной!

 Ведущий: Во время Святок все любили веселиться и играть в разные игры. И мы давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Пирог».

Игра «Пирог»

Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:

Да экий он высокинький,

Да экий он широкинький,

Да экий он мякошенький,

Режь его да ешь.

Во время пения при словах «высокенький» поднимают руки вверх, «широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».

 Ведущий: Есть такое поверье: Когда коза в дом пришла, она хозяевам жизненные силы придала, считалось, что появление козы принесет в наступающем году удачу.

 

Коза (ребёнок): (говорит и пляшет)

-Ой, скачу, скачу, скачу

Я капусты хочу,

Раз имеешь сына, дай головку сыра.

Раз имеешь дочку, дай мне меда бочку.

Я скачу, скачу, серебра хочу!  (пляшет, спотыкается и падает)

Хозяйка: Что случилось, почему коза упала? Может ей помочь подняться.

Колядующие (дети подготовительной группы):

 Эта коза - особенная. Она встанет только тогда, если ей подарок подарят или угостят на славу.

Хозяйка: А что же она любит?

Колядующие (дети подготовительной к школе группы):

 Нашей козе немного надо:

 Ведерко гречки, да горшок овса,

 Поверх него - колбаса, да три кусочка сала.

Хозяйка: Чтобы коза встала? Ещё и сала! Ну и коза! Ты здесь Ваньку не валяй, поскорей давай вставай и лучше с нами поиграй!

 Ведущая: А коли пожадничают хозяева, и не дадут вкусного угощения, тогда поют колядку грозную.

9 ребёнок: (нарочито страшным голосом)

 Кто не даст ватрушки — завалим окошки,

Кто не даст пирога – сведем корову за рога,

 Кто не даст хлеба – уведем деда,

Кто не даст ветчины – тем расколем чугуны!

10 ребёнок: 

Ой, спасибо тебе хозяюшка на плохом подаянии,

дай тебе бог подольше прожить,

да побольше нажить - вшей, мышей и тараканов из ушей. (Все смеются)

Ведущий: Ох и грозные обещания, даже мороз по коже. Люди верили, что после таких слов не будет удачи в доме. Поселится в нем Старушка – завидушка. Посмотрите, какое лицо злое, того и гляди лопнет от зависти. Дети, поиграйте с ней, перебрасывайте друг другу, пока она не лопнет.

Игра «Старушка-завидушка».

На воздушном шарике изображено хмурое лицо в платочке. Дети перебрасывают шар из рук в руки. В конце ведущая незаметно протыкает шарик иглой.

 

Ведущий: Ой, Старушка – завидушка от жадности лопнула! Вот что с жадными людьми бывает.

Хозяйка: Прости коза, прими угощение, да поиграй с детьми.

Игра «Шалунишки»

Дети встают в два круга, под русскую народную мелодию «Ой вы сени мои сени»‖ двигаются в хороводе. Коза перебегает из круга в круг, приплясывая. По окончании музыки дети, стоящие в кругу, в котором окажется Коза, придумывают и выполняют задания: пищалки, кричалки, хохоталки, обнималки, поскакалки.

 

Хозяйка: Молодец, Коза! А чем вы нас еще потешите?

Ведущий: Ещё один обычай был – гадание. Обычно гадали девушки. Они хотели узнать, когда выйдут замуж, как будут звать жениха. Для этого они выходили на улицу и бросали валенки – куда валенок укажет там и жених живёт. Я тоже предлагаю вам погадать. Мы не будем нарушать традиций, и гадать у нас будут девочки. На улице холодно, поэтому гадать мы будем в группе.

Гадание на горшочке.

 Ведущий внутри круга с горшочком в руках. Девочки идут по кругу и поют:

 Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Девочки по очереди достают из горшочка вещицы (ведущий комментирует).

- Колечко. Сейте муки, пеките пироги! К тебе гости будут, ко мне – женихи.

- Пуговица. Жить тебе в большой семье счастливой жизнью!

- Лента - к долгой счастливой жизни;

-Колокольчик - к хорошим новостям;

 -Картошина - ждет большое счастье;

 -Монета - к богатству;

 -Гвоздь - на пороге гость;

 -Зеркальце - быть красивой;

-Карандаш - к хорошим успехам в школе;

-Погремушка - к веселой жизни;

-Две сцепленные скрепки - к появлению новых друзей;

 -Бусы – к подаркам;

-Конфета – весь год сладости есть будешь;

-Нитки – чему-то полезному научишься;

-Свечка – работящая будешь, до поздна работать будешь;

- Картошина - ждет большое счастье;

 -Монета - к богатству;

 -Гвоздь - на пороге гость;

 -Зеркальце - быть красивой;

 -Карандаш - к хорошим успехам в школе;

 -Погремушка - к веселой жизни;

-Две сцепленные скрепки - к появлению новых друзей;

 -Бусы – к подаркам;

 -Конфета – весь год сладости есть будешь;

-Нитки – чему-то полезному научишься;

 -Свечка – работящая будешь, до поздна работать будешь.

Ведущий: А теперь игра - не развлеченье, а с большим, большим значеньем. На Руси считалось: чем выше прыгнешь, тем больше доход и богатство, тем лучше будет урожай. Засиделись наши мальчики, выходите, свою ловкость покажите. Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.

 

Игра с лентой и снежинкой.

 Взрослый раскручивает вокруг себя привязанную к ленте снежинку, приговаривая:

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лес высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши!

Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задела.

Ведущий: Заводи, честной народ, развесёлый хоровод.

Хоровод: песня «Вдоль по улице метелица метёт».

1.Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)

Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

Скоро все она дороги заметёт.

 2. Запряжём-ка, мы в сани лошадей—

- В лес поедем за дровами поскорей---(друг за другом - за плечи)

 Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

В лес поедем за дровами поскорей.

3.Рысью, рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до лесу докатим.

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

 И скорехонько до лесу докатим.

4. Топорами мы ударим дружно в лад---(две ладошки – от плеча)

Только щепочки по лесу полетят---(фонарики)

 Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит

Только щепочки по лесу полетят---(хлопать в ладоши)

 5. А из леса мы тихонечко пойдём---(хоровод)

А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)

6. Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)

Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

Скоро все она дороги заметёт. (2 раза)

 Хозяйка: Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье!

Ведущий всех осыпая: Сеем, веем посеваем

На Новый год на ново счастье,

Пусть у вас уродится и пшеничка и картошечка

На поле копнами, на столе пирогами.

Колядовщики вместе: Мир и счастье вашему дому,

 А мы пойдем к другому.

Приложение:

 

«Коляда пришла, всем веселья принесла!»

Задачи:

 1. Закреплять представления о народных обрядах и обычаях Руси, зимних праздниках;

 2. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни;

3. Формировать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия, дружеские отношения между детьми.

 У обряда колядования две цели:

1. Отогнать злые силы.

 2. Обеспечить плодородие, процветание рода.

 А вот теперь мы с вами погадаем. Сейчас я зажгу свечу, а вы, глядя на огонь, вспомните про себя, кого вы обидели, кому слово плохое сказали. (Хозяюшка зажигает свечу, стоящую на столе).

 Смотрите, ребята на огонь, и пусть все плохое, все ваши неприятности сгорят в этом огне и больше никогда не вернутся.

На столе стоит заранее подготовленное блюдо, и под ним различные мелкие предметы. Каждый из детей вытаскивает наугад любой предмет. Перед каждым гаданием повторяются слова:

Кому вынется,

Тому сбудется.

Скоро сбудется

 Не минуется.

 Все: Коляда - колядки!

 Собрались ребятки! (идут)

 По улице пошли, коляду нашли

Коляда – коляда, по дорожке шла

По дорожке шла, топорик нашла

 Дубок секла (секут дубок в паре)

Пирожок пекла (пекут)

 На пенек села (присели)

 Пирожок съела (съели)

 И дальше пошла (расходятся)

(и начинают сначала)

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

Хоровод: песня «Вдоль по улице метелица метёт».

1.Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)

Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

Скоро все она дороги заметёт.

 2. Запряжём-ка, мы в сани лошадей—

- В лес поедем за дровами поскорей---(друг за другом - за плечи)

 Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

В лес поедем за дровами поскорей.

3.Рысью, рысью друг за другом поспешим

И скорехонько до лесу докатим.

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

 И скорехонько до лесу докатим.

4. Топорами мы ударим дружно в лад---(две ладошки – от плеча)

Только щепочки по лесу полетят---(фонарики)

 Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит

Только щепочки по лесу полетят---(хлопать в ладоши)

 5. А из леса мы тихонечко пойдём---(хоровод)

А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

А руками-то прихлопывать начнём---(хлопаем)

6. Вдоль по улице метелица метёт---(хоровод)

Скоро все она дороги заметёт---(метём веником)

Припев: Ой, жги, жги, жги, говорит---(хлопать в ладоши)

Скоро все она дороги заметёт. (2 раза)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной досуговой образовательной деятельности с детьми средней группы «Покормите птиц зимой» с использованием презентации

Цель и задачи данного мероприятия:Расширить и закрепить  представления детей о зимующих птицах;Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников;Развивать слуховое ...

Сценарий совместной досуговой деятельности для детей и родителей "КВН "Скоро сказка сказывается"

Данный сценарий был представлен на Всероссийский дистанционный конкурс работников образования «Сценарий праздников и мероприятий» и предназначен для организации совместной досуговой деятельности детей...

Сценарий совместного развлечения с родителями: «Пришла коляда – отворяй ворота».

Сценарий совместного развлечения  с родителями: «Пришла коляда – отворяй ворота». Цели и задачи:...

Сценарий совместной досуговой деятельности для детей младшей группы совместно с родителями «Режим дня».

Цель: укреплять здоровье детей в режиме дня.  Задачи по пяти образовательным областям:Познавательное развитие:Воспитание чувства времени.Художественно-эстетическое развитие:Развитие слу...

Сценарий совместного досугового мероприятия «Осенняя ярмарка» для воспитанников средней группы в возрасте 4-5 лет

Сценарий досугового мероприятия "Осенняя ярмарка", направленного на активизацию и актуализацию знаний по теме "Осень", а также на приобщение родителей воспитанников к жизни детског...

Сценарий праздника в первой младшей группе «1,2,3,4,5 – мы идём колядовать»

Знакомить дошкольников с русскими народными традициями (колядование, гадание, народные игры.)...