Сценарий «Здесь русский дух- здесь Русью пахнет… »
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)
Сценарий «Здесь русский дух- здесь Русью пахнет… »
Цель:
Формирование уважения и чувства гордости к русскому народу, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории;
- Задачи:
Расширить объём знаний детей о богатырях; - Вызвать интерес к языку былин, сказаний; оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
- Прививать любовь и чувство гордости к Отечеству, уважение к героическим воинским традициям.
- Продолжать развивать у детей внимание, выдержку, выносливость, ловкость; воспитывать у детей соревновательные качества, чувства взаимовыручки, поддержки.
Действующие лица:
- ведущий
- Илья Муромец»
-Добрыня Никитич
Предварительная работа:
- чтение отрывков из былин о русских богатырях;
- просмотр фрагментов из художественного фильма или мультфильма «Илья Муромец»;
- рассматривание иллюстраций Васнецова В., Глазунова И., Репина И. о богатырях;
- прослушивание на музыкальных занятиях фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова, А.Бородина, М.Глинки;
- толкование пословиц и поговорок о богатырях;
- совместная художественная деятельность «Русские богатыри».
Оформление зала:
На центральной стене изображения русских богатырей
Инвентарь:
6 конусов больших;
2 больших мяча, скамейка; верёвка связанная концами;
6 средних обручей; 2 картинки в виде с изображением богатыря; 2 модуля (таблетки); 2 фланелеграфа; дротики в контейнерах;
воздушные шары N количество; 2 мяча d 5-6 см; магнитофон, диск с записью произведений; верёвка с погремушками; свисток.
Ход досуга:
Дети входят в зал под музыку А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва «Кап-кап-кап» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Одна команда идёт по малому кругу по левой стороне, другая – по большому кругу по правой стороне на встречу друг другу. По окончании фрагмента музыки дети встают полукругом лицом к зрителям.
Ведущий:
Ой, вы гой еси, добры молодцы и молодушки! Велика и необъятна наша Родина. Есть у нас и реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только этим, а славится она людьми – отважными, умелыми, сильными духом. Много раз враги нападали на нашу землю, но доныне жива Русь - матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях, песнях, былинах. Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться с врагами, которые нападали на Русь. Не зря всегда Русь гордилась своими воинами – и солдатами и генералами. Скажите, как в старину назывались воины, которые стояли на защите Отечества?
(ответы детей)
Откуда же у русских воинов сила великая? А досталась она им от предков – былинных русских богатырей. А кто такие богатыри (Силачи, воины, защитники)
Дети, а какие они были, русские богатыри? (Решительные, храбрые, мужественные, смелые, отважные, бесстрашные)
Собрались мы сегодня не на почестен пир, а на беседу добрую да складную.
Сегодня мы с вами приветствуем в нашем зале две дружины богатырей!
Это дружина «Добрых молодцев» и дружина «Храбрых витязей»
Любит русский народ богатырей, славит их складывает песни об их подвигах, о том, как берегут и защищают они родную Русь.
Как называются эти сказания? (Былины) Сейчас я хочу проверить, как вы их слушали.
Ведущий:
( Дети двух команд представляют себя: название команды и девиз)
Команда 1. «Добрых молодцев»
Ой вы, гости дорогие и участники,
Вас приветствуем сейчас
Да от всей души.
Собрались мы здесь на сражение
Остроумием блеснуть и талантами,
Показать – чему научилися,
Похвалиться своим умением.
Вам челом бьём, жюри справедливое,
Оцените нас по достоинству.
Не обидьте вы наших соперников,
К нам же просим быть снисходительными.
Всем желаем успехов в сражении.
Пусть народ на нас полюбуется.
С добрым сердцем, с душою открытою
Перед вами начнём выступление.
Команда 2. «Храбрых витязей»
Уж мы бьём челом, поклоняемся
Государям – жюри великому!
Вы судите нас верой и правдою
Уж вы гой еси, наши соперники
Ай да будьте вы разумники,
Только будем мы с вами сражаться
До победушки неминучией!
Добром победу отдадите – добром возьмём,
А добром не отдадите – завоюем!
- И так, у нас две команды: «Добрых молодцев» и «Храбрых витязей». Откуда вы знаете о богатырях?
- Правильно, о них вы узнали из былин, и сейчас проверим, как внимательно вы их слушали.
Ведущий проводит викторину
1. Назовите богатырей, которых вы знаете.
2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Муром)
3. Кто передал Илье Муромцу меч – кладенец? (Святогор)
4. Где родился Добрыня Никитич? (в Рязани)
5. Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)
6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня – добрый, великий, Никитич – победитель, блестящий)
7. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
8. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец)
9. Кто из богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич)
10. Как называлась одежда богатырей, сплетённая из металлических колец? (кольчуга)
11. С кем сражался Алёша попович? (с Тугарином Змеем)
12. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурашкой)
Под музыку П.И. Чайковского «Вальс» входит княжна Ярославна.
КИлья Муромец:
- Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Я вижу среди вас много богатырей, покажите мне вашу удаль молодецкую и силу богатырскую и находчивость.
- За вашу смекалку, ум, быстроту вы будете получать очко. И в конце состязания подведём итог и определим, какая команда богатырей выиграет.
- Но сначала хочу узнать у вас, какой должен быть богатырь? (игра «Скажи какой» подбор прилагательных к существительному «богатырь»)
Добрыня Никитич:
- Что ж, богатыри, внимание!
Начинаем состязание.
А для начала разомнитесь. ( Игра «Мы – богатыри»)
Дружно встанем раз, два, три | Шагают на месте |
Мы теперь богатыри | Руки согнуты в локтях, показывают силу |
Мы ладонь к глазам приставим, | Руку правую подносят козырьком к глазам |
Ноги крепкие расставим, | Ноги в стороны |
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. | Поворот в право |
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. | Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево |
Наклонились влево - вправо | Руки на поясе, наклон влево-вправо |
Получается на славу | Руки вверх |
Конкурс «Сражение на руках»
Ведущий:
- Наши богатыри не только силой отличаются, но и умом блещут. Предлагаю тебе княжна в этом убедиться, а богатырям умом поразмяться. («Состязание в смекалке»)
Состязание в смекалке.
1. Главное оружие Соловья разбойника (свист)
2. Тара для чудес (решето)
3. Царское головное отличие (корона)
4. Богатырская цифра (три)
5. Головной убор, рассчитанный на дурака (колпак)
6. Разбойничья цифра (сорок)
7. Нечистая дюжина (тринадцать)
8. Ведьмолёт (метла)
9. Змей по батюшке (Горыныч)
Илья Муромец:
1.Как называется головной убор богатыря? (шлем)
2.Как называется тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец? (кольчуга)
3. Как называются снаряжения богатыря? (Булава, колчан, стрела, щит.)
4. Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь.
5. Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)
6. Как одним словом назвать этих богатырей? (Витязи - крепкие духом, прославившиеся делами.)
- А теперь проведём состязание и определим, чья команда сильнее и быстрее.
Забава «Самый быстрый и сильный»
Мальчики строятся в две команды. На одинаковом расстоянии напротив каждой команды стоят по одному конусу. Дети по сигналу по прямой прокатывают мяч, обводят вокруг конуса, возвращаясь обратно, передают эстафету мячом. Побеждает та команда, которая первой закончила эстафету.
:
- А сейчас мы с вами отдохнём и поиграем в игру «Да - нет»
Наша Родина сильна ……………………………..да.
И у нас она одна…………………………………..да.
На Руси богатыри есть……………………………да.
Им всегда хвала и честь…………………………..да.
Илья Муромец герой ……………………………..да.
Он был самый молодой………………………….нет.
Соловья он победил………………………………да.
Из автомата подстрелил…………………………нет.
Алёша Попович тоже герой……………………..да.
Он сильный, смелый, молодой………………….да.
Он в Киеве граде дружинником был……………да
Карабаса в бою победил………………………..нет.
На танках боролись богатыри с врагом………..нет.
Они воевали с мечом и копьём…………………да.
Добрыня Никитич был слабым и хилым………нет.
Он змея сумел победить своей силой…………..да.
Гордимся мы нашими богатырями……………..да.
Хотим ли быть такими же сами…………………да.
Девочки танцуют танец «Во поле берёзка стояла» (р.н.)
Добрыня Никитич:
- Вот преграды на пути!
Их не просто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
Забава «Наездники»
Напротив команд стоят по 3 конуса на одинаковом расстоянии друг от друга, модуль. Дети верхом на деревянных палках скачут до конуса и назад. Выигрывает та команда, которая первой выполнит задание.
Ведущий:
- Давайте мы с вами вспомним, какие пословицы, и поговорки вы знаете о воинской доблести и славе.
Пословицы и поговорки, посвящённые воинской доблести:
Один в поле не воин.
Один за всех и все за одного.
Кто впереди идёт, того страх не берёт.
У страха глаза велики.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в учении - легко в бою.
Где смелость, там и победа.
Шаг вперёд – шаг к победе.
Мало победы ждать, надо победу взять.
Военному делу учиться всегда пригодиться.
За правое дело стой смело.
Кто храбр – тот жив, кто смел – тот жив.
Только того бьют, кто боится.
Умелый боец везде молодец.
Победу не ожидают, а догоняют.
Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
Крепка рука у нашего богатыря.
Смекалка на войне помогает вдвойне.
Воюют не числом, а уменьем.
Доблесть, правда, истина – спутница чести.
С родной земли умри, но не сходи.
Своя земля и в горе мила.
Родимая сторона мать, чужая – мачеха.
На чужой стороне и сокола зовут вороной.
Илья Муромец:
- Все преграды вы прошли,
Дальше в путь пустились вы.
Но, увы, не тут – то было,
Вихрем всё вдруг закружило.
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути.
Тут спасенья не ищи!
Забава "Одолей змея Горыныча"
Напротив команд лежат по три обруча среднего размера на определённом расстоянии. На противоположной стене висят воздушные шарики – головы змея Горыныча. По сигналу дети встают в обруч, продевают его сквозь себя снизу вверх, кладут на место (3 раза), добегают до указателя, где лежат в контейнерах дротики, которыми надо попасть в воздушный шарик. Возвращаются по прямой и передают эстафету. Выигрывает та команда, которая первой попадёт в «головы» змея Горыныча (шарики).
Добрыня Никитич:
- Метко били вы по цели, и змеюку одолели.
А теперь состязание «Перетяни канат»
Ведущий:
- И ещё одна игра-забава «Удержи наливное яблочко»
По 2 ребёнка из двух команд держат сложенную вчетверо ленту-гусеницу, прокатывают по ней мяч диаметром 5-6 см друг другу, выполняя для этого волнообразные движения (качания). Чья пара дольше удержит мяч, та выигрывает.
Ведущий: Наши богатыри веселиться тоже умеют
Танец богатырей под песню «Богатырская наша сила»
Илья Муромец: (подводит итоги)
- Вот и закончились наши состязания.
Это были большие испытания.
Дети под музыку А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва «Кап-кап-кап» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» вместе с папами выходят из зала.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»
Сценарий музыкально-литературной композиции для детей старшего дошкольного возраста«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»Цель:Ø Формирование патриотических чувств и любви к родному краю ...

Кроссворд "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"
Кроссворд разработан для конкурса среди воспитателей...

Презентация "Там русский дух, там Русью пахнет"
Музыкальная игра в форме викторины с целью приобщения детей к русскому народному творчеству. Знакомство с русскими народными обычаями, традициями, костюмами, песнями, танцами и др....

Познавательно-творческий проект: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет»
Позновательно- творческий проект "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет"Цель: Создание системы по развитиюу детей познавательного интереса к истории, традициям, родного края через посещение ...

« Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Литературно- музыкальный праздник посвященный сказкам А. С. Пушкина. Для детей старшего и среднего дошкольного возраста .
Закрепить знание детьми сказок великого русского поэта. Воспитывать любовь и интерес к творчеству русских поэтов. Прививать любовь к русской классической музыке через коллективные игры. и танцы....

Проект "Здесь руский дух, здесь Русью пахнет"
Мы живём в сложное и интересное время. Но как истинно русские люди, любящие свое Отечество, мы обязаны вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен. Мы решили познакомить детей с историей рус...

