"Чукотские сказки" ( для инсценирования
материал
КТО САМЫЙ БЫСТРЫЙ?
Сидит заяц под кустом. Увидел его волк, спрашивает:
— Ты что, братец, всё под кустами прячешься? Весь согнулся. Поди уж бегать разучился?
А заяц ему:
— Бежим наперегонки?
— Ладно, — согласился волк. — Только вот приятелей дождусь. А они тут как тут. Пришла росомаха — острые зубы, крепкие ноги. Бурый медведь притопал. Большой. Сильный. Где наступит — яма продавливается.
— Ну что ж, — говорит волк, — можно и начинать. Все в сборе.
Оглядел их заяц.
— Где уж мне вас обогнать! — говорит.
Воткнули в землю длинный шест, в рукоятке мехом обшитый, — посох состязаний. Кто первым прибежит — тому этот посох в награду достанется. Рядышком встали — и разом бежать кинулись! А назад-то возвращались не вместе, порознь. Первым примчался заяц. Волк прибежал к вечеру.
Росомаха ночью вернулась.
Бурый медведь на второй день доплёлся.
Похаживает заяц вокруг них, посмеивается:
— Ну, кто самый быстрый?
А те и слова сказать не могут — от бега запыхались, никак не отдышатся.
Взял заяц посох состязаний. Кого ни встретит — всем о своей победе рассказывает, посохом хвастается.
Идёт мышка.
— Что нового? — спрашивает.
— Да вот, — отвечает заяц, — всех в беге обогнал.
— О-о, так это о тебе все говорят: «Ну и заяц! Какой быстрый!»
Заяц и вовсе нос кверху задрал, расхвастался:
— Нет в тундре зверя быстрее меня! Я самый ловкий!
А мышка ему:
— Давай-ка проверим, кто из нас ловчее? Побежим наперегонки?
— Это с тобой-то наперегонки бежать?! — смеётся заяц. — Да я медведя обогнал. Росомаху обогнал. Волка позади оставил. А ты, мышка, хочешь со мной состязаться! Обиделась мышка.— А всё же, — говорит, — попробуем. Добежим до той горки — и обратно.
— Так уж и быть, бежим, — согласился заяц. Подтянули пояса потуже, торбаса поправили и побежали. Всего ничего и пробежали, а мышка незаметно за ближнюю кочку — шмыг — и спряталась, в высокую траву присела. А заяц мчится! Думает: «Мышки впереди не видать — я первым бегу!» И ещё быстрей припустился.
Ну, а мышка бежать не стала, пробралась к назначенному месту, зайца ждёт. Подбегает заяц, а она ему кричит:
— Эй, я уже здесь! Тебя дожидаюсь!
Оторопел заяц: как так, чтобы какая-то мышка да его, самого ловкого зайца, обогнала?
— Побежим ещё раз, — говорит.
Снова побежали.
— Эй, заяц, догоняй! — крикнула мышка. А сама и не думала бежать, снова за ближней кочкой в густой траве спряталась, украдкой к назначенному месту вернулась.
Добежал заяц до поворота, сломя голову назад несётся. Стал он подбегать, мышка из травы вылезла, кричит:
— Эй, заяц, ты где пропадал? Я уж тебя заждалась!
Заяц так устал, ноги не держат, на землю без сил рухнул.
А мышка хитро прищурилась и спрашивает:
— Ну как, заяц? Набегался? Что же не хвалишься — кто в тундре самый ловкий? А?
ВОТ ТАК ЯРАНГА!
Ходил-бродил горный баранчик: на сопку поднимется, в долину спустится. Вдруг видит — что-то в кедраче стоит. Выше куста, ниже дерева, шкурой покрытое. «Может, поселился кто, свою ярангу поставил?» — подумал баранчик. А яранга — зашевелилась, в его сторону двинулась.
— Э-э-э, так ведь это бурый медведь в кедрач забрёл, за орехами, — догадался баранчик.
А медведь всё ближе. Уже слышно — орешками пощёлкивает, губами причмокивает. Баранчик шмыгнул в кусты, там спрятался. А медведь к тем кустам лапу тянет — ищет, чем бы ещё ему полакомиться. Что тут баранчику делать? Спасаться надо. Он как крикнет:
— Ха-ха-ха-ха! Яранга! Яранга!
Медведь так и подскочил от неожиданности:
— Где? Где яранга?
А баранчик снова:
— Эй, яранга с ногами!
Всполошился медведь, сам себя не помня, кричит:
— Ой-ой-ой! Яранга! С ногами! Яранга с ножищами!
Озирается медведь, не поймёт, кто с ним разговаривает. У кустов спрашивает:
— Где яранга? Где ноги-ножищи?
Баранчик из кустов отвечает:
— Вот она идёт! Ножищами топает!
Медведь глянул вниз, свои ноги увидел, со страху не разобрал чьи — и пустился наутёк.
— Ой-ой-ой! — кричит. — Ноги-ножищи на меня идут!
Вылез из кустов горный баранчик, смеётся:
— Ну и пугливая попалась яранга! Однако, голос громкий. И сила немалая. Уйду-ка я отсюда подобру-поздорову. Вдруг вернётся! — И ушёл в другую от медведя сторону.
ЛИСА И МЕДВЕДЬ
Идёт лиса по морскому берегу, а гаги на льдине качаются.
- Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! - говорит лиса.
- Нельзя тебе на волнах качаться,- отвечают гаги, - льдина маленькая, сломается, мы-то поднимемся и улетим, а ты упадёшь в море и утонешь.
Поплыли гаги на льдине, а лиса пошла дальше. Обошла она мыс и увидела, чайки на льдине качаются.
- Возьмите меня! - говорит лиса.
Взяли чайки лису на льдину, и стала она вместе с ними качаться на волнах. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась. Чайки поднялись и улетели. А лиса упала в море.
Кое-как доплыла она до берега, высушилась и пошла в тундру.
Встретился ей медведь. Постояли, пошли вместе. Идут, разговаривают.
- Чего ты боишься? - спросила лиса медведя.
- Я боюсь куропаток, когда они хлопают крыльями возле уха.
- Не бойся, я их поймаю! - сказала лиса.
- А ты чего боишься? - спросил медведь лису.
- Я боюсь человека!
- Не бойся, - говорит медведь. - Я его съем.
- Ну, ладно! - сказала лиса. - Ты иди человека съешь, а я пойду куропаток ловить.
Пошла лиса в тундру - ловить куропаток, а медведь пошёл в стойбище. Не успел он и подойти к человеку, как тот пустил в медведя стрелу и ранил его. Зажал медведь рану лапой и побежал в тундру.
А лиса наловила куропаток, повесила их себе на шею и идёт навстречу.
- Умеешь ты лечить? - спросил медведь.
- Умею, - отвечает лиса, - только разожги побольше костёр. Лиса куропаток ест, а медведь костёр разводит. Стала лиса медведя лечить. Накалила камни докрасна и положила на рану.
- Легче ли тебе?
- Легче, - говорит медведь, а сам от боли не понимает, что говорит.
А лиса сидит, посматривает, сама себе говорит: 'Вот теперь у меня будет много мяса! Вот теперь у меня будет много мяса!'
- Что ты говоришь? - спрашивает медведь.
- Да то, что ты слышал: теперь у меня будет много мяса.
Медведь - на лису, а она - в сторону! Так и пропал медведь.
Вот и сказке Лиса и медведь конец.
Лисичка
Главная > Чукотские сказки > Лисичка
Весной это было. Тепло стало в тундре, светло. Побежала маленькая лисичка к морю посмотреть: как там весной на море?
А море-то на солнце блестит, разноцветными огоньками переливается. Широкие волны бегут-колышутся. По волнам льдины раскачиваются. Вверх — вниз. Вверх — вниз. Загляделась лисичка на море. Ой, хорошо! Ой, весело!
А мимо гаги плывут, на льдине качаются.
— Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! — говорит лисичка.
— Нельзя тебе на волнах качаться, — отвечают гаги. — Льдина тоненькая, сломается. Мы поднимемся, улетим. Ты упадёшь в море, утонешь.
Уплыли гаги на льдине.
Идёт лисичка по берегу, с моря глаз не сводит. Видит — чайки на льдине качаются.
— Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! — просит лисичка.
Взяли чайки лисичку на льдину. Вместе с ними она на льдине качается. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась.
Чайки поднялись, улетели. А лисичка упала в море. До последней шерстинки вымокла. Ладно ещё, что до берега доплыла.
Вылезла на берег, одёжку свою выжала, вылила воду из торбасов, на солнышке сушится. Только обсохла — мимо кайры плывут, на льдине качаются.
— Эй, лисичка, — зовут кайры, — иди к нам!
А лисичка распушила свой рыжий хвост попышнее, говорит:
— Нет! Нам, лисичкам, хорошо море с берегу. Не стану больше на льдине качаться!
Сказала так и в тундру убежала.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КТО САМЫЙ БЫСТРЫЙ?
Сидит заяц под кустом. Увидел его волк, спрашивает:
— Ты что, братец, всё под кустами прячешься? Весь согнулся. Поди уж бегать разучился?
А заяц ему:
— Бежим наперегонки?
— Ладно, — согласился волк. — Только вот приятелей дождусь. А они тут как тут. Пришла росомаха — острые зубы, крепкие ноги. Бурый медведь притопал. Большой. Сильный. Где наступит — яма продавливается.
— Ну что ж, — говорит волк, — можно и начинать. Все в сборе.
Оглядел их заяц.
— Где уж мне вас обогнать! — говорит.
Воткнули в землю длинный шест, в рукоятке мехом обшитый, — посох состязаний. Кто первым прибежит — тому этот посох в награду достанется. Рядышком встали — и разом бежать кинулись! А назад-то возвращались не вместе, порознь. Первым примчался заяц. Волк прибежал к вечеру.
Росомаха ночью вернулась.
Бурый медведь на второй день доплёлся.
Похаживает заяц вокруг них, посмеивается:
— Ну, кто самый быстрый?
А те и слова сказать не могут — от бега запыхались, никак не отдышатся.
Взял заяц посох состязаний. Кого ни встретит — всем о своей победе рассказывает, посохом хвастается.
Идёт мышка.
— Что нового? — спрашивает.
— Да вот, — отвечает заяц, — всех в беге обогнал.
— О-о, так это о тебе все говорят: «Ну и заяц! Какой быстрый!»
Заяц и вовсе нос кверху задрал, расхвастался:
— Нет в тундре зверя быстрее меня! Я самый ловкий!
А мышка ему:
— Давай-ка проверим, кто из нас ловчее? Побежим наперегонки?
— Это с тобой-то наперегонки бежать?! — смеётся заяц. — Да я медведя обогнал. Росомаху обогнал. Волка позади оставил. А ты, мышка, хочешь со мной состязаться! Обиделась мышка.— А всё же, — говорит, — попробуем. Добежим до той горки — и обратно.
— Так уж и быть, бежим, — согласился заяц. Подтянули пояса потуже, торбаса поправили и побежали. Всего ничего и пробежали, а мышка незаметно за ближнюю кочку — шмыг — и спряталась, в высокую траву присела. А заяц мчится! Думает: «Мышки впереди не видать — я первым бегу!» И ещё быстрей припустился.
Ну, а мышка бежать не стала, пробралась к назначенному месту, зайца ждёт. Подбегает заяц, а она ему кричит:
— Эй, я уже здесь! Тебя дожидаюсь!
Оторопел заяц: как так, чтобы какая-то мышка да его, самого ловкого зайца, обогнала?
— Побежим ещё раз, — говорит.
Снова побежали.
— Эй, заяц, догоняй! — крикнула мышка. А сама и не думала бежать, снова за ближней кочкой в густой траве спряталась, украдкой к назначенному месту вернулась.
Добежал заяц до поворота, сломя голову назад несётся. Стал он подбегать, мышка из травы вылезла, кричит:
— Эй, заяц, ты где пропадал? Я уж тебя заждалась!
Заяц так устал, ноги не держат, на землю без сил рухнул.
А мышка хитро прищурилась и спрашивает:
— Ну как, заяц? Набегался? Что же не хвалишься — кто в тундре самый ловкий? А?
ВОТ ТАК ЯРАНГА!
Ходил-бродил горный баранчик: на сопку поднимется, в долину спустится. Вдруг видит — что-то в кедраче стоит. Выше куста, ниже дерева, шкурой покрытое. «Может, поселился кто, свою ярангу поставил?» — подумал баранчик. А яранга — зашевелилась, в его сторону двинулась.
— Э-э-э, так ведь это бурый медведь в кедрач забрёл, за орехами, — догадался баранчик.
А медведь всё ближе. Уже слышно — орешками пощёлкивает, губами причмокивает. Баранчик шмыгнул в кусты, там спрятался. А медведь к тем кустам лапу тянет — ищет, чем бы ещё ему полакомиться. Что тут баранчику делать? Спасаться надо. Он как крикнет:
— Ха-ха-ха-ха! Яранга! Яранга!
Медведь так и подскочил от неожиданности:
— Где? Где яранга?
А баранчик снова:
— Эй, яранга с ногами!
Всполошился медведь, сам себя не помня, кричит:
— Ой-ой-ой! Яранга! С ногами! Яранга с ножищами!
Озирается медведь, не поймёт, кто с ним разговаривает. У кустов спрашивает:
— Где яранга? Где ноги-ножищи?
Баранчик из кустов отвечает:
— Вот она идёт! Ножищами топает!
Медведь глянул вниз, свои ноги увидел, со страху не разобрал чьи — и пустился наутёк.
— Ой-ой-ой! — кричит. — Ноги-ножищи на меня идут!
Вылез из кустов горный баранчик, смеётся:
— Ну и пугливая попалась яранга! Однако, голос громкий. И сила немалая. Уйду-ка я отсюда подобру-поздорову. Вдруг вернётся! — И ушёл в другую от медведя сторону.
ЛИСА И МЕДВЕДЬ
Идёт лиса по морскому берегу, а гаги на льдине качаются.
- Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! - говорит лиса.
- Нельзя тебе на волнах качаться,- отвечают гаги, - льдина маленькая, сломается, мы-то поднимемся и улетим, а ты упадёшь в море и утонешь.
Поплыли гаги на льдине, а лиса пошла дальше. Обошла она мыс и увидела, чайки на льдине качаются.
- Возьмите меня! - говорит лиса.
Взяли чайки лису на льдину, и стала она вместе с ними качаться на волнах. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась. Чайки поднялись и улетели. А лиса упала в море.
Кое-как доплыла она до берега, высушилась и пошла в тундру.
Встретился ей медведь. Постояли, пошли вместе. Идут, разговаривают.
- Чего ты боишься? - спросила лиса медведя.
- Я боюсь куропаток, когда они хлопают крыльями возле уха.
- Не бойся, я их поймаю! - сказала лиса.
- А ты чего боишься? - спросил медведь лису.
- Я боюсь человека!
- Не бойся, - говорит медведь. - Я его съем.
- Ну, ладно! - сказала лиса. - Ты иди человека съешь, а я пойду куропаток ловить.
Пошла лиса в тундру - ловить куропаток, а медведь пошёл в стойбище. Не успел он и подойти к человеку, как тот пустил в медведя стрелу и ранил его. Зажал медведь рану лапой и побежал в тундру.
А лиса наловила куропаток, повесила их себе на шею и идёт навстречу.
- Умеешь ты лечить? - спросил медведь.
- Умею, - отвечает лиса, - только разожги побольше костёр. Лиса куропаток ест, а медведь костёр разводит. Стала лиса медведя лечить. Накалила камни докрасна и положила на рану.
- Легче ли тебе?
- Легче, - говорит медведь, а сам от боли не понимает, что говорит.
А лиса сидит, посматривает, сама себе говорит: 'Вот теперь у меня будет много мяса! Вот теперь у меня будет много мяса!'
- Что ты говоришь? - спрашивает медведь.
- Да то, что ты слышал: теперь у меня будет много мяса.
Медведь - на лису, а она - в сторону! Так и пропал медведь.
Вот и сказке Лиса и медведь конец.
Лисичка
Главная > Чукотские сказки > Лисичка
Весной это было. Тепло стало в тундре, светло. Побежала маленькая лисичка к морю посмотреть: как там весной на море?
А море-то на солнце блестит, разноцветными огоньками переливается. Широкие волны бегут-колышутся. По волнам льдины раскачиваются. Вверх — вниз. Вверх — вниз. Загляделась лисичка на море. Ой, хорошо! Ой, весело!
А мимо гаги плывут, на льдине качаются.
— Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! — говорит лисичка.
— Нельзя тебе на волнах качаться, — отвечают гаги. — Льдина тоненькая, сломается. Мы поднимемся, улетим. Ты упадёшь в море, утонешь.
Уплыли гаги на льдине.
Идёт лисичка по берегу, с моря глаз не сводит. Видит — чайки на льдине качаются.
— Возьмите меня, я тоже хочу покачаться! — просит лисичка.
Взяли чайки лисичку на льдину. Вместе с ними она на льдине качается. Вдруг подул ветер. Затрещала льдина и развалилась.
Чайки поднялись, улетели. А лисичка упала в море. До последней шерстинки вымокла. Ладно ещё, что до берега доплыла.
Вылезла на берег, одёжку свою выжала, вылила воду из торбасов, на солнышке сушится. Только обсохла — мимо кайры плывут, на льдине качаются.
— Эй, лисичка, — зовут кайры, — иди к нам!
А лисичка распушила свой рыжий хвост попышнее, говорит:
— Нет! Нам, лисичкам, хорошо море с берегу. Не стану больше на льдине качаться!
Сказала так и в тундру убежала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер английской сказки. Музыкальное инсценирование сказки "Красная шапочка"
Вечер английской сказки Музыкальное инсценирование сказки «Красная шапочка» на английском языкеВступительное слово.Дорогие ребята! Сегодня мы собрались на встречу с английской сказкой. У каждо...

Чукотская сказка «Медведь и Лосёнок»
Цель занятия знакомство детей с новой сказкой народов Севера, помочь детям правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям, закрепить умение делать поделку из бумаги способом...

Конспект НОД по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста "Сказка "Репка" - инсценирование"
Занятие составлено таким образом, что позволяет синтегрировать все предметные области. Дети не просто закрепляют хорошо знакомый материал, но и учатся анализировать, рассуждать и применять полученные ...

Перевод сказки "Теремок" на чукотский язык
Перевод сказки "Теремок" на чукотский язык "Яракай" для инсценировки...

Конспект сказки для инсценирования для детей старшего дошкольного возраста "Лесная история"
Конспект сказки для инсценирования для детей старшего дошкольного возраста "Лесная история"...

Экологическая сказка для инсценирования с детьми подготовительного дошкольного возраста «О том, как Муравьишка домой спешил»
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи: расширение и развитие экологических знаний и умений детей через экологические сказки;прививать экологическую ку...

Пересказ чукотской сказки «Хитрый Куркыль»
Цели: Воспитывать любовь к своей родине – Чукотке, на основе её национальных сказок.Задачи:образовательные: Продолжать знакомить детей с героями северных сказок, их своеобразии, чудесными превра...
