«ФЕСТИВАЛЬ ЧУКОТСКИХ СКАЗОК» сценарий праздника в детском саду, посвящённого 95-летию Чукотки
методическая разработка (подготовительная группа)
«ФЕСТИВАЛЬ ЧУКОТСКИХ СКАЗОК» 09.12.2025
сценарий праздника в детском саду, посвящённого 95-летию Чукотки
Цель:
Познакомить детей с культурным наследием Чукотского автономного округа через фольклор, музыку и традиции. Воспитывать уважение к культуре коренных народов Севера.
Задачи:
ü Расширить знания детей о Чукотке, её природе, животном мире и традициях.
ü Развивать интерес к сказкам народов Чукотки.
ü Приобщать детей к исполнительской деятельности (инсценировке, танцам, чтению стихов).
Участники:
ü Дети старших и подготовительных групп,
ü воспитатели, музыкальный руководитель,
ü гости.
Оформление зала:
ü Зал украшен рисунками детей на тему «Северные сказки», орнаментами народов Чукотки.
ü В центре зала — стилизованная яранга (из ткани на каркасе).
ü Проекция или панно с изображением карты Чукотки, северного сияния, оленьих упряжек.
ü Элементы быта: бубны, имитация костра, искусственные шкуры.
Реквизит и атрибуты:
ü Костюмы для детей: маски и шапочки животных (ворон, медведь, лиса, олени), элементы национальной одежды (кухлянки, нарядные платки).
ü Разрезные картинки «Оленья упряжка», разноцветные ленточки для обряда, бубны.
ü Аудиозаписи музыки народов Севера (ансамбль «Эргырон», звуки бубна, завывания ветра...)
Ход мероприятия:
Звучит спокойная, мелодичная музыка народов Севера. Дети заходят в зал и рассаживаются на места. На сцену выходят два ведущих. Читают стихи:
Ведущий 1:
Все, замело дороги снегом, мороз прошёлся по земле,
И отразилось прямо в небо сиянье северных огней…
Ведущий 2:
Зеленоватым ярким светом вдруг загорятся небеса
Померкнут сразу же при этом любые в мире чудеса.
Вместе:
И ты под северным сияньем шепнёшь: «Судьбу благодарю! -
Потом добавишь с обожаньем, - моя Чукотка, я тебя люблю!»
Ведущий 1:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие — в далёкий и прекрасный северный край, который называется Чукотка. Этой земле могучих ветров, бескрайней тундры и сильных людей исполняется 95 лет!
Ведущий 2:
-`Ңэвричвыт!` — так звучит приветствие на чукотском языке. Чукотка — это край древних легенд и мудрых сказок. И сегодня у нас настоящий «Фестиваль чукотских сказок!» Давайте вместе с ними окунёмся в этот волшебный мир.
В зале приглушается свет, на проекторе появляется изображение северного сияния.
танец «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Мальчики в кухлянках и с бубнами в руках исполняют ритмичные движения, изображая охоту. Девочки в нарядных платках, с рожками на голове, плавно «бегут» по кругу. Звучит ритмичная музыка с барабанным боем.
Ведущий 1:
-Посмотрите, как над тундрой вспыхивает разноцветное сияние! Говорят, что в его свете оживают сказки. И первая сказка, которую мы увидим, — о самом хитром и умном герое — Вороне.
театрализация сказки
«КАК ВОРОН КУРКЫЛ И ЛИСА НУТЫНЕЭТ ЦВЕТА МЕНЯЛИ»
Выходят дети-артисты в костюмах. Инсценировка короткой сказки о том, как Ворон (Куйкынняку) обманывал Лисицу (Нутэнэут), но в итоге сам был наказан. Действие сопровождается комментарием чтеца — воспитателя.)
Ведущий 2:
- Спасибо нашим артистам! Ворон в сказках Чукотки бывает и мудрым, и хитрым, и смешным. Но он всегда помогает понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Ведущий 1:
- А главные помощники для людей в тундре — это быстрые и выносливые олени. Давайте посмотрим на танец, где мальчики будут ловкими охотниками, а девочки — грациозными оленями.
Ведущий 2:
-А сейчас проверим, какие вы внимательные и знаете ли вы животных нашего края!
игра «УГАДАЙ, КТО?»
Ведущий загадывает загадки или просто показывает картинки с животными Севера (белый медведь, морж, олень, волк, лиса), заканчивается на а дети хором называют их.
викторина «СЛОВА ЧУКОТКИ»
Ведущий учит детей простым словам:
ü Чаучу` - олень
ü `Ырвы` - морж
ü Йыгыр` - солнце
ü Койган` - чашка
ü Йыӈэттэт - северное сияние
Дети повторяют слова хором и по желанию.
театрализация сказки
«ХРАБРЫЙ ЛЕММИНГ И ВЕЛИКОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
В ходе театрализации исполняется песня
«ОЛЕНЕНОК» муз. Л. Минько, слова А. Горяевой
1.Оленёнок, оленёнок, как тебя мне не любить ,
Хорошо тебя с ладошки белым ягелем кормить.
Длинноногим, лупоглазым появился ты на свет
Полюбил его я сразу и сказал ему - «Привет!»
В тундре на тропе зелёной скачем вместе он и я,
Мой дружочек оленёнок, с ним большие мы друзья!
2. Мордочкой своей уткнётся нежно он в ладонь мою,
Мягкой шёрсткой прикоснётся, песенку ему спою,
И про тундру, и про ветер , и про чум, про синь озёр,
И про как солнце ярко светит, про красу вечерних зорь.
Ведущий 1:
- Народы Чукотки с древних времён относились к природе с большим уважением. Они благодарили землю, солнце и море за их дары. Давайте и мы поблагодарим нашу чукотскую землю в день её рождения.
Выходит ребёнок и читает стихотворение Антонины Кымытваль или другого чукотского поэта о родном крае.
«В ТУНДРЕ» Антонина Кымытваль
Лишь узнаешь в тундре новость – станет всем она известна:
Солнце вышло – интересно! Сын родился – интересно!
Интересно, интересно, даже очень интересно!
Кто вспугнул лисят с лисицей? Видно, это едут гости!
Но к кому свернёт упряжка и куда помчится после?
Интересно, интересно, даже очень интересно!
Вот геологов палатка появилась – интересно!
Вот запела куропатка – даже очень интересно!
Побегут аэросани, или в речке лёд растает –
От яранги до яранги новость каждая летает.
Если будете гостями – приезжайте с новостями!
Будем чай мы пить и думать, оленят считать и думать,
Думать сидя, думать стоя – новость дело непростое, ох, какое непростое!
В тихой тундре, белой тундре ничего от глаз не спрячешь,
Оттого -то знают в тундре – кто ты есть и что ты значишь.
Интересно? Интересно! Хорошо, что нам известно.
Ведущий 2:
- А теперь давайте проведём красивый обряд - завяжем «ленточки желаний». Пусть каждый, кто завяжет ленточку на этом бубне, загадает самое заветное желание для жителей Чукотки: чтобы всегда светило солнце, был хороший промысел и все были здоровы.
Звучит негромкая музыка. Дети по очереди подходят к бубну, держащемуся на подставке, и завязывают на нём разноцветные ленточки.
Ведущий 2:
- Наш Фестиваль чукотских сказок подошёл к концу. Мы увидели, какие вы творческие, ловкие и дружные. И все вы становитесь почётными хранителями сказок Чукотки!
Ведущий 1:
-За ваше прекрасное выступление, за ваши знания и смекалку, мы хотим вручить вам вот эти памятные грамоты участника Фестиваля!
НАГРАЖДЕНИЕ
Проходит торжественное награждение детей грамотами или небольшими сувенирами — фигурками белого медведя или моржа.
Ведущий 2:
- Давайте все вместе громко крикнем нашей любимой Чукотке: «С Днём рождения!»
Все хором:
-С Днём рождения, Чукотка!
Ведущий 1 и Ведущий 2 (вместе):
- Наш праздник окончен! Спасибо всем!
Под бодрую этническую музыку дети выходят из зала.
Приложение №1 :
«КАК ВОРОН КУРКЫЛ И ЛИСА НУТЫНЕЭТ ЦВЕТА МЕНЯЛИ»
Целевая аудитория:
Дети 4-7 лет
Жанр
Этническая сказка, приключение, комедия
Стилистика
Яркая, графичная анимация с использованием традиционных орнаментов чукотской культуры. Персонажи милые и выразительные, не гротескные.
Примечание для мультстудии «Сиреневая»
1. Цветовая палитра Сделайте акцент на контрасте между холодными (тундра) и тёплыми (персонажи) оттенками. Сиреневые и фиолетовые тона в фоне будут отсылкой к названию вашей студии.
2. Анимация Можно использовать простую, но выразительную анимацию. Важны глаза персонажей и их пластика важная походка Ворона, гибкая и хитрая — Лисы.
3. Звук Используйте этнические мотивы (бубен, варган) для создания атмосферы. Звуки тундры ветер, крики чаек, шуршание снега.
4. Мораль Сказка просто и понятно рассказывает детям о важности быть собой, о том, что у каждого свои достоинства, и не стоит завидовать другим. дожд
СЦЕНА 1 БЕЛО-СИРЕНЕВАЯ ТУНДРА
Крупный план Снег искрится на солнце. Он не просто белый, а с сиреневыми и голубыми бликами.
Камера отъезжает, и мы видим бескрайнюю тундру. Небо розовое от северного сияния, которое только что угасло. Всё вокруг окрашено в холодные, но дружелюбные цвета белый, синий, сиреневый, фиолетовый.
На снегу сидит ВОРОН КУРКЫЛ. Он весь ЧЁРНЫЙ, как смоль, и очень этим гордится. Он поправляет крылья, любуясь своим отражением в ледяной лужице.
КУРКЫЛ
(сам себе)
Ха! Вот это цвет! Цвет ночи, цвет вулканического стекла! Самый элегантный цвет в тундре! Ни у кого такого нет!
Из-за сугроба появляется ЛИСА НУТЫНЕЭТ. Её шубка — ослепительно-белого цвета, она сливается со снегом. Она грациозно подкрадывается к куропатке, но птица её замечает и улетает. Лиса вздыхает.
НУТЫНЕЭТ
(обиженно)
Опять промахнулась! Вся белая, вся на виду. Хоть бы немного темного цвета, чтобы маскироваться...
Она замечает ворона.
НУТЫНЕЭТ
(хитро щурится)
О, Куркыл! Здравствуй! Какой ты сегодня, как всегда, прекрасный... и черный.
КУРКЫЛ
(важно)
Разумеется, Нутынеэт. Черный — цвет мудрости и силы.
НУТЫНЕЭТ
(вкрадчиво)
А я вот думаю... Может, поменяемся Ты будешь таким же красивым, как снег, а я — мудрой, как ночь. Хотя бы на один денёк!
КУРКЫЛ
(смеётся)
Поменяться Моё великолепное чёрное оперение на твою белую шкурку Да ты шутишь!
СЦЕНА 2 ХИТРОСТЬ ЛИСЫ
Лиса не сдаётся. Она ложится на снег и начинает кататься.
НУТЫНЕЭТ
Ах, какая же я несчастная! Никто меня не боится, все меня видят! И куропатки улетают, и мыши прячутся. А если бы я была черной, я была бы самой удачливой охотницей в тундре! Я бы тебе, мудрому Куркылу, самую жирную куропатку в благодарность принесла!
Ворон настораживается. Слово «жирная куропатка» его заинтересовало.
КУРКЫЛ
(задумчиво)
Гм... Жирная куропатка... Но моя честь ворона... Нет! Не могу!
Лиса вздыхает ещё драматичнее.
НУТЫНЕЭТ
(почти плача)
Понимаю... Ты просто боишься, что белый цвет тебе не пойдет. Что ты будешь выглядеть не так величественно.
КУРКЫЛ
(вскакивает)
Что! Я боюсь Да я буду великолепен в любом цвете! Давай меняться! Я докажу тебе, Ворон Куркыл никого и ничего не боится!
СЦЕНА 3 ОБМЕН
Лиса мгновенно вскакивает. Она подбегает к большому плоскому камню, на котором лежат две краски одна — из растёртой берёзового угля (чёрная), другая — из растёртого мела (белая). Это волшебные краски тундры.
НУТЫНЕЭТ
Вот! Давай раскрасим друг друга!
Они начинают раскрашивать друг друга. Ворон старательно красит лису в чёрный цвет. Лиса, стараясь сдержать хитрую улыбку, красит ворона в белый.
Музыка становится комичной и оживлённой.
СЦЕНА 4 НОВЫЕ ОБРАЗЫ
Ворон и Лиса отходят друг от друга и смотрят на своё отражение в ледяной луже.
КУРКЫЛ
(в ужасе)
Кто этот пушистый белый комок! Это я Я похож на снеговика!
НУТЫНЕЭТ
(восхищённо)
О! А я — таинственная гостья ночи! Какая я стройная! Какая чёрная! Прощай, голод!
Лиса, не прощаясь, пулей убегает в сумерки, почти сливаясь с ними.
СЦЕНА 5 НЕУДАЧИ ВОРОНА
Ворон остается один. Он пытается взлететь на скалу, но его замечает ПЕСЕЦ.
ПЕСЕЦ
(лает)
Смотрите-ка! Летающий сугроб! Даром что большой!
Ворону обидно. Он пытается подкрасться к остаткам рыбьей тушки, но его замечают ЧАЙКИ.
ЧАЙКА
Кррах! Белее белого! Не подходи, наше!
Куркыл понимает, что он слишком заметен. Он не может ни охотиться, ни прятаться. Он сидит нахохлившись. Начинает накрапывать
СЦЕНА 6 ПРОБЛЕМЫ ЛИСЫ
Тем временем, Лиса подкрадывается к стайке куропаток. Она почти рядом...
Но куропатки вдруг замечают её ЧЁРНУЮ тушку на фоне белого снега и с громким клохтаньем разлетаются.
НУТЫНЕЭТ
(в растерянности)
Что случилось Я же должна быть невидимой!
Она пытается подкрасться к мышиной норке, но мыши видят чёрную тень и не вылезают. Лиса остаётся голодной. А тут ещё начинается дождь.
Крупные капли падают на её шерсть, и чёрная краска начинает расплываться, превращаясь в грязные разводы.
СЦЕНА 7 ВСТРЕЧА И ПРОЗРЕНИЕ
Грустный, мокрый и голодный Ворон бредёт по тундре. Навстречу ему бредёт такая же грустная, мокрая и перепачканная Лиса. Они сталкиваются нос к носу.
Сначала они смотрят друг на друга с упрёком, но потом видят свои жалкие отражения в луже Ворон — в грязно-серых разводах, Лиса — в чёрно-белых подтёках.
Они одновременно говорят
КУРКЫЛ и НУТЫНЕЭТ
(хором)
Какой ужас!
Они смотрят друг на друга и вдруг начинают смеяться. Сначала тихо, потом всё громче. Их смех эхом разносится по тундре.
КУРКЫЛ
(утирая слезу)
Ох, Нутынеэт! Твой хитрый план оказался ужасным! Я был самым заметным вороном на свете!
НУТЫНЕЭТ
(виновато)
А я — самой заметной лисой! Прости меня, Куркыл. Я думала только о своей выгоде. Каждый должен носить свой собственный цвет!
СЦЕНА 8 ДОЖДЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ
Начинается настоящий ливень. Ворон и Лиса стоят под струями воды.
Крупный план С тушки Ворона стекает белая краска, обнажая его прекрасное чёрное оперение.
С шубки Лисы смывается чёрная краска, и она вновь становится белоснежной.
Дождь заканчивается. Выходит солнце. Перед нами снова стоят прекрасный чёрный Ворон и изящная белая Лиса.
КУРКЫЛ
(осматривая себя)
Вот! Теперь всё на своих местах.
НУТЫНЕЭТ
(кивает)
Да. Ты — самый мудрый и чёрный ворон. А я — самая быстрая и белая лиса. И это правильно.
Она вдруг принюхивается и замирает. Краем глаза она видит мышку, вылезающую из норки. Мгновение — и Лиса ловит её. Она с гордостью несёт добычу Ворону.
НУТЫНЕЭТ
Держи. Обещала же жирную... ну, почти куропатку. Зато своя, честно пойманная.
Ворон удивлённо клюёт мышку и кивает в знак благодарности.
ФИНАЛЬНЫЙ КАДР
Ворон Куркыл важно восседает на скале, а Лиса Нутынеэт лежит у её подножия, греясь на солнце. Они больше не соперники, а соседи, которые поняли простую истину.
На экране появляется надпись
«КАЖДЫЙ ХОРОШ НА СВОЁМ МЕСТЕ!»
Приложение №2
«ХРАБРЫЙ ЛЕММИНГ И ВЕЛИКОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Идея
Это история о том, как даже самый маленький может совершить большое дело, если будет действовать дружно и не бояться.
Герои (их могут играть/озвучивать дети)
ü Лемминг – маленький, шустрый зверёк.
ü Северный Олень – большой, добрый и немного грустный.
ü Песец – хитрый, но не злой.
ü Снегирь – весёлый и быстрый.
ü Северное Сияние – волшебный персонаж, может быть нарисованным или сыгранным одним-двумя детьми с лентами.
Практические советы по созданию мультфильма с детьми
1. Техника Используйте технику перекладной
ии.
ü Дети рисуют и вырезают героев, фон (снег, небо, горы).
ü Под вашим руководством они двигают фигурки на фоне, а вы фотографируете каждый кадр на планшет или телефон.
ü Потом монтируете в простой программе (например, Stop Motion Studio).
2. Распределение ролей
ü Художники Рисуют персонажей и фон.
ü Аниматоры Двигают фигурки.
ü Актёры Озвучивают героев.
ü Композиторы Могут сыграть на шумовых инструментах (бубен, колокольчик, треугольник) для создания музыки ветра и волшебства.
3. Упрощения
ü Героев можно не рисовать, а сделать из пластилина или цветного картона.
ü Реплики можно говорить хором или поручить самому смелому ребёнку.
ü Танец дружбы можно сначала станцевать всем вместе, а потом снять его в мультфильме.
Этот сценарий не только познакомит детей с культурой Чукотки, но и научит их ценить дружбу, смелость и взаимопомощь.
Сцена 1 Белая равнина
(Картинка Бескрайняя снежная тундра, снег и небо почти сливаются. Стоит грустный Северный Олень.)
Олень (голосом ребёнка, грустно)
- Ох, как темно и холодно! Зима долгая, а солнышко спит. Скоро совсем ночь наступит, и мы не увидим друг друга в темноте.
(Из норки выскакивает Лемминг.)
Лемминг (бойко)
- Не грусти, большой друг! Надо что-то придумать! Я пойду искать свет!
Олень (качая головой)
- Куда уж тебе, маленькому! Ты заблудишься в белой пустыне.
Сцена 2 Встреча с Песцом
(Картинка Лемминг бежит по снегу. Навстречу ему крадётся Песец.)
Песец (хитрым голосом)
- Куда так спешишь, круглый обед Останься, поиграем!
Лемминг (не останавливаясь)
-Прости, мне некогда! Я ищу свет для всех!
Песец (удивлённо)
- Свет...ха! Его нигде нет! Лучше сиди в норке.
(Лемминг увёртывается и бежит дальше. Песец пожимает плечами и уходит.)
Сцена 3 Совет с Снегирём
(Картинка Лемминг запыхался. На ветке сидит Снегирь.)
Снегирь (весело)
- Чик-чирик! Что случилось, Лемминг?
Лемминг (грустно)
- Я ищу свет, чтобы осветить тундру, но его нигде нет.
Снегирь (задумчиво)
- Я летал высоко-высоко. Там, за самыми дальними облаками, живёт Великое Северное Сияние. Но оно спит. Разбудить его может только самая дружная просьба.
Сцена 4 Волшебный Танец
(Картинка Лемминг прибегает к Оленю. Рядом крадётся Песец, подслушивает.)
Лемминг
-Я всё узнал! Надо позвать Северное Сияние все вместе!
Олень
- Но как?
Лемминг
- Давайте станцуем танец дружбы! Пусть наши следы на снегу будут нашей просьбой!
(Все звери сначала сомневаются, но потом соглашаются.. Дети показывают, как звери танцуют.
ü Олень топает копытами – «Топ-топ-топ».
ü Лемминг весело прыгает – «Прыг-скок».
ü Снегирь машет крыльями – «Хлоп-хлоп».
ü Даже Песец присоединяется и кружится – «Вжих-вжих».
(Песец перестаёт хитрить и улыбается.)
Сцена 5 Пробуждение Чуда
(Картинка Небо начинает светлеть. Появляются первые разноцветные полосы.
Все звери вместе (кричат, глядя на небо) Северное Сияние, проснись! Подари нам свой свет!
(Картинка Небо вспыхивает яркими красками зелёной, синей, розовой. Вся тундра освещена волшебным светом. Звери смотрят вверх с восхищением.)
Северное Сияние (голосом воспитателя или ребёнка, мягко и величественно)
- Ваша дружба и храбрость маленького Лемминга разбудили меня. Теперь я буду освещать ваши ночи и напоминать, что вместе вы – сила!
Финальная сцена
(Картинка Все герои сидят вместе и смотрят на переливающееся небо. Лемминг сидит на рогах у Оленя.)
Олень (радостно)
- Спасибо, маленький друг! Ты был храбрым не из-за размера, а из-за большого сердца!
Песец (кивает)
- Теперь здесь так красиво, что даже охотиться не хочется. Лучше любоваться!
Снегирь (чирикает)
-Ура! Больше никто не боится темноты!
Все герои смеются, театрализация заканчивается.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ФЕСТИВАЛЬ ЧУКОТСКИХ СКАЗОК» 09.12.2025
сценарий праздника в детском саду, посвящённого 95-летию Чукотки
Цель:
Познакомить детей с культурным наследием Чукотского автономного округа через фольклор, музыку и традиции. Воспитывать уважение к культуре коренных народов Севера.
Задачи:
Расширить знания детей о Чукотке, её природе, животном мире и традициях.
Развивать интерес к сказкам народов Чукотки.
Приобщать детей к исполнительской деятельности (инсценировке, танцам, чтению стихов).
Участники:
Дети старших и подготовительных групп,
воспитатели, музыкальный руководитель,
гости.
Оформление зала:
Зал украшен рисунками детей на тему «Северные сказки», орнаментами народов Чукотки.
В центре зала — стилизованная яранга (из ткани на каркасе).
Проекция или панно с изображением карты Чукотки, северного сияния, оленьих упряжек.
Элементы быта: бубны, имитация костра, искусственные шкуры.
Реквизит и атрибуты:
Костюмы для детей: маски и шапочки животных (ворон, медведь, лиса, олени), элементы национальной одежды (кухлянки, нарядные платки).
Разрезные картинки «Оленья упряжка», разноцветные ленточки для обряда, бубны.
Аудиозаписи музыки народов Севера (ансамбль «Эргырон», звуки бубна, завывания ветра...)
Ход мероприятия:
Звучит спокойная, мелодичная музыка народов Севера. Дети заходят в зал и рассаживаются на места. На сцену выходят два ведущих. Читают стихи:
Ведущий 1:
Все, замело дороги снегом, мороз прошёлся по земле,
И отразилось прямо в небо сиянье северных огней…
Ведущий 2:
Зеленоватым ярким светом вдруг загорятся небеса
Померкнут сразу же при этом любые в мире чудеса.
Вместе:
И ты под северным сияньем шепнёшь: «Судьбу благодарю! -
Потом добавишь с обожаньем, - моя Чукотка, я тебя люблю!»
Ведущий 1:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие — в далёкий и прекрасный северный край, который называется Чукотка. Этой земле могучих ветров, бескрайней тундры и сильных людей исполняется 95 лет!
Ведущий 2:
-`Ңэвричвыт!` — так звучит приветствие на чукотском языке. Чукотка — это край древних легенд и мудрых сказок. И сегодня у нас настоящий «Фестиваль чукотских сказок!» Давайте вместе с ними окунёмся в этот волшебный мир.
В зале приглушается свет, на проекторе появляется изображение северного сияния.
танец «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Мальчики в кухлянках и с бубнами в руках исполняют ритмичные движения, изображая охоту. Девочки в нарядных платках, с рожками на голове, плавно «бегут» по кругу. Звучит ритмичная музыка с барабанным боем.
Ведущий 1:
-Посмотрите, как над тундрой вспыхивает разноцветное сияние! Говорят, что в его свете оживают сказки. И первая сказка, которую мы увидим, — о самом хитром и умном герое — Вороне.
театрализация сказки
«КАК ВОРОН КУРКЫЛ И ЛИСА НУТЫНЕЭТ ЦВЕТА МЕНЯЛИ»
Выходят дети-артисты в костюмах. Инсценировка короткой сказки о том, как Ворон (Куйкынняку) обманывал Лисицу (Нутэнэут), но в итоге сам был наказан. Действие сопровождается комментарием чтеца — воспитателя.)
Ведущий 2:
- Спасибо нашим артистам! Ворон в сказках Чукотки бывает и мудрым, и хитрым, и смешным. Но он всегда помогает понять, что такое хорошо и что такое плохо.
Ведущий 1:
- А главные помощники для людей в тундре — это быстрые и выносливые олени. Давайте посмотрим на танец, где мальчики будут ловкими охотниками, а девочки — грациозными оленями.
Ведущий 2:
-А сейчас проверим, какие вы внимательные и знаете ли вы животных нашего края!
игра «УГАДАЙ, КТО?»
Ведущий загадывает загадки или просто показывает картинки с животными Севера (белый медведь, морж, олень, волк, лиса), заканчивается на а дети хором называют их.
викторина «СЛОВА ЧУКОТКИ»
Ведущий учит детей простым словам:
Чаучу` - олень
`Ырвы` - морж
Йыгыр` - солнце
Койган` - чашка
Йыӈэттэт - северное сияние
Дети повторяют слова хором и по желанию.
театрализация сказки
«ХРАБРЫЙ ЛЕММИНГ И ВЕЛИКОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
В ходе театрализации исполняется песня
«ОЛЕНЕНОК» муз. Л. Минько, слова А. Горяевой
1.Оленёнок, оленёнок, как тебя мне не любить ,
Хорошо тебя с ладошки белым ягелем кормить.
Длинноногим, лупоглазым появился ты на свет
Полюбил его я сразу и сказал ему - «Привет!»
В тундре на тропе зелёной скачем вместе он и я,
Мой дружочек оленёнок, с ним большие мы друзья!
Мордочкой своей уткнётся нежно он в ладонь мою,
Мягкой шёрсткой прикоснётся, песенку ему спою,
И про тундру, и про ветер , и про чум, про синь озёр,
И про как солнце ярко светит, про красу вечерних зорь.
Ведущий 1:
- Народы Чукотки с древних времён относились к природе с большим уважением. Они благодарили землю, солнце и море за их дары. Давайте и мы поблагодарим нашу чукотскую землю в день её рождения.
Выходит ребёнок и читает стихотворение Антонины Кымытваль или другого чукотского поэта о родном крае.
«В ТУНДРЕ» Антонина Кымытваль
Лишь узнаешь в тундре новость – станет всем она известна:
Солнце вышло – интересно! Сын родился – интересно!
Интересно, интересно, даже очень интересно!
Кто вспугнул лисят с лисицей? Видно, это едут гости!
Но к кому свернёт упряжка и куда помчится после?
Интересно, интересно, даже очень интересно!
Вот геологов палатка появилась – интересно!
Вот запела куропатка – даже очень интересно!
Побегут аэросани, или в речке лёд растает –
От яранги до яранги новость каждая летает.
Если будете гостями – приезжайте с новостями!
Будем чай мы пить и думать, оленят считать и думать,
Думать сидя, думать стоя – новость дело непростое, ох, какое непростое!
В тихой тундре, белой тундре ничего от глаз не спрячешь,
Оттого -то знают в тундре – кто ты есть и что ты значишь.
Интересно? Интересно! Хорошо, что нам известно.
Ведущий 2:
- А теперь давайте проведём красивый обряд - завяжем «ленточки желаний». Пусть каждый, кто завяжет ленточку на этом бубне, загадает самое заветное желание для жителей Чукотки: чтобы всегда светило солнце, был хороший промысел и все были здоровы.
Звучит негромкая музыка. Дети по очереди подходят к бубну, держащемуся на подставке, и завязывают на нём разноцветные ленточки.
Ведущий 2:
- Наш Фестиваль чукотских сказок подошёл к концу. Мы увидели, какие вы творческие, ловкие и дружные. И все вы становитесь почётными хранителями сказок Чукотки!
Ведущий 1:
-За ваше прекрасное выступление, за ваши знания и смекалку, мы хотим вручить вам вот эти памятные грамоты участника Фестиваля!
НАГРАЖДЕНИЕ
Проходит торжественное награждение детей грамотами или небольшими сувенирами — фигурками белого медведя или моржа.
Ведущий 2:
- Давайте все вместе громко крикнем нашей любимой Чукотке: «С Днём рождения!»
Все хором:
-С Днём рождения, Чукотка!
Ведущий 1 и Ведущий 2 (вместе):
- Наш праздник окончен! Спасибо всем!
Под бодрую этническую музыку дети выходят из зала.
Приложение №1 :
«КАК ВОРОН КУРКЫЛ И ЛИСА НУТЫНЕЭТ ЦВЕТА МЕНЯЛИ»
Целевая аудитория:
Дети 4-7 лет
Жанр
Этническая сказка, приключение, комедия
Стилистика
Яркая, графичная анимация с использованием традиционных орнаментов чукотской культуры. Персонажи милые и выразительные, не гротескные.
Примечание для мультстудии «Сиреневая»
1. Цветовая палитра Сделайте акцент на контрасте между холодными (тундра) и тёплыми (персонажи) оттенками. Сиреневые и фиолетовые тона в фоне будут отсылкой к названию вашей студии.
2. Анимация Можно использовать простую, но выразительную анимацию. Важны глаза персонажей и их пластика важная походка Ворона, гибкая и хитрая — Лисы.
3. Звук Используйте этнические мотивы (бубен, варган) для создания атмосферы. Звуки тундры ветер, крики чаек, шуршание снега.
4. Мораль Сказка просто и понятно рассказывает детям о важности быть собой, о том, что у каждого свои достоинства, и не стоит завидовать другим. дожд
СЦЕНА 1 БЕЛО-СИРЕНЕВАЯ ТУНДРА
Крупный план Снег искрится на солнце. Он не просто белый, а с сиреневыми и голубыми бликами.
Камера отъезжает, и мы видим бескрайнюю тундру. Небо розовое от северного сияния, которое только что угасло. Всё вокруг окрашено в холодные, но дружелюбные цвета белый, синий, сиреневый, фиолетовый.
На снегу сидит ВОРОН КУРКЫЛ. Он весь ЧЁРНЫЙ, как смоль, и очень этим гордится. Он поправляет крылья, любуясь своим отражением в ледяной лужице.
КУРКЫЛ
(сам себе)
Ха! Вот это цвет! Цвет ночи, цвет вулканического стекла! Самый элегантный цвет в тундре! Ни у кого такого нет!
Из-за сугроба появляется ЛИСА НУТЫНЕЭТ. Её шубка — ослепительно-белого цвета, она сливается со снегом. Она грациозно подкрадывается к куропатке, но птица её замечает и улетает. Лиса вздыхает.
НУТЫНЕЭТ
(обиженно)
Опять промахнулась! Вся белая, вся на виду. Хоть бы немного темного цвета, чтобы маскироваться...
Она замечает ворона.
НУТЫНЕЭТ
(хитро щурится)
О, Куркыл! Здравствуй! Какой ты сегодня, как всегда, прекрасный... и черный.
КУРКЫЛ
(важно)
Разумеется, Нутынеэт. Черный — цвет мудрости и силы.
НУТЫНЕЭТ
(вкрадчиво)
А я вот думаю... Может, поменяемся Ты будешь таким же красивым, как снег, а я — мудрой, как ночь. Хотя бы на один денёк!
КУРКЫЛ
(смеётся)
Поменяться Моё великолепное чёрное оперение на твою белую шкурку Да ты шутишь!
СЦЕНА 2 ХИТРОСТЬ ЛИСЫ
Лиса не сдаётся. Она ложится на снег и начинает кататься.
НУТЫНЕЭТ
Ах, какая же я несчастная! Никто меня не боится, все меня видят! И куропатки улетают, и мыши прячутся. А если бы я была черной, я была бы самой удачливой охотницей в тундре! Я бы тебе, мудрому Куркылу, самую жирную куропатку в благодарность принесла!
Ворон настораживается. Слово «жирная куропатка» его заинтересовало.
КУРКЫЛ
(задумчиво)
Гм... Жирная куропатка... Но моя честь ворона... Нет! Не могу!
Лиса вздыхает ещё драматичнее.
НУТЫНЕЭТ
(почти плача)
Понимаю... Ты просто боишься, что белый цвет тебе не пойдет. Что ты будешь выглядеть не так величественно.
КУРКЫЛ
(вскакивает)
Что! Я боюсь Да я буду великолепен в любом цвете! Давай меняться! Я докажу тебе, Ворон Куркыл никого и ничего не боится!
СЦЕНА 3 ОБМЕН
Лиса мгновенно вскакивает. Она подбегает к большому плоскому камню, на котором лежат две краски одна — из растёртой берёзового угля (чёрная), другая — из растёртого мела (белая). Это волшебные краски тундры.
НУТЫНЕЭТ
Вот! Давай раскрасим друг друга!
Они начинают раскрашивать друг друга. Ворон старательно красит лису в чёрный цвет. Лиса, стараясь сдержать хитрую улыбку, красит ворона в белый.
Музыка становится комичной и оживлённой.
СЦЕНА 4 НОВЫЕ ОБРАЗЫ
Ворон и Лиса отходят друг от друга и смотрят на своё отражение в ледяной луже.
КУРКЫЛ
(в ужасе)
Кто этот пушистый белый комок! Это я Я похож на снеговика!
НУТЫНЕЭТ
(восхищённо)
О! А я — таинственная гостья ночи! Какая я стройная! Какая чёрная! Прощай, голод!
Лиса, не прощаясь, пулей убегает в сумерки, почти сливаясь с ними.
СЦЕНА 5 НЕУДАЧИ ВОРОНА
Ворон остается один. Он пытается взлететь на скалу, но его замечает ПЕСЕЦ.
ПЕСЕЦ
(лает)
Смотрите-ка! Летающий сугроб! Даром что большой!
Ворону обидно. Он пытается подкрасться к остаткам рыбьей тушки, но его замечают ЧАЙКИ.
ЧАЙКА
Кррах! Белее белого! Не подходи, наше!
Куркыл понимает, что он слишком заметен. Он не может ни охотиться, ни прятаться. Он сидит нахохлившись. Начинает накрапывать
СЦЕНА 6 ПРОБЛЕМЫ ЛИСЫ
Тем временем, Лиса подкрадывается к стайке куропаток. Она почти рядом...
Но куропатки вдруг замечают её ЧЁРНУЮ тушку на фоне белого снега и с громким клохтаньем разлетаются.
НУТЫНЕЭТ
(в растерянности)
Что случилось Я же должна быть невидимой!
Она пытается подкрасться к мышиной норке, но мыши видят чёрную тень и не вылезают. Лиса остаётся голодной. А тут ещё начинается дождь.
Крупные капли падают на её шерсть, и чёрная краска начинает расплываться, превращаясь в грязные разводы.
СЦЕНА 7 ВСТРЕЧА И ПРОЗРЕНИЕ
Грустный, мокрый и голодный Ворон бредёт по тундре. Навстречу ему бредёт такая же грустная, мокрая и перепачканная Лиса. Они сталкиваются нос к носу.
Сначала они смотрят друг на друга с упрёком, но потом видят свои жалкие отражения в луже Ворон — в грязно-серых разводах, Лиса — в чёрно-белых подтёках.
Они одновременно говорят
КУРКЫЛ и НУТЫНЕЭТ
(хором)
Какой ужас!
Они смотрят друг на друга и вдруг начинают смеяться. Сначала тихо, потом всё громче. Их смех эхом разносится по тундре.
КУРКЫЛ
(утирая слезу)
Ох, Нутынеэт! Твой хитрый план оказался ужасным! Я был самым заметным вороном на свете!
НУТЫНЕЭТ
(виновато)
А я — самой заметной лисой! Прости меня, Куркыл. Я думала только о своей выгоде. Каждый должен носить свой собственный цвет!
СЦЕНА 8 ДОЖДЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ
Начинается настоящий ливень. Ворон и Лиса стоят под струями воды.
Крупный план С тушки Ворона стекает белая краска, обнажая его прекрасное чёрное оперение.
С шубки Лисы смывается чёрная краска, и она вновь становится белоснежной.
Дождь заканчивается. Выходит солнце. Перед нами снова стоят прекрасный чёрный Ворон и изящная белая Лиса.
КУРКЫЛ
(осматривая себя)
Вот! Теперь всё на своих местах.
НУТЫНЕЭТ
(кивает)
Да. Ты — самый мудрый и чёрный ворон. А я — самая быстрая и белая лиса. И это правильно.
Она вдруг принюхивается и замирает. Краем глаза она видит мышку, вылезающую из норки. Мгновение — и Лиса ловит её. Она с гордостью несёт добычу Ворону.
НУТЫНЕЭТ
Держи. Обещала же жирную... ну, почти куропатку. Зато своя, честно пойманная.
Ворон удивлённо клюёт мышку и кивает в знак благодарности.
ФИНАЛЬНЫЙ КАДР
Ворон Куркыл важно восседает на скале, а Лиса Нутынеэт лежит у её подножия, греясь на солнце. Они больше не соперники, а соседи, которые поняли простую истину.
На экране появляется надпись
«КАЖДЫЙ ХОРОШ НА СВОЁМ МЕСТЕ!»
Приложение №2
«ХРАБРЫЙ ЛЕММИНГ И ВЕЛИКОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»
Идея
Это история о том, как даже самый маленький может совершить большое дело, если будет действовать дружно и не бояться.
Герои (их могут играть/озвучивать дети)
Лемминг – маленький, шустрый зверёк.
Северный Олень – большой, добрый и немного грустный.
Песец – хитрый, но не злой.
Снегирь – весёлый и быстрый.
Северное Сияние – волшебный персонаж, может быть нарисованным или сыгранным одним-двумя детьми с лентами.
Практические советы по созданию мультфильма с детьми
1. Техника Используйте технику перекладной
ии.
Дети рисуют и вырезают героев, фон (снег, небо, горы).
Под вашим руководством они двигают фигурки на фоне, а вы фотографируете каждый кадр на планшет или телефон.
Потом монтируете в простой программе (например, Stop Motion Studio).
2. Распределение ролей
Художники Рисуют персонажей и фон.
Аниматоры Двигают фигурки.
Актёры Озвучивают героев.
Композиторы Могут сыграть на шумовых инструментах (бубен, колокольчик, треугольник) для создания музыки ветра и волшебства.
3. Упрощения
Героев можно не рисовать, а сделать из пластилина или цветного картона.
Реплики можно говорить хором или поручить самому смелому ребёнку.
Танец дружбы можно сначала станцевать всем вместе, а потом снять его в мультфильме.
Этот сценарий не только познакомит детей с культурой Чукотки, но и научит их ценить дружбу, смелость и взаимопомощь.
Сцена 1 Белая равнина
(Картинка Бескрайняя снежная тундра, снег и небо почти сливаются. Стоит грустный Северный Олень.)
Олень (голосом ребёнка, грустно)
- Ох, как темно и холодно! Зима долгая, а солнышко спит. Скоро совсем ночь наступит, и мы не увидим друг друга в темноте.
(Из норки выскакивает Лемминг.)
Лемминг (бойко)
- Не грусти, большой друг! Надо что-то придумать! Я пойду искать свет!
Олень (качая головой)
- Куда уж тебе, маленькому! Ты заблудишься в белой пустыне.
Сцена 2 Встреча с Песцом
(Картинка Лемминг бежит по снегу. Навстречу ему крадётся Песец.)
Песец (хитрым голосом)
- Куда так спешишь, круглый обед Останься, поиграем!
Лемминг (не останавливаясь)
-Прости, мне некогда! Я ищу свет для всех!
Песец (удивлённо)
- Свет...ха! Его нигде нет! Лучше сиди в норке.
(Лемминг увёртывается и бежит дальше. Песец пожимает плечами и уходит.)
Сцена 3 Совет с Снегирём
(Картинка Лемминг запыхался. На ветке сидит Снегирь.)
Снегирь (весело)
- Чик-чирик! Что случилось, Лемминг?
Лемминг (грустно)
- Я ищу свет, чтобы осветить тундру, но его нигде нет.
Снегирь (задумчиво)
- Я летал высоко-высоко. Там, за самыми дальними облаками, живёт Великое Северное Сияние. Но оно спит. Разбудить его может только самая дружная просьба.
Сцена 4 Волшебный Танец
(Картинка Лемминг прибегает к Оленю. Рядом крадётся Песец, подслушивает.)
Лемминг
-Я всё узнал! Надо позвать Северное Сияние все вместе!
Олень
- Но как?
Лемминг
- Давайте станцуем танец дружбы! Пусть наши следы на снегу будут нашей просьбой!
(Все звери сначала сомневаются, но потом соглашаются.. Дети показывают, как звери танцуют.
Олень топает копытами – «Топ-топ-топ».
Лемминг весело прыгает – «Прыг-скок».
Снегирь машет крыльями – «Хлоп-хлоп».
Даже Песец присоединяется и кружится – «Вжих-вжих».
(Песец перестаёт хитрить и улыбается.)
Сцена 5 Пробуждение Чуда
(Картинка Небо начинает светлеть. Появляются первые разноцветные полосы.
Все звери вместе (кричат, глядя на небо) Северное Сияние, проснись! Подари нам свой свет!
(Картинка Небо вспыхивает яркими красками зелёной, синей, розовой. Вся тундра освещена волшебным светом. Звери смотрят вверх с восхищением.)
Северное Сияние (голосом воспитателя или ребёнка, мягко и величественно)
- Ваша дружба и храбрость маленького Лемминга разбудили меня. Теперь я буду освещать ваши ночи и напоминать, что вместе вы – сила!
Финальная сцена
(Картинка Все герои сидят вместе и смотрят на переливающееся небо. Лемминг сидит на рогах у Оленя.)
Олень (радостно)
- Спасибо, маленький друг! Ты был храбрым не из-за размера, а из-за большого сердца!
Песец (кивает)
- Теперь здесь так красиво, что даже охотиться не хочется. Лучше любоваться!
Снегирь (чирикает)
-Ура! Больше никто не боится темноты!
Все герои смеются. Мультфильм заканчивается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника в детском саду, посвящённого выпуску в школу
Весёлый праздник для детей, идущих в школу. В гости к ребятам придут известные сказочные герои - Шапокляк, Буратино, Мальвина....

Сценарий праздника «Юбилей детского сада,50-летие!»
Сценарий праздника «Юбилей детского сада,50-летие!»...

Сценарий летнего праздника в детском саду «Что такое лето?» для средней группы.
Сценарий летнего праздника в детском саду для средней группы....
Конкурс чтецов в детском саду, посвящённый 73-летию победы в Великой Отечественной войне.
Конкурс чтецов в детском саду, посвящённый 73-летию победы в Великой Отечественной войне....
Большой фестиваль дошкольного образования номинация "Праздник в детском саду" 2020 г Диплом 2 степени
Большой фестиваль дошкольного образования номинация "Праздник в детском саду" 2020 г...
Большой фестиваль дошкольного образования номинация "Праздник в детском саду" 2020 г Диплом 3 степени
Большой фестиваль дошкольного образования номинация "Праздник в детском саду" 2020 г Диплом 3 степени...
Сценарий физкультурного праздника в детском саду, посвящённого Дню физкультурника " Как клоун Лентяйкин попал на праздник физкультуры "
Цель: пропаганда здорового образа жизни посредством позитивных эмоциональных переживаний в форме праздника и весёлой игры. Задачи: - воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание...
