Летний праздник в группе общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти Тема: «Люблю березку русскую» (проводится в теплую погоду на участке детского сада)
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель: Дать детям представление о народном празднике «Русской березки – Троица».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_prazdnik_lyublyu_berezku_russkuyu.docx29.35 КБ

Предварительный просмотр:

Летний праздник  в группе общеразвивающей направленности от 5-ти до 6-ти

Тема: «Люблю березку русскую» (проводится в теплую погоду на участке детского сада)

Цель: Дать детям представление о народном празднике «Русской березки – Троица».

Задачи:

Образовательные задачи:

- познакомить с обрядами и обычаями, связанными с весенне-летним праздником «Троица» и его символом берёзой;

- формировать реалистические представления о природе;

- расширить знания и представления детей о берёзе.

Развивающие задачи: 

- способствовать формированию гармонически развитой личности, усвоившей духовные ценности и традиции русского народа;
- способствовать всестороннему 
развитию творческих способностей детей средствами русского фольклора.

Воспитательные задачи:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству, русским народным песням, хороводам, подвижным играм;
- воспитывать 
у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю.

Место и время проведения: полянка с берёзкой на территории детского сада во время прогулки. Дети и взрослые  в русских народных   костюмах. У девочек сумочки в них  ленточки, бусы, платочки, куколки

Материалы и оборудование: фонограмма песни «Во поле берёза стояла», платочки, ленточки, «волшебный» сундучок, скамейки для  детей.

Активация словаря: берёзонька, берёзка, праздник Троица.

Виды детской деятельности: музыкально-художественная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за берёзой, слушание и разучивание песен о берёзе, разучивание хороводов стихов и подвижных игр о берёзе, рассматривание иллюстраций, чтение сказок, рассказов и загадок о берёзе, беседа с детьми о традициях русского народа, подборка музыкального сопровождения

Работа с родителями: рассказать о русском празднике «Троица» и его обрядах, выучить стихи с детьми.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о празднике, обрядах и обычаях.

Ход праздника

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле берёзка стояла», воспитатель - ведущий с детьми, держащими в руках разноцветные ленточки, подходят к берёзе, встают в круг. 

Ведущая

- Здравствуйте, ребята. Вот и наступило время, когда в природе весна уступает место лету. И наступает праздник Троица. На Руси это был самый любимый праздник. А чей этот праздник, ребята, знаете?

Отгадаете загадку:

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег,

Кудрява, а без волос.

(Береза.)

        -  Да, ребята! У берёзки в начале лета есть свой праздник Троица.

- И сегодня мы пришли в гости к берёзе. Именно берёзу считают символом нашей страны. На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, считали символом девичьей нежности и красоты. Именно на берёзе весной появляются первые листочки.

Берёзка пригласила нас, чтобы вместе с ней встретить праздник, который издавна встречали на Руси. В далёкую старину, когда заканчивалась посевная работа на полях,  наступало время  весёлого и красивого древнего русского праздника – Зелёных святок, по-другому Троица. Праздник Троица – любимый народный праздник, он посвящён Богине Весны, победившей злых демонов зимы. В праздник на троицу в особом почёте была и есть Берёзка. 
Берёзонька скрипела, к себе гукала, добрых гостей созывала: «Приходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу, украшать»,  обещала сама согнуться, сама в веночки завиваться.

И девушки наряжали берёзку, завивали её веночком,  водили  хороводы,  играли,  а затем угощались пирогами, лепёшками, куличиками, кваском.

Ребенок 1: Этот праздник не простой

                Троицей зовётся.

                Он березонькой густой

                В душах отзовётся,

                Ветерочком прошумит

                В ивах придорожных,

                         И объявит, что венки

                         Заплятать всем можно

Ведущая: Нет у нас дерева веселее, приветливее, милее, стройной, кудрявой березки.

Ребенок 2: Берёзонька, красавица,

Мы к тебе пришли,

Ленточки цветные

В подарок принесли.

Ребенок 3: Станем мы берёзку украшать,

Веточки в косички заплетать,

Ленточки шелковые –

В  косоньки  зелёные.

Ребенок 4: Праздник, праздник у  красавицы лесной!

Мы подарим ей растенья, ленты в косы заплетем!

И красивые сережки будут ей как раз к лицу!

Как березке без сережек? Не бывает так в лесу!

Подойдите вы, девицы, подойдите, красные,

Оденьте  вы  берёзоньку  белоствольную

В праздничный наряд.

Девочки выходят и наряжают берёзку (с помощью взрослых).

Ребенок 5: Ой, пришло лето красное, принесло солнце ясное,

Нарядили берёзку красавицу, и берёзка стоит, улыбается.

Мы пришли поклониться к берёзоньке

И расправить серёжки ей длинные.

Ведущая: Заведём  хоровод, чтоб радостным и весёлым был весь год.

Дети водят хоровод вокруг берёзки «Во поле береза стояла».        

Ведущая: Где бы ни росла берёзка, она всюду приносит людям радость и свет. Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Современные авторы тоже посвящают берёзе свои произведения. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.

А.Прокофьева «Берёза»

Ребенок 6: Люблю берёзку русскую,

                То светлую, то грустную.

                 В белом сарафанчике,

                 С платочками в карманчиках.

Ребенок 7: С красивыми застёжками,

                С зелёными серёжками.

                 Люблю её нарядную,

                 Родную, ненаглядную!  

Ребенок 8: Берёзка белоствольная,

Высокая и стройная,

Кудрявая, пушистая,

С листочками душистыми.

Стихотворение В. Рождественский «Березка» 

Ребенок 9: Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Стихотворение «Березка»

Ребенок 10:У красы-березки

Платье серебрится.

У красы-березки

Зелены косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы.

Стали грызть березку,

А березка — в слезы

Защищать березку

Стали мы гурьбою,

Чтоб краса-березка

                     Выросла большою.

Ведущая:  Вы  ходите, девицы, в лес гулять,

Зелёные  веночки завивать,

Берёзка  к вам согнётся,

Сама в веночки завьётся.

Вы  берёзку величали,

Алой лентой украшали.

Будут веночки зелёные,

А вы весь год весёлые.

Взрослый завивает венок из веток  берёзки, связывает его ленточкой и одевает девочка на голову.

Ведущая: На горе города,

Завиты ворота,

В те ворота Наталья шла,

За собой вела красных девушек,

Красных девушек, всех подруженек.

   Дети  встают на игру «Ручеёк»

Ведущая:  Ребята в народе березка считается не только красивым деревом, но и щедрым. Своими сокровищами и  богатством она щедро делиться с нами. Давайте-же посмотрим, какие сокровища нам хочет показать березка. Загадываю загадки. (По очереди показываю, что лежит в сундуке: лучина, дрова, веник, лукошко, берёзовые листочки, берёзовые почки, шампунь, мыло, деготь, сок...)  
Красный петушок по жердочке бежит,
Белое ест, черное роняет…
(огонь, лучина, пепел)
                                                    (Березовая лучина хорошо горела и освещала избу)
Шкаф большой, дверцы маленькие
Кладут белое, вынимают черное… 
(дрова)
                                                   (Березовые дрова считались самыми жаркими)

Весной вырастают
Осенью опадают
… (листья) 
Все деревья спят зимой, просыпаются весной    
Ну, а раньше, чем листочки, набухают  это…
( почки)
                                                          ( Отваром березовых листьев и почек лечили больных,
                                                            успокаивал боль и заживлял раны)

Двадцать братьев вместе тут
Связаны веревкой.
Двадцать братьев пол метут
Чисто ,быстро , ловко
... ( веник)
                                             ( Березовым веником парились в бане и метлами подметали в избах.)

Даю вам чистоту и пену,
И уменьшаюсь постепенно
… (мыло)
С ней можно по грибы ходить
А можно ягоды носить
(корзина)
Ею голову все моют
Пенится и щиплет глаз
Пахнет вкусно аромат,
Будешь чистым как алмаз...
(шампунь)
Для ребят я стать готов
Лучшим из продуктов
Вы меня побольше пейте,
Наливайте, не жалейте!
(сок)

Ведущая: Вот какое доброе, чудесное дерево-береза: освещает, согревает, лечит, исцеляет. 
В старину о березе так и говорили: 
Первое дело - мир освещать! 
Второе дело-тепло давать! 
Третье дело - больных исцелять! 
Четвертое дело - чистоту соблюдать!
- А как мы можем помочь березе расти здоровой и красивой? 
(Защищать, не ломать, поливать, развешивать кормушки, замазывать раны, не бросать мусор, не разжигать костер, не писать ножом на коре, не раскачиваться на веточках…) 

Ребенок: Белая береза, милая сестра
               Ты расти не бойся злого топора
               Белая береза, птицы по ветвям
              Я тебя, родная, никому не дам!

Ведущая:  Наши ложки знает целый мир,

Наши ложки – русский сувенир,

Мы на них для березки сыграем –

И вас развеселим.

Все исполняют танец с ложками «Ах ты березка»

Ведущая:  - Ребята здесь от березки задание-испытание, кто с ним справиться тот и получит волшебный  березовый листочек. 
Надо к слову « березовый» подобрать другое слово, то что может быть березовым: (лист, ствол, сок, капля, веточка, корень, сережки, семена,  пень, бревно, грибы-подберезовики, кора-береста, макушка, ростки, птица-дятел, веник, метла, гриб-чага, дрова, почки, лучина, роща, чечевички, деготь, шампунь, пыльца…и др.)

Ребенок: Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой,

Белоствольные березки.

А мы все за руки все взъемся –

И  березки улыбнемся.

 Давайте споем песню «У моей России»

 Ведущая: А березка говорит  спасибо  вам ребята за вашу заботу и доброту,  за то,  что пришли ко мне в гости и повеселили меня: пели, плясали,  стихи  рассказывали. 
За это я вас хочу угостить своим витаминным, березовым соком! 
Приятного аппетита! (детям раздают стаканчики с соком).
 

Ведущая: Спасибо березка за угощения, нам пора!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект НОД по окружающему миру (подготовительная группа) на тему "Люблю березку русскую"

Данный материал содержит разнообразные виды деятельности с детьми, стихи. Конспект подробный...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Люблю березку русскую».

Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве.Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искус...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Образовательная область - художественное творчество ( аппликация) Тема: «Люблю березку русскую»

конспект образовательной деятельности - художественное творчество ( аппликация).  Выполняем коллективную работу " Весенняя березка"...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Люблю березку русскую». Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна

Цель: создать условия для ознакомления детей с березой, как символом России.Задачи:Образовательные:Создать условия для ознакомления детей с березой, как с символом страны, национальным деревом. Формир...

Занятие в старшей группе Тема - «Люблю березку русскую»

Занятие в старшей группеТема - «Люблю березку русскую»...

План-конспект досуга в средней группе на тему: "Люблю березку русскую".

План-конспект досуга в средней группе на тему: "Люблю березку русскую"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе по патриотическому воспитанию на тему: «Люблю березку русскую»

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «социализация», «чтение художественной литературы», «музыка».Цель: прививат...