Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме
Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры..doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационная деятельность по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Залюбовская Лариса Сергеевна – старший воспитатель МДОУ детский сад №21 г. Россошь Воронежской области.
Проблема: Расширять знания детей об историческом прошлом своего
народа, расширять познавательную и культурную сферу дошкольников.
Цель внедрения инновации: Формировать нравственно Инновационная деятельность по приобщению детей к зрелую личность.
Типы инновации:
^ по влиянию на учебно-воспитательный процесс: включение в содержание образования;
^ по масштабам преобразований: системные, охватывающие 4 года обучения;
^ по инновационному потенциалу: усовершенствование программных задач путем внедрения краеведческих знаний. Процесс внедрения знаний об истории и культуре русского народа
строится по принципу постепенности и последовательности.
Инновация решает задачу приобщения детей к истокам русской народной
культуры.
Этапы инновационной деятельности
I этап. "Подготовительный" 1997 -1998 г.
Содержание работы:
- анализ условий и возможностей детского сада;
- изучение интересов и творческого потенциала педагогического коллектива;
■ изучение нормативных документов.
Мероприятия:
- Анкетирование педагогов е целью выявления знаний, интереса к русской культуре - 1997 г.;
- Заседание методического совета, обсуждение возможности организовать работу по данному направлению в детском саду - 1997 г.;
- Детальное обсуждение с коллективом возможных направлений в работе по приобщению детей к истокам русской культуры -1998 г.;
- Организация творческой группы воспитателей и специалистов, распределение между ними функций, ответственная - ст. воспитатель - 1998 г.;
- Пополнение библиотеки специальной литературой о русском костюме, фольклоре, народных промыслах, русском быте -1997-1998 г.;
II этап. "Проектирование" 1998 -1999 г.
Содержание работы: разработка системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, поиск предметов русского быта, сохранившихся у коренного населения, разработка плана реализации работы на текущий год.
Мероприятия:
Наметить следующие годовые задачи:
1) начать работу по возрождению русских народных традиций и приобщению к ним детей - 1998 г.;
- совершенствовать работу по нравственно-патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы работы по приобщению детей к истокам русской культуры - 1999 г. Углубленное изучение программы "Детство".
- провести семинары-практикумы по знакомству педагогов с:
- народной росписью;
- русским костюмом Воронежской губернии;
- народными сказителями;
- русским бытом - 1998 - 1999г., творческая группа;
- Определение уровня знаний детей о русской культуре, фольклоре, быте (с помощью тестов) - 1999 г., воспитатели групп;
- Разработка модели внедрения инновации в учебно-воспитательный процесс - 1999 г.
- Начать оформление развивающей среды групп и микро-музея "Русская изба" - 1999 г., педагоги МДОУ, творческая группа.
III этап. "Программирование" 2000 - 2001 г.
Содержание работы: разработка программы "Русь", включающей все этапы инновационного процесса, отражающей использование разносторонней работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры в соответствии с интересами детей.
Мероприятия:
1) Разработка программы "Русь" - 2000 г., творческая группа.
2) Проведение работы с родителями по обогащению их знаниями о русской культуре - 2001 г.
3) Разработка разнообразных форм деятельности _ для использования в работе с детьми (в познавательном развитии, ИЗО-деятельности, нравственном воспитании, экологии), решающие задачи знакомства детей с народной культурой, фольклором, художественными промыслами, особенностями русского быта и культуры - 2001 г.
4) Оформление микро-музея "Русская изба" с подбором подлинной кухонной утвари, посуды, предметов быта, рукоделия -2001 г.
5)Внедрение изменений в учебный план: выделить время в режиме дня каждой возрастной группе для проведений работы по инновационному направлению.
IV этап. "Организация работы" 2002 - 2003 г.
Содержание работы: апробирование работы по разработанной программе "Русь", пополнение развивающей среды новыми пособиями, разработка конспектов занятий, сценариев праздников и развлечений, подбор теоретического и иллюстративного материала о русской культуре, быте, фольклоре.
Мероприятия:
1) Наметить годовые задачи:
- начать работу по внедрению в повседневную свободную и учебную деятельность элементов русского народного творчества, культуры, фольклора;
- разнообразить формы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, систематизировать наработки педагогического коллектива по этой проблеме.
- Провести педагогические совещания по следующим темам: "Мы за чаем не скучаем", "Воспитание в русской семье".
- Оформить в групповых комнатах центры русской культуры -2002г.
- Изготовление женского, мужского и детского костюмов Воронежской губернии середины XIX века - 2003г.
- Наладить тесное сотрудничество со следующими социальными структурами: библиотекой, выставочным залом, краеведческим музеем - 2003 г.
6) Обсуждение результатов работы по программе "Русь" на заседаниях творческой группы, на пятиминутках и педсоветах - 2003 г., ст. воспитатель.
V этап. Контроль и коррекция 2004 г.
Содержание работы: проведение текущего и итогового контроля за ходом и результатами внедрения программы "Русь", проведение кружковой работы "Посиделки".
Мероприятия:
- Знакомство с наработками воспитателей Чикачевой Л.И., Приймак Н.П., муз. руководителя т- Харитоновой Е.В. по знакомству детей с русской культурой, просмотр открытых мероприятий, заслушивание на методсовете - 2004 г., ст. воспитатель, педагоги детского сада.
- Разработка плана кружка "Посиделки", ответственная - Чикачева Л.И. - 2004 г.
- Участие в общегородском смотре-конкурсе по проблеме "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истории и культуре родного края" - ответственная - Залюбовская Л.С.
- Проведение внутрисадовкого смотра-конкурса центров русской культуры - 2004 г., ответственная - Рыбина М.С.
- Проведение КМО для воспитателей города по проблеме "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" - 2004 г., Залюбовская Л.С.
- Корректировка отклонений от разработанной программы "Русь" -2004 г., творческая группа.
- Информирование коллектива о ходе работы по внедрению инновации - 2004 г., ст. воспитатель.
VI этап. "Распространение и обобщение инновационного опыта педагогов .МДОУ детский сад №21 по приобщению детей к истокам русской народной культуры" 2005 - настоящее время.
Содержание работы: включение инновации в повседневную практику МДОУ, распространение инновации среди педколлективов города.
Мероприятия:
1)Выступление педагогов: Чикачевой Л.И., Добрыниной Н.И., Гринченко Н.Г. с сообщениями из опыта работы на КМО города (приобщение детей к истокам русской народной культуры) - 2005 г., Залюбовская Л.С.
2) Открытый показ для педагогов района праздника "Русская песня." - муз. руководитель - Харитонова Е.В.
3)Знакомство с опытом работы педагогов по инновационной технологии делегации американских педагогов штата Канзас.
4)Опыт работы педагогов МДОУ заслушивался на заседаниях городского методсовета.
5)Опыт освещается в материалах газеты "Россошь".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Инновационная деятельность ДОУ - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
В данный статье представлен опыт по работе детского сада в области приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры...
Статья "Инновационная деятельность ДОУ - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"
статья из опыты работы старшего воспитателя...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры для детей средней группы «В гостях у Хозяюшки»
данная разработка поможет педагогам приобщить детей к истокам русской народной культуры,используя макет избы...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
«Использование музыкально-ритмических композиций в совместной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры»
Стилизация народного танца "Субботея", танец для группы с численным преобладанием девочек "Золотая ярмарка", танец "Гармонист Тимошка"...
Конспект организованной образовательной деятельности по приобщению детей к истокам русской народной культуры тема: «Кузнечное дело»
Тема: «Кузнечное дело!» Цель: Воспитание у детей уважение и любовь к традициям русского народа Задачи: 1. Дать детям представление о ремесле кузнеца, дать знания о значимости ремесла в русской куль...