«Роль предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни».
материал (подготовительная группа) по теме

Нектова Ольга Ивановна

Предлагаю вашему вниманию материал, раскрывающий роль предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_pro_ugolok_zdorovya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни».

        Нектова О.И.

        Воспитатель МДОУ№4                      

        «Солнышко».

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Формирование здоровья дошкольников и их валеологическое образование является приоритетным направлением педагогической деятельности коллектива дошкольного учреждения №4 .

Здоровье детей – это особая проблема. В связи с этим наше учреждение организует разностороннюю деятельность, направленную на сохранение и формирование здоровья детей, реализует комплекс воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням. Частые заболевания, вынужденные перерывы в посещении дошкольного учреждения отрицательно сказываются на продуктивности решения воспитательных и образовательных задач. Учитывая все выше изложенное, я пришла к выводу о необходимости формировать у детей основы здорового образа жизни через синтез различных видов деятельности. Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели-мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.

На мой взгляд, невозможно развивать ребёнка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно – развивающей среды в группе. В первую очередь детям нужна наглядность, которую я предлагаю им через организацию валеологического уголка, где в различной форме представлены правила здорового образа жизни, схемы ухода за зубами, волосами, кожей и др.  Через плакаты и рисунки дети имеют возможность знакомиться с  телом человека. В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, альбомы иллюстраций, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью. Наш валеологический уголок пополняется и развлекательной, познавательной  коллекцией «Человеческое тело». Каждый номер журнала содержит статьи о человеческом теле, его устройстве и функциях организма. Журнал объясняет как работает человеческое тело и раскрывает множество невероятных фактов. Из деталей, поставляемых в комплекте с журналом, мы с детьми сможем собрать тело реальной величины - своего нового друга Артема...

 Наряду с традиционными рисунками и плакатами, в ходе занятий применяются информационно-коммуникационные технологии. Осуществляю  с помощью ноутбука показ презентаций на такие темы как: «Тело человека», «Чем мы дышим», Чем мы слышим» и др.

Так же предлагаю детям комплексы утренней гимнастики, спортивные упражнения для занятий дома. В центре сюжетно ролевой игры представлены все виды и атрибуты для  игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.

        В “Уголке здоровья” находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

В уголке имеются различные дидактические игры:

«Структура человеческого тела»

«Спорт – это здоровье»

«Чистим зубы правильно»                                                                                                                                              

«Бережём уши» и т.д.                                                                                                            Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

Овладение детьми валеологическими знаниями и умениями происходит через различные виды деятельности: беседы, дидактические игры, труд, наблюдение, чтение книг, дыхательные и двигательные упражнения, психогимнастические этюды, сюжетно-ролевые игры.

Как обобщающее  занятие по какой либо теме широко использую валеологический КВН, викторины, конкурсы рисунков, валеологические праздники и развлечения с включением детей других групп и родителей.

Наряду с традиционными формами работы провожу с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В уголке здоровья также имеется картотека схем этих точек, а также детей знакомлю с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях.

        В системе обучаю детей дыхательной гимнастике, релаксации. Объясняю важность этих мероприятий для здоровья человека. Очень важно, чтобы собственный опыт ребёнка был им проанализирован, чтобы знания были применены к себе, чтобы ребёнок научился советоваться с собой и прислушиваться к себе.

Ежедневно в своей работе с детьми использую такую форму, как пальчиковые игры. В уголке здоровья имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д.  

Для укрепления зрения использую следующие моменты: зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”).

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Все эти приёмы позволяют постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.

Ежедневно в нашем саду проводится закаливание.

Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами,  шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия).

В нашем уголке здоровья подобрана хорошая видео- и аудиотека,  имеются детские мультфильмы, познавательные фильмы о здоровом образе жизни.

Нарабатывается система эвристических бесед для детей об укреплении и бережном отношении к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Не может быть полноценного развития, если работа ведётся в одном направлении, без участия родителей. Родители важное звено в развитии ребёнка, и особенно в формировании у ребёнка основ здорового образа жизни, поэтому параллельно проводится работа с семьёй, с использованием различных форм и активное включение родителей в жизнь детского сада.

Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни дневник здоровья.

“Дневник здоровья” позволяет развить у дошкольников мотивационные основы сохранения и улучшения и своего физического и духовного здоровья.

На страницах “Дневника здоровья” содержится материал позволяющий привить навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

В дневнике указывают фамилию, имя, дату рождения, основные антропометрические показатели (вес, рост), цвет волос, глаз.

Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Родители часто выполняют задания вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают дневники, вспоминают, как они играли, ходили в лес, прикладывают ладонь и смотрят - на сколько она подросла, рисуют своё настроение.

Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советую им  литературу, брошюры, консультации. Соответственно, для родителей оформляю в “Уголке здоровья” рекомендации, советы.

В раздевалке имеется стенд для родителей на котором размещается валеологическая газета для родителей «Будь здоров, малыш». Тематика газет разнообразна.

Семь родительских заблуждений о морозной погоде

Если у ребенка ОРВИ.

Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка.

Витаминотерапия в оздоровлении детей.                                                                              

Постоянно обновляются папки-передвижки, ширмы на темы оздоровления детей.В свою очередь родители оказывают нам, воспитателям, посильную помощь в изготовлении атрибутов и оборудования для уголка здоровья. В группе имеется “Волшебный колодец”. Родители часто приносят: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это мы рассматриваем, определяем на запах, на вкус. Объясняем, что всё это полезно для здоровья человека и заменяем “конфетку” на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду.

Я считаю, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

И созданный с помощью родителей уголок здоровья имеет большое значение в приобщении детей к здоровому образу жизни. Имеющийся в нем материал помогаем мне формировать основы здорового образа жизни, а у  детей вызывает чувство радости, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. И к концу дошкольного возраста дети способны понимать здоровье значительно широко, как красоту, счастье, успешность, а так же осознают, что здоровье находится в их руках.

В перспективе своей работы по созданию здровьесберегающей среды в группе, повышению педагогической компетентности, отношения к охране здоровья я планирую:

1. Продолжать насыщать новым содержанием работу по проблеме укрепления здоровья, используя новые методы и технологии.

2. Применять в образовательном учреждении в качестве нормы отношение к своему и чужому здоровью, как национальному достоянию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, ...

Создание предметно-развивающей среды в приобщении детей к здоровому образу жизни (презентация из опыта работы)

Важное место в воспитании основ здорового образа жизни в детском саду является создание предметно-пространственной развивающей среды....

Приобщение детей к здоровому образу жизни через создания предметно развивающей среды

Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно – развивающей среды».Воспитатель: Ерина С.С.Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательн...

Роль культурно-гигиенических навыков в приобщении детей к здоровому образу жизни

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важную роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах...

"Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни"

quot;Роль музыкально-спортивных праздников в приобщении детей к здоровому образу жизни"...