Проект инклюзивного образования дошкольников
методическая разработка по теме

Мусихина Наталья Афанасьевна

Презентация и проект инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ "Равные среди равных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya_proekt.rar765.51 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный проект

по разработке и внедрению модели

инклюзивного образования

детей с разными возможностями

В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»

 

Пермь 2010г.

Авторы:

заведующий МДОУ В.М. Захарова

заместитель заведующего по УВР

                                   Н.А. Мусихина

педагог-психолог Е.И. Постникова

воспитатель Галактионова В.А.

Информационная карта проекта

«Равные среди равных»

по разработке и внедрению модели инклюзивного образования

детей с разными возможностями

В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»

Цель проекта.

Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях детского сада.

Задачи проекта 

  1. Создать условия для открытия инклюзивной группы для детей с разными возможностями.
  2. Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.
  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивной группе мультидисциплинарной командой.
  5. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  6. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Адресная направленность проекта

субъекты образовательного процесса МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»».

Продолжительность,

сроки реализации проекта

3 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный 01.01.2010г. – 31.08.2011г.

II этап – реализации 01.09. 2011г – 05.2012г.

III этап – контрольно-диагностический 05.2012- 09.2012г.


Объяснительная записка.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разыми возможностями.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Необходимость разработки и  внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

1.  Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени; 

3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный  день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

4. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  1. взаимное уважение;
  2. толерантность;
  3. осознание себя частью общества;
  4. предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
  5. взаимопомощь;
  6. возможность учиться друг у друга;
  7. возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

5. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.

   Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

  1. Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;
  2. Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
  3. Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
  4. Возможность доступа к основной программе обучения;
  5. Доступ к многообразию способов обучения.

Возможность открытия группы инклюзивного образования  в нашем ДОУ обусловлена:

  1. Наличием условий предметно-развивающей среды (кабинет психолога, музыкальный, физкультурный и тренажерный залы,  изостудия, комната релаксации); и достаточной оснащенностью специальным оборудованием.
  2. Положительным опытом реализации в МДОУ разных моделей интегрированного образования детей с разными возможностями.

      2. Наличием кадровых условий, высоким профессионализмом педагогов ДОУ

      3.Наличием программно-методического обеспечения коррекционно-развивающего процесса, в том числе авторскими программами педагогов ДОУ.  

       4. Востребованностью данной услуги (по  результатам опроса родителей)

Цель проекта: создание условий для разработки и реализации модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»

Задачи:

  1. Создать условия для открытия инклюзивной группы для детей с разными возможностями.
  2. Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.
  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивной группе мультидисциплинарной командой.
  5. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

6.   Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

Подзадачи:

В работе с семьей:

  1. Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений;
  2. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной практической деятельности.
  3. Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей позитивными способами коммуникации.
  4. Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.

В работе с педагогами:

  1. Создать условия в ДОУ для повышения квалификации педагогов по проблеме.
  2. Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
  3. Стимулировать педагогов на самообразование и инновационную деятельность по проблеме.

Ожидаемые результаты:

Открытие и эффективное функционирование в ДОУ группы инклюзивного образования детей с разными возможностями.

В работе с семьей:

  1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
  2. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
  3. Стойкое продвижение детей в развитии.
  4. Возникновение родительского сообщества, расширение социального пространства семьи.

В работе с педагогами:

  1. Повышение профессиональной компетентности в работе с детьми с разными возможностями.
  2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
  3. Результативность самообразования - обобщение и трансляция опыта работы по проблеме,  расширение границ профессиональных интересов педагогов.

Индикаторы результативности:

  1. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов

( аналитические материалы)

  1. Результаты диагностики:
  1. развития детей,
  1. уровня детско-родительских отношений,
  1. личностного развития родителей и педагогов. ( диаграммы, графики, сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности)
  1. Востребованность родителями психолого - педагогических мероприятий

( журналы посещаемости, книги отзывов).

  1. Устойчивый спрос родителей на услуги ДОУ, повышение рейтинга учреждения.

Концептуальными основами проекта являются:

  1. Положения Л.С. Выготского о том, что:

- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;

- развитие ребенка в ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;

  1. Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии  А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
  1. Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Основные принципы работы в рамках проекта:

  1. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
  2. Дифференцированной помощи -  необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
  3. Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
  4. Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
  5. Принцип наличия обратной связи.
  6. Уважения и признания партнеров.
  7. Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
  8. Принципы инклюзивного образования:
  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Деятельность в рамках проекта.

Целевую группу составляют  12-15 воспитанников ДОУ (3-5 человек – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата,9-12 человек – их здоровые сверстники), их родители .

Мы считаем, что для открытия и успешного функционирования инклюзивной группы необходим системный подход, программная форма организации, создание мультидисциплинарной команды сопровождения всех субъектов образовательной деятельности.

Системность подхода мы видим в выделении направлений, структурирующих модель инклюзивного образования:

  1. Социально- педагогическое направление предполагает оказание

адресной дифференцированной помощи всем субъектам образовательной деятельности;

 ( см. далее);

  1. Программно - структурное направление -  организация и

содержательная разработка последовательных этапов по

психолого - педагогическому сопровождению участников образовательной деятельности;

  1. Содержательное направление - определение содержания, форм и

методов интегрирования педагогических задач в практику дошкольного и семейного воспитания;

  1. Кадровое обеспечение - повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.    

Реализация принципа мультидисциплинарности будет обеспечена

 созданием команды специалистов, осуществляющей «сопровождение»

 всех субъектов образовательной деятельности ( родителей, педагогов,

детей)

В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, составляющие мультидисциплинарную рабочую группу, обеспечивающую психолого

- педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов):

п./п.

Ф.И.О.

Должность

год рожд.

Образование

Стаж

 работы

Роль в проекте

1.

Захарова

Валентина Михайловна

заведующий

1957

ПГПИ-1978г.

МГПИ -1998

23г

руководитель: организует работу по реализации проекта, подбирает специалистов, контролирует текущую работу специалистов,

составляет  отчеты по реализации проекта.

2.

Мусихина Наталья Афанасьевна

заместитель

заведующе-го по УВР

1956

ПГПИ-1982

МГПИ -1998

19

координатор: координирует действия специалистов, осуществляет сбор и анализ информации об образовательном процессе в рамках проекта, осуществляет научно-методическое руководство реализацией проекта.

3.

Токаева Татьяна Эдуардовна

консультант: консультирует педагогов и родителей, осуществляет сбор и анализ информации об альтернативных программах инклюзивного образования.

4.

Постникова Елена Игоревна

педагог-психолог

1972

ПГПИ 1994

7 лет

педагог-психолог:

осуществляет психологическое сопровождение образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями.

5.

Лузина Людмила Григорьевна

руководитель ФИЗО

1976

ПГПИ 1997

15 лет

инструктор ЛФК:

проектирует и осуществляет работу по физкультурной и оздоровительной работе в инклюзивной группе.

6.

Галактионова Валентина Алексеевна

Воспитатель

1953

ПГПИ 1982

27

Воспитатель консультирует родителей и специалистов о содержании и методах педагогического процесса.

7.

Жигайлова Надежда Николаевна

учитель-логопед

1967

СГПИ 1989

17

учитель-логопед:

консультирует  и обучает родителей и специалистов о ходе и методах речевого развития дошкольников..

8.

Иваненко Светлана

Александровна

главный бухгалтер

1965

11

бухгалтер: ведет бухгалтерский учет, составляет отчеты во внебюджетные фонды, оформляет финансовые документы  по проекту.

 В системе  взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:

Участник сопровождения

Цели

Методы работы

Администрация

Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.

  1. Собеседование, интервью.
  1. Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.
  1. Организация научно - методических семинаров, работы мастер - класса, наставничества.
  1. Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба

Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем  профессиональной деятельности.

Проектирование и реализация педагогического сопровождения развития детей инклюзивной группы.

  1. Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.
  1. Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.
  1. Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.
  1. Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба

Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

  1. Психологический анализ педагогической деятельности.
  1. Психологическая диагностика развития детей, тестирование педагогов и родителей.
  1. Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций, совместных занятий.

Педагог (воспитатели, специалисты)

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

  1. Самоанализ педагогической деятельности.
  1. Участие в семинарах, конференциях, методической работе ДОУ по проблеме.

Работа по самообразованию.

 

 

 

 

 

 


Анализ условий, имеющихся в ДОУ для открытия инклюзивной группы.

Условия

Способствующие

Препятствующие

Возможные пути решения проблем

Материально-технические

  1. Наличие в ДОУ кабинетов

 ( психолога, валеолога, эколога, изодеятельности), залов ( музыкальный, физкультурный, тренажерный), медицинского блока ( физиопроцедурный, массажный и стаматологический  кабинеты)

  1. Наличие в ДОУ специального коррекционного оборудования, медицинского оборудования)
  2. Оснащенность групп коррекционным и развивающим оборудованием, играми, пособиями и т.д.
  1. Недостаточная оснащенность специальным оборудованием.

     для детей раннего возраста.

  1. Приобретение специального оборудования, в том числе для детей раннего возраста.
  2. Использование нестандартного оборудования.

Кадровые

Наличие в ДОУ специалистов:

  1. логопедов- дефектологов,
  2. педагога-психолога,
  3. руководителя ФИЗО,
  4. инструктора ЛФК,
  5. руководителя ИЗО.

Высокий профессиональный уровень педагогов:

II кв. категория - 53 %

I  кв. категория - 20 %

Высшая кв. категория - 18 %

Высшее образование - 44 %

  1. Сокращение ставок педагога-психолога и специалистов
  2. Увеличение нагрузки на педагогов за счет обязанностей, не входящих в должностные.
  1. Скорректировать должностные инструкции.
  2. Пересмотреть график работы специалистов с целью более рационального использования рабочего времени

( с 12 до 15 часов).

Научно-методические

Создана система комплексной коррекционно-развивающей работы с особыми детьми.

Успешно реализуются разные формы интеграции.

Разработана система диагностики развития детей с ограниченными возможностями.

Разработана технология составления индивидуальных маршрутов развития дошкольников.

Осуществляется научное руководство образовательным процессом ( научный руководитель к.п.н. Токаева Т.Э.)

Отсутствие стандартов специального образования.

Отсутствие коррекционно-развивающих программ для детей с ДЦП.

Разработать индивидуальные программы развития детей.

Финансово-экономические

.

В связи с введением НСОТ сокращены ставки педагогов-дефектологов, 0,5 ставки педагога-психолога.

Необходимо дополнительное финансирование из городского бюджета.


I этап  реализации проекта

( организационный)

Цель: Выявление и создание условий в ДОУ для  разработки и внедрения модели инклюзивного образования.

Задачи

Мероприятия, действия

Ответственный

Срок

Предполагаемый результат

  1. Изучить потребности социума

 в образовательных услугах ДОУ в форме инклюзивной группы

  1. Изучить возможности ДОУ для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями.

  1. Привести нормативно-правовую базу ДОУ в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании

4. Провести рекламную акцию по открытию инклюзивной группы.

  1. Разработать программно-методическое обеспечение для инклюзивной группы.

5.Сформировать группу детей с разными возможностями

  1. Установить связь с поликлиниками города, городскими и районными обществами инвалидов, социальной защиты населения с целью выявления семей, имеющих детей с проблемами в развитии и не посещающих образовательные учреждения.
  2. Провести анкетирование родителей.

  1. Провести анализ условий:
  1. материально-технических

( выявить потребности в специальном оборудовании).

  1. кадровых ( определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов)
  2. финансово-экономические

 ( изыскать среда для курсовой подготовки педагогов; приобретения и установки специального оборудования; )

  1. научно-методические

( разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса )

*  Скорректировать паспорт образовательной услуги МДОУ

  1. Разработать положение о мультидисциплинарной команде сопровождения.
  2. Скорректировать должностные обязанности персонала.
  3. Разработать форму договора с родителями.
  4. Разработать модели взаимодействия  с детьми и родителями.

  1. Провести день открытых дверей для родителей.

  1. Разработать и издать рекламные буклеты.

  1. Разместить рекламную информацию в СМИ, на сайте.  

  1. Разработать модель образовательной программы для инклюзивной группы.
  2. Сформировать пакет диагностических методик.

  1. Разработать форму индивидуального образовательного маршрута.
  2. Заключить договоры с родителями.
  3. Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.
  4. Провести родительское собрание.
  5. Подготовить сценарий праздничного открытия группы.

Заведующий,

 зам. завед. по УВР,

социальный педагог

Заместитель заведующего

Воспитатель

Заведующий,

заместители по УВР и АХР

Заведующий

Зам. завед.,

воспитатель

Временная творческая группа

Заведующий,

зам. завед.,

воспитатель

воспитатели

Февраль-    март

апрель

апрель

май

апрель-май

май - июнь

июнь -август

Сентябрь

Создание банка данных о семьях, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.

Выявление потенциальных партнеров ДОУ в плане организации инклюзивного образования.

Определение контингента детей и родителей для дальнейшего сотрудничества.

Выделено помещение для группы инклюзивного образования.

Определен состав педагогов , скоординирована их деятельность.

Разработано образовательная программа и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в инклюзивной группе.

Нормативно-правовая база ДОУ соответствует Законодательству РФ по инклюзивному образованию

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса в инклюзивной группе.

Договоры с родителями

Сформирована группы, определены основные направления работы с детьми и родителями.

Прогнозируемый результат:

  1. Устойчивое продвижение детей в развитии.
  2. Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
  3. Рост профессионального мастерства педагогов.
  4. Расширение образовательного пространства ДОУ, повышение его социального статуса в районе, городе.


Модель сотрудничества с семьей

Формы сотрудничества

Цели, задачи

Содержание

  1. Индивидуальные:
  1. Беседы.
  2. Анкетирование.
  3. Тестирование

  1. Консультирование.

   

  1. Индивидуальные практикумы

  1. Телефон доверия.
  2. Почтовый ящик.

Групповые формы:

 * Консультации.

* Семинары - практикумы.

* Групповые собрания.

* Конференции.

Наглядные формы просвещения

  1. Изучение микросоциальных условий воспитания.
  2. Определение уровня родительской мотивации на сотрудничество с коррекционно-образовательным учреждением.
  3. Диагностика детско-родительских отношений.
  4. Изучение уровня ожиданий родителей и их отношения к ребенку.

1.Подробное обсуждение результатов обследования и хода коррекционно-развивающего процесса, выявление причин., препятствующих развитию.

2. Разъяснение конкретных  мер помощи ребенку с учетом структуры его дефекта.

3. Обсуждение проблем родителей в вопросах воспитания.

1. Обучение родителей совместным формам деятельности с ребенком, приемам коррекционной работы.

Оказание психолого-педагогической помощи в решении проблем развития личности ребенка.

Формирование воспитательной компетентности родителей через расширение круга их дефектологических знаний и представлений.

Изменение родительской позиции и отношения к своему  ребенку.

Выработка общей стратегии и тактики в вопросах воспитания и развития особых детей.

  1. Социальная характеристика семьи:
  1. уровень образования,
  2. материальная обеспеченность,
  3. жилищно-бытовые условия,
  4. взаимоотношения,
  5. состояние здоровья.
  1. Адекватность оценки состояния ребенка.
  2. Степень инициативы в плане сотрудничества.
  3. Продуктивность использования психолого-педагогических рекомендаций.

  1. Успехи и проблемы в развитии ребенка.
  2. Особенности ухода за ребенком.
  3. Как учить ребенка.
  4. Проблемы поведения, как с ними бороться.
  5. Отношение родителей к проблемам ребенка.

  1. Массаж и артикуляционная гимнастика.
  2. Пальчиковые игры.
  3. Психогимнастика.
  4. Рефлексзапрещающие позиции.

По запросам родителей.

  1. Особенности психофизического развития детей с ДЦП.
  2. Проблемы развития речи и пути их решения.
  3. Формирование познавательной активности ребенка с ДЦП.
  4. Психология семейных отношений.
  5. Готовность детей к школе.

 

* Навыки наблюдения за ребенком.

* Развивающие игры в коррекционной   работе.

* Грамматика общения.

* Коррекция эмоциональной сферы средствами психогимнастики.

  1. Растим детей здоровыми.
  2. Помоги себе сам.
  3. Педагогика общения.
  4. Игра в жизни ребенка.

Выпуск групповой газеты, рекомендаций для педагогов и родителей.


Равные возможности для каждого!

Главные преимущества инклюзивного образования:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья через нормативные документы

В статье даются понятия ОВЗ(ограниченные возмаожности здоровья), инклюзивное образование. Дается детальный анализ реализации инклюзивного образования черезПриказ Министерства образования и науки Росси...

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКАОдной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период до...

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Педагогический проект инклюзивного образования дошкольников основам здорового образа жизни "Азбука Здоровья" 5-7 лет

Необходимы новые подходы в ДОУ к оздоровлению детей с ОВЗ и детей инвалидов. Подходы должны  базироваться на анализе внешних действий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и испо...

План работы по проекту «Гидропластика с элементами синхронного плавания как средство инклюзивного образования дошкольников»

План работы с воспитанниками и родителями по проекту «Гидропластика с элементами синхронного плавания как средство инклюзивного образования дошкольников»...